Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 9 (158), сентябрь 2017 г.
Летопись
П
роповедник XII века Ки-
рилл Туровский грозил
посмертными
муками
тем, кто «ворожит, гудит
в гусли, сказывает сказ-
ки». В требнике XVI века среди во-
просов на исповеди есть такие:
«Ни пел ли яси песней бесовских,
не играл ли яси в гусли?». А игу-
мен Памфил ругал псковичей за
то, что «они во время купальской
ночи играли в бубны и сопели и гу-
дением струнным». Исторические
документы свидетельствуют, что
во времена Алексея Михайловича
Романова гусли изымались у насе-
ления и сжигались возами. Поче-
му? Сегодня, судя по всему, мы мо-
жем ответить на этот вопрос.
Начнём с того, что ещё в 1903
году в индийском городе Бомбее
вышла в свет книга выдающего-
ся индийского учёного и общест-
венного деятеля Тилака «Аркти-
ческая Родина в Ведах». Посветив
всю свою жизнь изучению род-
ного народа, он долго и тщатель-
но анализировал древние преда-
ния, легенды и священные гимны,
рождённые в глубинах тысячеле-
тий далёкими предками индийцев
и иранцев, и те странные явле-
ния, которые были описаны в свя-
щенных книгах Ригведе, Махаб-
харате, Упанишадах. Тилак при-
шёл к выводу, что эти тексты со-
здавались на севере Европы, где-
то около полярного круга. Имен-
но там находилась прародина ин-
доиранцев или как они себя назы-
вали Ариев. Часть из них 4–5 тыс.
лет назад ушла на территорию Ин-
дии и Ирана.
Книга Тилака, изданная на всех
европейских языках, впервые пе-
реведена на русский только в
2000 г. Наталией Романовной Гу-
севой и вышла в свет в Москве в
2001 году.
В середине 50-х годов XX века
выдающийся санскритолог Раху-
ла Санкритьяяна описал эти пере-
движения в своей книге «От Вол-
ги до Ганга» и ввёл в научный обо-
рот новый термин — индосла-
вы. Заметим, что ещё в 1964 году
один из крупнейших санскритоло-
гов Индии профессор Дурга Пра-
сад Шастри писал: «Если бы меня
спросили, какие два языка мира
наиболее похожи друг на друга, я
ответил бы без всяких колебаний
— русский и санскрит».
Таким образом, древние веди-
ческие обряды, ритуалы, священ-
ные тексты имеют непосредст-
венное отношение к севернорус-
ской народной традиции, иссле-
дователи которой неоднократно
отмечали, что для неё характерна
консервация рудиментов архаич-
нейших явлений, порой не нахо-
дящих отражений даже в ведиче-
ской традиции. Общеизвестно ог-
ромное значение, которое прида-
валось в ведической мифологии
водоплавающей птице — гусю,
лебедю, утке, символизирующих
небо, свет, огонь, солнце, а также
воплощение Творца и Вселенной.
Так, в санскрите слово «хамса»
— гусь, лебедь, душа, познавшая
высшую Истину, высший дух, свет,
огонь, сакральный музыкальный
Ритм, музыка Вселенной.
Но и в русской народной тра-
диции образы водоплавающих
птиц играют исключительную
роль. Зачастую именно гусь, ле-
бедь, утка маркируют собой сфе-
ру сакрального в обрядовых пе-
снях календарного цикла. И в этих
же песнях именно гусли являются
обязательным компонентом озву-
чивания сакрального текста. При-
мером может служить предсва-
дебная песня, записанная в Ар-
хангельской губернии: «Вы где, гу-
си, были, вы где ночевали, где спа-
ли, побывали. — Мы спали у кня-
Секрет гонения
на гусли
гини, побывали у первобрачной.
— И что княгиня делает? — Во гу-
сли играет, дары снаряжает».
В гусли гудели. В русских ди-
алектах и на санскрите «гу» зна-
чит звучать. Ни гука — ни зву-
ка, ни гукнуть, то есть не прозву-
чать. Но кроме этого термит «гу» в
санскрите значит ещё и идти, дви-
гаться. Вспомним русское слово
«гулять». Мы с вами гуляем празд-
ник, гуляем свадьбу — то есть и
звучим, и двигаемся.
И тут мы подходим, пожалуй,
к самому главному. В древних ве-
дических текстах, в книгах эпоса
Махабхарата, Адипарва и Ашва-
медхикапарва говорится, что «со-
творение Вселенной происходило
по мысли и слову, которое являет-
ся озвученной мыслью Творца»,
появилось некое огромное яйцо,
«вечное, как семя всех существ. В
нём подлинным светом был веч-
ный Брахмо — чудесный, непред-
ставимый, вездесущий. Тот, кто
есть скрытая и неуловимая при-
чина реального и нереального».
Брахмо — соединение мужско-
го и женского начал, то есть нечто
среднее. У него было только од-
но свойство — звук. В Ашамедхи-
капарве Брахмо называют сверх­
светлым светом, эфиром. Имен-
но этот сверхсветлый свет создал
пространство и произвёл основу
личности, которая по своей сути
небесна. Заметим, что сверхсвет-
лый свет — это название фона на-
ших русских икон.
Брахмо в древнеарийских тек-
стах называется эфиром. И утвер-
ждается: эфир — высший из эле-
ментов. У него есть только одно
свойство, и называется оно звуком.
Эфир порождает семь звуков
и аккорды. Затем звуки эфира по-
рождают движение или ветер. И
у него уже два свойства — звук и
касание, то есть инерция. Причём
инерция является собственным
свойством ветра и движения.
В
результате
сокращения
скорости сверхсвета или эфира
вследствие касания — инерции,
появляется видимый свет, состоя-
щий из семи цветов спектра, кото-
рый коррелируется с семью пер-
возвуками. Свойствами света яв-
ляются звучание, касание и образ.
Причём собственным свойством
света (видимого света), является
именно образ.
Всё, что мы видим в этом ми-
ре, — это то, что имеет образ. Ро-
ждённый из звука и движения,
именно видимый свет находится
на пограничье, относясь как свет к
миру божественному Прави и как
образ к миру проявленному Яви.
Заметим, что в поучении про-
тив язычества XII–XIII в. в «Слово о
твари и дни рекомом недели» го-
ворится, что русские язычники по-
клоняются в первый день семид-
невной недели (воскресенье) не
солнцу, утверждая, что солнце —
только вещественное воплоще-
ние света, а белому свету, то есть
свету Вселенскому. Как писал Бо-
рис
Александрович
Рыбаков,
этот свет, не имеющий видимо-
го источника, неосязаемый и неи-
споведимый, как эманация боже-
ства, творящего мир, и был пред-
метом поклонения средневеко-
вых язычников.
В священных текстах Упани-
шад говорится, что Вселенский
свет — это златоцветная птица,
обитающая в сердце и солнце.
Огонь называют белой птицей,
несущей свет. На санскрите огонь
«очищающий» звучит как павана,
а павака — чистый, яркий огонь.
Кроме того, павана — это свежий
ветер, а павана манна — назва-
ние многих хвалебных гимнов. Но
в севернорусских обрядовых пе-
снях водоплавающая птица гусь
— лебедь носит название павань-
ка, пава, павана.
Таким образом, огонь и хвалеб-
ный гимн в санскрите прямо соот-
носятся с севернорусским назва-
нием гуся — лебедя — паванька,
пава, павана. И здесь стоит вспом-
нить, что древнеславянские риту-
альные костры VI–V в. до нашей
эры выглядели, как фигуры пыла-
ющих лебедей. Об этом свидетель-
ствуют найденные археологами
зольники—остатки этих костров.
Зная о том, что в древнейшей
традиции музыкальный лад, свя-
занный с гусями и лебедями, тво-
рит музыку космоса, что игра на
гуслях сравнима в этом мифопоэ-
тическом ряду с тканьем мировой
гармонии, можно понять, почему
автор «Слова о полку Игореве» свя-
зывает в единый образ стадо лебе-
дей и живые струны — гусель, по
которым передвигаются пальцы
вещего Бояна, как по нитям основы
уток, творя ткать эпической песни.
В Ригведе гимнотворчество
мудрецов (Риши или Раша) — это
процесс, в котором высшая твор-
ческая сила слова (озвученная
мысль) создаёт космос, ткёт его.
О единстве понятий «узор ткани»
и «узор песни», «ткать ткань», «из-
лагать песню» свидетельствует та-
кой термин санскрита как «пра-
става», имеющая аналогию в се-
вернорусском диалектном «пра-
става», «праставка». Но северно-
русская «праставка», «прастава»
— это вышитая или заполнен-
ная тканым узором полоса тка-
ни, украшающая рубахи, передни-
ки, концы полотенец набожников,
скатерти, свадебные простыни, —
то есть сакрально означенные ве-
щи. Санскритская же «прастава»
— священный текст, хвалебный
гимн. Так, в гимнах Ригведы поэт-
певец просит помочь ему, ткуще-
му произведение, и говорит о том,
что новую и новую нить ткут к не-
бу и в океан озарённые поэты.
Причём внутри текста само-
го гимна термин «прастава» име-
ет множество значений: «праста-
ва» — это огонь, солнце, взошед-
шее солнце, время после восхода
солнца, воздушное пространство,
дождь, ветер, лето, речь, кожа че-
ловека, любовный зов, три мира.
Таким образом, исполняя священ-
ный гимн, поэт-певец-музыкант
соединял в одно целое все три ми-
ра. Голосом, ритуальным пением,
как утком ткётся из нитей-слов, на
нитях основы — струнах — ткань
Вселенной. В этой структуре музы-
кальный инструмент фактически
идентичен ткацкому стану. Не слу-
чайно в ведических текстах мно-
готысячелетней давности гово-
рится о трёх нитях основы, по ко-
торым двигается гусь-свет-огонь,
созидая вещественный мир.
Древние трёхструнные кры-
ловидные гусли — это предельно
приближённый к идеальному му-
зыкальный инструмент — боже-
ственный инструмент.
Гусляры из года в год, из века
в век, из тысячелетия в тысячеле-
тие, постоянно в процессе творче-
ского озарения повторяли акт тво-
рения Вселенной. Они гудят, а зна-
чит, из звука «гу» и движения «гу»
созидают третий компонент—ви-
димый свет, творящий всё прояв-
«— А причём здесь музыкальные инструменты?
—недоумевал я. —Причём здесь музыка?
— Музыка музыке рознь, — сказал загадочно со-
беседник…
...Неземные звуки всё больше набирали силу, и
вдруг я почувствовал, что моё сознание как будто
вырвалось из какой-то незримой клетки. И его ста-
ло уносить в неведомые дали времени: звуки волшеб-
ной музыки стали наполнять меня светом, какими-
то странными размытыми видениями. Вдруг обра-
зы стали оформляться, приобретать чёткие очер-
тания…». (Далее автор описывает погружения в
воспоминания своих предыдущих воплощений и виде-
ния событий прошлого нашего народа).
«Что же произошло? — думал я. — Неужели гип-
ноз? Посредством музыки. Или что-то другое? Не-
объяснимый провал сознания в далёкое прошлое.
И настолько яркие картины! Я до сих пор нахожусь
«там», а не здесь. Интересно бы понять, что мне
пригрезилось?»
Ошарашенныйи сбитый столку, я не знал, чтоте-
перь делать. Накатившееся на меня ощущение, что
моя жизнь длится многиетысячи лет, не отпускало.
«Где я был, может, в параллельных мирах?—раз-
мышлял я над случившимся. — Но там началась ка-
кая-то гражданская война, и я погиб. Значит, здесь
дело не в других измерениях».
В этот момент в горнице появился Добран Гле-
быч. Он подошёл ко мне и, усевшись рядом, сказал:
— Теперь понимаешь, зачем по приказу Запада
Алексей Михайлович Тишайший уничтожил все на-
ши древние музыкальные инструменты? А заодно и
последних скоморохов. Несколько лет на площадях
сжигались гусли, цимбалы, рожки, волынки, флейты-
тростянки. Особой ненавистью пользовались при
дворе гудки. Это звуки гудков вызвали твои видения.
—Откуда ты знаешь, что я что-то видел?
— Не ты один погрузился в свои прошлые инкар-
нации, Ар. Все сидящие в них побывали, — показал
старейшина на пустые лавки. Так что я знаю, что
говорю, —поднялся он со своего места».
Г. Сидоров,
«Хронолого-эзотерический анализ развития
современной цивилизации»
Часть 3. «Пути. Дороги. Встречи».
ленное во Вселенной, весь мате-
риальный, иллюзорный мир. Они
подпитывают светом космос, не
давая хаосу разрушить его, сохра-
няя наш мир и высший закон бы-
тия. И не случайно о тех, кого на-
зывали скоморохами (а «скомрат»
на санскрите значит «вестник»,
«посланец»), говорили: «Идущие
со светом по Свету».
И в той борьбе за духовную
власть, что шла на Руси в течение
тысячелетия, судя по всему, они
остались непобеждёнными, коль
скоро даже в конце XX века сохра-
нилась в России архаическая фор-
ма живой гусельной традиции, ко-
торая была найдена экспедицией
Ленинградской консерватории в
Псковской, Новгородской и Ки-
ровской областях.
Светлана Васильевна
Жарникова,
кандидат исторических наук,
этнолог и искусствовед.