Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 5 (154), май 2017 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛЬСТВо
С
реди моих знакомых часто
идёт спор о пользе телеви-
зора, планшета. Удобно, мол,
мама дела делает, а ребё-
нок смотрит и учится. Мо-
жет ли телевизор и планшет заме-
нить ребёнку общение с матерью?
С какого возраста и сколько вре-
мени можно использовать теле-
визор как развлекательный и об-
учающий?
Попала случайно в одну моло-
дую семью, там мальчик 4 лет по-
чти не говорил, но очень быстро
включил планшет, набрал «ну, по-
годи!» и показал мне мультик. Я
удивилась! Что повлияло на за-
держку речи у мальчика, ведь он
родился без осложнений, не бо-
лел много?
решила покопаться в книгах,
как-то ответить себе на эти вопро-
сы и нашла интересную информа-
цию, которой хочу с вами поде-
литься.
Все события, происходящие
с нами в детстве, оказывают ко-
лоссальное влияние на всю нашу
жизнь. Пренебрежительное от-
ношение к детям выражается в
том, что с ними плохо обращают-
ся: подвергают их физическим на-
казаниям, домогательствам или
нЕ обраЩаЮТ на них ниКаКо-
Го ВниМаниЯ. Став взрослыми,
такие дети чаще подвержены де-
прессии, более тревожны, очень
резко реагируют на стрессовую
ситуацию.
Лоран Коэн, профессор, ней-
рофизиолог, пишет: «Дети, воспи-
танные внимательной матерью,
были менее пугливыми и менее
предрасположенными к стрессу,
чем те, которым мать не оказы-
вала достаточно любви и заботы.
…В мозгу есть рецепторы, реаги-
рующие на гормоны стресса, если
у вас мало рецепторов, то мозг на-
воднит ваш организм гормона-
ми, и по этой причине вы постоян-
но будете находиться в состоянии
сильного стресса. недавно было
доказано, что определённый ген
отвечает за формирование рецеп-
торов, фиксирующих гормоны, и
что он может быть заблокирован в
мозгу тех, с кем плохо обращались
матери. а главное, эта бЛоКироВ-
Ка нЕ СниМаЕТСЯ и во ВзроСЛоМ
возрасте.
Подобное явление объясня-
ют феноменом негенетической
наследственности: находящаяся
в постоянном стрессе мать про-
изведёт на свет детей, которые
также будут ПоСТоЯнно ПрЕбЫ-
ВаТЬ В СТрЕССоВоМ состоянии и
в дальнейшем породят СЕбЕ По-
ДобноЕ ПоТоМСТВо… известно
также, что депрессивные матери
могут обладать некоторой нечув-
ствительностью к нуждам детей
и сохранять относительную сдер-
жанность в заботе о них... Чем
тяжелее депрессия матери, тем
больше миндалины мозга (отве-
чающие за стресс) у детей десяти-
летнего возраста…Только фарма-
кологическими средствами мож-
но привести систему в нормаль-
ное состояние».
Что мы для себя можем отсюда
взять? наша страна давно живёт
при постоянной перестройке, и
стресса нам не занимать. Телеви-
дение тоже вовсю старается нас
напугать всем, чем только можно,
— подборка новостей поражает
своей агрессией. Говорят, в Герма-
нии плохую новость показывают
три раза, больше нельзя, у нас же
смакуют по всем каналам телеви-
дения с утра до вечера. Мало то-
го, пока родители на работе, дети
смотрят всё подряд, а для детской
психики негативные новости осо-
бенно опасны. Моя знакомая, бу-
дучи беременной, смотрела теле-
визор с утра до вечера, когда уто-
Дети и телевизор –
быть или не быть?
нул «Курск», слезами заливалась.
ребёнок родился нервный, у не-
го постоянно потели ручки, очень
обидчивый, плакал по любому по-
воду, отступал при любом препят-
ствии.
наши женщины, часто депрес-
сивные, не уделяют детям необхо-
димого внимания: сунут им план-
шет в руки и смотрят сериалы —
пусть сам развивается. Я как-то
наблюдала картину в доме знако-
мой: пока мы обсуждали важные
дела с бабушкой на кухне, внучка
1,5 года сидела, грызла спички, а
мама смотрела сериал на диване.
ребёнку рядом нужна мать,
а не игрушка с огоньками, она
должна разговаривать с ним,
гладить,
успокаивать,
удовле творя ть
его нужды,
иначе он не чувствует любви и пу-
гается, не чувствуя себя в безопас-
ности. очень многие комплексы
взрослые приобретают в самом
раннем возрасте, а потом не смо-
гут успешно прожить свою жизнь,
об этом много пишет Эрик берн.
ребёнок, получая готовую кра-
сочную картинку из планшета, не
утруждает себя созданием в своём
воображении образа, как при чте-
нии книги или при прослушива-
нии радиоспектакля. Это, естест-
венно, затормаживает его разви-
тие. а воображение — это очень
важная составляющая мышления
инженера и художника, архитек-
тора и музыканта. раньше куклы
были из соломы, а ребёнок уже
представлял себе мальчика или
девочку, принцессу и т. п. Лепка из
глины, из песка, конструкторы —
эти игры развивают воображение.
нужны не барби с прорисованны-
ми сексуальными формами с мно-
жеством платьев, мебели, жениха-
ми и домами, это нужно произво-
дителю игрушек для наживы, а иг-
рушки, подталкивающие вообра-
жение детей, чтобы человечек мог
быть и доктором, и продавцом, и
мамой, и космонавтом и т. п.
и снова Лоран Коэн подсказы-
вает нам интересную информа-
цию. Учёные задали себе вопрос: а
чем занят мозг, когда человек ни-
чего не делает?
Мозг составляет всего лишь
два процента от нашего обще-
го веса, но при этом расходует на
свои нужды до 20% потребляе-
мой нами энергии, то есть гораз-
до больше, чем, например, почки
и сердце.
Учёные пытались определить
области мозга, которые активизи-
ровались в момент отдыха. оказа-
лось, что во время отдыха задей-
ствованы зоны, которые отвечают
за МЕЧТаТЕЛЬноСТЬ. В мозге, да-
же если человек находится в по-
кое, постоянно работает Вообра-
жЕниЕ. «Когда мы отдыхаем, то
переходим из активного воспри-
ятия окружающего мира к состоя-
нию, когда мы его ПрЕДСТаВЛЯЕМ.
нейронные сети отдыха активизи-
руются в тех ситуациях, когда мы
в большей степени Вообража-
ЕМ мир, чем его ВоСПриниМаЕМ.
В любом случае мы удаляемся от
реальности, чтобы создать в мозгу
мир вымышленный» (Лоран Коэн.
«Почему девочки не хуже мальчи-
ков разбираются в математике»,
стр. 228–227, Москва, 2016).
Я подумала: может, именно по-
этому я так люблю разглядывать
картины импрессионистов, они
такие недосказанные, туманные и
загадочные.
Так что получается у нас с
просмотром ТВ детьми? Дети нЕ
оТДЫХаЮТ, когда смотрят теле-
визор, нет необходимой «пищи»
для воображения. Дети поража-
ются агрессивной негативной ин-
формацией, особенно при без-
контрольном просмотре. Долгое
сидение перед экраном портит их
позвоночник, шейный отдел пере-
гружен, отчего нарушается мозго-
вое кровообращение, устают гла-
за. Возникает нарушение мелкой
моторики, падает иммунитет из-за
редких прогулок на воздухе. нет
общения со сверстниками, что ме-
шает в дальнейшем социальной
жизни, они не имеют опыта кол-
лективной игры, взаимовыручки,
меткости.
однажды попалась мне статья,
где учёные исследовали зависи-
мость детей от телефона. оказа-
лось, что, если лишить ребёнка те-
лефона хотя бы на час, у него на-
чиналась почти настоящая ломка
— возникали тревога, раздражи-
тельность, как у всех «зависимых»
людей.
Где-то я чита-
ла, может быть, у
Коэна, что толь-
ко с трёх лет можно давать ребён-
ку планшет и разрешать смотреть
телевизор.
Я не спорю, конечно, надо ис-
пользовать новые электронные
информационные средства для
обучения и развития детей, но
обязательно нужно ограничивать
время просмотра — для малень-
ких 20 минут просмотра, как мне
говорили логопеды, пока ребёнок
концентрирует своё внимание.
родители должны интересовать-
ся, что именно смотрит ребёнок,
вспомните истории с суицидаль-
ными «играми». Я видела очень
интересную программу в логопе-
дическом центре: на экране пока-
зывали изображение животного, и
пока ребёнок не произнесёт слово
«мяу», например, не появлялась
другая картинка. Детям это очень
нравилось, но занимались при
этом с детьми только по 30 минут.
Мы живём в новом информа-
ционном мире и до конца ещё не
представляем последствия его
воздействия на наших детей. Толь-
ко любящие, внимательные, дума-
ющие родители смогут защитить
беззащитного ребёнка.
В конце хочу привести сло-
ва логопеда, давно работающего
с детьми. Прочитайте и сделайте
выводы сами.
анастасия — логопед из ново-
сибирска.
«Два года я работаю логопе-
дом с детьми, которых мы по-
том торжественно провожаем в
1 класс. Сердце болит за интеллек-
туальное, речевое, физическое
развитие наших воспитанников.
особенно печально видеть, как у
ребёнка, страдающего нарушени-
ем внимания, памяти, пространст-
венных представлений, общей и
мелкой моторики, ведущим инте-
ресом является планшет, телефон
или какой-нибудь другой наворо-
ченный гаджет. Если на 10 минут
ребёнку позволить погрузиться в
виртуальный мир, то потом такой
ребёнок для меня потерян на за-
нятиях, невозможно сконцентри-
ровать внимание, вызвать инте-
рес более простым игровым ма-
териалом, мышление становит-
ся шаблонным, творческой мыс-
ли — 0%, развитие сюжетно-ро-
левых игр очень скудное (особен-
но, если сравнить с нашим детст-
вом), всё больше и больше наблю-
даю несформированность комму-
никативных функций, нежелание
общаться со сверстниками.
Если кратко, то я в ужасе от то-
го, что теперь не только дома, но
и в стенах детского сада внедряет-
ся всё больше и больше электрон-
ных технологий (мультимедийное
оборудование, презентации на за-
нятиях, мультфильмы в свободной
деятельности, интерактивные до-
ски, «развивающие» игры и т. д.)».
Татьяна БарЫБина.
Родительское Всероссийское
Сопротивление (РВС).
г. Москва.
http://r-v-s.su
Образование детей в деревне, поселении
Е
сть две основные пробле-
мы при переезде на землю
— это образование детей и
работа. С работой как бы всё
понятно, и мы данный вопрос смо-
жем решить. а с образованием де-
тей не так всё просто, как кажется.
Есть семейное или домашнее
образование — это хороший ва-
риант, но, я думаю, уровень са-
мих родителей должен быть до-
статочно высоким, чтобы прове-
сти ребёнка с 1 по 11 класс дома
и подготовить к институту. боль-
шинство родителей такой вариант
до конца не смогут реализовать,
и даже не в плане программы об-
учения (его можно получать и че-
рез интернет), а в способности мо-
тивировать ребёнка к учёбе и дис-
циплине в учёбе.
Другой вариант — отдать ре-
бёнка в школу-интернат типа Ще-
тинина или обычный городской
интернат, но это крайний, на мой
взгляд, случай, так как ребёнок
практически полностью сформи-
рует своё мировоззрение отдель-
но от семьи. Тут всё уже зависит от
уровня такого образования.
Можно рассмотреть школу ро-
дителей — это когда объединяют-
ся несколько родителей и начина-
ют обучать детей так, как считают
нужным. очень хороший вариант,
он ближе к семье и пониманию то-
го, чему надо учить ребёнка. Если
у родителей есть педагогическое
образование или если родите-
ли найдут хорошего педагога, ко-
торый возьмёт на себя организа-
цию процесса обучения, то шко-
ла будет классная. В данном слу-
чае большую пользу сыграют уро-
вень образования самих родите-
лей и их жизненный опыт, что сде-
лает школу более жизненной.
но у данного варианта есть
две задачи, которые бывает слож-
но решить:
— объединить родителей для
создания своей школы достаточ-
но сложно, так как у всех есть своё
мнение;
— такая школа не может быть
безплатной. родителям придёт-
ся за неё платить. Учитывая, что
образование в государственной
школе обходится государству на
одного ребёнка около 10 000 руб.
в месяц, то и родителям придётся
что-то оплачивать.
В результате, когда встаёт во-
прос оплаты, происходит склоне-
ние родителей к обычной деревен-
ской школе. Плюс её в том, что сей-
час организованы школьные авто-
бусы и практически из любой де-
ревни ребёнка везут в школу на
автобусе. Самое большое преиму-
щество такой школы — классы по
5–10 учеников, где более низкий
уровень образования компенсиру-
ется индивидуальным подходом.
Есть и такой вариант обра-
зования, когда родители возят
учиться своих детей в большой
город (в нашем случае это Влади-
мир), находящийся от поселения
в 50 км, что очень неудобно детям
и родителям. В результате появля-
ется крайний вариант, когда роди-
тели не находят решения вопроса
образования своих детей на зем-
ле и возвращаются в город, отку-
да приехали.
Ещё надо учитывать то, что
дети процентов на 80%, а то и на
все 100% после окончания школы
стремятся уехать учиться или ра-
ботать в город.
Прежде чем переезжать на
землю, как следует проанализи-
руйте свои приоритеты в образо-
вании вашего ребёнка и какие есть
возможности там, куда вы едете.
андрей якиМов.
Селение Заветное,
Владимирская обл.