Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 5 (154), май 2017 г.
ПУТЬ К СЕбЕ
Что такое клиповое
мышление
Термин «клиповое мышле-
ние» появился в середине 1990-
х годов и первоначально озна-
чал особенность человека вос-
принимать мир через короткие
яркие образы и послания телено-
востей или видеоклипов. Слово
«clip» переводится с английско-
го как фрагмент текста, вырез-
ка из газеты, отрывок из видео
или фильма. Видеоряд большин-
ства музыкальных клипов состо-
ит из цепочки слабо связанных
по смыслу кадров. При клиповом
мышлении жизнь напоминает ви-
деоклип: человек воспринимает
мир не целостно, а как последо-
вательность почти не связанных
между собой событий.
Современные сериалы, филь-
мы и мультфильмы создаются для
клипового потребителя. Сцены в
них идут маленькими блоками,
часто сменяя друг друга без ло-
гической связи. Пресса наполня-
ется короткими текстами, в ко-
торых авторы лишь очерчивают
контуры проблем. Телевидение
преподносит новости, которые
между собой не связаны, потом
рекламу, ролики которой тоже
никак друг к другу не относятся. В
результате человек, не осмыслив
одну тему, переходит к потребле-
нию другой.
Мир обладателя клипово-
го мышления превращается в ка-
лейдоскоп разрозненных фактов
и осколков информации. Человек
привыкает к постоянной смене
сообщений и требует новых. Уси-
ливается желание искать цепля-
ющие заголовки и вирусные ро-
лики, слушать новую музыку, «ча-
титься», редактировать фотогра-
фии и так далее.
Плюсы и минусы
клипового мышления
Минус:
человек не способен
долго концентрироваться на ин-
формации, у него заметно снижа-
ется способность к анализу.
обладатель клипового мыш-
ления не может анализировать
ситуацию, поскольку любая ин-
формация не задерживается в
его сознании и быстро сменяет-
ся новой.
от способа мышления зави-
сит успешность в карьере и жиз-
ни. например, в бизнесе умение
анализировать, выделять глав-
ное и принимать на основе ана-
лиза решения — то есть наличие
«продолжительного» мышления
— единственная возможность
стать успешным менеджером. Его
главная особенность — высокий
объём внимания. Во время пере-
говоров важно быть последова-
тельным: всегда помнить о том,
какой вопрос является ключе-
вым, и не перескакивать с темы
на тему.
Минус:
ослабляет чувство со-
переживания.
жестокость и насилие, кото-
рые ежедневно поглощают люди
с экранов телевизоров и каналов
на YouTube, постепенно повыша-
ют порог человеческой чувстви-
тельности к переживаниям дру-
гих. В момент, когда в мире случа-
ются громкие трагедии, люди на-
чинают сочувствовать и сопере-
живать погибшим, однако «градус
сочувствия» резко падает, ведь
за это время через сознание лю-
дей прошли тонны новой инфор-
мации. Клиповое мышление —
мышление сиюминутного воспри-
ятия, минутной реакции.
Плюс:
ускоряет реакцию.
Клиповое
мышление
Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение не­
связанных между собой новостных сюжётов и рекламных
роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание
обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются це­
лые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и сни­
маются фильмы, построенные по законам клипа.
известный британский футу-
ролог Джеймс Мартин, который
предсказал появление интер-
нета, разделил людей на два ти-
па. Первый тип — «люди книги»
— получают информацию от чте-
ния и обладают «продолжитель-
ным» мышлением. Второй тип —
«люди экрана» — наделены кли-
повым мышлением. Преимущест-
во последних в том, что они обла-
дают скоростным откликом и бы-
стрее реагируют на любые стиму-
лы и изменения.
Минус:
падает уровень успева-
емости и снижается коэффициент
усвоения знаний.
Педагоги во всём мире бьют
тревогу: дети мало читают и не
понимают смысла прочитанного.
Школьники плохо понимают чу-
жие мысли, потому написать из-
ложение для них — сверхзада-
ча. Ученики быстро забывают то,
чему их недавно учили, и не мо-
гут осилить произведения клас-
сической литературы. В ходе экс-
перимента
старшеклассникам
предложили ответить на ряд эле-
ментарных вопросов из програм-
мы предыдущих классов. резуль-
таты показали, что коэффициент
усвоения знаний у школьников
— 10%. «Спасательным кругом»
для учеников всё чаще становят-
ся краткие пересказы произведе-
ний и готовые домашние задания.
Плюс:
защищает мозг от ин-
формационной перегрузки.
Многие специалисты называ-
ют клиповое мышление механиз-
мом адаптации к развитию ин-
формационных технологий и дан-
ностью XXI веку. Сознание совре-
менного человека естественным
образом подстраивается под не-
обходимость реагировать на те-
рабайты информации, которые
поступают из десятков разных
источников, включая интернет.
Минус:
люди становятся подат-
ливыми к манипуляциям и влия-
нию.
Краткость рекламной инфор-
мации—мощныйинструмент про-
даж. Поскольку в рекламе акцент
делается на эмоции, человек теря-
ет здравый смысл и способность
анализировать и чаще делает не-
нужные покупки. После у челове-
ка может появиться чувство, будто
им сманипулировали, но дать объ-
яснение неприятному «послевку-
сию» сложно, ведь сознание «зату-
манили» эмоции. Как пример мож-
но вспомнить один из трогатель-
ных рекламных роликов iPhone,
приуроченный к рождеству.
Плюс:
развивает многозадач-
ность.
американский психолог Лари
розен в книге «Я, моё простран-
ство и я: воспитание сетевого по-
коления» отмечает, что сильная
сторона «поколения интернета»
(Internet Generation) —возросшая
способность к многозадачности.
Такие люди могут одновременно
слушать музыку, общаться в чате,
сёрфить по интернету, редактиро-
вать фото и делать при этом уроки
или работать.
Как бороться с минусами кли-
пового мышления?
«Метод парадоксов»
Михаил Казиник, профессор и
педагог с мировым именем, в сво-
ей практике использовал «метод
парадоксов», который развива-
ет аналитические способности и
критическое мышление. Парадокс
значит противоречие. исследова-
ния показали, что дети с пассив-
ным сознанием принимают утвер-
ждения учителя на веру. но когда
учитель озвучивает два взаимо-
исключающих утверждения, как
правило, ученики задумываются.
например: Моцарт — гени-
альный культовый композитор,
который написал несчётное мно-
жество музыкальных произве-
дений, умирает в нищете. бетхо-
вен сочинял грандиозные симфо-
нии, но при этом был глухим. Шо-
пену поставили диагноз туберку-
лёз и предрекли, что проживёт он
не больше двух лет, но компози-
тор продолжил давать концерты
и писать музыку и прожил двад-
цать лет! Как это объяснить? По-
иск парадоксов и противоречий
— удобное упражнение, которое
искореняет потребительское от-
ношение к информации и учит
размышлять.
Чтение художественной
и философской
литературы
В своей статье «Google дела-
ет нас глупее?» американский
писатель и публицист николас
Карр признался, что после про-
чтения им двух-трёх страниц
текста внимание его рассеива-
ется и появляется желание най-
ти себе другое занятие. Таковы
«издержки» клипового мышле-
ния, и для борьбы с ними специ-
алисты советуют читать класси-
ков. их произведения тренируют
умение анализировать. В отли-
чие от телевидения, где воспри-
ятием зрителя управляют, при
чтении художественной литера-
туры человек создаёт образы са-
мостоятельно.
некоторые преподаватели за-
ставляют своих студентов читать
современных философов — Лио-
тара, бодрийяра, барта, Фуко,
бахтина, Лосева. Считается, что
через философские труды можно
научиться строить цепочку от об-
щего к частному. Правда, для не-
подготовленного обладателя кли-
пового мышления читать фило-
софов на порядок сложнее, чем
классиков.
Для выработки усидчивости
новичкам рекомендуется ставить
на время чтения будильник. Сна-
чала можно прерываться от кни-
ги каждые 10 минут, потом 20, 30 и
так далее. В паузах полезно пере-
сказывать прочитанные отрывки
и анализировать поступки героев,
а ещё лучше — тезисно конспек-
тировать прочитанное. результат
— аналитический ум и порядок в
голове.
Дискуссии и поиск
альтернативной
точки зрения
Чтобы глубоко и последова-
тельно мыслить, нужно анализи-
ровать и понимать позиции лю-
дей с противоположными взгля-
дами. Видеть только единствен-
ную точку зрения всегда опасно.
В любом вопросе нужно искать
противоположный взгляд. обсу-
ждение и участие в дискуссион-
ных клубах и «круглых столах» де-
лает человека трезвомыслящим.
Причём лучше всего участвовать
именно в дискуссиях, а не в по-
лемике. В процессе полемики лю-
ди просто отстаивают свою пози-
цию и хотят победить, участни-
ки же дискуссии защищают свои
точки зрения, но пытаются понять
друг друга и найти истину. Важны
и полемика, и дискуссия, но имен-
но второе развивает умение и же-
лание думать.
День отдыха
от информации
ограничить себя в потребле-
нии информации — мудрое ре-
шение в эпоху информационно-
го бума. Эксперты предлагают
ввести личный «День отдыха от
информации». В этот день нель-
зя ничего смотреть или читать.
Потребление заменяется созида-
нием и творчеством: можно пи-
сать, рисовать, общаться офлайн.
без баланса между потреблением
и созданием нового человек —
всего лишь машина для обеспече-
ния работы рынка.
В остальные дни важно сле-
дить за способом поглощения ин-
формации. например, хотя бы ча-
стично заменить судорожное пе-
реключение каналов («зеппинг»)
и чтение кратких материалов на
просмотр полноценных фильмов
(а лучше театральных представле-
ний) и продолжительное чтение
больших текстов.
https://vk.com/
feed?w=wall-35311089_10686