• 23
«Родовая Земля»
№ 2 (151), февраль 2017 г.
осознанное роДИТеЛЬсТВо
гры для детей существуют
самые разнообразные: од-
ни развивают память, дру-
гие — речь малыша, тре-
тьи направлены на физическое
развитие. В этом множестве су-
ществуют ещё игры, развивающие
нравственные качества ребёнка.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги
кружочки или сердечки. В конце
каждого дня предложите ребён-
ку положить в «копилку» столько
кружочков, сколько добрых дел
он сегодня совершил. если малыш
затрудняется, помогите ему найти
это доброе дело даже в малейших
положительных поступках. Такая
игра будет стимулом у крохи со-
вершать что-то хорошее.
«Выбрасываем злость»
Дайте ребёнку чёрные тучки
или тёмные кляксы, предложите
сложить их в мешок. При этом по-
буждайте ребёнка рассказать, ка-
кие плохие поступки были у не-
го сегодня. Договоритесь с малы-
шом, что вы складываете вашу
злость, обиду или другую отрица-
тельную эмоцию в этот мешок и
идёте выбрасывать её.
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспиты-
вающая доброжелательное отно-
шение одного ребёнка к друго-
му. Игроки должны встать в круг.
один из участников бросает мяч
другому, называя его ласково по
имени. например: серёженька,
Богданчик, олечка и т. д. Второй
игрок бросает следующему. Вы-
игрывает тот, кто назвал больше
ласковых имён.
«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг
лицом и взяться за руки. Каждый
ребёнок должен сказать что-то
доброе и приятное своему соседу,
сидящему рядом. Тот, кому пред-
назначена похвала, говорит: «спа-
сибо, мне очень приятно». И даль-
ше он говорит комплимент следу-
ющему ребёнку. Когда малыш за-
трудняется что-то сказать, взрос-
лый должен ему помочь найти
нужные слова.
«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о
том, что все мы что-то любим. У
кого-то это семья, у кого-то кукла,
а некоторым просто нравится мо-
роженое. Предложите детям по-
строить пирамиду любви. Взрос-
лый начинает её строить, назы-
вая то, что он любит, и кладёт ру-
ку в центр. затем каждый из де-
тей называет то, что ему нравится
или вызывает симпатию, и кладёт
свою руку сверху. Таким образом
получилась целая пирамида.
https://vk.com/roditelstvo_v_
osoznannosti
Игры, развивающие
нравственные качества детей
ак мама и детский психолог,
хочу написать о мифах «по-
чему обязательно детсад».
очень достала нынешняя
мода на детсады и массированная
атака на мам.
1. В ДеТсКоМ саДУ с ДеТЬМИ
занИМаЮТсЯ («а дома — нет»)
сейчас во всех больших горо-
дах есть группы раннего разви-
тия, всякие там Изо, танцеваль-
ные студии и т. д. но даже если бы
их не было, то прогулка по осенне-
му парку вместе с мамой (папой,
бабушкой) с собиранием листьев
(или даже киданием их друг в дру-
га) гораздо больше скажет ребён-
ку об осени, чем десять дидакти-
ческих занятий на эту тему.
опять же занятия в детсаду
рассчитаны по определению на
очень разнородную группу де-
тей и проводятся воспитателем с
сомнительным образованием. Вот
и выходит, что, приходя за своим
чадом, родители видят ряд неот-
личимых друг от друга апплика-
ций. Такие занятия снижают твор-
ческие способности и приучают
ребёнка к действиям по образцу.
2. В ДеТсКоМ саДУ ДеТИ оБ-
ЩаЮТсЯ ДрУГ с ДрУГоМ
Это неправда. они там не об-
щаются, а ТУсУЮТсЯ. общаться
дети учатся либо в кружках, ли-
бо дома с гостями (или в гостях).
Многие мамы дружат между со-
бой, и их дети автоматически име-
ют круг общения (уже не говорю
про религиозные семьи).
3. В саДУ ДеТИ ПрИВыКаЮТ К
реЖИМУ ДнЯ
а вот это — правда. Только по-
следствия этого таковы: дети при-
выкают, что за них кто-то другой
решает, чем им заняться, и кто-то
их постоянно развлекает. садов-
ским детям впоследствии труд-
нее, чем домашним, самим себя
занять.
Я понимаю, что есть семьи, в
которых просто нет другого вы-
хода. Давайте так к этому и отно-
ситься — как к аварийному вари-
анту, по возможности временно-
му. а то сейчас выходит, что до-
машние дети чуть ли не дефек-
тивные по сравнению с садов-
скими.
а они просто строиться не со-
бираются. Да и не умеют.
Анна ФЁДОРОВА.
life-move.ru
Лапша на уши
О детском саде
до сих пор отчётливо пом-
ню тот момент, когда до
меня вдруг наконец до-
шло, что мой ребёнок не
понимает, что меня надо
просто слушаться. Просто потому,
что я МаМа. Эта мысль порази-
ла меня, как молния. Инсайт был
совершенно неожиданным! ему
предшествовало несколько ме-
сяцев безуспешных попыток на-
учить своё чадо самым базовым,
элементарным вещам: чистить зу-
бы, убирать за собой игрушки, ку-
шать вовремя и чисто, говорить
вежливо и тихо, ходить ножками
по ступенькам, не орать в магази-
нах, дружить с детками без драк,
выполнять каждую мою просьбу
быстро и без споров и всегда во-
время засыпать.
Когда до меня вдруг дошло,
что статуса мамы для моего ре-
бёнка недостаточно для послуша-
ния, я почувствовала, будто меня
предали. И запаниковала: никто
не предупреждал меня о таком
подвохе. Я совершенно растеря-
лась, не зная, как же теперь быть.
со временем я, конечно, нашла
опору в многочисленных книгах,
советах всех, кому не безразлич-
но, и опыте старшего поколения.
Все в один голос говорили мне,
что ребёнок нуждается в строгой
дисциплине, иначе он сядет мне
на шею, будет расти раздолбаем,
устроит мне сладкую жизнь в под-
ростковом возрасте и никогда не
добьётся успеха в будущем.
за неимением своего опыта я
следовала всемрекомендациям. И
началось! не почистил зубы — не
будем кататься на качелях во вре-
мя прогулки. не отреагировал на
мою просьбу не кидаться песком
в близлежащих детей — забираю
любимые игрушки. не стал кушать
во время обеда—не кормлю, ког-
да попросит. не убрал игрушки —
никаких сказок на ночь. не идёт
в ванну перед сном — не приду
поцеловать на ночь… наказания
сменяли наказания, я перепробо-
вала все варианты: многочасовое
молчание, сидение в другой ком-
нате, счёт раз-два-три, отнимала
всё самое дорогое и ценное — не
помогало ничего! распри и скан-
далы только нарастали с каждым
днём, превращаясь в какую-то за-
тяжную, кошмарную рутину. Я чув-
ствовала себя всё более обесси-
ленной, уверенная в том, что моя
материнская миссия провалилась
безвозвратно, чувство, что я пло-
хая мать, постоянно подтачивало
меня изнутри.
Как-то я возвращалась до-
мой и заприметила вдалеке ис-
крящиеся на солнце разноцвет-
ные воздушные шарики; тут же в
душе встрепенулось что-то дет-
ское и безпричинно счастливое. Я
подумала: куплю побольше, пора-
дую чадо. И тут же сникла: не мо-
гу я купить это весёлое разноц-
ветье, ведь мой ребёнок нака-
зан! В этот момент мне вдруг ста-
ло так жаль его. сердце сжалось, и
я ярко осознала, как же я соскучи-
лась по своей детке! Я увидела его
окружённым всевозможными на-
казаниями, как колючей проволо-
кой, близко не подойти—убьёт. И
он где-то там совершенно один, за
этой непроницаемой стеной. а я
тут, свободная давать и забирать,
награждать своей любовью или
лишать её.
В тот день я купила целую
охапку шаров, несмотря на хлип-
кий внутренний голос, что это не-
педагогично. Так я устроила пер-
вый подкоп под непроницаемую
стену дисциплины, учинённой
на благо моего ребёнка. Я пом-
ню растерянное, даже недовер-
чивое, но всё же счастливое лицо
малыша. с этого момента начал-
ся рейд совершенно непедагоги-
ческих мер по отношению к выно-
сящему мозг исчадию ада. он мне
крик, а я ему — песенку, он мне
игрушки по всему дому, а я пошла
и убрала — в конце концов, нау-
бирается ещё за своими отпры-
сками, он убегает от щётки, а я
считаю вытащенных крокодилов
из маленького ротика, едим, ког-
да голодные, засыпаем в обнимку,
хулиганим вместе.
Я и не заметила, как однажды
мой ребёнок на просьбы стар-
ших стал отвечать «да», а подра-
стая, научился говорить «нет», не
боясь никаких наказаний. Потом
вздыхал и всё равно шёл делать
то, что просили: подметал пол, де-
лал уроки, ходил в магазины, при-
ходил вовремя, отвечал на звон-
ки, говорил правду. Я и не замети-
ла, что мой малыш стал выше ме-
ня ростом и превратился в само-
стоятельного, ответственного че-
ловека, умеющего и пошалить, и
побездельничать, и поработать. И
самое удивительное, что для это-
го не понадобилось никакой осо-
бенной педагогической методы.
нужна была лишь глубокая, неру-
шимая связь между мной и мо-
им ребёнком, держась за которую
он всегда хотел быть только хоро-
шим. спасибо вовремя прочтён-
ной книге Гордона ньюфелда «не
упускайте своих детей».
Анастасия МИХАЙЛОВА.
http://semeynoe.com
Дисциплина: наказание или игра?