«Родовая Земля»
№ 2 (151), февраль 2017 г.
24 • осознанное роДИТеЛЬсТВо
младших классах сель-
ской школы большинст-
во учеников — дети при-
ехавших из города.
Один из вопросов,
который волнует тех, кто с
нами, новыми сельскими, пе-
ресекается: а как у вас дети-
то учатся в деревне вашей?
При том, что у нас тут нет бассей-
нов, ледовых дворцов, детских
развивающих центров и музы-
кальных школ.
заметная часть наших пона-
ехавших в деревню, а точнее, по-
чти все — с детьми. И дети каж-
дый год подрастают и пополня-
ют ряды школьников. расскажу
о том, как мы, селяне, обходимся
без языковых школ, танцевальных
студий и других статусных атри-
бутов выращивания потомства в
современном городе.
В деревне выживает то,
что востребовано, имеет своё
место и применение.
развива-
ющие занятия французским язы-
ком для годовалых тут с разбегу
не продашь. Детсад тоже закры-
ли ещё в прошлом веке. основ-
ной очаг образования — сель-
ская школа. Школьников на всю
деревню у нас поменьше сотни.
Это значит, что в старших классах
человек по пятнадцать, а в пер-
вый класс пошло четверо.
И сре-
ди этих четверых трое — де-
ти «понаехавших» из горо-
да.
если так пойдёт дальше, ско-
ро в школе будет две трети быв-
ших городских детей. Потому что
бывшие сельские дети учатся в го-
роде, где их мамки и папки оста-
ются после института. Мне пока
не очень понятно, что ждёт нашу
школу, если в ближайшие лет пять
в первый класс так и будет идти по
три-четыре человека. не сократят
ли за нецелесообразностью, как
детский сад?
В классах полупусто, заняты
далеко не все парты. Видно всех
учеников, как на ладони.
И на
всех хватает внимания.
Поэто-
му, особенно в начальной школе,
отношение учителей к своим че-
тырём-шести-десяти подопечным
Деревенские дети
сами просятся в школу
ближе, чем в городе. Каждого за-
метят, всякого спросят, что непо-
нятно — разжуют и в клюв поло-
жат. Дети воспринимают учителей
не как посторонних людей, а при-
мерно как дальних тётушек седь-
мой воды на киселе. Это чуть бли-
же и чуть теплее, чем, скажем, бы-
ло в моей городской школе. И для
родителей такой расклад имеет и
плюсы, и минусы. с одной сторо-
ны, ещё один заботливый взрос-
лый у ребёнка есть, мир стано-
вится надёжнее. с другой—ребё-
нок притаскивает из школы харак-
терное украинское «гэ» физрука и
точку зрения математички на фи-
лософские вопросы бытия, к при-
меру. не чужие же люди.
Это и в городе так. но в дерев-
не наглядней.
Теперь об организации про-
цесса.
Нынешняя сельская шко-
ла оснащена хорошо, но ма-
лоэффективно.
есть выделен-
ный Интернет, но он не работает
— кривое программное обеспе-
чение. И это вам не виндоуз, его
по тендеру писали для всея стра-
ны и внедряли во все школы. Те-
перь ездят, багги (ошибки в про-
грамме) устраняют. До нашего се-
ла, может, года через два доедут.
В каждом классе огромные жид-
кокристаллические экраны. за-
то в библиотеке последняя сотня
советских ещё книжек распадает-
ся прямо в руках от ветхости, а но-
вых нет и не предвидится.
Тем не менее учеба происхо-
дит.
Нашей конкретной шко-
ле везёт на педсостав, тут хо-
рошие, профпригодные учи-
теля и почти нет текучки ка-
дров.
откуда взялись учителя? Из
советских же времён. очень часто
в биографии наших сельских пе-
дагогов есть такая страничка: хо-
рошо учились в пединституте, по
распределению поехали в солнеч-
ный Таджикистан, потом союз кон-
чился, и всех русских прижали,
пришлось возвращаться на роди-
ну, теряя по дороге связи и сред-
ства. не всем удалось поселиться в
городах, кто-то поехал жить в село.
Мне нравятся эти учителя. У них
хорошо поставленная речь и до-
бротные педагогические приёмы.
они вполне могут набивать буй-
ные головушки своим предметом.
сами предметы, правда, несколь-
ко перекосило. но я не об этом.
Те, кто учился в школе лет
двадцать назад, ещё помнят,
что тогда нагрузки были по-
меньше, рюкзаки полегче, а
дети повеселее. Вот как бы-
ло тогда, так и в нашей дерев-
не сейчас.
И что самое интерес-
ное, «поступаемость» — хоро-
шая. Весь молодняк с аттестатами
и результатами еГЭ ринулся поко-
рять города, и все поступили, кто
хотел и куда хотел.
Да, спортивных школ тут
нет, зато есть самодеятель-
ные спортивные секции и
футбольная команда.
Плюс де-
ти ежедневно в школу идут пеш-
ком — туда и обратно, если никто
не подбросит. У некоторых учени-
ков до школы 4–5 км, так что гипо-
динамия им не грозит. осенью ве-
лосипед, зимой лыжи. У нас есть
идея сделать школьные сани и го-
нять по снегу лошадку с розваль-
нями, собирая потемну топающих
в школу детей. Может, воплотим.
Для тех, кто живёт далеко
или просто считает походы
в школу не обязательными,
есть семейное обучение.
Это
когда обучают родители, а учите-
ля проверяют результаты и ста-
вят оценки. У нас в школе принято
сдавать предметы раз в четверть.
есть семьи, где дети учатся дома
с первого класса до выпуска. есть
семьи, где после начальной шко-
лы, возжаждав тусовки, дети от-
правляются в школу добровольно.
Кстати говоря, при таком раскладе
они рвутся туда даже простужен-
ные, уроки делают сами, без напо-
минаний и вообще всячески ста-
раются, а то вдруг запретят в шко-
лу-то ходить. Мотивация — вели-
кая штука и на учёбе сказывается
заметно.
ну, и самое приятное.
Побо-
ров в нашей школе — нет.
ро-
дители,
разумеется,
приходят
участвовать в спектаклях и празд-
никах, летом помогают выкосить
травку в огромном школьном дво-
ре и иногда присоединяются к зав-
хозу, починяющему что-нибудь в
классе. Мои городские знакомые
родители говорят, что постоян-
но сдают деньги на что-нибудь, от
компьютеров до ремонта. И я та-
ки понимаю, что наше сельское об-
учение выходит куда экономичней.
Ирина МАЛЬЦЕВА.
Воронежская область.
http://36on.ru
оему младшему ре-
бёнку сейчас 20, так
что годы домашнего
образования (хоумску-
линга) для меня уже в
прошлом. оглядываясь назад, я
понимаю, что я почти ни о чём не
жалею. Я знаю, в это трудно пове-
рить, но, правда, у меня очень ма-
ло сожалений.
Мои воспоминания — слад-
кие, даже горько-сладкие в эти
дни, потому что я всё ещё в пере-
ходном процессе, пытаюсь при-
выкнуть жить без моих троих де-
тей, жизни которых выстраива-
лись вокруг меня. Теперь я об этом
только слышу, да и то, если они не
забудут сказать мне!
оглядываясь назад, я рада, что
мы делали следующее:
1. Мы ценили уникальность
каждого ребёнка. Я не заставля-
ла Мелиссу рисовать лишь пото-
му, что это хорошо получалось у
Мэг. Питер всё время проводил за
чтением книг, но я не ожидала от
девочек, что они будут такими же,
как он.
2. Мы поддерживали низкий
уровень стресса. если что-то да-
валось детям трудно или им бы-
ло неинтересно, мы откладывали
это на другой день, или же меня-
ли подход к изучению этой темы.
3. Мы читали вслух. Почти каж-
дый вечер перед сном мы прово-
дили, слушая главу какой-нибудь
книги. Теперь мы вместе вспоми-
наем эти моменты и понимаем,
что у нас и своя совместная «исто-
рия», и общий словарный запас.
4. Мы разговаривали друг с
другом, МноГо! Я всегда интере-
совалась, о чём они думают и по-
чему. ещё я просила их рассказать,
что они делают. Когда они стали
старше, мы стали обсуждать ново-
сти и говорить о том, почему про-
изошло то или иное событие. Мы
ценили мнение и взгляд на ситуа-
цию каждого из детей.
5. Я наблюдала за ними. ни-
чего сверхъестественного. ниче-
го сложного. Я просто смотрела и
слушала. Это помогало мне пони-
мать, что им нравится и как они
лучше всего усваивают информа-
цию.
6. Мы дорожили отношения-
ми. Я хотела, чтобы мои дети были
друзьями, чтобы остались друж-
ны, став взрослыми, и заботились
обо мне, когда я состарюсь. Ха! но,
правда, семья — это навсегда, и
никакая учебная деятельность не
должна быть настолько важной,
чтобы позволять ей разрушать от-
ношения.
7. Мы много смеялись. навер-
ное, за это нужно сказать спаси-
бо Мелиссе. Это она всегда гово-
рила что-то смешное и попадала в
весёлые истории.
8. Я давала им свободу. Я ста-
ралась не «нависать» над ними.
Так как мы всегда были вместе,
мне нравилось отступать на зад-
ний план, когда к нам приходили
друзья или когда мы гуляли по по-
лям, наблюдая за детьми испод-
тишка, как секретные агенты.
9. Мы тратили деньги на раз-
витие их талантов. Это то, что мне
нравилось делать меньше все-
го… ненавижу тратить деньги, но
оно того стоило. Был в нашей жиз-
ни год, когда я возила Мелиссу на
тренировки по хоккею, проводя
за рулём по часу туда и обратно, а
ещё членство в клубе обходилось
нам в кругленькую сумму. Я повто-
ряла себе, что чем раньше ребё-
нок освоит определённое умение,
тем лучших результатов он смо-
жет достичь и наши жертвы оку-
пятся.
В случае с Мэг это было сиде-
ние в машине по нескольку часов,
ожидая окончания репетиций. с
Питером это было решение отпра-
вить его в лагерь, посвящённый
кино, в старших классах.
10. Я вела дневник. Ваш ребё-
нок больше никогда не будет та-
ким, как сейчас, в этом возрасте.
не важно, сколько вашим детям
сейчас лет, завтра они будут на
день старше. Ловите момент, со-
храните свои воспоминания, за-
писывайте то, что они говорят, до-
кументируйте, как они росли.
И, оглядываясь назад, я думаю,
у меня всё получилось.
Джена Б.
http://alpha-parenting.ru/
Что вы увидите, оглянувшись назад?