Стр. 24 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 6 (156), июнь 2017 г.
24 • путь к себе
И ночью, и днёмтвержу об одном—
Не надо, люди, бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!».
Александр Галич.
Ч
итаю апрельский номер
«РЗ». Хороший. Много,
как обычно, полезного
и радостного. Спасибо.
Много хороших матери-
алов, делятся люди радостями и
опытом.
А вот заголовок: «Правильный
путь в воспитании счастливых де-
тей», статья психолога Екатерины
Ковалёвой. Может, и не стала бы я
акцентироваться да за профессию
обидно. Статья мне понравилась.
Всё в ней от первого лица, о своём
добром опыте. Со всем соглаша-
юсь. А ворчу на слово «правиль-
ный» в заголовке (автор его дал
или редакция?). Мелочь? Может
быть. Для меня — корень многих
проблем.
Мне, как психологу, часто при-
ходится слышать вопрос: «Как
правильно…?». А как человеку,
помещице, маме часто приходит-
ся выслушивать нравоучения пра-
вильно/неправильно…
В апреле 2017 судьба пора-
довала меня поездкой в Изра-
иль. Давно мечтала и вот сверши-
лось. Прекрасная страна с богатой
историей, маленький клочок зем-
ли, превращённый трудолюбием,
умом и упорством в процветаю-
щее во всех смыслах государство
(меня особенно радовало цвете-
ние садов, мандариновые, фини-
ковые, банановые деревья).
Конечно, посетили Иерусалим.
Город — легенда. Каждый камень
— реликвия. Святые для миллио-
нов людей места. История, причём
живая история. И история у раз-
ных людей разная… Напряжение
прям-таки висит в воздухе вместе
с молитвами и речью на разных
языках. Главные мировые религии
и ещё их подразделения и вариа-
ции имеют здесь свои храмы, пре-
тендуют на каждый участок горы.
В одном храме женщины
должны покрывать голову, а муж-
чины — снимать шляпы, в другом
— мужчинам нельзя без шапки,
а женщинам вообще нельзя. Тут
нельзя обутым, тут — разутым.
Иудеи в пасху не едят хлеб,
мусульмане выставляют на ули-
цы лотки с пахучими лепёшками
и пирогами. Даже хлеб участвует
в споре…
Мудрый читатель скажет: ка-
кое мне дело до них до всех?! Ко-
нечно! У нас ведь есть свои доль-
мены и священные рощи.
Но и Иерусалим был когда-то
единым городом единого народа
с одним главным храмом. А потом
поссорились внутри одного кла-
на Маккавеев о том, как правиль-
но…
А как правильно?
Приезжие люди у меня снача-
ла смотрят, потом расспрашивают,
а потом вдруг начинает звучать
раздражение.
Полвека назад физики и фило-
софы уже предложили убрать из
языка однозначность. Предложи-
ли убрать глагол «иметь/быть» —
to be. Ну, поскольку у нас и так его
нет, можно потренироваться уби-
рать из языка безконечные «на са-
мом деле», «правильно» и т.п.
Недавно одна гостья несказан-
но порадовала вопросом: «А раз-
ве существует какое-то «правиль-
но»?».
Да, у каждого из нас существу-
ет какой-то набор привычек, пра-
вил, справедливо названных в
честь правой руки, которой мы ча-
ще пользуемся и с которой сажает
Иисус праведников. А вот интере-
сно, если бы он был левшой? Бы-
ли бы «левила»? «Левда»? Или де-
ло в массовости, а не в пророках?
Но конечно, и до Иисуса была у
нас Правь и горячо любимое Пра-
вое дело…
Поскольку иметь свои пред-
почтения и установки по широ-
кому спектру жизни невозможно,
мы примыкаем к некоему сообще-
ству или авторитету, чтобы поль-
зоваться общими убеждениями-
убежищами «как правильно».
Всё, что остаётся за дверью —
неправильное — либо отсекается
от восприятия, либо воспринима-
ется агрессивно, как некое посяга-
тельство.
Давление безконечной нео-
пределённой, стремительно изме-
няющейся Вселенной столь вели-
ко, что без этого наш мозг просто
взорвался бы.
Как правильно? Как лучше для
меня? Как возможно ещё?
Моя мама много раз доволь-
но громко объясняла мне в дет-
стве: «Запомни! Когда все куда-то
идут и когда тебе говорят: иди или
делай, как все делают, потому что
«так правильно и так надо», оста-
новись и подумай! Подумай, как
сделала бы моя мама, как можно
ещё, как будет лучше мне — и так
поступай». Это в основном каса-
лось всяких массовых пионерских
мероприятий, советской военной
подготовки, прививок и других
медицинских процедур.
Совет был замечательный, я
сейчас тоже детям его предлагаю.
Только вот в детстве я к нему по-
чти не прислушивалась. Может
быть потому, что звучал он не со-
ветом, а криком, маминым жёст-
ким наставлением «как правиль-
но»…
Сейчас меня спрашивают: «По-
чему вы считаете, что так правиль-
но?». — «А разве я считаю?». Су-
ществует у нас такая логическая
сцепка: раз я делаю, значит, счи-
таю, что правильно.
А ведь есть ещё варианты: по-
тому что и так можно, хочу попро-
бовать, чувствую, захотелось.
Последнее стало табуирован-
ным. «Что значит захотелось?».
Наши желания унижены до не-
возможности. Помните школу?
Если на уроке ты встал и вышел
в коридор, то это надо обосно-
вать чем-то «правильным»: фи-
зиологическими потребностями,
например. Ответ «захотелось»
вызывает шквал возмущения. То
есть с импульсами кишечника на-
до считаться, а мозга — нет. Мы
взращены на поле каузальности,
логики, ч/б алгоритмов. И сей-
час, в квантовом веке, пытаемся
старательно жить по ним вопре-
ки всему.
Даже выходя из матрицы, мы
тут же берёмся за сооружение но-
вой. Потому что для нас есть пра-
вильные и неправильные матри-
цы и нет привычки жить без них.
Вот я, например, раза четы-
ре уже прочла Янто Эванса «Дом
из самана» и очень многое в пра-
ктике использовала. Но вот взять
и нарисовать дом без углов, аб-
солютно любой… Мой мозг не
справляется с этой задачей. Или
не рисуя построить…То же самое.
Невесомость.
Ещё Николай Курдюмов под-
метил: почему-то красиво, друж-
но, в ногу — ровные грядки, ря-
ды кустов, гребцы на галере, плов-
Кто там шагает правой?
n
Юлия Жемчужникова
пос. Милое, Калужская обл.
youzhe@yandex.ru
чихи-синхронистки, дети в шерен-
гах…
И вот мы организовываем
поселение, забираем детей из
госшкол, они не ходят строем, не
сидят за рядами парт, а носятся
весёлыми стайками и рисуют лё-
жа на траве. Хорошо? — Да. Пра-
вильно? —Нет.
Мы ездили в путешествие с мо-
им братом и его сыновьями. Мое-
му Олегу — 11, племянникам Эй-
рику и Артуру — 9 и 16. Периоди-
чески возникало напряжение. Па-
па племянников —математик, ло-
гик, информатик, «учитель года»
и т. п. Оба парня учатся в сильной
московской школе, щёлкают мате-
матику, как орешки, программи-
руют, знают языки. В семье упор
на интеллект. Хотя занимаются в
спортивных секциях, но лазать и
прыгать — это для зала с матами
и сетками.
Приезжаем мы в древний го-
род, развалины старой крепости.
Олег сразу принимается лазать
на горы, стены, пальмы, убегает
в лабиринты улочек. Эйрика папа
пытается удержать и убедить слу-
шать историю места. Реплики по-
рой резкие: «Ты— не животное!».
Моё отношение к путешестви-
ям другое. Фантазирую, что сын и
ногами, и лёгкими познаёт исто-
рию. А факты… Заинтересуется
— прочитает. А потом и вовсе об-
наруживается, что кружа вокруг,
услышал он ключевые моменты,
задал экскурсоводу ключевой во-
прос. Хотя это не везде и не всег-
да. Интеллект у Олега больше те-
лесный, эмоциональный, при-
родный. 16-летний Артур при
отце. Слушает внимательно, за
младшим приглядывает, хотя да-
же меня тянет полазать. Спраши-
вает меня: «Юль, а ты всегда так
Олегу разрешаешь?». Вижу, что
вопрос не про это, сама невольно
сравниваю и задумываюсь, как
правильно? И сразу ответ.
«Видишь, — говорю, — Артур,
как хорошо: у вас есть классный
отец, вы растёте умными, учёны-
ми, он обеспечивает и направля-
ет. Олег без отца, интеллект у не-
го больше природный и телесный
— это тоже ему и миру пригодит-
ся. Это эволюция в нашей семье. А
эволюция не терпит однообразия.
Лучший залог жизни рода — мно-
гообразие, разностороннее раз-
витие».
Правота — вечный повод для
споров и конфликтов, она требует
заборов, защиты, порой нападе-
ния… Лично я стараюсь уходить
от неё.
Ищу, где хорошо, здорОво, ин-
тересно, полезно. Мне, роду, кон-
кретному человеку, растению, жи-
вотному.
Да, жить чувствами, хорошими
чувствами, а не правдой.
А как у вас?
n