8 •
«Родовая Земля»
№ 1 (150), январь 2017 г.
образ жизни
«Родители до сих пор, похоже,
не смирились с нашим отъез-
дом из Москвы. Но мы счаст-
ливы!» С Вячеславом Мерлуш-
киным мы пьём на кухне души-
стый травяной чай с горным
мёдом. За десять лет жизни в
Москве Слава так и не научил-
ся «акать». За три года жизни
в алтайском селе Солонешное,
окружённом высокими горами
и древними курганами, не раз-
учился говорить «культурно» и
без слов-паразитов.
...Ладно сложенный, светло-
русый, с аккуратной бородкой,
негромким чистым голосом и
спокойными манерами, Сла-
ва похож на героя русских ска-
зок. Его жена Мария в день на-
шей встречи уезжала по сроч-
ному делу со старшим приём-
ным сыном в Бийск, и ждали
мы их ближе к вечеру.
В Солонешенский район за по-
следнее время «понаехали»
два десятка человек из Барна-
ула, Новосибирска, Москвы,
Питера, других городов. Неко-
торые пропагандируют экзо-
тические учения вроде сыро-
едения. Местные «новых пере-
селенцев» опасливо называют
«сектантами». Про Мерлушки-
ных такого не говорят.
«Подорваться»
на родину
— Мы с Машей жили в барна-
уле. Когда друзья позвали рабо-
тать в Москве, без долгих разду-
мий сгреблись и поехали, — вспо-
минает хозяин дома с мансардой.
— Я в столице начинал в общест-
венных организациях, довелось
поучаствовать во многих интерес-
ных проектах. занимался бизне-
сом. У меня было несколько мага-
зинов, торговавших сувенирами
ручной работы. Маша работала в
сфере рекламы. Мы уехали из сто-
лицы не от безуспешности. Доста-
точно сказать, что купили кварти-
ру в ипотеку и почти рассчитались
с ней. однако в какой-то момент
пришло понимание: безконечная
суета претит и нам с Машей, и сы-
ну Лёвику.
В последние московские годы
Вячеслав регулярно «подрывался
на алтай» — навестить родителей
и заодно сходить в качестве про-
водника в горы. С родины возвра-
щался с тоскливыми глазами. Сла-
ва родился и вырос в Поспелихин-
ском районе, Маша — в бийске.
— однажды сидели на кух-
не, вспоминали алтай с его яр-
ким солнцем. «Что, Маш, может,
домой вернёмся?» — «Да с удо-
Код Мерлушкиных
Молодая семья переехала из Москвы в алтайское село
и открыла музей в старинном доме
вольствием!» Продали квартиру
и через три месяца вернулись на
алтай.
Выбрали Солонешенский рай-
он — захотелось в горную мест-
ность. за 1,3 миллиона — в боль-
шом городе за такие деньги жилья
нет — купили благоустроенный
дом с пятью комнатами и боль-
шим земельным участком.
— Климат мягкий, снега ма-
ло, от сильных ветров горы защи-
щают. было ощущение, что вер-
нулись домой. Соседи не будут
ждать, когда их о помощи попро-
сишь, — сами придут и ничего не
потребуют взамен. за первые пол-
года я в райцентре не встретил
ни одного пьяного. Спрашиваю:
«здесь что, вообще не пьют?» —
«Выпивают. но дома». народ сте-
сняется быть пьяным!
Слава и Маша оканчивали бар-
наульские вузы. Перед получени-
ем дипломов Слава предложил
поехать в деревню, но Маша упёр-
лась: «Я в деревню? никогда! Мне
нужен комфорт. Хочу, чтобы у на-
ших будущих детей был выбор
секций». но, наверное, желание
жить на земле заложено в челове-
ческом естестве, генетической па-
мяти.
— Уезжая из Москвы, жена
призналась, что самым заветным
её желанием стало проснуться
утром, выйти из дома, встать бо-
сиком на траву, вдохнуть свежий
воздух и послушать не звон трам-
ваев, а тишину. Говорит, все стрес-
сы прекрасно снимаются работой
в огороде. Пятнадцать минут на-
едине с землёй — и в твоей душе
мир и спокойствие. и ребятишкам
хватает одного дня в барнауле или
бийске — быстрей назад, в Соло-
нешное.
ребятишек у Мерлушкиных
много. бог им дал одного своего
ребёнка и пятерых приёмных. Го-
сударство платит приёмным ро-
дителям зарплату (по 10 тысяч
руб.) и пособия за каждого взятого
ребёнка (по 10 тысяч). Это главная
составляющая семейного бюдже-
та. Слава признаётся, что в городе
такую ораву детей они бы точно
не потянули. но в деревне жизнь
в разы дешевле. здесь гораздо
меньше искушений — нет торго-
вых центров, развлекаловок, боу-
лингов и прочих мест по выкачи-
ванию денег. Люди просто одева-
ются, едят простую пищу, пользу-
ются простыми бытовыми пред-
метами и не кичатся друг перед
другом. «новые переселенцы»
сравнивали первый год жизни в
деревне и второй: цены в магази-
нах росли, а денег в семье остава-
лось больше. Просто всё стало ра-
сти в огороде. и своё козье мо-
локо появилось. Взять козу Лялю
упросили дети.
«Это не в стране
плохо, это у вас
настроение хреновое»
В Солонешном «понаехавшие»
стали тормошить местных. Мария
два года ходила по дворам, гово-
рила: хватит устраивать свалки на
берегу ануя. Мерлушкины писали
в «районку», развешивали по селу
объявления об акциях по раздель-
ному приёму стекла, макулатуры,
пластика. организовывали уборку
территории, чистили улицы, бере-
га. наконец нашёлся предприни-
матель, который, просчитав затра-
ты и доходы, занялся централизо-
ванным сбором мусора. Получил
губернаторский грант, купил прес-
совальный станок.
но если простые жители бла-
гожелательно принимают мно-
гие задумки Мерлушкиных (на-
пример, открытие сельскохозяй-
ственного рынка в райцентре, где
туристы могут купить мёд, ореш-
ки, сметану и прочие деревен-
ские вкусности), то с районной ад-
министрацией всё оказалось не-
просто. Вячеславу не раз говори-
ли: «не можем понять, в чём ваша
корысть?»
— Мы обычные люди с ответ-
ственной гражданской позицией.
Во время очередного спора с чи-
новниками я сказал: «Когда в дет-
стве мы вступали в пионерскую
организацию, то давали клятву
горячо любить свою родину. Я ту
клятву помню и остаюсь ей верен.
а вы родину любите?» Если отбро-
сить ритуальную фразу про Лени-
на, остальные слова по-прежнему
актуальны: жить, учиться, бороть-
ся. зачем постоянно ныть про то,
что в деревне всё плохо, всё раз-
валивается? Вы жить-то вообще
собираетесь? нельзя же на самих
себе крест ставить. Это не в стране
плохо, это у вас настроение хрено-
вое. Давайте сообща решать про-
блемы.
В прошлом году учреждён-
ная Мерлушкиными краевая об-
щественная организация разви-
тия гражданских инициатив «аст-
ра» организовала в районе семи-
нар «развитие сельских террито-
рий алтая». Прибыли серьёзные
эксперты из краевого центра, из
Питера прилетал Глеб Тюрин, ак-
тивно занимающийся темой воз-
рождения русской деревни. рай-
онная администрация поначалу
противилась: «а кто вам давал та-
кое право — семинар организо-
вывать?» После разговора на по-
вышенных тонах и призывов к
гражданскому долгу начальство
махнуло рукой: «Ладно, давайте
попробуем». Все остались доволь-
ны. В нынешнем году провели фе-