Стр. 7 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 7
«Родовая Земля»
№ 5 (154), май 2017 г.
образ жизни
Кризис вынуждает росси-
ян изобретать подчас совер-
шенно непривычные формы
приложения своих сил, и при
определённых обстоятельствах
новая модель экономического
выживания перерастает в сво-
его рода философию.
Не дожидаясь
катастрофы
Трудолюбивые россияне ре-
шили, что называется, не дожи-
даться катастрофы с ценами на
нефть и курсом отечественной ва-
люты, а взять судьбу в свои руки.
Петербуржцы Владимир Фрунзе
и его супруга Юлия покинули се-
верную столицу в апреле 2012 го-
да, сменив её на поселение Чистое
Небо в Псковской области. И те-
перь живут, ни о чём не жалея. Ку-
пили 4 гектара земли, построили
дом. Брать чужое жилище в арен-
ду не стали, на первых порах жи-
ли в шестиместной кемпинговой
палатке.
На жизнь Владимир зарабаты-
вает программистом и перевод-
чиком научных текстов — благо
Интернет в поселении принимает-
ся, хотя и с перебоями.
Супруги
Фрунзе
планиру-
ют открыть волонтёрскую фер-
му: на участке площадью в один
гектар разместить большой ого-
род и лес­ной питомник, соору-
дить капсульный модуль для зим-
него проживания до 10 человек.
«Что такое волонтёрство на фер-
мах? — задаётся вопросом Фрун-
зе и сам же отвечает: — Это все-
мирная практика агротуризма.
Смысл её состоит в обмене тру-
да на еду и крышу над головой.
Тут нет прямых товарно-денеж-
ных отношений; так что никто ни-
кому ничего не платит. А остаю-
щееся свободное от работы вре-
мя волонтёр использует по свое-
му усмотрению».
К Фрунзе уже запросто приез-
жают просто в отпуск — с семья-
ми, с детьми. Обычно у них нахо-
дятся 5–10 человек одновремен-
но. Если время земледельческого
сезона, то люди заняты посевом,
прополкой, поливом. Фрунзе на-
мерен соорудить отдельный улич-
ный стеллаж для компактного вы-
ращивания рассады, привести в
божеский вид заросшую дорогу в
ближнюю деревню Аннинское, на-
чать готовить место под закладку
ботанического сада.
«Питание, — рассказывает
устроитель агрофермы, — у нас
трёхразовое, вегетарианское. Это
прекрасная возможность убе-
Уехать в деревню
и не пожалеть
Имеет ли село шансы стать площадкой
не только для экономического роста.
диться в том, что вегетарианцы
употребляют в пищу не только
лук и салат. Продукты же для спе-
цифических диет, вроде сыроеде-
ния, гости приобретают за свой
счёт».
В рацион всегда входят зелень
с огорода, чай, домашний без-
дрожжевой хлеб, каши. Всё гото-
вится на деревенском молоке. Бы-
вают в меню яйца и сметана, но
своих продуктов ещё нет, — «по-
купаем у проверенных постав-
щиков из соседней деревни». Во-
лонтёры также — если пожелают
— готовят еду. Однажды одна го-
стья проявила фантазию и как-то
летом приготовила очень вкусные
котлеты… из подорожника. Каж-
дый вечер за ужином всей комму-
ной выбирается повар для следу-
ющего дня.
Юрист-сыровар
Земли для возделывания хва-
тит для энтузиастов и в теснова-
том, по обывательским представ-
лениям, Подмосковье. Недав-
ний директор московской фир-
мы «Техносервис» 47-летний Ва-
дим Хрестин был до своего пере-
селения в деревню вполне успеш-
ным руководителем и предпри-
нимателем. Спрос на услуги его
предприятия, которое специали-
зировалось на электромонтажных
и других жилищно-коммуналь-
ных работах в столице, был впол-
не устойчив, и ничто, казалось бы,
не выталкивало Вадима на поиски
какого-либо иного образа жизни,
нового источника дохода. Но ког-
да за плечами уже накопился жиз-
ненный опыт, родилось пятеро (!)
детей, он решил всё начать бук-
вально с нуля.
— «Крестьянское хозяйст-
во Хрестина», — так и называет-
ся наш бизнес-проект, — расска-
зывает Вадим. — Это никакие не
громкие слова; мы с женой На-
тальей воспринимаем его делом
всей жизни. Его и хотим передать
своим детям.
Дом и семейная ферма рас-
положены в Волоколамском рай-
оне, в километре от построенно-
го ещё в XV веке Иосифо-Волоц-
кого монастыря — исторического
и архитектурного памятника. Ря-
дом с монастырём — православ-
ный храм.
Все продукты они производят
не только для продажи, но и для
себя, а также друзей и знакомых.
Поэтому с качеством тут не схи-
тришь — прогоришь, да и вспо-
минать о тебе будут соответст-
венно.
—Мы не закупаем ингредиен-
ты у поставщиков, — говорит Хре-
стин, —производим их сами. Весь
сыр варим из своего молока. И мы
лучше откажемся от крупного за-
каза, чем закупим молоко на сто-
роне. Никаких кредитов не брали.
Этой кабалы удалось избежать. У
нас 19 коров, 40 овец, есть гуси,
куры, свиньи. Сама природа по-
могает — не успеешь оглянуться,
как идёт приплод.
Номинально, по документам,
горожанином он быть не пере-
стал — зарегистрирован с се-
мьёй в Долгопрудном, хотя се-
мейной ферме уже семь лет и жи-
вут они здесь почти год. Купили
брошенный на окраине деревни
Стромилово дом, расширили его,
благо­устроили. Рядом — школа.
Так что дети учатся здесь, а не в
Долгопрудном. Недавно постро-
или корпус для агротуристов —
двухэтажный, с санузлом в зда-
нии.
Сам глава хозяйства в юности
окончил ПТУ, получив специаль-
ность токаря, а уже после службы
в армии — Московский юридиче-
ский институт. И это очень помога-
ет, по его признанию, сейчас в ра-
боте с людьми.
— Здесь, на земле, всё настоя-
щее, более естественное, чем в го-
роде, — говорит Хрестин, — труд
на своей земле позволяет ни от
кого не зависеть. Причём здесь за-
ложено что-то родовое. Но пахать
приходится. Встаю в 5 утра.
У Хрестина есть несколько
наёмных рабочих — молочница,
строители, которые возводят по-
мещения для скота, и «электропа-
стух» с напряжением 90 вольт, не
позволяющий коровам выбирать-
ся за границы поля.
— А отпуск? Ведь отлучиться
отсюда, от этого разношёрстного
стада, ты наверняка просто не мо-
жешь? — интересуюсь.
— Нет, почему же, вот только
вернулся с Селигера, куда выво-
зил всю семью. Оставил на хозяй-
стве племянника Данилу. И я спо-
коен — молоко не пропадёт, надо
— быка заколют, надо — барана
на рынок отвезут.
...Идём по окраине поля, че-
рез дорогу — лес. «Раньше здесь
был вообще пустырь, — поясня-
ет Вадим. — Я взял всё это, вы-
корчевал, вспахал, Бог даст, будем
там сено косить. Вообще-то у этой
земли есть хозяева—нарезали её
на участки и ждут, когда приедут
дачники и всё скупят. Но дачни-
ки всё не едут. В итоге земля, хоть
она и принадлежит кому-то по до-
кументам, но как была бесхозная,
так таковой и осталась».
Крестьянское хозяйство выпу-
скает отличные сыры, — удалось
попробовать, лучше всякого пар-
мезана. Приезжал к Хрестину ита-
льянский
консультант-технолог,
работающий на крупном пред-
приятии в Северной Италии, где
перерабатывается 150 тысяч мо-
лока в день, раскрыл своему рос-
сийскому ученику секреты вкус­
ного сыра.
Но все сорта сыра хозяйст-
ва Хрестина — свои, не итальян-
ские и не те, к которым мы при-
выкли ещё с советских времён.
«У нас — «Стромиловский» (от
названия деревни Стромилово),
— гордится Вадим. — Делаем
сыр с голубой плесенью, с оран-
жевой. Полутвёрдый сыр, твёр-
дый. У нас — свои йогурты с за-
кваской, разные сорта творога,
сметана.
…В ближнем монастыре был
детдом, в котором воспитывался
Вадим. Так что, можно сказать, он
вернулся к своим корням. Именно
сюда каждый год приезжали с же-
ной и детьми, пока не облюбовали
окончательно себе это место и не
решили здесь закрепиться.
Они, как и все те, кто уехал в
деревню — причём не в качест-
ве праздного дачника, а на пра-
вах хозяина и труженика однов-
ременно, — выиграли в глав-
ном: в том, что они здесь, на зем-
ле, стоят уверенно, не страшась
ни кризиса, ни безработицы, ни
роста стоимости коммунальных
услуг.
Алексей Голяков.
«Литературная газета», № 10,
15.03.2017 г.
www.lgz.ru