• 29
«Родовая Земля»
№ 7 (157), июль 2017 г.
ВеКтОр ЗНаНия
С
каждым днем всё больше
людей жалуется на пробле-
мы с мозговой деятельнос-
тью— на всё возрастающую
рассеянность, на сложности
с запоминанием информации, на
физическую невозможность чи-
тать большие тексты, не говоря
уже про книги. и просят дать им
что-нибудь для улучшения мозго-
вой деятельности в целом и памя-
ти в частности. Причём, как это ни
парадоксально, данная проблема
характерна не только и не столь-
ко для пожилых людей, ослабе-
вать мозгами которым, вроде как,
«положено по возрасту», сколь-
ко для людей среднего и моложе
среднего возраста. При этом мно-
гие даже не интересуются, почему
так происходит — автоматически
списывают это на стрессы, уста-
лость, нездоровую экологию, на
тот же возраст и т. п., хотя всё это
даже близко не является причи-
ной. среди моих пациентов есть
те, кому далеко 70, но кто не име-
ет вообще никаких проблем ни с
памятью, ни с мозговой активно-
стью. так в чём же причина?
а причина состоит в том, что,
несмотря ни на какие доводы,
никто категорически не хочет от-
казаться от так называемой посто-
янной, круглосуточной «подклю-
чённости к информации». Други-
ми словами, ускоренная утрата
мозговых функций началась в тот
самый знаменательный день, ког-
да вы решили быть постоянно «на
связи». и нет никакой разницы —
вынудила ли вас к этому служеб-
ная необходимость, изнывание
от безделья или элементарная бо-
язнь быть «не на уровне», т. е. бо-
язнь прослыть белой вороной, чу-
даком в среде себе подобных.
ещё в 2008 году было извест-
но, что среднестатистический
пользователь интернета прочи-
тывает не более 20% текста, раз-
мещённого на странице, и вся-
чески избегает больших абза-
цев! Более того, специальные ис-
следования показали, что чело-
век, постоянно подключённый к
сети, текст не читает, а сканиру-
ет как робот — выхватывает ото-
всюду разрозненные куски дан-
ных, постоянно перескакивает
с одного места на другое, а ин-
формацию оценивает исключи-
тельно с позиции «поделиться»,
т. е. «а можно ли это «откровение»
кому-нибудь переслать?». Но не с
целью обсудить, а главным обра-
зом с целью вызвать эмоции в ви-
де анимированной «отрыжки»,
сопровождающейся короткими
репликами и возгласами в сМс-
формате.
В ходе исследований выясни-
лось, что страницы в интернете,
как уже говорилось, не читают-
ся, а бегло просматриваются по
шаблону, напоминающему латин-
скую букву F. Пользователь сна-
чала считывает несколько пер-
вых строк текстового содержимо-
го страницы (иногда даже полно-
стью, от начала до конца), затем
перескакивает на середину стра-
ницы, где считывает ещё несколь-
ко строк (как правило, уже лишь
частично, не дочитывая строки до
конца), а затем быстро спускается
к самому низу страницы—посмо-
треть, «чем дело кончилось».
П
оэтому наиболее эффектив-
ным способом подачи ин-
формации рядовому интер-
нет-пользователю
являет-
ся отображение информа-
ции в виде перевёрнутой пирами-
ды (т. е. согласно принципу «чем
ниже, тем меньше») с обязатель-
ным выделением ключевых слов
(чтобы потребители информа-
ции понимали, что важно, а что
— не очень) и раскрытием не бо-
лее одной мысли за абзац. только
так можно задержать внимание
на странице максимально долго.
если же по мере спуска вниз по
странице плотность информации
не убывает или, того хуже, увели-
чивается (как, например, в этой
статье), то на таких страницах за-
держиваются лишь единицы.
Моё личное мнение такое:
интернет — это реальный нарко-
тик. а что такое наркотик? Это со-
вершенно безполезная вещь, без
которой любой человек может
прекрасно жить до тех пор, пока
не попробует. а когда попробует,
то зависимость возникает пожиз-
ненная—наркомания не лечится.
На проблемы с восприяти-
ем информации жалуются люди
всех рангов и специальностей —
от
высококвалифицированных
университетских профессоров до
сервисных работников по обслу-
живанию стиральных машин. По-
добные жалобы можно особен-
но часто услышать в академиче-
ской среде, т. е. от тех, кто по ро-
ду деятельности вынужден плот-
но и ежедневно общаться с людь-
ми (обучать, читать лекции, при-
нимать экзамены и т. д.). Они со-
общают, что и без того низкий уро-
вень навыков чтения и восприя-
тия информации у тех, с кем им
приходится работать, год от года
падает всё ниже и ниже.
Большинство людей испыты-
вает колоссальные затруднения
при чтении больших текстов, не
говоря уже про книги. Даже блог-
посты размером более трех-че-
тырех абзацев уже кажутся боль-
шинству слишком трудными и
нудными для восприятия, а пото-
му скучными и не заслуживающи-
ми даже элементарного вникания.
Вряд ли найдется человек, кото-
рый не слышал бы популярного
сетевого высказывания «слишком
много букв—не осилил», которое
обычно пишут в ответ на предло-
жение прочитать что-то длиннее
пары десятков строк. Получается
замкнутый круг — писать много
нет смысла, поскольку это почти
никто не будет читать, а сокраще-
ние объема передаваемой мыс-
ли приводит к еще большему ску-
доумию не только читателей, но и
писателей. В результате имеем то,
что имеем—массовое отупение.
Даже люди с хорошими (в
прошлом) навыками чтения гово-
рят, что после целого дня метания
по интернету и лавирования сре-
ди десятков и сотен электронных
писем, они физически не могут на-
чать даже очень интересную кни-
гу, поскольку чтение уже одной
только первой страницы оборачи-
вается настоящей пыткой.
Чтение попросту «не идёт»
прежде всего потому, что:
а) не получается заставить се-
бя перестать сканировать текст,
отыскивая в нём ключевые слова;
б) совершенно не усваивает-
ся сложный синтаксис, свойствен-
ный большинству классических,
высокосодержательных или нау-
коёмких произведений, который
полностью отсутствует в обмене
телеграфной «сМс-отрыжкой».
В результате этого одно пред-
ложение приходится перечиты-
вать по нескольку раз! Наибо-
лее откровенные люди так прямо
и говорят: я противен/противна
сам(а) себе.
Но это ещё далеко не всё. из-
за постоянной подключённости к
интернету резко ухудшаются та-
кие навыки человека, как способ-
ность возвращаться к уже некогда
осмысленной информации, ана-
лизировать прочитанное и под-
ключать воображение. ещё хуже
то, что в 80% случаев люди ходят в
интернет за сомнительными раз-
влечениями либо черпают оттуда
информацию, имеющую не то что
нулевую, а отрицательную куль-
турную ценность.
При этом большинство людей
(особенно молодых) привязаны
к своим гаджетам настолько, что
при угрозе оказаться отключён-
ными от сети в течение хотя бы
одного дня испытывают не только
психическую подавленность, гра-
ничащую с паникой, но и реаль-
ную физическую ломку, напоми-
нающую наркотическую. Не вери-
те? а ну-ка выключите свою мыль-
ницу сОВсеМ и попробуйте про-
жить без неё хотя бы 2–3 дня.
есть мнение, которое я впол-
не разделяю, что способность эф-
фективно воспринимать сложные
тексты, читать сложную литерату-
ру вскоре станет элитарной при-
вилегией, доступной только осо-
бой касте людей. идея эта не но-
ва, поскольку ещё Умберто Эко в
романе «имя розы» предлагал пу-
скать в библиотеку только тех, кто
умеет и готов воспринимать слож-
ные знания. а все остальные будут
в состоянии читать лишь вывески
да интернет.
Короче говоря, никакие та-
блетки, никакие пищевые добав-
ки, никакие диеты, никакие моз-
гоправы и т. п. не способны оста-
новить деградацию мозга. Остано-
вить её может только одно—пре-
кращение поступления в систему
обработки всевозможного инфор-
мационного мусора и ежедневная
загрузка мозга так называемой
«полезной информацией». Про-
цесс этот чрезвычайно сложный, а
для многих людей так и вовсе не-
выполнимый. Для многих поезд,
как говорится, уже ушёл.
ещё раз, коротко.
гаджеты, обеспечивающие ва-
шу постоянную подключённость к
информации/интернету — смар-
тфоны, айпады и пр., без которых
вы теперь даже в туалет сходить не
можете, — делают вас практиче-
ски дебилом с вялым, апатичным,
еле соображающим мозгом, кото-
рый не способен думать и анали-
зировать. Но, как и всякий нарко-
ман, вы, конечно же, убеждены в
обратном — в том, что эти мыль-
ницы делают вашу жизнь нере-
ально яркой, насыщенной, удоб-
ной и т. п., а вас лично — «сильно
продвинутой личностью», которая
всегда в курсе всего.
Благодаря этим устройствам в
ваш мозг непрерывным потоком
круглосуточно поступает всевоз-
можный мусор, который загажи-
вает ваш «бортовой компьютер»
настолько, что вы годитесь лишь
для выполнения самой прими-
тивной,
низкоквалифицирован-
ной работы. Вы не в состоянии ни
связно говорить, ни писать, ни чи-
тать — ваша речь косноязычна и
наводнена словами-паразитами.
рассказывая кому-то о чвм-то, вы
с трудом подбираете нужные сло-
ва, а слушая кого-то, быстро те-
ряете нить разговора и начинае-
те скучать и зевать. Писать вы не
можете, поскольку практически в
каждом слове начинаете делать
ошибки, а как использовать зна-
ки пунктуации — не знаете да-
же приблизительно. Зато вы кру-
то делаете сэлфи (и прочие мусор-
ные фото) и стучитесь к кому-ни-
будь в Viber илиWhatsApp.
Короче говоря, слушаете пло-
хие новости: мобильную связь
нужно использовать только и ис-
ключительно в ЭКстреННыХ слу-
чаях. Например, вы приехали в
незнакомый город и не може-
те найти встречающего — позво-
нить действительно нужно. или
вы опаздываете на важную встре-
чу — позвонить реально необхо-
димо. т. е. нужно настроить ваш
гаджет только на приём или пере-
дачу необходимой вам професси-
ональной и деловой информации.
а остальное время гаджет дол-
жен быть ВыКЛЮЧеН. Впрочем, я
представляю себе, как вам неуют-
но от одной только мысли об этом.
Нужно быть готовым к тому,
что всё ваше окружение вас, мяг-
ко говоря, не поймёт. Вам скажут,
что вы «с приветом», совсем «ку-
ку», что у вас «поехала крыша» и
т. п. Наплевать и растереть.
Пом-
ните: вы объект для инфор-
мационного нападения и вам
нужно защищаться.
Как гово-
рил президент CBS News ричард
сэлант: «Наша работа — прода-
вать людям не то, что они хотят, а
то, что нужно нам».
и, наконец, вам нужно заново
учиться читать книги. Настоящие
бумажные книги — понимаете?
Не разглядывать часами подсле-
поватыми глазами свою мыльни-
цу с экраном, а читать книги. Будет
тяжело, но вы попробуйте. Наси-
ловать себя не нужно — в первый
день прочитайте полстраницы, на
следующий — целую страницу, на
третий день — 1,5 страницы и т. д.
Учтите, что организм будет всяче-
ски этому сопротивляться — бу-
дет и тошнить, и ломать, и тянуть
заняться чем угодно, — лишь бы
мозг не напрягался.
Удачи вам не желаю, посколь-
ку понадобится совсем не она.
А. СтАцкеВиЧ.
«Академия Тринитаризма».
Деградация мозга