• 23
«Родовая Земля»
№ 4 (153), апрель 2017 г.
осознанное родительство
П
о медицинским нормам
1940-х годов дети долж-
ны были сделать первые
шаги в возрасте от 8 до
12 месяцев, сегодня воз-
растные нормы для ходьбы—12–
15 месяцев. Учитывая, что разни-
ца на самом деле всего в одном
поколении, можно говорить об ог-
ромном откате в функциональном
развитии.
Я нахожу это явление столь же
интересным, сколь и пугающим.
Такому отставанию в развитии
нынешних детей находят разные
причины: генетические отклоне-
ния, особенности процесса ро-
дов, тип вскармливания, измене-
ние родительского подхода, недо-
статок подвижных игр, слишком
структурированный уход за деть-
ми и другие. Однако такой фактор,
как «контейнеризация детей», ка-
жется одной из ключевых и оче-
видных причин этого процесса. Я
занялась исследованием этого фе-
номена, и результаты оказались
ошеломительными.
Термин
«контейнеризация
младенцев» означает «помеще-
ние ребёнка в детские коляски, ав-
томобильные кресла, стулья для
кормления, манежи на несколь-
ко часов подряд». Задержка в по-
явлении таких моторных навыков,
как умение переворачиваться, си-
деть, ползти, ходить, может быть
связана именно с продолжитель-
ным нахождением детей в таких
приспособлениях.
На самом деле родителям ре-
комендуется ежедневно играть с
детьми в игры, которые стимули-
руют исследовательскую актив-
ность. Исследовательская дея-
тельность ребёнка в игре — важ-
нейший фактор его развития, по-
скольку именно в игре происхо-
дит исследование собственного
тела, окружающей среды, связи
самого ребёнка с его окружени-
ем. Окружающая среда, в свою
очередь, предоставляет ребён-
ку стимул для постоянного дви-
жения — привлекательные зри-
тельные образы. И наконец, дви-
гательная активность стимули-
рует мозговую деятельность, ко-
торая касается телесного ориен-
тирования в пространстве, ра-
боты мышц, синхронизации так-
тильных и зрительных ощуще-
ний.
Многие родители даже не по-
дозревают, как много времени их
дети проводят в «контейнерах».
В наше время оба родителя ра-
ботают, расписания — перегру-
жены, а новые технологии стре-
мятся помочь нам сохранить при-
вычный ритм жизни с ребёнком в
надёжной упаковке. Мать, соби-
раясь за покупками, усаживает
младенца в автомобильное кре-
сло, одевается сама, устанавлива-
ет кресло в машину, доезжает до
продуктового магазина и пере-
саживает ребёнка вместе с кре-
слом в тележку для покупок —
такой необременительный шо-
пинг. Дальше в обратном поряд-
ке — кресло в машину и домой.
Удобно, тут сложно спорить, но
всё чаще матери держат не дет-
ские руки, а пластиковые ручки
переносок. Со стороны младенца
это снижение двигательной ак-
тивности, однообразный набор
для тактильного исследования, а
поле зрения сводится к одному
и тому же потолку, иногда по не-
скольку часов в день.
Чтобы полнее представить
себе теорию контейнеризации
и сравнить детей нынешнего и
прошлого поколений, следует от-
дельно рассмотреть работу всех
сенсорных систем детского орга-
низма.
Вестибулярный аппарат —
сенсорная система, которая со-
бирает нас «воедино», даёт ощу-
щение себя в пространстве; она
расположена в полости внутрен-
него уха. Вестибулярная стимуля-
ция происходит при движении го-
ловы в пространстве в прямом,
угловом, круговом, обратном на-
правлениях. Иначе говоря, всякий
раз, когда совершается движение,
в мозг поступает информация о
том, где именно находится тело.
Из теории контейнеризации сле-
дует, что дети, которые слишком
много времени проводят в «кон-
тейнерах», не получают достаточ-
ной практики движений. Таким
образом, их чувство уверенности
при движении в пространстве —
так называемая гравитационная
ориентация — не развивается в
нужной степени.
Проприоцептивная
система
Проприоцептивная
система
оповещает человека о том, в ка-
ком положении находится его те-
ло, в каком направлении, с какой
скоростью и силой оно движет-
ся. Наши мышцы, суставы, связ-
ки посылают сообщения в мозго-
вой центр всякий раз, когда сжи-
маются, сгибаются, распрямляют-
ся или растягиваются, — это даёт
нам «ощущение положения». Дети
в «контейнерах» либо постоянно
пребывают в одном и том же по-
ложении, либо могут совершать
движения только в одной пло-
скости; ограниченное простран-
ство большинства приспособле-
ний не позволяет кардинально из-
менить позу и активно задейство-
вать мышцы. В обычной обстанов-
ке дети совершают йогоподобные
движения, когда учатся перевора-
чиваться, ползать и ходить; в ма-
неже и автокресле такая «гимна-
стика ума и тела» невозможна.
Тактильная сенсорная система
даёт нам представление о темпе-
ратуре и текстуре окружающего
мира. Она предупреждает нас об
опасностях и создаёт так называ-
емые телесные границы. Тактиль-
ная система ребёнка «из контей-
нера» определённо не получает
достаточной внешней стимуляции
ввиду долгого нахождения в неиз-
менном пространстве.
Зрительная
сенсорная система
Зрительная сенсорная систе-
ма задействует одновременно ле-
вое и правое полушария голов-
ного мозга для развития зритель-
но-пространственного восприя-
тия. Помимо остроты зрения, ко-
торая часто считается первооче-
редным навыком, большое значе-
ние имеют также оценка освеще-
ния, нахождение сходств и разли-
чий в образах, умение проследить
движущийся объект и оценить его
положение в пространстве. Про-
должительное нахождение ребён-
ка в «контейнере» может негатив-
но повлиять на эту сторону разви-
тия, так как ребёнку не предлага-
ется достаточный выбор визуаль-
Контейнерные дети
Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х
годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов
(3, 5 и 7 лет) выполнить определённые упражнения. Резуль-
таты стали следующими: 5-летний ребёнок сегодня выпол-
няет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша,
а 7-летний — едва дотягивает до уровня 5-летнего, кото-
рый жил 60 лет назад.
ных раздражителей.
Развитие всех этих сенсорных
систем необходимо для овладе-
ния в дальнейшем всеми физиче-
скими умениями и навыками. Де-
ти должны интерпретировать сиг-
налы вестибулярной системы для
развития контроля над положени-
ем тела, умения различать право и
лево, «вверх» и «вниз», «впереди»
и «сзади». Проприоцептивная си-
стема позволяет принимать нуж-
ные положения тела, совершать
основные движения, дозировать
силу захвата предметов и регули-
ровать мышечные усилия при со-
вершении каждодневных дейст-
вий. Развитая тактильная система
даёт возможность оценить фор-
му, размер, очертание предмета,
распознавать материалы и тексту-
ры, узнавать их при контакте с ко-
жей; она позволяет ребёнку при-
выкнуть к одежде на своём теле, к
неожиданным прикосновениям, к
стрижке волос и походам к зубно-
му врачу. Наконец, зрительная си-
стема даёт не только остроту зре-
ния, но и глубину восприятия, за-
держку взгляда, периферическое
зрение и «бег» глазами. Эти навы-
ки необходимы для безопасного
передвижения и ориентирования
в пространстве.
Если вспомнить, как растили
детей два поколения назад, мож-
но отметить, что тогдашние малы-
ши имели куда больше возмож-
ности и необходимости двигать-
ся и наблюдать за миром с разных
углов и положений. Скорее все-
го, 60 лет назад мама делала все
привычные дела с ребёнком на
руках: поле зрения для младенца
было определённо более разно
образным, ведь мама должна бы-
ла постоянно менять руку, держа-
щую малыша, или пересаживать
его на бедро. Таким образом, вес
тибулярный аппарат и проприо-
цептивная система ребёнка под-
вергались постоянной стимуля-
ции благодаря движениям мате-
ри. Ношение ребёнка на себе даёт
ему возможность испытывать
зрительные, тактильные ощуще-
ния — прикосновения, тепло, хо-
лод, различные звуки, а также без-
опасность, которую даёт близость
мамы. Всё это вносит вклад в раз-
витие вестибулярной сенсорной
системы. Ребёнок изучает мир с
разных сторон не только благода-
ря смене положений тела, но пос-
тоянно то приближаясь, то удаля-
ясь от окружающих объектов вме-
сте с матерью. Тактильная систе-
ма развивается благодаря посто-
янным прикосновениям, разнице
в силе и ритме касаний.
Ношение ребёнка (на руках
или в эргономичной переноске)
даёт сенсорным сигналам от окру-
жающей среды возможность есте-
ственным образом поступать к
нервной системе ребёнка, тогда
как «контейнеры» не пропускают
большую часть этих импульсов.
Варианты «постоянно носить»
или «оставить без присмотра»
определённо не решат проблему
контейнеризации. Для полноцен-
ного развития необходима уме-
ренность во всём; ребёнку оди-
наково важны и ношение на ру-
ках, и выкладывание на животик,
и ползание, и спокойный отдых,
даже и в «контейнере». Детские
приспособления дают удобство и
безопасность, но их постоянное
и неограниченное использование
очевидно вносит свою печальную
лепту в регресс новых поколений.
Брэнди Брейтбеч,
эрготерапевт.
Перевод Катерины Цывылевой.
https://vk.com/povituha_
veleslava?w=wall-
85523417_320%2Fall
Маленькие
дети и жизнь
в поселении
Р
ебёнок, живущий в природ-
ных условиях, —это здоро-
во! Но есть маленькие ню-
ансы, которые можно лег-
ко преодолеть. Например, один
из нюансов жизни в поселении —
это дороги… Те, кто живёт в по-
местье круглый год, понимают, о
чём я говорю. Идеальные дороги
бывают только летом, да и то не
всегда.
Всё это, конечно, весело и ин-
тересно, но когда у тебя ребёнок,
которому всего ничего, то встаёт
вопрос: и как мне с ним пойти по-
гулять?
Коляска, понятное дело, не
проедет. Хотя мы попробовали не-
сколько раз осенью и несколько
раз зимой. Поняли, что вообще-
то не совсем подходящий вари-
ант. И если зимой ещё можно как-
то выйти из столь щекотливого по-
ложения, например, гулять на ва-
трушке с собакой, то осенью и вес
ной этот номер не пройдёт.
Поэтому требуется другое ре-
шение, оно называется слинг.
Слинг — это кусок ткани, который
заматывается вокруг тела осо-
бым таинственным образом, и ту-
да помещается ребёнок. Есть два
основных вида слингов: слинг с
кольцами и слинг-шарф. Лично
нам слинг с кольцами не подошёл,
а вот шарф для нас идеален.
В слинге можно спускаться в
овраги, водить хороводы и мно-
гое другое.
Слинг можно купить, мож-
но сшить самим. Например, наш
слинг подарили нам друзья, кото-
рые сшили его сами, что, на мой
взгляд, гораздо лучше всяких по-
купных слингов. Хотя, когда сынок
подрос, мы купили эрго-рюкзак и
зиму проездили на папе именно в
нём.
Коляски, конечно, тоже мож-
но использовать, но только как
спальное место на улице, это тоже
является большим плюсом жизни
в поместье.
Лично нас жизнь в поместье
учит подходить нестандартно к
стандартным ситуациям, и мы ей
за это благодарны!
https://vk.com/semyarada