«Родовая Земля»
№ 6 (156), июнь 2017 г.
26 • ОБраЗОВаНие
На одном из круглых столов учёных-филологов меня взволнова-
ло страстное выступление доктора филологических наук, про-
фессора, заведующей кафедрой зарубежной филологии Мо-
сковского городского педагогического университета (МГПУ)
Ирины Бубновой. «Прямым следствием замены слов русского
языка на иностранные, смены модели чтения, визуализации тек-
стов, изъятия из школьной программы классических произведе-
ний, «погружения» ребёнка в мир иной культуры и чужого языка
практически с рождения будет исчезновение русской культуры и
русской языковой личности как её носителя... Да, останутся лю-
ди, которые скажут про себя: я — русский. Но этноса не будет.
Культуры не будет».
По окончании мероприятия я подошёл к учёному:
—Ирина Александровна, на
самом деле всё так запущено?
Русский язык —в окопах?
— Вопрос преподавания лите-
ратуры и русского языка в школе и
в вузе — это, по большому счёту,
вопрос нашего будущего. Мы со-
храним в себе национальные чер-
ты или переориентируемся на
некие универсальные ценности
«свободного» мира? растворимся
в нём? станем «как все»? Чья точ-
ка зрения победит, таким и будет
наше будущее. Как-то я смотрела
выступление германа грефа — не
последнего человека в нашей эко-
номике. Он говорит, что прекра-
сно понимает, каким должно быть
образование в россии. Должен
быть разрыв между «хозяином» и
«исполнителем». Да такой, сказал
греф, чтобы «низы» не понимали,
чем живут «верхи». иначе разве
они будут безоговорочно выпол-
нять то, что мы им внушаем?
а как же предостережение
президента россии Владимира Пу-
тина, с тревогой высказанное на
одном из заседаний президент-
ских советов по межнациональ-
ным отношениям и по русскому
языку: «…не будет преувеличени-
ем сказать, что проблема русского
языка—это проблема безопасно-
сти нашей великой родины».
Правильная речь перестала
быть престижной. Более того, по-
ощряется речь, засоренная ино-
странными словами. Никто этого
не замечает. Почитайте уставные
документы, там половина заимст-
вованных слов, англицизмов… «В
рамках аудита мы проводим мо-
ниторинг…». и так далее…
— Тут как-то я увидел ко-
микс на тему «Преступления и
наказания». Он преподносил-
ся, как вполне серьёзное посо-
бие по литературе. Неужели мы
так и не поняли за четверть ве-
ка перестройки, что подражать
западным образцам — не наш
путь?
— Комиксы появились в Шта-
тах, как чтиво для неграмотных и
малограмотных. Ведь что проис-
ходит? Когда училось читать наше
поколение, у нас не было визуаль-
ной опоры. Мы читали обычный
книжный текст. Мысленно прори-
совывали его в деталях. Прочув-
ствовали каждого героя. сопере-
живали ему. Придумывали ему ка-
кую-то жизнь. Наделяли своими
чертами...
и никто меня не убедит, что
«Преступление
и
наказание»,
«Война и мир» в комиксах — это
здорово!
Вот несколько примеров из
нашего популярного задачника
«Ненаглядное пособие по матема-
тике» для второго, третьего и чет-
вертого классов григория Остера.
На шее артиста цирка Худе-
щенко сидят его жена Эльвира,
Ася и Тася и трое малолетних сы-
новей Миша, Гриша и Тиша. Сколь-
ко человек сидит на шее артиста
цирка?
или.
У иностранного дивер-
санта было задание: тёмной но-
чью взорвать 20 общеобразова-
тельных школ. Диверсант пере-
выполнил задание на одну пятую
его часть. Сколько счастливых
детей смогут отдохнуть от об-
щего образования, если известно,
что в каждой взорванной школе
томилось по 756 учеников?
ещё задачка.
Из каждых 2575
двоечников один становится ди-
ректором школы. Из скольких дво-
ечников получится 14 директоров
школ?
Заведомо очевидно, что ре-
бёнок, размышляя над 299 зада-
чами и одновременно познавая
мир, запоминает, что школа —
это скучное и, возможно, страш-
ное учреждение, руководит кото-
рым с высокой долей вероятности
бывший двоечник, а учителя де-
лят классы на любимчиков и не-
любимчиков. (Но им можно ото-
мстить, подпилив, например, нож-
ки стула (задача 292). семья—это
когда один сидит на шее у друго-
го, а папа в целях воспитания бьёт
сыновей, изнашивая по два рем-
ня в год (задача 165). Однако папа
справедлив, так как раздаёт под-
затыльники своим сыновьям по-
ровну (задача 286).
Здесь же закладываются и за-
крепляются понятия дружбы и
справедливости. Причём послед-
няя торжествует тогда, когда ты
сможешь дать другу по шее по-
ровну (задача 289). Формирует-
ся и представление об армии,
где служат пилоты, которые, ув-
лекаясь самим процессом убий-
ства (бомбёжкой), наносят смер-
тельный удар по своим. Школьни-
ку надо лишь рассчитать возмож-
ные потери в таких атаках (зада-
ча 211). а ещё ребёнок углубля-
ет своё понимание «основ» чело-
веческих отношений и поведе-
ния, подсчитывая количество ма-
лышей, которые, вместо того, что-
бы лепить куличи в песочнице, лу-
пят друг друга совочками (задача
185), не успевших утонуть во вре-
мя обучения плаванию детей (за-
дача 215). или делая математиче-
ские расчёты для размещения на
заборе неприличного слова (зада-
ча 212).
Учебник — один из важней-
ших «личностнообразующих» эле-
ментов. Образ реальности в со-
знании школьника создаётся не
только в процессе изучения гу-
манитарных предметов. Напри-
мер, литературы, где закладыва-
ются модели поведения, форми-
руются ключевые понятия: со-
весть, честь, дружба, любовь, пре-
дательство, подвиг, мужество, па-
триотизм, Отечество…и когда со-
держание, например, слова «пре-
дательство» иллюстрируется толь-
ко судьбой Павлика Морозова, а
образ страны складывается толь-
ко по произведениям александ-
ра солженицина и андрея Пла-
тонова (при безусловной их важ-
ности для формирования каждой
личности), но при этом из школь-
ной программы исключаются ро-
маны Николая Островского, Бори-
са Полевого, александра Фадеева,
то нет ничего удивительного, что
в сознании современного школь-
ника вся история ХХ века нашей
страны заключается в одном сло-
ве гУЛаг. или соловки. и дети
просто не способны понять моти-
вацию героев повестей, скажем,
Бориса Васильева «а зори здесь
тихие» или «В списках не значил-
ся». Даже многие студенты-фило-
логи не слышали ни о Павке Кор-
чагине, ни об алексее Маресьеве,
ни о молодогвардейцах, ни о Ха-
тыни…
— Ирина Александровна,
а есть в русском языке самое
главное слово? Понимаю, что
мой вопрос звучит не совсем
научно, но думаю, смысл его
понятен…
— Почему же?! Очень пра-
вильный вопрос — и по содержа-
нию, и по форме. У русского наро-
да самое главное слово — «чело-
век». Он и добрый, и злой, и бес-
помощный, и наивный, и подлый,
и застенчивый… слово, которое
имеет наибольшее количество
связей в языке. «Человек» — на
первом месте. Потом идут «дом»,
«друг», «жизнь», «дело», «лю-
бовь»… В последнее время поя-
вилось и слово «деньги». где-то во
втором десятке. сравним с англи-
чанами. слово «друг» у них на 73
месте, а у нас —в первом десятке.
и в италии друг не так важен. По-
нимаете? Мы совершенно по-раз-
ному видим мир. В нашем языко-
вом сознании слово «работа» на-
ходится на периферии, не входит
в ядро, состоящее из 30 слов. У нас
важно «дело».
Даже исходя из своего геог-
рафического положения, мы бы-
ли обречены поддерживать друг
друга, были коллективистами.
если ты прошёл триста вёрст по
тайге и тебе не оставили в шалаше
спички и воду, ты не выживешь.
Мы знали, что нас не бросят.
Община поддержит. У нас друг —
закадычный. Один на всюжизнь. а
они скажут: друг по университету,
друг по игре в гольф, друг по по-
кер-клубу, друг по игре на губной
гармошке…то есть, в лучшем слу-
чае, приятель.
Для нас друг — святое. Мы до
сих пор дружим с одноклассника-
ми. Успешный ты или не очень —
неважно. Дружим со школы. а у
них, если ты не поднялся до мое-
го уровня по социальной лестни-
це, то для меня уже не существу-
ешь. и это разделение заложено в
семантике языка. Как только язык
начинает семантику изменять, за-
менять те или иные слова («толе-
рантность» вместо «терпения», на-
пример). Происходит семантиче-
ский сдвиг…
из нашего языка исчезает сло-
во «честь». его уже стали путать
со словом «достоинство», кото-
рое тоже, увы, звучит всё реже.
Хотя честь и достоинство не од-
но и то же.
— Исчезают потому, что об-
щество не чувствует в них по-
требность…
— Вот и я о том же…
Беседовал
Сергей РЫКОВ.
Интернет-газета «Столетие».
www.stoletie.ru
«Проблема русского языка—
проблема безопасности России»
Для чего
существует
система
образования
В
ы удивитесь, узнав, что ва-
ши школы, колледжи и
университеты
существу-
ют, фактически, не для то-
го, чтобы помочь вам стать более
разумными, — нет, совсем нет. я
участвовал в жизни университе-
тов в качестве студента, потом в
качестве профессора много лет. я
знаю саму внутреннюю структуру
вашей системы образования. Она
не заботится о том, чтобы созда-
вать в людях разум. Несомненно,
она хочет создать эффективность,
но эффективность не разум, эф-
фективность — механическая.
Компьютер может быть очень эф-
фективным, но компьютер не раз-
умен.
Университеты озабочены тем,
чтобы создать эффективность,
чтобы вы могли быть лучшими
служащими, лучшими бюрократа-
ми и управляющими. Но они не за-
ботятся о том, чтобы создать раз-
ум, — фактически, все они против
разума. Вся структура вашей си-
стемы образования во всём мире
делает вас более и более способ-
ными к запоминанию. Ваши экза-
мены заботятся только о памяти.
тот, у кого лучше память, считает-
ся более разумным. Но часто бы-
вает, что у глупых людей прекра-
сная память, а разумные люди не
так успешны в том, что касается
памяти.
Вся система образования су-
ществует только для того, чтобы
разрушить разум и отвлечь вас от
разума в направлении памяти. Па-
мять полезна, утилитарна. разум
опасен; он не приносит никакой
пользы status quo, он ничем не по-
лезен общественным интересам.
разумные люди всегда оказыва-
лись трудными людьми — из-за
своего разума. Они не могут по-
клоняться глупым вещам. а наше
общество полно суеверий, глупо-
стей — всевозможная ерунда ца-
рит под именем религии, под име-
нем политики, под именем лите-
ратуры, искусства.
Ошо,
«Разум. Творческий
отклик на сейчас».
-
-
,
.
-
-
.
,
,
-
,
, -
,
-
,
-
,
-
,
-
...
,
-
-
.
.