«Родовая Земля»
№ 11 (148), ноябрь 2016 г.
8 • оБраЗ ЖиЗни
За прошлый год 26 тысяч рос-
сиян из городов переехали
жить в деревню. Только под
Казанью имеется 14 так назы-
ваемых родовых поселений.
Из «комсомолки» —
в лес
мы едем на машине из Каза-
ни в сторону республики марий
Эл. артур описывает, каким хочет
видеть свой дом, словно малень-
кий мальчик рассказывает, как со-
бирается обставить свою комнату:
— в дальнейшем обсервато-
рию хочу! небольшое, но высокое
здание, внутри — лестница вин-
товая, наверху—панорамный об-
зор, столик посередине, на нём те-
лескоп стоит, скамейки по кругу.
У меня и костюм звездочёта есть.
Это с тех пор, как мы открывали
детский клуб, помнишь?
Я прекрасно помню, как клеи-
ла там обои. а через полгода ар-
тур уехал жить в лес...
артур гимаев — бывший кор-
респондент
«Комсомольской
правды», один из основателей
футбольного клуба «Заря». а с ле-
та он, его жена мария, их дочки
Злата и Дарья — жители родо-
вого поселения лесная поляна в
окрестностях марий Эл.
мы приехали по городским
меркам рано, в восемь утра. посе-
ление находится в марийских ле-
сах. на территории родовых по-
местий действует табу на отстрел
животных и даже на ловлю рыбы,
так что обитатели пруда и окрест-
ностей чувствуют себя здесь воль-
готно. Курам и козам, которых
держат жители лесной поляны,
тоже ничто не угрожает, пернатые
несут яйца, рогатые дают молоко.
Кроме того, действуют запреты на
алкоголь, сигареты и брань. в об-
щем, пастораль.
председатель живёт в центре
поселения, недалеко от Теремка.
Этот маленький домик построен
для тех, кто ещё не достроил свой
собственный дом, или для гостей
и друзей поселенцев.
Я оставила вещи в доме и при-
нялась знакомиться с правилами
проживания.
Как пишет официальный сайт
поляны, «мы не хотим видеть в со-
седях людей, которые:
— не потрудились прочитать
книги в. мегре;
— не планируют в ближайшие
годы переезжать в поместье;
—не смогли реализовать себя
в городе и решили попробовать
начать всё с начала в поселении;
— не понимают, на что будут
строиться и жить в поселении,
надеясь разобраться «по ходу»;
— имеют очень смутное пред-
ставление о строительстве, ого-
родничестве и жизни на природе
в целом;
— считают, что участие в об-
щепоселенческих проектах долж-
но быть добровольным, хотят
уединиться в своём поместье и
оставить общественные дела на
усмотрение других;
— считают наши правила и
процесс вступления в поселение
слишком строгими;
— фанатично настроены и
оторваны от реальности, поэто-
му позволяют себе агрессивные
высказывания, содержащие не-
терпимость (религиозную, нацио-
нальную, пищевую и т.д.)».
Если какой-то из пунктов вам
подходит, то вам настоятельно
рекомендуют поискать себе дру-
гое поселение. однако все, кого я
встречала, отмечали, что правила
носят рекомендательный харак-
тер и окончательное решение за
самими поселенцами.
«Мнение председателя
не отражает мнения
всего поселения»
председателя Сергея мне уда-
лось поймать только вечером.
лесная поляна появилась как
идея в 2008 году, а реалией стала
год спустя. Ценители фольклора
и традиционного образа жизни, в
основном из Казани, захотели из-
менить жизнь в городе и остано-
вились на родовом поселении.
Сергей михайлов отучился в
Каи на радиотехника. работал в
ТиСБи, потом устанавливал бан-
ные печи.
— все основатели лесной по-
ляны встретились в «Кедровом
доме», — рассказывает он. —
Есть такой клуб в Казани. Там со-
брались люди, которым инте-
ресно было жить на природе. и
не просто на природе, а чтобы и
дружно, и весело, и со смыслом,
и, может, что-то ещё, видимо, по-
тому, что была какая-то неудов-
летворённость в жизни город-
ской. мы объединились на идее
родовых поместий. Это вдохнови-
ло. первое поселение, которое мы
основали, было Светлое, потом —
Светлогорье. оба в Казани.
почему не остались в тех по-
селениях, которые были созданы?
они не подходили нам по ритму
и правильности организации. Со-
здавали их мы, но многое не учли,
оказалось, что нам они не подхо-
дят. людей слишком много, с раз-
ными целями, интересами. Созда-
вались поселения, где соседи не-
известно когда будут жить (в лес-
ной поляне на полный переезд
даётся два года. —
Авт.
). нас это
не устраивает, и пришлось созда-
вать заново. и как пример исполь-
зовали Ковчег в Калужской обла-
сти. Снова под Казанью не полу-
чилось, потому что там сложно с
оформлением земель. Хотелось
около реки, поэтому стали подни-
маться вверх по волге, нашли зем-
лю в марий Эл и обратились к ад-
министрации.
Земля куплена дачным парт-
нёрством, потому что в законода-
тельстве родовых поселений нет
(близкое к этому — «дальнево-
сточный гектар», безплатный уча-
сток под фермерство; закон всту-
пил в силу 1 июня 2016 года для
жителей ДФо. —
Авт.
) — все чле-
ны — полноправные собствен-
ники на данном этапе. 36 гекта-
И целой Казани мало
Родовые поселения переманивают городских жителей
ров выкупили, земля недорогая
была. 150 тысяч мы потратили на
землю плюс оформление. прове-
ли водопровод, электричество, за
дорогами ухаживаем. Здесь бы-
ло чистое поле. мы всё раската-
ли, засадили. а давайте бродить?
— Сергею, судя по всему, неуют-
но стоять на месте и тем более
сидеть, поэтому он повёл меня
по поселению. — К слову, сейчас
только вступительный взнос око-
ло 150 тысяч. помимо этого есть
длинный ряд правил, собеседова-
ние, «пробное» проживание, го-
лосование, на котором 100 про-
центов семей должны выбрать те-
бя своим соседом, и только тогда
ты получаешь участок в 1,3 гек-
тара в «пожизненное пользова-
ние, с правом наследования». Ты
не имеешь права его продать или
отдать. он достанется только тво-
им детям.
взносы на этом не заканчива-
ются. Ещё есть 18 тысяч рублей в
год. но поселенцы утверждают,
что это временная мера.
— Когда семья переезжает,
для большинства это стресс. рез-
кая смена образа жизни, стройка,
работа, — продолжает Сергей. —
и эта сумма в 18 тысяч уже кажет-
ся большой. плюс ещё «субботни-
ки»: два дня в месяц семья должна
посвятить общим делам. У нас же
нет соцслужб, государство нам не
помогает, но мы и не просим, это
же наше поселение, мы должны
всё сами делать.
— на скольких семьях соби-
раетесь остановиться и больше не
принимать?
—остановимся на 100–150 се-
мьях. наш коллектив наращивает-
ся медленно. Если бы сразу 100
семей объединилось, то было бы
сложно найти общее мнение. а
если потихоньку добавляются лю-
ди, отбираются по темпераменту,
по отношению к жизни, то мы уже
им передаём свой взгляд на мир,
а так как он эффективен — ведь
пока у нас получается, — то в ре-
зультате противоречий возникает
меньше.
— в чём отличие родового по-
селения от экопоселения? в родо-
вом поселении не нужно от пло-
дов цивилизации отказываться?
наши дополнительные требо-
вания основаны на тех идеях, ко-
торые мы вкладываем в понятие
родовых поместий. У нас нельзя
землю продавать, потому что мы
считаем, что земля — это семей-
ная ценность, которая не продаёт-
ся. идея ценная. в этом мире, осо-
бенно городском, человек ни к че-
му не привязан. он родился в од-
ной квартире, учился в другой,
умер в третьей. а дети? где детст-
во провели? Так возникает другой
тип человека, которому не важно,
где его родина. У него в общем-то
и нет её. У меня вот родители из
разных деревень, я уже из Каза-
ни, и нет привязки к конкретному
участку. а тут — дед копал коло-
дец, бабушка посадила деревья.
и это многим понравилось. поме-
стье — как накопление какого-то
жизненного опыта.
День у поселенцев с детьми на-
чинается рано, а дети есть почти у
всех. Те, кто не занят их воспитани-
ем или огородом, помогают стро-
ить дома новичкам. Так что, как бы
ни казалось со стороны, скучно в
поселении не бывает. Хотя иногда
облегчить родителям день помога-
ет пират — один из многочислен-
ных местных котов-мышеловов,
который умеет спать, даже когда
несколько детей играют с ним...
мне пора уезжать, и председа-
тель Сергей проводил меня слова-
ми: «вы — представитель того об-
щества, у которого я не вижу пер-
спектив».
елена ДоГАДинА.
www.kazanreporter.ru