Стр. 25 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 25
«Родовая Земля»
№ 12 (149), декабрь 2016 г.
ПраВиЛа ПиСаниЯ
n
светлана Ибатулина
г. Туапсе
https://vk.com/svetaiskorka
Е
сть очень простой
и действенный спо-
соб научить ребён-
ка писать грамотно.
и в первую очередь
помочь ему в этом могут родите-
ли, если, конечно, у них есть вре-
мя и желание.
Современные
педагоги-но-
ваторы разработали эффектив-
ный метод, помогающий бороть-
ся с безграмотностью абсолютно в
любом возрасте. Естественно, что
чем раньше начать занятия с ре-
бёнком, тем быстрее и легче вы
добьётесь необходимого резуль-
тата. расскажем в нескольких сло-
вах об этом методе.
за основу берётся теория из-
вестного в XIX веке исследовате-
ля Дмитрия ивановича Тихомиро-
ва, которому в 1888 г. Петербург-
ский комитет грамотности прису-
дил большую золотую медаль. Ему
принадлежат следующие строки:
«Если вы хотите, чтобы ваш ребё-
нок грамотно писал, заставляйте
его читать, как написано, и не бой-
тесь, что он будет так же говорить,
потому что дети понимают — мы
говорим не так, как пишем».
некоторые современные пе-
дагоги, основываясь на тео-
рии Тихомирова, весьма успеш-
но учат детей и взрослых грамот-
ному письму. Практическое при-
менение теории более чем про-
стое. ребёнка нужно научить так
называемому «орфографическо-
му» чтению. Что это значит? Лю-
бой текст можно разбить на сло-
ги. Каждый слог имеет свою вер-
шину, т. е. гласный звук. осталь-
ные звуки слога, т. е. согласные,
произносятся на более низком
звуковом уровне. Каждый слог
можно назвать отдельной звуко-
вой единицей слова. Практически
все дети начинают читать по сло-
гам и только потом учатся произ-
носить слово целиком. Когда же
ребёнок овладевает чтением, о
слогах он уже не вспоминает. но,
чтобы научить его грамотной ре-
чи, придётся снова обратить его
внимание на слоги.
Предложите ему прочитать
вслух, громко и чётко, какой-ли-
бо текст не так, как мы обычно го-
ворим, а так, как пишем. При этом
ребёнок должен разбить слово на
слоги и проговорить его, подчёр-
кивая и выделяя их, но достаточно
быстро. а если слово простое, его
можно прочесть быстро, не разби-
вая на слоги.
В этом случае одновременно
работает зрительная, слуховая и
моторная (язык, гортань) память.
затем, когда ребёнок сталкивает-
ся с этими словами на письме, он
мысленно проговаривает их пра-
вильно, а следовательно, и пра-
вильно пишет.
Примечание: для чтения луч-
ше использовать классику: и. Тур-
генева, Л. Толстого, и. бунина и т. д.
Если увлечь ребёнка, подоб-
ное чтение будет воспринимать-
ся им как очень интересная иг-
ра. Ведь детей интересует всё но-
вое и необычное. Чтение, которое
условно можно назвать «чтением
грамотности», вполне вероятно,
покажется ребёнку забавным.
«Чтение грамотности» долж-
но быть регулярным, а во вре-
мя занятий обязательно присут-
ствие кого-то из взрослых, чтобы
следить за тем, как ребёнок про-
читал то или иное слово. напри-
мер, слово «который» он произ-
нёс так, как мы обычно говорим,
т. е. «каторый». Взрослому надо в
мягкой форме поправить ребён-
ка и попросить его ещё раз прочи-
тать слово.
С детьми в возрасте до десяти
лет подобным образом можно за-
ниматься весьма небольшое вре-
мя, примерно от 5 до 10 мин. Да-
лее моторика уже не работает, и
чтение не приносит должного ре-
зультата. С детьми старше десяти
лет можно заниматься чуть боль-
ше — примерно 15 мин.
регулярные занятия, на кото-
рых ребёнок неоднократно про-
износит различные трудные для
запоминания слова вслух именно
так, как они пишутся, формируют
у него чувство природной грамот-
ности. Со временем он будет без-
ошибочно писать любые слова,
даже самые сложные. Потому что
тренированное сознание автома-
тически улавливает все особенно-
сти их звучания.
аналогично нужно читать и
блоки из 15–20 слов, подобран-
ные в орфографическом словаре:
громко, чётко и не один раз.
Уже через несколько месяцев
регулярных занятий вы заметите
улучшение в письме ребёнка.
Чтением по слогам, с чётким
произношением каждой буквы
необходимо заниматься каждый
день. Проверочные диктанты, тек-
стовые и словарные, можно про-
водить 1–5 раз в неделю. Прове-
ряя работу ребёнка, не подчёрки-
вайте ошибки красным каранда-
шом. Этим вы только закрепляе-
те в памяти неправильное написа-
ние. Лучше выпишите слова, в ко-
торых сделаны ошибки, и включи-
те их в словарные блоки, читае-
мые ребёнком, а потом снова про-
верьте в диктанте. Конечно, суще-
ствуют отработанные, сложные
методики развития грамотности.
То, что сегодня советуем мы, не-
трудно и требует только постоян-
ной, ежедневной работы. резуль-
тативность же была проверена не-
однократно.
n
Как научить ребёнка
писать грамотно
К
огда я стала изучать учеб-
ники «букварь» за 1959,
1962, 1980 и 2011 годы,
я увидела тенденцию,
что каллиграфию просто
исключили из учебного процесса.
Тогда я задалась вопросом: ПоЧЕ-
МУ? и вот что я нашла в интернете.
В 80-х годах крупнейшая япон-
ская компания, занимающаяся
выпуском бытовой и професси-
ональной электроники, начиная
переходить к нанотехнологиям,
провела во многих странах любо-
пытный эксперимент. искали, ка-
кие методики можно использо-
вать в данном регионе и в дан-
ной культуре для подготовки спе-
циалистов будущего в разных на-
правлениях. Программа длилась
долго. Её финансировали более 10
лет. Когда собрали данные, орга-
низаторы эксперимента были по-
трясены. Всем требованиям в наи-
большей мере отвечала каллигра-
фия. Поэтому компания рекомен-
довала ввести каллиграфию с 1-го
по 11-й класс во всех школах и ву-
зах, независимо от специализа-
ции образовательного учрежде-
ния, чтобы сформировать те са-
мые качества, необходимые буду-
щим специалистам в области ин-
новационных технологий.
Китайские же специалисты
раскрывают эту тему в ещё более
неожиданном ракурсе. В своей
статье «Каллиграфия и здоровье»
доцент Пекинского института гра-
фической коммуникации Юань Пу
рассказывает о влиянии каллигра-
фии на мозговую активность в це-
лом и даже на продолжительность
жизни. Считается, что из всех ви-
дов произвольных действий акт
письма — наиболее сложный и
трудоёмкий. Положение пальцев,
ладони и запястья для правиль-
ного обхвата пера, правиль-
ное положение запястья и ру-
ки в воздухе при письме,
движения пером —
всё это не только
тренирует мыш-
цы рук и нервы,
но и затрагива-
ет все части тела:
пальцы,
плечи,
спину и ноги. Кал-
лиграфичес кие
упражнения по
своей сути напо-
минают гимна-
стику цигун, ко-
торая «изменя-
ет телосложение,
двигает суставы».
Этот
процесс влияет на психическое
и физическое здоровье, разви-
вает тончайшие мышцы рук, сти-
мулирует работу мозга и вообра-
жение. Процесс письма также
восстанавливает дыхание.
Каллиграфия
заставляет
правую мозговую долю чув-
ствовать правильность ли-
ний, структуру симметрии,
ритм и темп, развивает внима-
тельность, наблюдательность и
воображение. Юань Пу пришёл к
выводу, что студенты, которые из-
учают каллиграфию, гораздо бы-
стрее остальных воспринима-
ют и запоминают информацию. а
то, что каллиграфия продлевает
жизнь, научно доказанный факт.
Современный каллиграф Су цзу-
сиань прожил 110 лет, Дон Шупин
жил до 94 лет. Создатель шрифта
ци Гун, современный каллиграф,
быв -
ш и й
ч л е н
Китайской
а с социа -
ции каллиграфов, прожил 95 лет.
Практические и клинические
исследования показали положи-
тельное влияние лечения калли-
графическим письмом при пове-
денческих расстройствах пациен-
тов, страдающих аутизмом, син-
дромом нарушенного внимания,
дефицита внимания и гиперак-
тивностью. более того, развива-
лась способность к логическому
мышлению,
рассуждению
у детей с небольшой ум-
ственной
отсталостью;
также укреплялась па-
мять, улучшались концен-
трация, ориентация в про-
странстве и координация дви-
жений у пациентов с
болезнью альцгей-
мера. В то же вре-
мя методика бы-
ла успешно при-
менена к больным
с психосоматиче-
скими расстройст-
вами при гиперто-
нии и диабете и та-
ких психических забо-
леваниях, как шизофре-
ния, депрессия и неврозы: у них
улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современ-
ной российской школе на такой
предмет, как правописание, вы-
деляется один час в неделю, а во
времена императорского царско-
сельского лицея александр Серге-
евич Пушкин занимался каллигра-
фией 18 часов в неделю.
но не только на Востоке и в
Европе изучают влияние калли-
графии на здоровье. о её воздей-
ствии на человеческий организм
уже давно знают и отечественные
специалисты. В течение 15 лет в
Петербурге работала школа кал-
лиграфии, созданная группой эн-
тузиастов для детей с отклонени-
ями в умственном развитии. обра-
зовательный процесс в ней осно-
вывался на русских методических
материалах XIX века. основной
принцип этого процесса заключал-
ся в следующем: прежде чем зани-
маться науками, искусством и ре-
мёслами, необходимо с помощью
каллиграфии заложить крепкий
фундамент — основу, состоящую
из трёх важных элементов: терпе-
ния, умения работать и волевого
импульса. Ученикам запрещалось
с 1-го по 11-й класс пользоваться
шариковой ручкой. Любой урок на-
чинался с 15 минут занятий каллиг-
рафией. результат был очевиден
уже к 7–8-му классу. Специалисты,
глядя на письменные работы уче-
ников, не верили, что так могли пи-
сать дети, к тому же с психически-
ми и физическими отклонениями,
— настолько красивой, чёткой и
упорядоченной была форма пись-
ма. У этих детей раскрывались спо-
собности к математике, поэзии и
искусству. После окончания школы
многие из них поступали в лучшие
вузы Петербурга, получали гранты
на обучение за границей. некото-
рым ребятам в итоге снимали ин-
валидность.
Художники дают каллиграфии
разнообразные поэтичные срав-
нения и определения. одни видят
в искусно прописанных буквах за-
стывшую музыку и её ритм, другие
— пластику танца.
Показания этой кардиограм-
мы когда-то свидетельствовали о
здоровом сердечном ритме эпо-
хи. Сегодняшние сбивчивые ли-
нии и неритмичные амплитуды
фиксируют скорее тяжёлую ста-
дию болезни.
Так что из вышеизложенного
я, как мама, решила ввести калли-
графию тоже.
Мария РутКАусКАс.
expositions.nlr.ru
Лекарство и гимнастика для ума и души