Стр. 16 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (159), октябрь 2017 г.
16 •
события
n
Наталья Куликова
Сибирь
Н
а красноярской земле в
этом году прошла II Все-
российская школа-кон-
ференция «Ноосферное
образование — пара-
дигма качества» с международ-
ным участием.
Мероприятие прошло под эги-
дой Центра ноосферного здоро-
вья, Российской академии есте-
ственных наук, Сибирской ноос-
ферной академии науки и обра-
зования, управления образова-
ния администрации г. Минусин-
ска, Минусинского педагогиче-
ского колледжа им. А. С. Пушки-
на и некоммерческой организа-
ции «Малая Родина». При прове-
дении школы-конференции ис-
пользовались средства государ-
ственной поддержки, выделен-
ные в качестве гранта в соответст-
вии с распоряжением Президен-
та РФ от 05.04.2016 № 68-рп (рук.
В. Я. Медиков), медицинской ком-
пании Myofunctional Research Co.
(директор по развитию и поддер-
жке клиник в странах СНГ В. В. Ге-
ча, Австралия), ООО «КДВ Мину-
синск» (директор О. Н. Зуккель),
ООО «Минусинский пивоварен-
ный завод» (директор Н. П. Карта-
мышев), ИП Л. С. Вяткина.
Позитивный настрой на рабо-
ту всем участникам форума обес-
печила продуманная в форма-
те «духовного оптимизма» музы-
кальная программа, исполненная
артистами образцового акаде-
мического хора «Родничок» (рук.
Л. С. Прокудина), образцового ан-
самбля русской песни «Толокно»
(рук. Ю. В. Назимова), танцеваль-
ной студии «Антрэ» (рук. Е. В. Пар-
филко), студии восточного танца
«Сакина» (рук. Е. В. Тефель), а так-
же хора 2 «В» кл. «Русской школы».
Мероприятие объединило ра-
ботников научных, образователь-
ных, общественных организа-
ций, некоммерческих партнёрств,
управленцев в сфере образова-
ния, культуры и здравоохранения
из 41 населённого пункта России и
зарубежья, в числе которых:
• 3 города федерального зна-
чения (Москва, Санкт-Петербург,
Севастополь);
• 16 областных и республикан-
ских центров (Москва, Санкт-Пе-
тербург, Севастополь, Красноярск,
Тюмень, Киров, Белгород, Ново-
сибирск, Барнаул, Кемерово, Аба-
кан, Нижний Новгород, Кызыл);
• 22 субъекта РФ и зарубежных
стран: Москва, Санкт-Петербург,
Севастополь, Московская область
(Суханово Парк, Ногинск, Лоб-
ня, Химки, Дубна), Красноярский
край (Минусинск, п. Верхняя Коя,
п. Шошино, п. Берёзовка, п. Зна-
менка, п. Преображенка), Кузбасс
(Кемерово, Мариинск, Юрга, Ан-
жеро-Судженск, Ленинск-Кузнец-
кий, п. Ижморка), Калужская об-
ласть (Боровск), Свердловская об-
ласть (Первоуральск), Смоленская
область (д. Капыревщина), Ново-
сибирская область (Новосибирск),
Кировская область (Киров), Иркут-
ская область (Нижнеудинск, п. Со-
ляная), Алтайский край (Барнаул),
Белгородская область (Белгород),
Тюменская область (Тюмень), Ре-
спублика Хакасия (Абакан, п. Усть-
Абакан, Саяногорск, п. Черёмуш-
ки), Нижегородская область (Ни-
жний Новгород), Республика Ты-
ва (Кызыл), Крым (Ялта), Львов-
ская область (Львов, Украина),
ДНР (Донецк), При­днестровье (Ти-
располь), Австралия (Хеленсвейл).
Школа-конференция
прош-
ла на высоком научно-методиче-
ском уровне при участии 27 учё-
ных — 13 докторов и 14 канди-
II Всероссийская школа-конференция
«Ноосферное образование—
парадигма качества» в Минусинске
датов наук по направлениям фи-
лософии, педагогики, психологии,
биологии, экономики, физики и
математики, медицины, техники,
государственного управления.
Общая аудитория мероприятия
— 432 человека, в т. ч. 353 челове-
ка очно (249 специалистов и управ-
ленцев, 104 студента); 42 человека
дистанционно (онлайн-участие) и
37 человек— заочно (статьи).
Цель мероприятия: совершен-
ствование системы образования с
продвижением природосообраз-
ных технологий обучения и воспи-
тания молодёжи.
Задачи:
1. Представить педагогиче-
ской общественности современ-
ную научную характеристику идеи
природосообразности как фунда-
ментальной основы развития си-
стемы образования.
2. Рассмотреть технологиче-
ские возможности ноосферного
(природосообразного) образова-
ния в их междисциплинарном ви-
дении.
3. Презентовать и обсудить
опыт внедрения ноосферных мо-
делей и методов в деятельности
научных и учебных заведений.
4. Разработать рекомендации
по внедрению в образователь-
ную систему инструментов при-
родосообразного развития лич-
ности.
Первый пленум проводил-
ся по теме «Принцип природосо-
образности в аспекте современ-
ной фундаментальной и приклад-
ной науки», второй — по теме
«Проект­ная деятельность в облас­
ти ноо­сферных знаний и техно-
логий». Доклады учёных охвати-
ли проблемы и перспективы раз-
вития образования с точки зре-
ния ноосферной философии, ме-
тодологии, нейрологии, психоло-
гии, психофизиологии, валеоло-
гии, экономики, истории.
В пленарных докладах был
обобщён опыт практической реа-
лизации ноосферных моделей раз-
вития на экспериментальных пло-
щадках Центра ноосферного здо-
ровья (7), Российской академии
естественных наук (2), АНО «Ма-
лая Родина» (1), НИИ молекуляр-
ной биологии и биофизики (1),
Myofunctional Research Co. (1):
1. Национальный книгопроект
«Биоадекватные учебники XXI ве-
ка» (рук. — д. психол. н. Н. В. Мас-
лова).
2. Межрегиональная програм-
ма образовательного экспери-
мента «Школа ноосферного раз-
вития» (рук. — д. психол. н. Н. Г.
Куликова).
2.1. Проект «Природосообраз-
ный подход в работе с учащимися
с ограниченными возможностями
здоровья».
2.2. Проект «Ноосферная сель-
ская школа».
2.3. Проект «Биоадекватная
методика преподавания как фак-
тор качества образования лицеи-
стов».
2.4. Проект «Ноосферное об-
разование в системе подготовки
специалистов-педагогов средне-
го звена».
2.5. Проект «Подготовка меди-
цинских кадров в ноосферной па-
радигме среднего и высшего про-
фессионального образования».
2.6. Проект «Природосообраз-
ный подход в реализации ФГОС
среднего профессионального об-
разования специалистов культу-
ры и искусства».
3. Проект «Наша новая ноос-
ферная школа» (рук. — д. психол.
н. Н. В. Маслова).
4. Проект «Новая молодёжь
России» (рук. — д.э.н. В. Я. Меди-
ков, к. психол. н. Н. Н. Глушач).
5. «Биоуправление и стресс-
менеджмент» (рук. — д.б.н.
М. Б. Штарк, к.физ.-мат.н. О. А. Джа-
фарова).
6. Проект профилактики сто-
матологических заболеваний де-
тей «Улыбка здоровья» (рук. —
к. м. н. А. В. Захаров, д. психол. н.
Н. Г. Куликова).
7. Проект «Профилактика и
раннее лечение нарушений раз-
вития челюстно-лицевой системы
детей» (рук. — д. м. н. Крис Фар-
релл, В. Геча).
Площадками для секционной
работы стали пять образователь-
ных учреждений: КГБПОУ СПО
«Минусинский
педагогический
колледж им. А. С. Пушкина», МО-
БУ «Русская школа», МОБУ «Сред-
няя общеобразовательная школа
№ 4 им. Героя Советского Союза
М. П. Хвастанцева», МДОБУ «Дет-
ский сад № 21 «Звёздочка» комби-
нированного вида».
В практической части работа-
ли секции, которые были органи-
зованы в первый день — по сту-
пеням образования, во второй —
по предметному профилю. Всего
11 секций (дошкольное, началь-
ное, основное общее, професси-
ональное, дополнительное, гума-
нитарное,
естественнонаучное,
точные науки, коррекционное и
специальное, инклюзивное, пси-
хология, валеология и профилак-
тическая медицина).
В рамках секций представлены
4 мастер-класса, 3 познавательных
занятия для дошкольников, 1 вне-
урочное, 1 интегрированное (пси-
хология и литература) и 17 пред-
метных занятий по окружающе-
му миру, русскому языку, основам
безопасности жизнедеятельности,
литературе, экологии, сольфед-
жио, географии, естествознанию,
изобразительному искусству, пси-
хологии, чтению, истории, техно-
логии, физике, математике, культу-
рологии и хореографии.
Уроки проводились на осно-
ве природосообразного подхо-
да, то есть способом, сообразным
природе личности, организма или
всей системы «человек» одновре-
менно на основе следующих тех-
нологий и методов:
• биоадекватное преподава-
ние (Н. В. Маслова) — 20 занятий,
• биоадекватное преподава-
ние (Н. В. Маслова) в комплексе
с технологией здоровьеразвития
(В.Ф. Базарный) — 3,
гуманная
педагогика
(Ш. А. Амонашвили, В. Г. Ниорад-
зе) — 4,
• биоадекватное преподава-
ние (Н. В. Маслова) в комплексе с
гуманной педагогикой (Ш. А. Амо-
нашвили) — 1,
танцевально-двигательная