Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 6 (156), июнь 2017 г.
ПУть К сеБе
Ч
асто вижу на улице сце-
ну, которая ставит меня в
тупик, то есть не даёт ни-
какого простора для во-
ображения. Молодая ма-
ма идёт рядом с сыном или доч-
кой пяти, шести, восьми лет. Она
ежесекундно кричит на него, дёр-
гает за руку, за воротник, иногда
за волосы. ребёнок напряжённо
улыбается (маме кажется, что на-
хально), потом насупливается, по-
том плачет. Он явно не понимает,
что в нём вызывает раздражение
мамы. главное — она и сама это-
го не понимает, потому что при-
чиной раздражения может быть
всё, что угодно. Отстал на три ша-
га — что ты плетёшься? Забежал
вперёд — сколько раз тебе гово-
рила: иди рядом. Заглянул в урну,
подобрал стёклышко — не лезь в
грязь. измазал рот мороженым—
больше мороженого не увидишь.
и так далее.
Но отношения с ребёнком —
только один из случаев. так или
иначе раздражение испытывает
всякий человек. тест на честность:
вы испытываете когда-нибудь раз-
дражение? В чём, однако, приро-
да этого состояния? Мало кто за-
думывается.
Наиболее верное объяснение
этой проблемы дал, на мой взгляд,
замечательный философ педаго-
гики симон соловейчик: «если в
джунглях на вашу тропинку вый-
дет тигр, вы можете испытать лю-
бые чувства — от смертельно-
го страха до прилива отваги, —
всё, что угодно, только не раздра-
жение. тигры не раздражают. Они
вызывают стресс. Но если вы при-
шли усталый с работы, а трёхлет-
ний мальчик, не переставая, бьёт
в глухой барабан, вы испытывае-
те раздражение. стресс — отрица-
тельная реакция на то, что сильнее
нас. раздражение — отрицатель-
ная реакция на то, что слабее нас».
Вот, собственно, и всё. спорить
с этим трудно. странно только, что
это простое соображение не при-
ходило мне в голову до сих пор.
соловейчик показывает, что
раздражение — это реакция на
слабое или равное по силам, что
это самое мелочное из наших
чувств, которое иногда свидетель-
ствует о тайной мелочности ха-
рактера. раздражённый человек
всегда ведёт себя ниже собствен-
ных стандартов поведения. стресс
одни чувства притупляет, другие
обостряет, раздражение обедняет
все эмоции человека.
ещё одно соображение, кото-
рое объясняет, в частности, по-
чему мы так снисходительно от-
носимся к этому состоянию: «раз-
дражение похоже на гнев, но это
почти всегда гнев неправедный.
и в других человеческих чувст-
вах бывает мало здравого смы-
сла, и ярость бывает слепой, и
страсть — глупой; чувства и здра-
вый смысл лежат в разных, лишь
иногда пересекающихся плоско-
стях. Но раздражённый человек
всегда чувствует себя правым, вот
в чём беда. раздражительность —
болезнь людей, всегда и во всём
правых».
главное же в том, что если из-
бежать стресса волевым усилием
нельзя или очень трудно, то раз-
дражение — вовсе не обязатель-
ное состояние. Оно — следствие
распущенности. Мы позволяем
себе брезгливую интонацию или
непреклонный тон. Мы чувствуем
себя безнаказанными. и напра-
сно. Как только ребёнок вырастет,
это раздражение будет перенято
им как норма общения и обраще-
но в первую очередь на нас. В об-
щении с другими людьми, не сом-
неваюсь, произойдёт то же самое,
стоит только перемениться ситуа-
ции, которая поставит вас в более
зависимое и слабое положение.
Кроме того, человеку прихо-
дится раздваиваться. По отноше-
нию к подчинённым проявлять
раздражение какое-то время воз-
можно, но у раздражённого есть,
скорее всего, свой начальник, и
тоже, допустим, раздражённый.
если раздражение в принципе до-
пустимо, то и унижение, от него
происходящее, нужно признать
как норму. а если кто-нибудь из
подчинённых станет вдруг вашим
начальником?
В ситуации с ребёнком и вооб-
ще всё ясно. Что бы родитель ни
говорил и ни делал, на фоне раз-
дражения это будет вызывать со-
противление сына или дочери.
если ребёнок раздражает, в этом
надо увидеть сигнал приближа-
ющейся катастрофы. «Когда пой-
мёшь, — пишет соловейчик, —
особое место раздражительности
среди других наших чувств, пой-
мёшь, что можно сердиться на ре-
бёнка, можно огорчаться, можно
злиться, можно и гневаться — всё
не во вред. Но нельзя проявлять
суррогатное чувство мелочного
раздражения».
Николай КРЫЩУК.
https://vk.com/vozrojdenie_
nravstvennosti
О природе раздражения
Три вида лени
Будда описывал три вида лени:
1) лень, о которой мы все зна-
ем: когда у нас нет желания что-
либо делать, когда мы позволяем
себе оставаться в постели подоль-
ше вместо того, чтобы вставать и
заниматься практикой;
2) лень неправильного ощу-
щения самого себя — лень мыш-
ления. «я не могу ничего сделать.
Другие люди медитируют, дру-
гие занимаются практикой, мо-
гут быть осознанными и добры-
ми, щедрыми, но не я, потому что
я слишком глуп. или наоборот: «я
очень сердитый человек», «я ни-
когда ничего не сделаю в жизни»,
«У меня ничего не получается, не
стоит и пробовать»;
3) постоянная занятость мир-
скими делами. У нас всегда есть
возможность заполнить вакуум
нашего времени, поддерживая
свою занятость. Причём все эти
занятия могут вообще считать-
ся добродетелью. Но обычно это
просто способ избежать встречи с
самим собой.
Тензин ПАЛМО.
Как перестать лениться
Х
очу рассказать вам о своём
способе борьбы с ленью.
Чтобы его применять, не
нужна титаническая сила
воли, не нужны особый склад ума,
обладание энтузиазмом и т п.
Прежде чем перейти к делу,
я развею главный миф о понятии
«лень». Этот миф заключается во
фразе: «Лень — это когда я ниче-
го не делаю». Чушь. Когда человек
говорит: «я ленюсь», он не ничего
не делает, а ест, слушает музыку,
читает газеты и журналы, сидит в
ВКонтакте, смотрит видео на Ютю-
бе и т. д.
Всё это—действия. Другое де-
ло, что, когда эти действия отни-
мают по 6 часов в день, они начи-
нают мешать жизни. Поэтому бо-
лее верным определением будет
следующее: «Лень — это безпо-
лезные действия». а теперь собст-
венно метод. Он заключается в од-
ной-единственной фразе: «Чтобы
перестать лениться, надо ничего
не делать». я не шучу. я пользуюсь
этим методом уже около трёх лет.
Допустим, вам надо совер-
шить какое-то действие. Вы реша-
ете (а лучше— записываете на бу-
маге), во сколько вы это дело нач-
нёте и сколько времени будете им
заниматься. Допустим, вы начнё-
те в 11.00 и будете им заниматься
два часа (то есть до 13.00).
В 11.00 вы начинаете бороться
с ленью, а именно—ничего не де-
лать. то есть вы прекращаете все
перечисленные в списке выше де-
ла. Вообще перестаёте что-либо
делать. Просто сидите или стоите в
комнате. Лежать не надо, это при-
ведёт организм в состояние сна.
Вскоре (у меня — в ближай-
шие несколько минут) вы почув-
ствуете, что можете приняться за
работу. В голове наступит прояс-
нение — что прямо сейчас надо
сделать. и вы начнёте это делать.
если же во время работы вы
снова почувствуете приступ лени
— опять прекращаете что-либо
делать. и вскоре снова вернётесь
в работоспособное состояние.
Это всё. Этот способ мож-
но применять в любое время для
любых дел. Повторяю — ничего
больше делать не нужно. Не нуж-
но убеждать себя, что надо рабо-
тать. Не нужно «совершать над со-
бой усилий». Более того, нельзя
давить свои мысли. Мыслям надо
позволить течь свободно и в лю-
бую сторону. если работу преры-
вает «поток сознания» — это не-
страшно. я специально замерял
— самый длинный из таких «пото-
ков мыслей» длится 7 минут и пре-
кращается, нередко одарив вас
полезной идеей.
Напоследок замечу, что можно
начать применять этот способ не в
11.00, а прямо сейчас. Просто пре-
кратите что-либо делать.
https://vk.com/teleska_tot
-
.
ˆ
€
.

 
,
€
 (
-
,
,
)

 -
 .
„

.
-
(
)
€-
,
,
,
-

.
-

-
,
,
-
-
. Š
. 
-
,
.
‹
€
,
€
,
€
«
-
». „
:
,
(
€ 
 ,
,
-
,
,
,
,
.), — …
€
,
.


? ƒ
,

. (
-
,
-

‰ ).
„
,
-
€ -

€
-
,
-
.
 
:

-
 ,
€
-
 ( € Œ €
€ -

, …
, …
),
! ƒ…-
Œ €
. 
,
-
. Ž
 -
, 
,
€
 -
,
,

-
€

. ­
,
-
,
.
-
 ,
,
-
! —
 (  
,
,

€ ).
ƒ
:
( ) -
€ . „
-
,
? ­
-
.  ‰ ,
 —
-
!
-
! ƒ
-
-

€ (
),
€ 
,
,
-
. Π,
,
-
,
-
.  …
-
,

-
. ƒ ,
-
-
: «ˆ

,
,
». ­
-
: « , 
!». 
,

-
. „
,
…  !
‘ …
,
-
,

€
,
-
,

-

 
€ .
ƒ     
­ —
ˆ,
. …
. ­
€
!
Š
,
-
  :

,
-
-
( 
). ‘

,
-
,
.
‘
-
,
-
,
€
. ­
-
. ­
€
-
,

(
)
-
 (‰ ). ­
-

-
€
!
ƒ…
 —
.
— . Œ -
‘ ‡‚ˆ
€ ,
‘Ž  Œ (
,
,
 ,
,
,
).
.
,
.
.
Родители, я такая же, как и вы,
или Детские травмы