Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 11 (160), ноябрь 2017 г.
осознанное родительство
Школа — это не завод
Современная система обра-
зования построена по промыш-
ленной схеме: звонки, отдельные
корпуса, специализации по пред-
метам. Дети обучаются партиями,
их разделяют на возрастные груп-
пы, при том что год выпуска — не
самая важная характеристика ре-
бёнка.
Каким-то детям одни предме-
ты даются легче, чем другие, а ко-
му-то вечером учиться легче, чем
с утра. Кто-то хорошо чувствует
себя в большом коллективе, дру-
гие успешнее занимаются в малых
группах или индивидуально. У тех,
кто учится плохо или бросает шко-
лу, есть на это своя причина. Ко-
му-то скучно, кому-то сложно, ко-
му-то кажется, что им это не при-
годится. И образовательная систе-
ма должна учитывать это всё, а не
заставлять детей подстраиваться
под стандарт.
«При создании образователь-
ной модели нужно уходить от мыш-
ления категориями промышленно-
сти. Будто бы достаточно всё хоро-
шенько отладить, сделать правиль-
но, и тогда всё само собой завертит-
ся и понесётся в будущее. Но так не
будет, и так никогда не было. Обра-
зование — не механическая, а че-
ловеческая система. Она касается
людей, которые либо хотят учить-
ся, либо не хотят».
(Выступление на
конференции TED в 2013 г.)
Детей нельзя готовить
к будущему старыми
методами
Существующая система обра-
зования создавалась для другой
эпохи — эпохи Просвещения. Она
была приспособлена под нужды
индустриальной революции. При-
оритет отдавался тем дисципли-
нам, которые были полезны при
поиске работы или готовили к на-
учной деятельности, и с тех пор
мало что изменилось.
«В школе вас наверняка мяг-
ко отвлекали от интересных вам
предметов и занятий, поскольку
вы бы никогда не смогли сделать
их своей профессией». «Не зани-
майся музыкой, ты же не станешь
музыкантом; брось рисование,
ты же не будешь художником» —
доб­рый совет, но, увы, ошибоч-
ный».
(Кен Робинсон. Выступление
на конференции TED в 2006 г. )
Университеты разработали си-
стему образования «под себя», рас-
сматривая разум исключительно с
точки зрения академических спо-
собностей. По наличию этих спо-
собностей людей делили на умных
и не очень. Идеалом этой системы
оставался учёный. Государственная
образовательная система во всём
мире по-прежнему не что иное, как
затянутый процесс поступ­ления в
университет, отвергающий всё не-
нужное для этой цели. В результате
очень талантливые люди не счита-
ют себя таковыми, поскольку никто
не дорожит их любимыми школь-
ными предметами.
Математика важна,
но важны и танцы
С точки зрения иерархии
предметов все образовательные
системы одинаковы. Главенствуют
всегда математика и языки, затем
идут гуманитарные науки, а потом
уже искусства. Среди творческих
предметов тоже есть своя иерар-
хия. Изобразительное искусство
и музыка получают приоритет пе-
ред театром и хореографией. Нет
такой образовательной системы,
в которой танцы преподавались
бы как математика ежедневно.
Да, математика важна, но важны
и танцы. Дети начинают двигать-
ся при первой возможности, ведь
у них есть не только мозг, но ру-
ки и ноги. В школах приветствует-
ся только рвение в изучении «на-
стоящих» предметов, а чрезмер-
ная подвижность считается пово-
дом обратиться к врачу.
«Я считаю, что такая модель
испортила немало судеб. Она вро-
де бы отлично подходит для неко-
торых людей, но, с другой сторо-
ны, совершенно непригодна для
других. В результате наблюдает-
ся целая эпидемия СДВГ
(синдро­
ма дефицита внимания с гиперак­
тивностью. —
Прим. ред.
),
кото-
рая по большому счёту — просто
фикция».
(Кен Робинсон. Выступ­
ление на RSA (Royal Society for the
encouragement of Arts, Manufactures
and Commerce)
Эпидемия СДВГ —
это фикция
С введением стандартных ме-
тодик тестирования синдром де-
фицита внимания с гиперактивно-
стью встречается всё чаще. Вернее,
его всё чаще диагностируют врачи.
В то же время сейчас на детей
действует больше раздражителей,
чем когда-либо. Их вниманием пы-
таются завладеть компьютеры, мо-
бильные телефоны, реклама, сот­
ни телеканалов. Но им нельзя на
это отвлекаться — иначе их ждёт
наказание. Но нет ничего естест-
веннее, чем отвлекаться на раз-
влечения, если учиться — скучно.
«Дети в большинстве своём
страдают не от психических син-
дромов. Они страдают детством.
Если дети у вас сидят час за ча-
сом, занимаясь примитивной кан-
целярской работой, стоит ли удив-
ляться тому, что они начинают ёр-
зать?»
(Кен Робинсон. Выступле­
ние на конференции TED в 2013 г.)
Чтобы дети были спокойнее
и могли концентрироваться, им
прописывают различные препа-
раты. Анестетики отключают чув-
ства и делают человека невоспри-
имчивым к окружающему миру.
Дети получают образование под
наркозом! А нужно не усыплять
детей, а пробуждать в них скры-
тые способности.
«Однажды за обедом я спро-
сил у Джиллиан Лин
(хореограф
мюзиклов «Кошки» и «Призрак опе­
ры». —
Прим. ред.
)
, как она нача-
ла танцевать. Её родителям напи-
сали из школы, что у девочки про-
блемы с учёбой: она не может сос-
редоточиться и вечно ёрзает. Сей-
час бы сказали, что у неё синдром
дефицита внимания. Но в 1930‑х
этот синдром ещё не изобрели.
Девочку отвели к врачу. После
осмотра врач попросил Джилли-
ан подождать немного и вышел
вместе с мамой из комнаты, а пе-
ред уходом включил стоявшее на
столе радио. Как только взрослые
вышли, Джиллиан тут же вскочи-
ла на ноги и задвигалась в такт му-
зыке. Доктор повернулся и сказал:
«Миссис Лин, Джиллиан не боль-
на. Она танцовщица. Отдайте её в
хореографическую школу»».
(Кен
Робинсон. Выступление на конфе­
ренции TED в 2006 г.)
Кто не готов ошибаться,
не способен творить
Дивергентное мышление —
это обязательное условие для
творчества. Это способность на-
ходить множество возможных ре-
шений и по-разному интерпрети-
ровать условие задачи.
«Попробуйте придумать как
можно больше вариантов исполь-
зования канцелярской скреп-
ки. Большинство людей способ-
но предложить 10–15 вариантов.
Люди с высоким интеллектом мо-
гут предложить целых 200. При
этом они задаются вопросом: мо-
жет ли скрепка быть 100 метров
в длину и при этом сделана из пе-
нопласта? Это всё ещё канцеляр-
ская скрепка, но при этом уже не
похожая на другие». (Кен Робин-
сон. Выступление на RSA (Royal
Society for the encouragement of
Arts, Manufactures and Commerce)
(В этом эксперименте со
скрепкой участвовало полторы
тысячи человек. Он подробно опи­
сывается в книге «Контрольная
точка и дальше» Джорджа Лэнда и
Бет Джармана. —
Прим. ред.
)
Как вырастить гения
Среди детей от трёх до пя-
ти лет «гениями» дивергентного
мышления оказались 98%. Через
пять лет учёные опросили тех же
детей, им было уже по 8–10 лет, и
выдающиеся результаты показали
только 32%. Ещё через пять лет их
осталось 10%. Проведя тесты сре-
ди взрослых людей, учёные вы­
явили только 2% людей, способ-
ных к дивергентному мышлению.
«За годы в жизни этих людей
многое изменилось. Одна из глав-
ных перемен — они получили об-
разование. В течение 10 школь-
ных лет им твердили, что может
быть только один ответ, и он нахо-
дится в конце учебника».
(Кен Ро­
бинсон. Выступление на RSA)
Реформа образования
не нужна — нужна
революция
Первая проблема современ-
ной системы образования — её
линейность. Это путь, у которого
есть начало и конец, до которо-
го можно дойти, если делать всё
«как надо». Кульминация школь-
ного образования — поступление
в университет, университетского
— получение диплома.
«Когда я переехал в Лос-Анд-
желес примерно девять лет назад,
мне попалась на глаза одна декла-
рация принципов, вполне благо-
намеренная, со словами: «Универ-
ситет начинается с детского сада».
Простите, но это не так! В детском
«Дети страдают не от психических
синдромов, они страдают детством»
Британский теоретик образования Кен Робинсон уверен, что школы должны раскры-
вать в детях творческие способности, а не подавлять их, как это происходит сейчас. В
своих книгах и лекциях он призывает к революции в обучении и утверждает, что без-
дарных людей не бывает. Мы собрали самые важные тезисы Кена Робинсона о школе,
детях и образовательных реформах.
саду начинается детский сад. Один
мой друг сказал: «Трёхлетний ре-
бёнок не равен половине шести-
летнего». Это — трёхлетний ребё-
нок».
(Кен Робинсон. Выступление
на конференции TED в 2010 г.)
Раньше школьникам говори-
ли: «Если будешь хорошо учить-
ся в школе, поступишь в вуз, полу-
чишь диплом и обязательно най-
дёшь работу», и это было правдой.
Сейчас это не совсем так. И осо-
бенно обидно, если ради образо-
вания человеку приходится отка-
зываться от каких-то важных для
себя вещей.
«С дипломом, конечно, лучше,
чем без него, но он уже не даёт ни-
каких гарантий. Когда я был сту-
дентом, если у тебя был диплом,
у тебя была работа. А если рабо-
ты не было, то лишь потому, что
тебе не хотелось работать. Сей-
час же студенты сразу после вы-
пуска идут обратно домой играть
в видеоигры. Ведь там, где рань-
ше хватало бакалавра, теперь тре-
буют магистра, а на его место ну-
жен кандидат наук. Эта инфляция
образования — признак того, что
вся образовательная структура
рушится у нас под ногами».
(Кен
Робинсон. Выступление на конфе­
ренции TED в 2006 г.)
Другая проблема — одно­
образие. У людей разные способ-
ности, разные проявления талан-
тов. Но система не учитывает это-
го, всё больше и больше стандар-
тизируя образование.
«Системы образования мы по-
строили по модели закусочных
быстрого питания. В общепите
есть две модели гарантии качест-
ва. Одна — быстрое питание, где
всё идёт по стандартам. Другая,
например «Мишлен», где всё не
стандартизовано, а адаптировано
к местным условиям. В области об-
разования мы продались модели
быстрого питания. Она подрывает
наш моральный дух и умственную
энергию не меньше, чем фастфуд
подрывает наше физическое здо-
ровье».
(Кен Робинсон. Выступле­
ние на конференции TED в 2010 г.)
Реформы образования безпо-
лезны, потому что они пытаются
улучшить неработающую модель.
Единой модели быть не должно
— должны быть условия для то-
го, чтобы система могла адапти-
роваться к обстоятельствам и по-
требностям учеников.
Во многих странах система об-
разования построена по принципу
командного управления. Но обра-
зовательный процесс идёт не в за-
лах заседаний, а в школьных клас-
сах, а его главные участники —
учителя и ученики, а не чиновники.
«Настоящая роль руководст-
ва в образовании не должна сво-
диться к командному управле-
нию. Она заключается в создании
благоприятного климата для воз-
можностей. Если лишить участни-
ков процесса свободы действий,
этот процесс перестанет работать.
Невозможно улучшать образова-
ние, если не набирать в учителя
талантливых людей и не оказы-
вать им непрерывную поддержку.
И помнить, что именно учащиеся
учатся, и системе нужно привле-
кать их, задействуя любопытство,
индивидуальность и творчество».
(Кен Робинсон. Выступление на
конференции TED в 2013 г.)
Татьяна Шатровская.
https://mel.fm/pedagogika/
8697352-ken_edu.