«Родовая Земля»
№ 7 (157), июль 2017 г.
28 • вектор знания
— Почему умственный труд
даётся нам с трудом? Это тоже
результат уменьшения мозга?
— Мозг — странная структу-
ра. С одной стороны, он позволяет
нам думать, с другой — не позво-
ляет. Ведь как он работает? В рас-
слабленном состоянии, когда вы
отдыхаете, скажем, смотрите те-
левизор, мозг потребляет 9% всей
энергии организма. А если вы на-
чинаете думать, то расход повы-
шается до 25%. А ведь у нас за пле-
чами 65 миллионов лет борьбы за
еду, за энергию. Мозг привык к это-
му и не верит, что завтра ему будет
чем питаться. Поэтому он катего-
рически не хочет думать. (По этой
же причине, кстати, люди склонны
переедать.) В ходе эволюции да-
же возникли специальные защит-
ные механизмы: когда вы начина-
ете интенсивно работать, размыш-
лять, у вас тут же вырабатываются
специальные соединения, вызы-
вающие раздражение: вам хочется
есть, в туалет, у вас возникает мил-
лион дел — всё, что угодно, толь-
ко бы не думать. А если вы ложи-
тесь на диван с вкусной едой, ор-
ганизм приходит в восторг. Тут же
начинает вырабатываться серото-
нин — он всего на положение од-
ной молекулы отличается от ЛСД.
Или дофамин, или эндорфины —
гормоны счастья. Интеллектуаль-
ные затраты так не поддержива-
ются, и организм им сопротивля-
ется. Мозг большой не для того,
чтобы работать всё время, а чтобы
решить проблему энергии. У вас
возникла биологическая задача,
вы включились и напряжённо по-
работали. А как только решили за-
дачу, тут же выключились и — на
диван. Выгоднее иметь огромный
мощный компьютер, запустить
его на три минуты, решить задачу
и тут же отключить.
— Мозг всегда работает це-
ликом?
—Нет, он к этому не приспосо-
блен. Когда вы смотрите кино, ра-
ботают затылочные области, ког-
да слушаете музыку — височные.
И даже меняется кровоснабже-
ние — то к слуховой области, то к
зрительной, то к моторной. Поэто-
му если вы хотите сохранить мозг
в целости, нельзя заниматься, на-
пример, одной физкультурой.
Если вы не будете при этом давать
себе интеллектуальные нагрузки,
причём разнообразные, то крово-
снабжение будет проходить преи-
мущественно в моторных облас-
тях, а не в интеллектуальных, то
есть ассоциативных, и там раньше
начнётся склероз. Старушка будет
подвижная, стройная, но в пол-
ном маразме.
— Из-за этой особенности
мозга нам сложно делать не-
сколько дел одновременно?
— Да, конечно, много дел тре-
буют повышенной концентрации,
и энергетические затраты рез-
ко возрастают. Приток крови идёт
сразу к нескольким областям, со-
противление мозга нарастает: чем
больше вы включаете нейронов,
тем больше мозг не хочет работать.
— Как заставить ленивый
мозг работать?
— Сделать это очень сложно.
Конечно, мозгу можно сулить ка-
кие-то отсроченные результаты, но
биологические организмы требуют
только немедленных результатов:
до завтра ведь можно и не дожить.
Так что этот способ подходит еди-
ницам. А вот обмануть мозг можно.
Для этого существует два приёма.
Первый— с помощью обманных
обещаний, второй — с помощью
так называемой смещённой актив-
ности. Приведу пример. Собака си-
дит около стола, вы — за столом,
на столе — бутерброд. Собака хо-
чет стащить бутерброд и понима-
изгоняет умных
Общество
Современный человек в своём развитии недалеко ушёл от
обезьяны. Жизнь его определяют те же законы, что и десят-
ки миллионов лет назад, и будущее не сулит человечеству ни-
чего хорошего. Эволюционист, палеоневролог, доктор биоло-
гических наук, профессор, заведующий лабораторией разви-
тия нервной системы Института морфологии человека РАМН
Сергей Вячеславович Савельев рассказывает о мозге и делит-
ся своими прогнозами развития человечества.
ет, что её накажут. И вот она сидит-
сидит между двух огней и вдруг
начинает остервенело чесать за
ухом. Она не может ни остаться
безучастной, ни среагировать —
и выбирает третий путь. Это и есть
смещённая активность — занятие
делом, напрямую не относящим-
ся к тому, что вам действительно
нужно. Это то, что загнано в щель
между биологической («хочу») и
социальной («надо») мотивацией.
Писатели, скажем, начинают пи-
сать совсем не то, что должны, фо-
тографы снимать что-то не относя-
щееся к заказу, и результаты часто
бывают гениальными. Кто-то назы-
вает это озарением, кто-то вдохно-
вением. Достичь этого состояния
очень сложно.
— Можно ли сказать, что
способности человека заложе-
ны в его мозге?
— Да, и их нельзя ни расши-
рить, ни увеличить — только ре-
ализовать. Например, у художни-
ка огромные затылочные поля —
раз в пять-шесть больше (по ве-
су, размеру, числу нейронов), чем
у обычного человека. Этим опре-
деляются его способности. У него
больше ресурс по обработке, он
будет видеть больше цветов и де-
талей, поэтому вы никогда не смо-
жете с ним договориться о том,
что касается изобразительной
оценки. Людям с разными способ-
ностями трудно понять друг друга.
И чем сильнее выражены их спо-
собности, тем хуже.
— Как выявить способности
человека?
— Психология этого, к сожале-
нию, не может. А технические сред-
ства пока не очень развиты. Одна-
ко я уверен, через пять-десять лет
технологии усовершенствуют, поя-
вятся высокоразрешающие томог-
рафы (сейчас их разрешение —
25 микрон, а нужно 4–5 микрон), и
тогда с помощью специального ал-
горитма можно будет сортировать
людей по способностям и отбирать
гениев в разных областях.
—Звучит устрашающе. К че-
му это приведёт?
— К тому, что мир изменит-
ся навсегда. Самое приятное —
благодаря такой сортировке лю-
ди смогут заниматься тем, к че-
му они действительно склонны. И
это принесёт многим счастье. Не
надо будет никого травить газом
Эр-Эйч, как в фильме «Мёртвый
сезон», чтобы все были тупыми и
счастливыми. Ещё одно последст-
вие — индивидуальные различия
перекроют этнические, и расовые
проблемы исчезнут. Зато появятся
новые — такие, с которыми чело-
вечество ещё никогда не сталки-
валось. Потому что гении, которых
отберут искусственным путём,
кардинально и, главное, незамет-
но для окружающих изменят мир.
В ближайшем будущем человече-
ству предстоит очень короткая, но
очень яростная гонка. Кто первый
создаст систему сортинга, тот бу-
дет править миром. Вы же пони-
маете, что в первую очередь эту
технологию используют не на бла-
го общества, а в военных целях.
Это будет чудовищно. По сравне-
нию с этим Вторая мировая вой-
на покажется игрой в солдатиков.
— А в каком направлении
сегодня идёт естественный эво-
люционный процесс?
—Негативный социальный от-
бор, начавшийся 10 млн лет назад,
действует по сей день. Из общест-
ва до сих пор изгоняют не только
асоциальных элементов, но и са-
мых умных. Посмотрите на судь-
бы великих учёных, мыслителей,
философов — мало у кого хоро-
шо сложилась жизнь. Это объя-
сняется тем, что мы, как обезья-
ны, продолжаем конкурировать.
Если среди нас появляется доми-
нантная особь, её надо немедлен-
но ликвидировать — она же угро-
жает каждому лично. А посколь-
ку посредственностей больше,
любой талант должен быть или
изгнан, или просто уничтожен.
Именно поэтому в школе отлич-
ников преследуют, обижают, тре-
тируют — и так всю жизнь. А кто
остаётся? Посредственность. За-
то прекрасно социализированная.
— То есть мы до сих пор
живём по тем же законам, что и
десятки миллионов лет назад?
— Да, мы такие же обезьяны,
как и раньше, и живём по тем же
обезьяньим законам, что и 20 млн
лет назад. В основном все едят,
пьют, размножаются и доминиру-
ют. Это основа устройства челове-
чества. Все остальные законы, си-
стемы только маскируют это яв-
ление. Общество, в котором нет-
нет да появляются одарённые лю-
ди, придумало такой способ ма-
скировки наших обезьяньих кор-
ней и желаний, чтобы оградить би-
ологические начала от социаль-
ных. Но и сегодня все процессы —
в сфере политики, бизнеса и т. д. —
строятся по биологическим зако-
нам. Предприниматели, например,
стремятся на всём сэкономить,
чтобы получить конкурентные
преимущества и таким образом
повысить свою доминантность. Со-
циальные же законы, моральные и
этические установки, привитые ро-
дителями, наоборот, мешают биз-
несу, и все стараются их обойти,
чтобы больше заработать.
—Похоже, что перспективы
нашей цивилизации в том, что
касается интеллекта, радужны-
ми не назовёшь.
— Если цивилизация сохра-
нится в нынешнем виде, в чём я
сомневаюсь, то наш интеллекту-
альный уровень сильно упадёт.
Это неизбежно. Уже сейчас обра-
зовательный ценз значительно
снижается, потому что возникла
великая вещь — информацион-
ная среда, которая позволяет лю-
дям имитировать знания, образо-
ванность. Для приматов это очень
большой соблазн — такая имита-
ция позволяет ничего не делать и
иметь успех. При том, что интел-
лектуальное развитие будет сни-
жаться, требования к уровню со-
циальной адаптированности бу-
дут повышаться.
Вот, например, объединили Ев-
ропу. Кто оказался самым успеш-
ным? Умные? Нет. Наиболее мо-
бильные и социализированные,
те, кто готов переезжать в дру-
гие города и страны и прекрасно
там приживается. Сейчас эти люди
приходят во власть, в структуру
управления. Европа, объединив-
шись, ускорила деградацию ин-
теллекта. На первый ценностный
уровень выходит способность че-
ловека поддерживать отношения,
на второй — всё остальное: про-
фессионализм, умения, навыки.
Так что нас ждёт интеллектуаль-
ная деградация, уменьшение раз-
меров мозга, отчасти, может быть,
физическое восстановление —
сейчас же пропагандируется здо-
ровый образ жизни.
— Человек не может обла-
дать и высокими умственными
способностями, и развитыми
социальными навыками?
— Очень редко. Если человек
думает о чём-то своём, ищет ре-
шения, которых до него не было в
природе и в обществе, это исклю-
чает высокий уровень адаптиро-
ванности. И даже если общество
признает его гением, он в него не
впишется. Высокая социализация,
в свою очередь, не оставляет ни на
что времени. Массовики-затейники
мало пригодны к подневольному
труду. Потому что они приобрета-
ют доминантность, повышают свой
рейтинг с помощью языка, а не дел.
— Отличается ли мозг жен-
щины от мозга мужчины?
— Женский мозг меньше муж-
ского. Минимум разницы в сред-
нем по популяции 30 г — макси-
мум 250 г. За счёт чего он мень-
ше? За счёт ассоциативных цен-
тров, отвечающих за абстрактное
мышление, — они не очень нуж-
ны женщине, так как её биологи-
ческая задача связана с размно-
жением. Поэтому женщины быва-
ют особенно успешны в областях,
относящихся к воспитанию, обра-
зованию, к культурологической
идентификации. Они хорошо под-
держивают, сохраняют, передают
преемственные культурологиче-
ские системы — музеи, библио-
теки. Кроме того, они добиваются
прекрасных результатов в стаби-
лизированных сообществах, там,
где все правила уже определены
и хорошо известны. Ну и, конечно,
женщины бывают гениями—мозг
очень изменчивая структура.
Анна Натитник.
http://hbr-russia.ru
(Публикуется в сокращении).