• 29
«Родовая Земля»
№ 2 (151), февраль 2017 г.
истоки
вызывает неподдельный инте-
рес: греческие власти строят для
них школы и больницы, а япон-
цы разрабатывают проекты до-
полнительных источников энер-
гии. Кстати, об электричестве ка-
лаши узнали относительно не-
давно.
In vino veritas
Производство и употребление
вина — ещё одна отличительная
особенность калашей. Сухой за-
кон на всей территории Пакистана
— ещё не причина отказываться
от традиций. А после приготовле-
ния вина можно и в любимый гал
поиграть — нечто среднее меж-
ду лаптой, гольфом и бейсболом.
Мяч отбивают клюшкой, а затем
дружно ищут. Кто нашёл его две-
надцать раз и вернулся первым
«на базу», тот победил. Нередко
жители одного селения приходят
в гости к соседям, чтобы сразить-
ся в гал, а затем весело отметить,
и не важно, будет это победа или
поражение.
Ищите женщину
Калашские женщины нахо-
дятся на вторых ролях, выпол-
няя самую «неблагодарную ра-
боту». Но на этом сходство с со-
седками, пожалуй, заканчивает-
ся. Они сами решают, за кого вы-
ходить замуж, а если брак ока-
жется несчастливым, то и раз-
вестись. Правда, новый избран-
ник должен выплатить бывшему
мужу «неустойку» — приданое
в двойном размере. Калашские
Кто ваши предки?
О предках калашей спорят сно-
ва и снова. Существует мнение, что
калаши—местные аборигены, не-
когда населявшие обширные тер-
ритории южной долины реки Чи-
трал. И сегодня там сохранились
многочисленные калашские топо-
нимы. Со временем калаши бы-
ли вытеснены (или ассимилирова-
ны?) с исконных территорий.
Есть и другая точка зрения: ка-
лаши не являются местными або-
ригенами, а пришли на север Па-
кистана много веков назад. Это
могли быть, например, племена
северных индийцев, проживав-
шие приблизительно в XIII веке до
н.э. на юге Урала и на севере Ка-
захских степей. Их внешний вид
напоминал облик современных
калашей — голубые или зелёные
глаза и светлая кожа.
Следует заметить, что внеш-
ние особенности свойственны не
всем, а только части представи-
телей загадочного народа, однако
часто это не мешает упоминать об
их близости к европейцам и назы-
вать калашей наследниками «нор-
дических арийцев». Впрочем, счи-
тают учёные, если посмотреть на
другие народы, которые на протя-
жении тысячелетий живут в изо-
лированных условиях и не слиш-
ком охотно записывают чужаков в
родственники, то и у нуристанцев,
дартов или бадахшанцев можно
обнаружить «гомозиготную ин
бридинговую (родственную) де-
пигментацию». Доказать принад-
лежность калашей к европейским
народам пытались и в Институте
общей генетики Вавилова, а также
в Южно-Калифорнийском и Стэнд
фордском университетах. Вердикт
— гены калашей действительно
уникальны, но вопрос о предках
остался по-прежнему открытым.
Красивая легенда
Сами же калаши охотно при-
держиваются более романтич-
ной версии своего происхожде-
ния, называя себя потомками во-
инов, пришедших в горы Пакис-
тана вслед за Александром Ве-
ликим. Как и положено легенде,
она имеет несколько вариаций.
По одной — Македонский прика-
зал остаться калашам дожидаться
своего возвращения, но по какой-
то причине так за ними и не вер-
нулся. Верным солдатам не оста-
валось ничего другого, как осваи-
вать новые земли.
По другой — несколько сол-
дат, из-за ранений не способных
продолжать движение вместе с
войском Александра, вынужде-
ны были остаться в горах. Верные
женщины, естественно, не поки-
нули мужей. Легенда очень нра-
вится путешественникам-иссле-
дователям, заглядывающим в го-
сти к калашам, и многочисленным
туристам.
Язычники
Все, кто приезжает в этот уди-
вительный край, обязаны пред-
варительно подписать бумаги, за-
прещающие какие-либо попытки
повлиять на самобытность уни-
кального народа. В первую оче-
редь речь идёт о религии. Среди
калашей много тех, кто продолжа-
ет придерживаться старой языче-
ской веры, несмотря на многочис
ленные попытки обратить их в ис-
лам. В сети можно найти много-
численные посты на эту тему, хо-
тя сами калаши уклоняются от во-
просов и говорят, что «не припо-
минают каких-либо жёстких мер».
Иногда, уверяют старейши-
ны, смена веры происходит, ког-
да местная девушка решается на
брак с мусульманином, но проис-
ходит это, по их словам, не часто.
Однако исследователи уверены,
что избежать судьбы соседей-ну-
ристанцев, насильственно обра-
щённых в конце XIX века в ислам,
калашам удалось только благода-
ря тому, что они населяли терри-
торию, которая попала под юрис-
дикцию британцев.
Не меньше споров вызывает
происхождение многобожия кала-
шей. Попытки провести аналогии с
греческим пантеоном богов боль-
шинство учёных считают безосно-
вательными: вряд ли калашский
верховный бог Дезау — это Зевс,
а покровительница женщин Деза-
лика — Афродита. Священнослу-
жителей у калашей нет, и каждый
молится самостоятельно. Правда,
обращаться напрямую к богам не
рекомендуется, для этого сущест-
вует дехар — специальный чело-
век, который перед можжевело-
вым или дубовым алтарём, укра-
шенным двумя парами лошадиных
черепов, приносит жертву (обычно
козу). Перечислить всех калашских
богов достаточно трудно: в каждом
селении есть свои, а кроме это-
го ещё множество духов-демонов,
преимущественно женского рода.
О шаманах, встречах
и проводах
Калашские
шаманы
могут
предсказывать будущее и карать
Всё в жизни калашей, живущих на севере Пакистана в го-
рах Гиндукуша, не так, как у соседей: и вера, и уклад жизни,
и даже цвет глаз и волос. Этот народ — загадка. Сами они
считают себя потомками Александра Македонского.
Калаши: загадочные
«арийцы» в горах Пакистана
за грехи. Самым известным из них
считается Нанга дхар, о его спо-
собностях слагали легенды, рас-
сказывая, как в одну секунду он
исчезал из одного места, проходя
сквозь скалы, и появлялся в дру-
гом. Шаманам доверяют вершить
правосудие: их молитва способ-
на якобы наказать обидчика. По
плечевой кости жертвенного коз-
ла специализирующийся на пред-
сказаниях шаман-ашжиау («раз-
глядывающий кость») может уви-
деть судьбу не только отдельного
человека, но и целых государств.
Жизнь калашей немыслима
без многочисленных пиршеств.
Приезжающие туристы вряд ли
сразу смогут понять, на каком со-
бытии они присутствуют — ро-
ждении или похоронах. Калаши
уверены, что эти моменты одина-
ково значимы, а потому необходи-
мо в любом случае устроить гран-
диозный праздник — не столько
для себя, сколько для богов. Нуж-
но радоваться, когда новый чело-
век приходит в этот мир, чтобы
жизнь его была счастливой, и ве-
селиться на похоронах, — пусть и
загробное пребывание окажется
безмятежным. Ритуальные танцы
в священном месте Джештаке, пе-
снопения, яркие одежды и ломя-
щиеся от угощения столы — всё
это неизменные атрибуты двух
главных событий в жизни удиви-
тельного народа.
Вот это стол —
за ним едят
Особенностью калашей явля-
ется и то, что, в отличие от сосе-
дей, они всегда использовали для
трапезы столы и стулья. Дома они
строят по македонскому обычаю
— из камней и брёвен. Не забы-
вают про балкон, при этом кры-
ша одного дома является полом
для другого — получаются свое-
образные «высотки по-калашски».
На фасаде — лепнина с гречески-
ми мотивами: розетками, ради-
альными звёздами, затейливыми
извилинами.
Большинство калашей зани-
маются сельским хозяйством и
скотоводством. Примеров, когда
кому-то из них удалось изменить
привычный уклад, единицы. Ши-
роко известна легендарная Лак-
шан Биби, которая стала авиапи-
лотом и создала фонд поддер-
жки калашей. Уникальный народ
девушки могут не только полу-
чить образование, но и, напри-
мер, устроиться работать гидом.
Издавна существуют у калашей и
своеобразные родительные до-
ма — «башали», где «грязные»
женщины проводят несколько
дней до начала родов и прибли-
зительно неделю после.
Родственникам и любопыт-
ствующим не просто запреща-
ется навещать будущих мам, да-
же до стен башали дотрагивать-
ся нельзя.
А какие калашки красивые и
нарядные! Рукава и подолы их
чёрных платьев, за которые му-
сульмане, кстати, именуют кала-
шей «чёрными неверными», рас-
шиты разноцветным бисером. На
голове—такой же яркий убор, на-
поминающий прибалтийский вен-
чик, украшенный лентами и замы-
словатой вышивкой из бисера. На
шее — множество нитей бус, по
которым можно определить воз-
раст женщины (если удастся со
считать, конечно). Старейшины
загадочно замечают, что калаши
живы только до тех пор, пока их
женщины носят свои платья. И на-
последок ещё один «ребус»: поче-
му прическа даже самых малень-
ких девочек — это пять косиц, ко-
торые начинают плести со лба?
http://russian7.ru