• 9
«Родовая Земля»
№ 1 (150), январь 2017 г.
стиваль традиционной народной
культуры: приехали 85 фолькло-
ристов.
Погостить в прошлом
Ещё с одним важным делом
Вячеславу и Марии помогли мос-
ковские друзья. В результате по-
явился дом-музей «В гостях у ба-
бушки». историей и традицион-
ной культурой россии Вячеслав
увлекался с детства.
— У нас появилась идея со-
брать в одном месте уцелевшие
крупицы народной культуры и
быта. Создать место возвраще-
ния к истокам. Дом под музей на-
шли в соседнем селе искра. Срубу
больше 120 лет. Друзья помогли
с деньгами — купили мы дом за
450 тысяч рублей. ремонт сдела-
ли на средства выигранного гран-
та и свои деньги. Часть экспона-
тов музея осталась от бабы Гани,
которая там жила. Что-то покупа-
ем вроде алтайского седла, кото-
рому больше ста лет, что-то люди
так отдают. раньше бережно отно-
сились к вещам.
«В гостях у бабушки» Слава
первым делом показывает недав-
но построенную большую элек-
трифицированную площадку с на-
весом и дощатым полом. Летом на
ней проходили занятия недельно-
го детского лагеря, организован-
ного «астрой» совместно с Мо-
сковской международной кино-
школой. Вместе с 18 студентами
и пятью педагогами из Москвы на
кемпинговой площадке возле до-
ма-музея разместились солоне-
шенские и барнаульские семьи с
приёмными детьми. на органи-
зацию лагеря с полноценным пи-
танием и незабываемыми экскур-
сиями «астра» потратила, не пове-
рите, всего 12 тысяч рублей. Мо-
сквичи прилетали и работали за
свой счёт, о чём нисколько не по-
жалели.
Слава сни-
мает с двери
замок, и на-
чинается «эк-
скурсия в дет-
ство».
запа-
хи
старин-
ной построй-
ки. Скрип по-
ловицы. Де-
ревянные ло-
пата и вилы,
тяпка, выко-
ванная мест-
ным
кузне-
цом, ножницы
для стрижки
овец, корчага,
прялка и са-
мопрялка, до-
революцион-
ный «зингер»,
домотканые
п о л о в и к и ,
сундуки, вышивка, настенные хо-
дики и коврики, керосиновая лам-
па, рогатый ухват, русская печь...
Чувствительные
посетительни-
цы, повертев в руках вещь, кото-
рую помнят с детства, роняют сле-
зу: «Как в родительском доме! Что
ж я-то не сохранила как память?»
Дом-музей задумывался Мер-
лушкиными как центр взаимо-
действия всех туристических
объектов Солонешенского райо-
на. археологи называют здешние
места колыбелью многих циви-
лизаций. они тут нашли не толь-
ко стоянки неандертальцев, но и
всемирно теперь известную Де-
нисову пещеру. рядом с дерев-
ней Сибирячихой находится зна-
менитая пещера имени академи-
ка окладникова — самая восточ-
ная точка расселения неандер-
тальцев на земле. на территории
района есть памятники афана-
сьевской культуры, датируемые
III тысячелетием до нашей эры:
искусная керамика, изделия из
металла. здесь жили легендар-
ные скифы. здесь дыбятся курга-
ны Пазырыкской культуры с та-
туированными мумиями внутри.
здесь кочевали древние тюрки,
эти горы и низины видели безпо-
щадные набеги джунгаров и ка-
раваны Великого Шёлкового пу-
ти. В XVII–XVIII вв. сюда бежали
старообрядцы. искусству враче-
вания местными травами их учи-
ли тибетские монахи, добравши-
еся досюда.
— Цивилизованный туризм в
районе только-только зарожда-
ется. Мы предлагаем коопериро-
ваться и проводить линию на эко-
логически чистый туризм. ина-
че район замусорят похлеще, чем
берега Катуни в республике ал-
тай. на собственные средства мы
создали сайт района Солонеш-
ное.рф. описали основные досто-
примечательности, выставили ви-
део Денисовой пещеры и водопа-
дов, адреса объектов гостинично-
го типа.
Барин не приедет
Поздним вечером простор со-
лонешенского неба усыпают звё-
зды. Дети Мерлушкиных с трудом,
но угомонились. Взрослые жа-
рят на мангале мясо, отбиваются
от назойливой дружбы лабрадо-
ра Фила и говорят про тупики де-
ревенской жизни. Вячеслав вспо-
минает поездку в Чехию, где из-
учал опыт местного самоуправ-
ления. Государство тратит деньги
не на мега-, а на конкретные про-
екты инициативных селян. и под-
ход оправдывает себя, террито-
рии развиваются, люди не бегут в
города
— за эти три года мы не пе-
рестали верить, что жизнь здесь
можно изменить к лучшему. Помо-
гает то, что мы делаем конкретные
дела. Солонешенцы раньше гово-
рили: «Поживёте годик, хлебнёте
реальности и сорвётесь обратно в
город». но мы не сбежали, и отно-
шение к нам меняется.
Мерлушкины понимают: надо
обрастать единомышленниками.
Даже создали свой СССр — Союз
семей Солонешенского района.
В нём уже 25 семей — около ста
человек. Главное для них — по-
могать друг другу, поддерживать
слабых.
— Сельскую территорию сле-
дует развивать не только через
экономику, но и через культуру,
использовать социальные тех-
нологии, создавать у людей на-
строй, что в селе жить проще,
экономичнее и лучше, — уве-
рен Вячеслав Мерлушкин. — Са-
мые ценные ресурсы — солнце,
земля и вода. Всего этого у нас
в избытке. Ты в курсе, что фер-
мер Джастас, знаменитый «весе-
лый молочник» из Красноярско-
го края, собрался перебирать-
ся на алтай? Мужики ему где-то
пожалились: «Мы бухаем пото-
му, что работы нету». — «Как не-
ту?! — расхохотался Джастас. —
Пашите землю, сажайте картош-
ку на продажу, разводите коров
с козами».
Вот это и есть код «обычных
людей с ответственной граждан-
ской позицией»: не только гово-
рить, но и делать. Делать сообща.
Делать с любовью.
Сергей ЗЮЗИн.
Российская газета — Неделя,
№ 7123 (255).
https://rg.ru
образ жизни