Стр. 4 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

4 •
«Родовая Земля»
№ 12 (149), декабрь 2016 г.
ТЕориЯ ВзаиМооТноСиТЕЛЬноСТи
n
вадим Демченко
Поселение Светодар, Тульская область
vadim@demchenko.ru
У
же два десятка лет книги
В. Мегре об анастасии побу-
ждают тысячи людей пере-
смотреть свои жизненные
взгляды и принципы, вдох-
новляют на творческое созида-
ние, на строительство экологиче-
ских поселений, на бережное от-
ношение к природе, на трепетное
отношение к истории народов, на-
селяющих нашу общую родину, и
на возрождение народных тради-
ций. за пятнадцать лет уже сотни
поселений родовых поместий со-
зданы и развиваются по всей рос-
сии. Сколько радости, надежд и
вдохновения привнесло это дви-
жение в жизнь людей, озарённых
светлыми идеями! Сколько по-
зитива и пользы для каждой
семьи и для страны в целом!
но опыт прошедших лет
выявил немало проблем
и вопросов, с которыми
приходится сталкиваться
людям на порой терни-
стом пути создания сво-
их поселений. и одной из
важнейших и непростых
является проблема вза-
имопонимания горожан,
оказавшихся в непро-
стых и новых для них об-
стоятельствах. Прочитав
книги и получив импуль-
сы к движению из города
назад на землю и на приро-
ду, не все способны перефор-
матировать своё сознание, на-
строиться на новый ритм жизни и
на новые, порой очень серьёзные
физические нагрузки. но самое
главное — не все способны пере-
форматировать свой индивидуа-
лизм на коллективизм, не готовы
просто понять, что здесь ты дол-
жен работать в команде, что толь-
ко сообща можно создать поселе-
ние с хорошей инфраструктурой
и благоприятную среду обитания.
индивидуализм (в данном слу-
чае — эгоизм) культивируется со-
временным обществом потребле-
ния и власть предержащими тене-
выми силами намеренно, и прин-
цип «разделяй и властвуй» при-
меним не только на макроуровне,
он очень успешно внедряется и на
микроуровне, а именно на уров-
не социальной, бытовой и семей-
ной жизни.
Взаимопонимание необходи-
мо в каждой семье, в каждом тру-
довом коллективе, в каждой ко-
манде (и не только спортивной),
оно очень важно и необходимо
также для соседей. «Сосед бли-
же родного брата», — гласит на-
родная мудрость. и в этих словах
буквально отражена реальность:
брат, может, живёт на другом кон-
це села или вообще в других кра-
ях, а сосед готов помочь и поддер-
жать сразу, когда надо. и даже в
разрозненной городской «среде
обитания» жизнь часто подтвер-
ждает мудрость этих слов. Пом-
ню, как при пожаре у соседа я пе-
релез на семнадцатом этаже с
балкона на балкон, получил ожо-
ги и испортил новый спортивный
костюм, но погасил пожар и от-
крыл бронированную дверь при-
ехавшим пожарным уже изнутри,
предотвратив не только непро-
стой взлом двери, но и пролив пе-
ной нескольких этажей снизу. а
спустя несколько месяцев этот со-
сед помог мне задержать напав-
ших на мою квартиру бандитов
(реальность лихих 90-х). Понятно,
что, создавая в чистом поле своё
поместье и поселение, мы сталки-
ваемся также с немалым количе-
ством трудностей и опасностей,
поэтому взаимопомощь и взаи-
мопонимание являются важней-
шей необходимостью нашей жиз-
ни. Казалось бы, очевидные исти-
ны, зачем об этом говорить?! но
реальность многих поселений та-
кова, что далеко не все понима-
ют важность коллективного вза-
имодействия и целесообразно-
сти совместной организации все-
го необходимого для полноцен-
ной жизни вне города.
Взаимопонимание наряду с
общим языком и традициями яв-
л я -
е т -
ся важней-
шим
фактором,
объединяющим людей в на-
род. Вообще-то язык и традиции
как раз и служат взаимопонима-
нию — взаимному пониманию. а
что значит «взаимное»? Мы обме-
ниваемся образами и понятиями,
нравственными установками, на-
выками и опытом, вместе их со-
вершенствуем,
«дошлифовыва-
ем» до взаимоприемлемого уров-
ня, и это становится укладом жиз-
ни. В былые времена жизнь и су-
ровая действительность застав-
ляли людей ценить коллективизм
и общинные устои, и если общи-
на отвергала и изгоняла кого-то
из своих рядов, то это была траге-
дия для отверженного, его жизнь
не просто усложнялась, а ставил-
ся вопрос о выживании. Сейчас,
слава богу, жизнь не настолько
сурова, современные техноло-
гии позволяют многие вопросы
решать самостоятельно каждой
семье в развитии своего поме-
стья, но надо же создавать и об-
щую инфраструктуру — доро-
ги, социально-образовательные
и досуговые, производственные
и сельскохозяйственные объек-
ты, всё это не только рабочие ме-
ста, но и необходимые составляю-
щие современной жизни. однако
каждое поселение сталкивается с
людьми, которые, вступая в ПрП,
принимают все прописанные ус-
ловия, соглашаются с ними, бе-
рут на себя обязательство следо-
вать им, но затем потихоньку ухо-
дят в сторонку и там отсиживают-
ся, ожидая, когда более совестли-
вые и инициативные всё для них
создадут. Такие люди практически
не ходят на собрания, на воскре-
сники и другие коллективные ра-
боты, взносы и платежи надо из
них буквально выбивать. Спраши-
вается: как с такими людьми до-
биться взаимопонимания, как с
таким «балластом» развивать по-
селение и реализовывать наме-
ченное?
В разговорах между собой
инициативная и работящая часть
поселенцев часто недоумевала
по поводу поведения тех соседей,
которые под всякими предлога-
ми стараются отлынивать и от об-
щественных работ, и от общест-
венной жизни. По-доброму устав-
шие после работы люди пытались
найти объяснения и оправдания
уклоняющимся действиям той ча-
с т и
с о с е -
дей, кото-
рые в очеред-
ной раз не присое-
динились и не помогли, хотя де-
ло общее. Тут, конечно, мы пеня-
ли и на возможные издержки се-
мейного воспитания, и на отсутст-
вие отца у кого-то, на городскую
среду, на компьютерную зависи-
мость, на свойства слабого харак-
тера и отсутствие армейской шко-
лы жизни, на экономический кри-
зис и временные личные жизнен-
ные обстоятельства…Каких толь-
ко объяснений не пытались мы
найти для оправдания своих не-
добросовестных соседей, чтобы
сохранить к ним хорошее отноше-
ние. но проходит один сезон, вто-
рой, третий... а у кого-то уже и пя-
тый (нашему поселению Свето-
дар пять лет), ничего не меняет-
ся, и мы видим, что это уже «хро-
ника», а когда эти люди ещё начи-
нают и огрызаться на попытки по-
говорить с ними обстоятельно и
«начистоту», приходится задумы-
ваться о том, какие формы взаим-
ного существования могут быть
или как от таких людей избавить-
ся. Возможно, кто-то из читателей
«родовой земли» поделится опы-
том своих поселений, подскажет
возможные пути урегулирования
таких коллизий. Проблема эта не
частная, она характерна для мно-
гих поселений, да и для современ-
ного общества в целом, поэтому
искать пути её решения надо всем
Миром.
Что касается моего конкретно-
го, личного взгляда на поднятый
вопрос, то я думаю, что изначаль-
ная ошибка в том, что, создавая
коллектив и принимая в него всё
новых и новых незнакомых лю-
дей, мы все находились сугубо в
области светлых планов, надежд и
идей, созданных книгами об анас-
тасии. но реальная жизнь очень
скоро выявляет тех, у кого вирту-
альные «розовые очки» и «кишка
слаба». одно дело — сиюминут-
но вдохновиться почти сказочной
реальностью, описанной в книге,
и другое — настроиться и быть
готовым к многолетнему кропот-
ливому и непростому труду, к кол-
лективному взаимодействию с со-
седями, а иначе как в чистом по-
ле с нуля всё создать? Это в горо-
де за тебя и подметут, и выкосят, и
дороги с другими коммуникация-
ми сделают, и клумбы с цветника-
ми создадут, и на рынок да в мага-
зины тебе всё подвезут... Удобно?
нравится? Так живи там, за-
чем сунулся в поселение?!
или у тебя было желание
иметь «тихую пристань»,
где можно скрыться от су-
етного мира, чтобы нико-
го не видеть, не слышать,
чтобы никто не беспоко-
ил? опять-таки зачем при-
шёл в поселение? В прави-
лах добрососедства и в Ус-
таве каждого поселения го-
ворится о коллективном ха-
рактере и дружном образе
жизни собирающихся здесь лю-
дей. Тяжело справляться с гекта-
ром земли? Для этого есть СнТ с
6–10 сотками. Тебе хочется много
земли? и покоя, полной тишины и
«независимости»? опять-таки за-
чем лезешь в поселение? найди
себе гектары подальше от всех и
там сиди отшельником в уедине-
нии. Так нет же, понимает, что тог-
да самому и дорожку надо протя-
нуть, незнамо сколько километ-
ров, и что там ещё понадобится
создать и организовать, и вопро-
сы безопасности продумать — и
всё самому! ай-яй-яй, так не хочу!
К кому бы там паразитом пристро-
иться?..
общественный труд и досуг
— определяющие отличия на-
ших ПрП от коттеджных посёл-
ков и СнТ. Если хотите, это ещё од-
но место работы. но если работа
в городе — зачастую вынужден-
ная необходимость, люди работа-
ют ради денег, то здесь, в поселе-
нии, работа должна быть вдохнов-
ляющим и радующим фактором,
ведь мы с вами созидатели, ре-
альные творцы своего будущего и
будущего для гармоничного про-
должения своего рода на земле, в
окружении природы и близких по
духу людей, в чистой экологиче-
ской и нравственной атмосфере. а
возможна ли доброжелательная,
искренняя и нравственная атмо-
сфера, если есть такие люди и та-
кое отношение к поселениям, ко-
торое обсуждается в этой статье?
Люди могут жить в разных соци-
альных средах, иметь свои идеи и
планы по развитию своего поме-
стья, по организации личной жиз-
ни, но каждый приходящий в по-
селение родовых поместий дол-
жен изначально понимать, что те-
перь его судьба неразрывно свя-
зана с судьбой выбранного места
и тех людей, в объединение кото-
рых он влился.
В общем, хочу предложить в
правилах добрососедства и Уста-
вах поселений на первый план вы-
вести коллективный созидатель-
ный труд. У приходящих в поселе-
ния должно быть чёткое понима-
ние, что поселение — это не толь-
ко место отдыха и весёлых празд-
ников, это вторая (а может, по
важности и первая) работа. и на-
до каждому понимать, что, беря
землю и становясь соседом, он не
только становится членом боль-
шой семьи, он пропорционально
берёт на себя ответственность и
все нагрузки, которые есть и будут
в непростой, но такой интересной
и радостной жизни.
Лентяй и хитрец, пользующий-
ся плодами чужого труда, — вор,
и разве будет у него радость и сча-
стье в поселении, где он не участ-
вовал в созидании?
n
Вопросы взаимопонимания
в поселениях Родовых поместий
А ты ведёшь свою Родовую книгу?
Х
отелось бы рассказать о зна-
чимости роДовой книги, о
значимости её ведения. на-
ша семья полтора тома та-
кой книги уже написала. В одну
книгу вошло 3 года жизни! Я не
хвастаюсь. и дело-то не в количе-
стве страниц, конечно же.
Мы снова и снова обесцени-
ваем то, что происходит в нашей
жизни. нам кажется, что ничего
значимого мы сейчас не делаем,
что мы обычные люди и что пи-
сать-то?
Пишите о том, почему вы ре-
шили пойти на землю, с какими
трудностями и радостями вы стол-
кнулись, осваивая своё родовое
поместье, как решаются вопросы
в поселении. Пишите, какие но-
вые знания вы почерпнули, кото-
рые вам помогают в жизни, что из-
менилось в вашей жизни.
не надо писать только хоро-
шее, не надо своим потомкам на-
девать розовые очки. Пусть зна-
ют, с чем сталкивались их предки.
Клейте в свои родовые книги фо-
тографии с событиями, которые
описываете. Вы не представляете,
как это вдохновляет, окрыляет, ра-
дует. Смотришь и думаешь: «и вот
всё это МЫ сделали? Это теперь
наша жизнь?»
Пять лет прошло, а ощуще-
ние, что 20. Такая она насыщен-
ная, жизнь в поместье. Купите сра-
зу книгу или сделайте сами, но та-
кую, чтобы в руки не стыдно было
взять. не пишите в блокнотиках
или тетрадочках, всё равно потом
не перепишете. Пишите сразу по-
сле события, пока эмоции сильны.
Потом будете перечитывать и сно-
ва переживать это всё.
Регина ЛЕБЕДЕвА.
РП Лебёдушки, ПРП КалиновецЪ,
Нижегородская обл.