«Родовая Земля»
№ 4 (153), апрель 2017 г.
22 • ОсОЗНаННОе рОДитеЛЬстВО
П
роблема у него — вы. В
тот момент, когда мать
начинает думать, что у
неё проблема с ребён-
ком, у ребёнка появля-
ются проблемы с мамой. серьёз-
ные проблемы. ему становится тя-
желее жить, потому что появилась
претензия. Появилась проблема:
«я не могу порадовать любимого
человека».
У детей есть два главных меха-
низма, благодаря которым они со-
вершенствуются. Они абсолютно
инсталлированные и не демонти-
руются. Богом микросхема встав-
лена.
Механизм первый—радовать
родителей, второй — просто под-
ражать и делать так, как они.
Всё. Два механизма — идеаль-
ная педагогика.
Но есть проблема. радовать
очень трудно тех, кто вообще не
знает, как радоваться.
У Шалва амонашвили есть
книга «где ты, моя улыбка?». По-
весьте, пожалуйста, себе над зер-
калом как главный педагогиче-
ский принцип.
Утром мама встаёт и сразу на-
чинает решать проблемы. ему уже
всё-таки три с половиной, надо
уже думать, куда его направить.
Надо собрать денег на консульта-
цию у астролога, чтобы узнать, ку-
да его направить.
Успокойтесь, спросите просто:
«где ты, моя улыбка?» Будет улыб-
ка — ребёнок будет в порядке.
Для ребёнка самая большая
мотивация к тому, чтоб делать ещё
так, как он сделал, успешно, ещё
раз увидеть свет в глазах мамы,
тепло, восхищение ребёнком. По-
тренируйтесь перед зеркалом. Во-
обще посмотрите, вы умеете это
делать или нет?
итак, два механизма.
Первый: чтобы увидеть свет
в глазах родителей. Значит, это я
правильно сделал. Весь мир будет
даже говорить: «ты вообще нику-
да не годишься. то, что ты дела-
ешь, — это полный отстой. такие
маменькины сыночки...» Все семь
миллиардов населения планеты
будут только критиковать, а этот
человек будет продолжать на-
стойчиво двигаться к цели.
Потому что он получает самое
главное — улыбку матери. и одо-
брение... Особенно для мальчика.
До семи лет очень важны улыбка
и тепло, восхищение мамы. После
семи лет для мальчика важно одо-
брение отца.
Руслан НаРУШЕВИЧ.
Самое важное—снять с повестки
дня «у меня проблема с ребёнком»
К
ак любая мама, мечтаю-
щая вырастить счастли-
вым своего ребёнка, я ин-
тересуюсь воспитанием
детей. Однажды на про-
гулке знакомая, наблюдая за на-
ми, спросила: «Катя, ты, наверное,
очень много читаешь про то, как
воспитывать детей? ты так обща-
ешься со своим сыном! сразу вид-
но, что он развитый и мудрый ре-
бёнок!»
я ответила односложно, что-
то типа: «Да нет, не много читаю.
Просто стараюсь, чтобы он был
счастлив и мог выйти из любой си-
туации самостоятельно!»
Придя домой, я задумалась
и решила написать свои мысли,
оформив их в эту небольшую ста-
тью.
Чего я НЕ делаю
в общении с ребёнком
1. Я не говорю: «Я не люблю
тебя!»
Мой ребёнок знает: что бы он
ни натворил, я всегда его буду лю-
бить.
Наоборот, когда он что-то сде-
лал неприятное, я ему говорю: «а
я всё равно тебя люблю, но мне
неприятно, когда ты так поступа-
ешь!»
я понимаю, что родителям, ко-
торые говорят ребёнку: «ты пло-
хой», «я не люблю тебя, если ты так
делаешь», гораздо проще манипу-
лировать своим ребёнком. Но для
меня гораздо важнее то, кем он
вырастет, чем лёгкость в воспита-
нии и управлении сыном сейчас.
2. Я не успокаиваю и не за-
дабриваю ребёнка сладостями
я сама из детства прине-
сла привычку заедать проблемы
сладким, поэтому для своего ре-
бёнка я стараюсь использовать
другие успокоители.
я всегда спрашиваю, почему,
чем он расстроен и что ему мо-
жет помочь решить этот вопрос. В
редком случае я могу ему купить
игрушку. Но чаще мы танцуем,
смеёмся, начинаем прыгать, гово-
рить разные смешные фразы, что-
бы поднять настроение.
Фразы придумываем сами или
берём из мультфильмов, но они
знакомы только нам. Окружаю-
щие могут даже не понимать зна-
чения этих фраз, так как они сфор-
мировались в процессе нашего
общения с ребёнком.
3. Я не пугаю ребёнка страш-
ными дядьками, бабайками и
пр.
я считаю, что мой ребёнок до-
статочно развит, чтобы понять ме-
ня. Чаще я ему объясняю, зачем
нам то или иное действие нужно
сделать. если ребёнок совсем не
хочет, его тоже стоит понять.
так, андрей сам перестал
спать в обед. Он просто однажды
в возрасте 4-х лет сказал: «Мама, я
не хочу больше спать в обед!» Хо-
тя в саду бывает, что он спит. Быва-
ет, просто лежит.
реже я лишаю ребёнка сказ-
ки на ночь или мультика, но чаще
нам удаётся договориться без за-
пугиваний, лишений и прочего.
4. Я не ругаю ребёнка в при-
сутствии других людей
Мне всегда было неприятно,
когда при других детях родители
начинали ругать мою подругу. я
сама начинала себя чувствовать
так неприятно, скованно. я да-
же считала себя виноватой. Пред-
ставляете, что чувствовала моя
подруга?
Поэтому сейчас я стараюсь не
делать замечаний, не ругать, не
отчитывать и не кричать на ребён-
ка в присутствии других людей.
если у меня есть к нему какой-
то вопрос или фраза, которую я
хочу сказать прямо сейчас, я от-
зываю его в сторонку и говорю то,
что хотела.
так же этот принцип действует
в отношении взрослых.
5. Я не бью и не кричу на ре-
бёнка
В моей жизни было время, ког-
да я поднимала руку на ребёнка.
слава Богу, теперь я стала мудрее,
сильнее, опытнее и умнее.
Когда ребёнок привыкает к
партнёрству и к переговорам, по-
требность в криках, упрёках и тем
более физическом насилии отпа-
дает.
Что я делаю в общении
с ребёнком
1. Я обнимаю, целую ребён-
ка
считаю, что телесный контакт
с родителями очень важен для ре-
бёнка не только в младшем, но и в
старшем возрасте.
я безмерно благодарна своим
родителям, которые приучили нас
обниматься и целоваться при пер-
вой возможности.
Объятия и поцелуи помогают
ребёнку принять и полюбить себя
ещё больше.
2. Я хвалю его за его успехи
и старания
Даже если что-то не получи-
лось, я всё равно хвалю ребёнка
за его старания. Объясняю ему,
что он приобрёл ценный опыт и
многому научился, но если будет
стараться вновь, у него наверняка
получится ещё лучше.
Даже когда у ребёнка что-то не
очень хорошо получается, я всё
равно хвалю его за это. и в следу-
ющий раз у него получается уже
гораздо лучше.
3. Я извиняюсь, если не пра-
ва
Это было самое тяжёлое для
меня. Но мы научились извинять-
ся. если я ошиблась, сорвалась, не
сдержала слово или просто была
не права, я извиняюсь.
Были случаи, когда я долго до-
казывала что-то своему ребёнку,
а потом спустя полчаса понима-
ла, что я не права. я шла и извиня-
лась. На первых порах просто за-
ставляя себя.
4. Я даю ему возможность
учиться и пробовать всё само-
му
я стараюсь как можно меньше
делать тех вещей, которые ребё-
нок может сделать сам. Просто по-
тому, что я верю в него, я ему до-
веряю.
так, в четыре года я перестала
помогать ему раздеваться и оде-
ваться в детском саду. Оставались
лишь мелочи, например, завя-
зать шапку и шарф. Всё остальное
он мог сделать сам. и я старалась
проснуться раньше, чтобы у ре-
бёнка было время самостоятель-
но одеться не торопясь.
Он сам научился читать и счи-
тать до 1000 в четыре с половиной
года. единственное, в чём я помо-
гала ему, — это всевозможные иг-
ры на слух.
Он исписал все стены цифра-
ми, обклеил все двери буквами,
много вырезал, клеил, и всё это я
разрешала ему делать самому.
5. Я прививаю ему позитив-
ное мышление
Это мы стали практиковать
только недавно. Но я понимаю,
что без позитивного мышления
ребёнок не сможет стать счастли-
вым. а ведь моя задача — имен-
но это. Помочь ребёнку оставать-
ся счастливым и уметь выйти из
любой ситуации самостоятельно.
Конечно, есть много других
вещей, которые мы делаем, но это
тот список, который, я думаю, по-
может начинающим мамам и па-
пам стать счастливее и помочь
своему ребёнку войти в наш мир.
Екатерина КОВаЛЁВа,
психолог.
https://vk.com/roditelstvo_v_osozna
nnosti?w=wall-87420010_1498
Правильный путь
в воспитании счастливых детей
С
егодня, когда моё терпе-
ние почти иссякло и всё, о
чём я могла думать, — как
урвать хотя бы пару минут
для себя, ты вдруг уснул у
меня на груди. Меня ждал милли-
он дел, но я так и не взялась ни за
одно из них.
Потому что вместо всех дел... я
держала тебя в своих руках.
Мне нужно было разгрузить
посудомоечную машину и пере-
мыть гору всего того, что скопи-
лось в раковине.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
я собиралась достать из суш-
ки вещи, разобрать их и перезапу-
стить стирку, которую забыла вы-
тащить вчера вечером.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
я хотела забраться в душ, вы-
сушить волосы и даже, может
быть, немножко накраситься.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
я планировала ответить на па-
ру рабочих имейлов и перезво-
нить всем, чьи звонки пропустила
за последние трое суток.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
Мне предстояло пропылесо-
сить гостиную, где ты рассыпал
хлопья, и собрать по всему дому
разбросанные игрушки.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
я хотела поужинать и заодно
просмотреть скопившиеся счета и
письма, которые перекочевали из
почтового ящика ещё в понедель-
ник и с тех пор успели вырасти в
небольшую башню посреди стола.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
я собиралась перенести те-
бя наверх и положить в кроватку,
и я была уверена, что ты не про-
снёшься, если я так поступлю. и,
пожалуй, тебе самому было бы
удобнее спать в кроватке.
Но вместо этого я держала те-
бя в своих руках.
твои маленькие ножки, упира-
ющиеся сейчас в кресло, ещё как
будто совсем вчера замирали, до-
став крохотными пальчиками до
моего живота. я чувствую твоё ды-
хание на своей коже, твои руки
обнимают меня за шею... очень-
очень скоро наступит то вре-
мя, когда моим рукам ты будешь
предпочитать просторную кро-
вать.
Знаешь, я нашла покой и уми-
ротворение в то мгновение, когда
из множества всего выбрала са-
мое простое...
Держать тебя в своих руках.
Реган ЛОНГ,
мама четверых детей.
Я держала тебя
в своих руках...