24 •
«Родовая Земля»
№ 12 (149), декабрь 2016 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛЬСТВо
n
Николай Курдюмов
http://kurdyumov.ru
З
наете, что такое сильный че-
ловек? Это человек, кото-
рый говорит то же, что дума-
ет, и всегда делает то, что го-
ворит.
Если вы хотите быть у руля,
пользоваться уважением детво-
ры, всегда отвечайте за свои сло-
ва. Сказал — умри, а сделай. Ска-
зал: «Выдеру!» — дери, сжав зубы.
Сказал: «Поедем в поход» —отме-
няй всё, но поход должен состо-
яться. Человек, не выполняющий
сказанного, трус и слабак в глазах
детей. а слабый человек опасен
для жизни.
Это открытие пробило меня
ещё в школе Щетинина. новые
идеи, новые задачи, новое миро-
воззрение… конечно, самое пра-
вильное! большой был соблазн
казаться лучше, чем ты есть. и ре-
альные ребята в отряде. они бы-
стро меня раскусили, за что по
гроб им благодарен. и прозрел:
ну и фигнёй же мы, товарищи пе-
дагоги, занимаемся! ребята ведь
не слушают того, что мы говорим,
они смотрят, что мы делаем, и ви-
дят прекрасно. а что же мы дела-
ем по сравнению с тем, что гово-
рим?! Стыдно сказать… Дорогой
олух-родитель, язык твой — враг
твой! Лучше дай обет молчания,
только выиграешь.
ну вот, разбомбил, размазал
по стенке всё святое. Того нельзя,
это плохо! а что делать-то?! они
же упрямые, капризные, хоть кол
на голове теши! Как быть, если
они уже в три года на шею садят-
ся?!
ну, ясное дело, садятся. Только
нечего, безпомощные мои, на де-
тишечек валить, они же малень-
кие. ну как они могут на такие вы-
сокие шеи сами сесть?! и кто, ска-
жите, может сесть мне на шею,
если я этого не хочу? нет, расте-
рянные мои. Это не они садятся,
это мы их туда сажаем. Сажаем
упорно и настойчиво, не оставляя
им выбора. «избалованность» —
наша работа. а делаем мы её, ис-
пользуя базиСнЫЙ заКон МоТи-
Вации.
К счастью, он существует. и
классно работает!
закон мотивации прост: ЧТо
наГражДаЕШЬ, То и ПоЛУЧа-
ЕШЬ. или иначе: что поощряется,
то развивается, а что игнорирует-
ся, то исчезает.
Вытекающая аксиома: ЕСЛи
ЧТо-То ЕСТЬ, оно ЕСТЬ ПоТоМУ,
ЧТо бЫЛо наГражДЕно.
Ваш ребенок упрямится, ка-
призничает? значит, вы ухитря-
етесь награждать это. он не хо-
чет учиться? значит, вы поощря-
ете неучёбу, а учёбу игнорируете.
он грубит? определённо, вы это
поддерживаете. «Чушь! ничего я
не поощряю! наоборот, наказы-
ваю, бьюсь насмерть!» Ясен пень
— вы думаете, что не поощряе-
те. но факт в том, что ВЫ ДЕЛаЕТЕ
ЭТо. Проблемы не возникают са-
ми по себе.
наш прокол, как всегда, в не-
дооценке личности. Малыш для
нас — кукла, у которой не может
быть целей. Мы не сечём, что ему
Избалованность –
наша работа
от нас нужно, и не видим, когда и
чем его поощряем.
Между тем детёныш — не
только человек, но и живое суще-
ство с активной целью ВЫжиТЬ.
Малыш в этом особенно активен.
Главная его цель с момента ро-
ждения — УПраВЛЯТЬ оКрУжЕ-
ниЕМ. Сначала мамой, потом па-
пой, а после и всеми прочими. Это
его единственный способ выжить.
Догадываетесь, какая самая
большая награда для вашего от-
прыска? ВаШЕ ВниМаниЕ, ВаШа
рЕаКциЯ. не важно, какая: безпо-
койство, раздражение, гнев или
задабривание. реагируете — зна-
чит, управляемы! Первые годы
малыша — активный поиск и ка-
талогизация ваших «кнопок». не
верите?.. Протрите глазки. Глянь-
те, как ваше чадо филигранно
управляет вами. цирк ещё тот! и
поразмыслите: как это у него по-
лучается?..
Формирование основ поведе-
ния просто, как мексиканский се-
риал. С самого первого дня мы со
страшной активностью награжда-
ем нЕжЕЛаТЕЛЬноЕ поведение
— ор, писк, дикие капризы, агрес-
сию, неуправляемость, неуклю-
жесть, травмы. а нормальное по-
ведение в большинстве случаев
не награждаем никак.
не надо недооценивать ваше
новорождённое чудо. С первого
дня вы сами демонстрируете это-
му коварному чудищу, на что ре-
агируете ВСЕГДа. Методично по-
казываете свои слабые места —
КноПКи, которые возбуждают ва-
ши страхи, сшибают крышу, вызы-
вают трясучку, кондрашку, паду-
чую и прочие виды столь вожде-
лённой предсказуемости. Пона-
блюдайте за собой со стороны —
обхохочетесь!
Малыш хнычет — вы не реа-
гируете. Тогда он вопит, и вы под-
скакиваете. Есть! Что, если пово-
пить громче? ага, орёте. отлично!
а ещё? о, паника! Ура — вы ПрЕД-
СКазУЕМЫ! он грубит, и вы выхо-
дите из себя. По плану! он упря-
мится, и вы беленеете. То, что на-
до! Вы орёте, наказываете, даже
лупите, но нЕизМЕнно рЕаГирУ-
ЕТЕ, и он неизменно выходит по-
бедителем! боль рядом с этим —
сущие пустяки.
а вот он жалуется, и вы, не ра-
зобравшись, сочувствуете. он «бо-
леет», и вы в страхе кидаетесь за-
ботиться и уступать. ага, вот вы
чего боитесь! Великолепно, конт-
роль обеспечен! Какая, оказыва-
ется, ценная вещь — болезнь!
заметим: вы не оставляете че-
ловечку выбора. он тихо играет,
вы не реагируете (слава богу, на-
конец-то успокоился!). он пыта-
ется помочь, а вы — нулём (толь-
ко бы не мешал!). Вот у него что-
то ПоЛУЧиЛоСЬ, но вы разгляде-
ли только то, что он испачкался.
ага! Придётся снова лезть в лужу,
иначе не достучишься. Во, эффек-
тивная находка! а если врезать со-
седу совком по макушке? Йес, йес!
Во как все переполошились. «Да
не буду я надевать это платье, нЕ
бУ-ДУ!» Класс! Да они просто со-
ревнуются, кого раньше шиза на-
кроет!
Во, ёлка-палка, как же жить?!
Полы вымыл сам, только кивну-
ли и критику навели. По матеше
(!!!) пятак получил — «Молодец».
будешь весь день книжку читать,
никто и не подойдёт. Всё хорошо,
никого не отлупил — всё мимо,
как будто меня нет! «ох, голова
раскалывается!..» Во, другое дело,
сразу человеческое отношение!
Вот так с рождения и всю
жизнь мы сами «дресси-
руем» детей — ведёмся
на эпатаж и не замеча-
ем успехов. и об-
рекаем их на ту же родительскую
участь.
а что же тогда нЕ наГраДа?
а
просто
нЕрЕаГироВа-
ниЕ. ноль реакции. Вспомни-
те: в сплочённых группах самым
страшным наказанием был бой-
кот. «не реагировать на плач, вой,
хамство, упрямство». именно. Всё
это действительно не стоит вни-
мания и нервов. Стоит перестать
этого бояться, и оно быстренько
исчезает за ненадобностью. То,
что вы можете воспринимать спо-
койно, больше не управляет вами.
Поверьте: ваш ребёнок—нор-
мальный человек.
Эпатаж — вовсе не черты лич-
ности, как многие боятся. Это
лишь вынужденная реакция на
наши истерики и страхи. именно
на наши, с чужими родителями у
него всё прекрасно! Для чужих
людей он — нормальный, уважа-
емый парень. задумаемся: чужие
дети не вызывают у нас раздраже-
ния. Мы даже ставим их в пример
своим!
Чтобы нормально жить с деть-
ми, достаточно быть по-хороше-
му неуправляемыми. не делать
вид, а на самом деле. на самом де-
ле не бояться их ошибок и выкру-
тасов. искренне не паниковать из-
за эпатажа. Вспомните, каких учи-
телей мы уважали больше всего?
Тех, кем нельзя было управлять.
они чхать хотели на любые прово-
кации, потому что не боялись «по-
терять авторитет», и мы видели:
личность! Все наши вывихи раз-
бивались об их юмор. они не ве-
лись на лесть и имитацию рабо-
ты— ставили пары с улыбкой. Мы
точно знали: у руля здесь—они. а
тот, кто у руля, тот надёжен!
но вот вы дальновидно по-
нимаете: за него жизнь не про-
живёшь. и решаете: ему жить —
пусть сам и разбирается. и тут,
как в сказке, роли вдруг меняют-
ся. Проблема вдруг уже не ваша,
она уже его. и все завихи — на-
смарку! он вам «двойку», а вас не
бесит. он штаны порвал, а вас не
колбасит.
Моя
м л а дше н ь к а я
Таська — врождённый спецназ по
эпатажу и ядерный бронтозавр с
деспотическими наклонностями
— во втором классе ставила на
уши всех учителей. она грозно от-
казывалась заниматься математи-
кой и неизменно срывала бурные
ахи и охи. Попадало, естествен-
но, и нам. и вот настал благосло-
венный момент: я въехал в ситуа-
цию. а Таське наконец осмелились
двойку вкатить: тоже прогресс!
Домой она явилась, готовая к
развёрнутым боевым действиям.
«Пап, а я сегодня двойку по мате-
ше получила!» — и смотрит на ме-
ня разведывательно-косым гла-
зом — обстановку изучает. на
сей раз я это оценил. Эх, и мощ-
ная растёт девка! Только энергия
— не в ту степь. Что ж, сами вино-
ваты! Сажаю её на колени эдак не-
жно, а душа тихо поёт. «Тасик. Вот,
смотри: вот твоя двойка. Краси-
вая, правда? а вот тут можно по-
ставить ещё одну. будет классно!
Смотри: вот тут будет стоять ещё
три кола. а тут — ещё три двойки
и четыре кола. Слова тебе плохого
не скажу. Честное-пречестное! По-
лучай, сколько хочешь. Это ТВои
двойки. ТВои колы. Вот ты с ними
и живи». Я не врал, я в самом деле
так решил. Челюсть чудища мед-
ленно отпала. Потом так же мед-
ленно встала на место. больше у
Таськи никогда не было серьёзных
проблем с учёбой.
…Если малышу плохо, помо-
гите ему спокойно. Любите и лас-
кайте его, но не из страха или жа-
лости, а от радости! реагируйте
на то, что станет его достоинст-
вами. радуйтесь приветливости и
общительности. замечайте само-
стоятельность и чистоплотность.
Подтверждайте честь и мужество
быть собой. особо бурно, а лучше
материально награждайте любой
успех, любое достижение. Чело-
вечку должно быть выгодно стать
хорошим и невыгодно быть пло-
хим.
а что такое тогда наКаза-
ниЯ? В идеале — просто чёткое
выполнение деловых договоров.
Проштрафился, ухудшил кому-то
жизнь, нарушил договор — запо-
лучи тихо и молча, фашист, гра-
нату: ответь, возме-
сти, обойдись.
рут Миншулл,
н а п и с а в -
шая полез-
ную
кни-
гу «Чудеса
за завтраком», ставила плюсы за
нормальное поведение и успехи,
минусы— за конфликты и проко-
лы, и от итога зависели карман-
ные деньги сыновей.
Когда наша детвора подросла,
я ввёл в доме закон о порядке и за
любое нарушение порядка назна-
чал «наряды вне очереди». на зна-
чительную помощь детей «нани-
мал», каждый лист дополнитель-
ных упражнений по учёбе награ-
ждал деньгами. и мог наблюдать,
как сквозь искривлённые контуры
«кнопочного» поведения в муках
вылуплялись взаимопонимание,
взаимоуважение и вкус к партнёр-
ству, как стрекоза из своей урод-
ливой личинки.
Что же такое избаЛоВан-
ноСТЬ? избалованный — значит
просто заВоСПиТаннЫЙ трусли-
выми родителями. С одной сто-
роны, детёныша во всём ограни-
чивают и принуждают стать бор-
цом за свободу. С другой стороны,
награждают в основном психозы
и слабости. При этом демонстри-
руют управляемость, задабрива-
ют и расточают пустые угрозы. ну
что тут поделаешь!? Человек тыся-
чу раз убедился: с этими людьми
быть собой — большой риск. Тут
бЫТЬ норМаЛЬнЫМ оПаСно. он
напряжён, подавлен, раздёрган,
навязчиво пытается управлять,
вынужден постоянно менять ро-
ли. боец кнопочной войны, мани-
пулятор поневоле. будущий сла-
бак и страдалец. жизнь, знаете ли,
вовсе не так управляема, как ро-
дители!
истину
глаголем,
братия:
«нЕЛЬзЯ баЛоВаТЬ ДЕТЕЙ!» нель-
зя! Детей надо уважать и любить.
балуют — от страха. а нормаль-
ные отношения — это просто: «Я
так хочу. а ты?»
n