Стр. 6 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 5 (154), май 2017 г.
6 • образ жизни
—Мария, когда у вас появи-
лось желание вернуться обрат-
но в село? И главный вопрос —
для чего?
— Из Чумая мы уехали, когда
мне было 15 лет. Уезжать я не хо-
тела, просто так сложились семей-
ные обстоятельства. Желание жить
в родном селе у меня было всег-
да, но оно зависело от двух важных
вопросов: жильё и работа. К тому
же мой муж не хотел переезжать, и
я всегда считала, что выбора у ме-
ня нет. В селе надо жить с мужиком
—на этом убеждении я выросла.
Принять решение жить в Чу-
мае мне удалось в 2014 году. Это
случилось на пике успеха в Кеме-
рове, когда всё обещало стабиль-
ные перспективы в городе. Ре-
шиться мне помогла многолет-
няя психотерапевтическая рабо-
та над собой. Психотерапией я за-
нималась по роду профессии, по-
тому что в работе с детьми и роди-
телями важно осознавать приро-
ду эмоций и чувств, которые воз-
никают в отношениях.
Для чего я уехала в Чумай? Я
реализовала мечту своего детст-
ва, это моё место силы — прове-
рено годами. В селе живёт мой
дядя, мы каждое лето вели здесь
огород и делали заготовки. Новый
год старались тоже здесь встре-
чать, собирая всех родных.
Конечно, просто осуществить
свою детскую мечту — это не «по-
взрослому». Где-то с 2007 года я
начала строить планы о создании
в Чумае гостевой усадьбы. Ко мне
туда часто друзья приезжали, ту-
ристы по Кие каждое лето сплав-
ляются, так что я понимала, что на-
ше село притягательно и его рас-
положение на стыке гор и долины
создаёт здесь особенный климат
и атмосферу. В общем, я поехала
в Чумай строить гостевую усадьбу
«Марусино». У меня были 1,5 мил-
лиона рублей от продажи кварти-
ры, моя профессия и детский опыт
жизни в селе. Ну и сильное жела-
ние реализовать свою мечту!
Для справки.
Чумай — село
Чебулинского района Кемеровской
области. Расположено на левом
берегу реки Кия — левого прито-
ка реки Чулым (бассейн Оби). В цен-
тре села протекает река Чумай.
Население — около 1300 человек.
Площадь—9 кв. км, 15 улиц.
—А как же муж?
— С мужем я к тому времени
разошлась. Он считал, что я долж-
на меньше работать, больше вре-
мени находиться дома. У него был
другой запрос к функциям жены.
Я же решила, что самореализация
важнее, и, рыдая, удалилась.
— Как отнеслись к вашему
решению уехать из города ва-
ши близкие и родные люди?
— Мои родные хорошо ме-
ня знают, поэтому спорить никто
не стал — это безполезно. Дети
загрустили, для них встал остро
жилищный вопрос — они те-
перь снимают квартиру. Хотя сын
пытался настроить невестку на
жизнь в селе, но она устояла. Ма-
ма считает, что по сути я правиль-
но сделала.
Условия пока трудные. Мама
помогает больше всех, потому что
она на пенсии и ещё полна сил,
сын приезжает, когда не работает.
Он начал на нашей усадьбе свой
проект — строит курятник. Сно-
ха приезжает реже. Больше всех
радуется внук Тимур, ему весной
три года будет. Он гоняет собак и
кошек, знает их клички, копает то
снег, то песок и носит с бабушкой
воду из колонки. У него здесь мас-
са занятий!
—Ну а как оценили вашпри-
езд жители Чумая? Как они вос-
принимают те новшества, кото-
рые вы привносите в жизнь се-
ла?
— Мой одноклассник, прожи-
вающий в Чумае, назвал меня ду-
рой. Подруга, которая всю жизнь
мечтает уехать в город, смири-
лась, но относится со скепсисом.
Глава местной администрации,
агитирующий всех уехавших чу-
майцев на переезд в село, был шо-
кирован — кроме меня, у него ни
с кем не получилось.
Сначала было много открыто-
го недоверия, у некоторых оно и
сейчас сохранилось. Я ведь при-
ехала не тихо, а сразу с проектом
«Арт-бухты» — места детского
творчества. Бюджетники боялись
за свои рабочие места, особенно
учителя, поэтому приняли меня и
проект в штыки. Хотя мои родите-
ли работали в этой школе учителя-
ми, а мама уезжала из села с дол-
жности директора школы, но шко-
ле я была точно не нужна.
Для справки.
«Арт-бухта» —
это что-то вроде сельского Дома
творчества. В обычной избе по вы-
ходным для местных детей прохо-
дят мастер-классы по всевозмож-
ным направлениям — от столяр-
ного мастерства до выпекания бу-
лочек. С момента открытия чу-
майские ребятишки приходят сю-
да просто пообщаться со взро-
слыми и между собой. Занятия про-
водятместные мастера и пригла-
шённые из областного центра. Ре-
монтировать избу под «Арт-бух-
ту» приезжали кемеровские друзья
Марии Головиной и Елены Митро-
фановой—партнёра проекта.
Сейчас ситуация в отношениях
сильно изменилась со всеми бюд-
жетными учреждениями и с ча-
стью населения. «Арт-бухта» селу
необходима, это стало очевидным.
Сюда ходит очень большое коли-
чество детей, и их никто не прину-
«В деревне я – дома!»
Случаи, когда люди уезжают из села в город, известны каждому,
этот «исход» продолжается в России уже многие века. Переезд чело-
века из города в село — дело гораздо более редкое. Особенно когда
такие резкие перемены происходят в жизни не уставшего от мирской
жизни миллионера, мечтающего о фермерстве, а в жизни обычной
женщины. Мария Головина из Кемерова решилась на переезд.
В Кемерове, где Мария Головина жила вплоть до 2015 года, её
все знали. Мария — логопед-дефектолог, она руководила «Службой
лечебной педагогики», работала с детишками с ограниченными воз-
можностями здоровья, активно занималась благотворительной и об-
щественной деятельностью. И вдруг, неожиданно для всех, Мария
уезжает в село Чумай — на свою малую родину. Но о ней самой и о её
проектах начинают говорить и писать ещё больше.
зала? Чё попало! Они у тебя и так
черные, чё ты их мажешь? Лучше
губы накрась, а то бледные они у
тебя».
—Мария, а есть что-то, чего
вам остро не хватает в Чумае?
— Очень мне не хватает при-
сутствия рядом соратников, еди-
номышленников, команды про-
фессионалов. Один в поле не во-
ин, говорят. А вот и воин, если в
этом поле люди живут. Среди лю-
дей всегда есть «живые», особен-
но дети. Но нужны мне те, кто
встанет со мной плечом к плечу.
— Какие планы у вас на бу-
дущее? Какие надежды?
— И планов, и надежд доста-
точно. На 2017 год я планирую со-
здание НКО, строительство столяр-
ки при «Арт-бухте», проведение га-
строномического праздника в селе
для развития в будущем гастроно-
ждает. При этом никто из взрослых
пока не приходит помогать на суб-
ботниках, хотя родители рады, что
есть дом для детского творчества.
Только одна семья многодетная
помогает — Алексеенко, они при-
ехали в село года три назад.
Вообще на словах поддержки
больше, чем на деле. Люди в се-
ле чувствуют себя «брошенными»,
«второсортными»: совхоз-милли-
онер пришёл в упадок, работы нет.
У людей нет общности, нет нрав-
ственных ориентиров. Осталось
только прошлое, как они считают,
в нём и живут. Поэтому увидеть
что-то хорошее и полезное рядом
сегодня им трудно. Надеюсь, ситу-
ация изменится.
— Мария, с кем дружите в
деревне?
— Люди, с которыми я обща-
юсь каждый день, —это мои сосе-
ди. В селе можно жить и с соседя-
ми сильно близко не общаться, это
от человека зависит, но я людей
ценю. У меня получилось собрать
творческую интеллигенцию села
в сообщество, мы создали творче-
ское объединение, теперь встре-
чаемся и поём, стихи читаем, пе-
сни слушаем авторские, придумы-
ваем что-нибудь. Вот решили сде-
лать к следующему году наш чу-
майский календарь, назовём его
«Чумайские байки». Фотографы
наши местные фотографии сдела-
ют, составим вместе рассказы из
нашей сельской жизни.
— Ощущается ли нехват-
ка общения после очень насы-
щенной жизни в Кемерове?
— Недостатка в общении я не
испытываю, другое дело, что каче-
ство общения изменилось. Боль-
ше стало Интернета — перепи-
ски, скайпа. Очень обогатили ме-
ня семинары, которые организо-
вал Фонд Тимченко для проекти-
ровщиков, победивших в конкур-
се «Культурная мозаика 2015».
Круг друзей вырос, и появились
люди, которые занимаются похо-
жими практиками в других регио-
нах. Мы теперь «банда».
— Как теперь проходит ваш
обычный день в Чумае?
—Встаю в 6 или в 7 часов, ред-
ко в 8 — это только зимой. Грею
чайник, растапливаю печь, корм­
лю трёх домашних кошек, трёх
своих собак и одну соседскую, на-
полняю кормушку для птиц. По-
том бегу в «Арт-бухту»: там корм­
лю двух подобранных у своего до-
ма котят-подростков, заряжаю
печь, в морозы затапливаю её
утром. Бегу домой: приношу во-
ду и дрова, завтракаю, чищу снег
во дворе, если успеваю до рабо-
ты. Затем к 10 или к 11 часам иду
в музей (с февраля прошлого года
у меня бюджетная ставка в Чумай-
ском краеведческом музее), это
примерно 1,5 км по улицам. В му-
зее всё по плану работы, но иног-
да удаётся поработать в Интер-
нете, посмотреть почту и соцсе-
ти. Домой иду в лучшем случае в
15 часов, чаще — в 16:30. Захожу
в магазин за хлебом для скотинок,
покупаю что-нибудь и для себя. А
потом до 19 часов всё по утренне-
му сценарию. Вечером обычно са-
жусь за компьютер, работаю, пе-
ред сном читаю и не позже 23:00
засыпаю. Это распорядок дней,
если нет мероприятий и если я не
еду в Кемерово. Бывает, конечно,
что я оставляю на работу и вече-
ром просто смотрю кино.
— С какими основными
трудностями приходится стал-
киваться — и бытовыми, и мо-
ральными?
— Основная трудность быто-
вая — зимой топить печь в двух
домах и летом носить воду на по-
лив. Пока эти процессы отнимают
много времени и сил. Силы у меня
есть, а времени—нет. Моральная
трудность в том, что люди неак-
тивные, «мёртвые» в массе своей.
Среди них несколько категорий. У
работоспособных и активных чу-
майцев от 35 до 45 лет главная за-
бота — «как и где побольше зара-
ботать и детей в город отправить
учиться и жить, потому что самим
уже не светит, но хочется». Есть те,
которые «не просыхают». И никто
не поднимает планку в сознании
выше вопросов выживания.
— В чём тогда главное пре-
имущество жизни в деревне?
— Я думаю, что у каждого эти
преимущества свои, кто как смот­
рит на жизнь в деревне. Для меня
это постоянная душевная радость
от того, что я дома. Я всегда мечта-
ла жить в деревне, иметь большой
участок и большой дом с комната-
ми для всех поколений семьи, что-
бы речка и лес рядом, чтобы соба-
ки во дворе и кошки в доме толь-
ко зимой. Чтобы простор и чистый
воздух, чтобы рассветы и закаты в
окне, чтобы коровы и молоко со
сметаной на столе и чтобы люди
неравнодушные, например, как
тётя Лиза-соседка, могли мне ска-
зать: «Маш, ты чё это брови нама-
мического туризма, участие в кон-
курсе проектов «Культурная моза-
ика — 2017». На пятилетку я пла-
нирую создать в «Арт-бухте» арт-
резиденцию, летний творческий
детский лагерь, организовать про-
дажу продукции мастерских, раз-
вивать гастрономический туризм
в Чумае. На своей усадьбе — до-
строить дом, посадить сад, выко-
пать пруд и завести птицу. И встре-
чать Новый год со своей семьёй в
большом доме. Сейчас в доме пока
не хватает места для всех.
И вот мои надежды связа-
ны с этими планами. Но есть од-
на самая большая надежда, кото-
рая живёт во мне постоянно, она
из разряда «личное». Это надежда
на то, что я сумею преодолеть все
свои «замкнутые круги» и научусь
любить ближнего, не раздражаясь.
—Вы в Чумае вот уже почти
два года. Сейчас можете ска-
зать, кто кому нужен был боль-
ше —вы Чумаю или он вам?
— Чумай — это страна мое-
го детства, здесь я всегда чувство-
вала себя дома. Я не думала, ког-
да переезжала, нужна ли я Чумаю,
это он был мне необходим! Теперь
вижу, что и я ему нужна.
Хотя… Вот я задумалась. И Ке-
мерову я была нужна, и Кемеро-
во мне до сих пор необходим как
источник энергии, которого я не
нахожу в Чумае сегодня, в том чи-
сле энергии финансовой. Но дело,
видимо, в том, что в Чумае я бли-
же всего к Отчему дому. А для ме-
ня это стало важным только в по-
следние годы.
— У вас много трудностей,
но всё же вы живёте в гармо-
нии. Вернёмся к самому началу
нашего разговора: получается,
прожить «без мужика» в дерев-
не всё-таки можно?
— Конечно! Я же живу.
Евгения Борисова.
woman365.ru