Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (160), ноябрь 2017 г.
22 • осознанное родительство
М
не часто говорят, что я
фанатик. Я не буду да-
же спорить. Я знаю,
что занимаю почти
крайнюю позицию в
вопросах воспитания и взращи-
вания детей. И теперь, после это-
го чистосердечного признания, я
могу спокойно писать, что… я не
покупаю товаров для младенцев.
У нас нет ни игрушек, ни кро-
ваток (матрасиков, балдахинов и
иже с ними), ни колясок, ни отса-
сывателя соплей, ни капелек от
коликов, ни памперсов, ни одеж­
ды, ни ходунков-прыгунков, ни
оросителя носовой полости, ни
ортопедической обуви для пер-
вых шагов, ни круга для купа-
ния, ни акамоля, ни радио-няни,
ни баночек с детским питанием,
ни специальных ножничек для
стрижки ногтей, ни прорезывате-
лей для зубов. Ни манежа, ни дет-
ских вож­жей, ни детской ванноч-
ки у нас нет, ни стульчика для кор-
мления, ни специальных подуше-
чек и проч.
Про соски-пустышки, смесь
и бутылочки я даже не заикаюсь
— никому вроде ещё в голову не
приходило пропагандировать эти
товары как развивающие ребён-
ка и сохраняющие здоровье, хо-
тя припоминаю суперклапан для
предотвращения колик и соску
для формирования правильного
прикуса.
Я не плачу деньги за массажи,
не делаю специально динамиче-
скую гимнастику, не пою потешки,
не хожу в йам шель матерна типат
халав (типа детской поликлини-
ки), не делаю прививок и не взве-
шиваю детей.
А ещё я не боюсь солнца, не
боюсь ветра, не боюсь грязи, ува-
жаю детскую температуру, не пря-
чу мелкие предметы и вообще ни-
чего не прячу и не держу младен-
цам головки, а вместо этого дер-
жу их голенькими.
При этом мои дети начина-
ют с Божьей помощью улыбать-
ся с рож­дения и хихихать в ме-
сяц, ползать в три, вставать без
опоры в пять и ходить в семь. В
первый год жизни практически
не болеют, не плачут, не боятся
воды, едят с аппетитом, не глота-
ют детальки лего, не поносят от
каждого облизанного камня и не
уползают в опасные места. А так-
же слушаются, не слыша ни одно-
го «нельзя».
Просто дело в том, что все эти
вещи нужны не ребёнку. Облада-
ние всеми перечисленными вы-
ше предметами не является хоть
сколько-нибудь решающим фак-
тором в развитии младенцев.
Они не для них и придуманы. И не
нужны им. Ребёнку мама нужна.
Семья нужна. Тепло, еда и безопа-
сность нужны.
А предметы для «ухода» за
младенцами призваны частично
заменить родителя. Разгрузить
взрослого, помочь ему. По край-
ней мере, в теории это вроде бы
так. А вот на практике это порой
выглядит иначе. Реклама кричит
со всех углов, что ребёнку необ-
ходимы все эти вещи, что они по-
могают ему быть здоровым и хо-
рошо развиваться. Общество дав-
но застряло в иллюзии, что благо-
получный ребёнок — «тот, у кото-
рого всё есть». Что хорошая ма-
ма уже заранее приготовила для
своего долгожданного чада са-
мую навороченную коляску и са-
мую безопасную кроватку с «ды-
шащим матрасом».
Но дело-то в том, что самому
ребёнку никакая, даже самая рас-
красивая кроватка, с наимягчай-
шими бортиками, лёгким балда-
хином и кокосовым матрасиком,
не заменяет ощущения, когда во-
круг тёплые мамины объятья и её
запах.
Лучшее для ребёнка — это се-
мья!
Я это принимаю без рекла-
мы, как данность, как аксиому. Се-
мью рекламировать выгодно да-
леко не всем. Поэтому я — «чело-
век крайних взглядов». И как за-
служенный фанатик, я хочу, что-
бы первыми предметами, кото-
рые потрогает мой ребёнок, бы-
ли: моя грудь, пряди моих волос,
ворот моего платья, нос старшей
сестры, борода мужа… Именно
эти «предметы» всегда в доступе,
когда младенец на руках!
Речь развивается прекрасно,
когда ребёнок видит лицо роди-
теля, слышит его голос и многие
другие голоса рядом, когда полу-
чает мгновенный отклик на гуле-
ние, — всё это происходит пос-
тоянно, когда ребёнок на руках!
А если ещё и позволить ребёнку
играть с предметами, которые его
окружают (включая бусины, ка-
мушки, монетки и проч.), т. е., по
сути, развивать мелкую моторику,
только не в группе Монтессори
для младенцев, а просто по жиз-
ни, то скорее всего ребёнок заго-
ворит очень рано.
Давайте понаблюдаем все-
го 10 минут (!) за ручным мла-
денцем. На тот спектр ощуще-
ний и опыта, который он получа-
ет, просто находясь ближе к роди-
телю, в центре собственной жиз-
ни. Я записала этот эпизод давно,
когда маленькая Йохевед Хая бы-
ла ещё младеницей месяцев пя-
ти от роду. Примерные ощуще-
ния и опыт младенца я выделила
в скобках, чтобы было наглядно.
Вот ребёнок спит в слинге на
моём бедре, я мою посуду (тепло,
даже жарко, весь расслаблен, по-
суда гремит, брызги падают на го-
ловку), вот младенец зашевелил-
ся (хочет писать), вынимаю под
мышки (прикосновение мамы,
прохладно, просторно), потягива-
Мне же хочется создать для
младенца совсем другую реаль-
ность.
Во время еды место для мла-
денца — не специальный стуль-
чик, отделяющий его от семейно-
го стола и семейной трапезы, а
мои колени. Место для плавания
— моя спина и руки. Место для
сна —моя постель.
И суть, конечно, не в самих
предметах, а в том, чтобы у нас,
родителей, было глубокое пони-
мание того, зачем мы их использу-
ем, что при этом приобретаем, что
теряем.
Я не против использования
«предметов». Я тоже стираю не в
проруби. С первенцем я прошла
период скупания всегонасвете-
навсякийслучай. А с младшим ре-
бёнком в нашем доме поселились
памперсы, потому что мы попали
в больницу и я была слишком сла-
ба, чтобы высаживать его.
Основная опасность эпохи по-
требления, на мой взгляд, заклю-
чается в подмене истинных цен-
ностей. Нас стимулируют вкла-
дывать свои ресурсы (деньги, си-
лы, время) во внешние вещи, в то
время как мы ещё не все научи-
лись строить крепкие семьи, быть
счастливыми, искать баланс в рас-
пределении своей любви…
Я убеждена: чтобы маме было
проще с ребёнком, эти же ресурсы
ей следует потратить на себя. Уде-
лить время себе, купить сеанс мас-
сажа себе, сделать зарядку самой,
купить удобную обувь себе.
Энергичная, здоровая женщи-
на — основа распределения се-
мейного энергетического потока.
В неё надо вкладываться в пер-
вую очередь. Женщина — корни
семейного дерева. Его надо поли-
вать и удобрять, напитать звеня-
щей солнечной радостью и при-
крыть в палящий полдень.
Мы, женщины, должны вклады-
ваться прежде всего в себя. Тогда
будут у нас физические и духовные
силы, нужные для материнства.
Со всех сторон звучат призы-
вы: «Будь хорошей матерью! Вло-
жись в ребёнка!»
А я говорю: «Будь хорошей ма-
терью! Вложись в себя! Ребёнку
нужна только ты!»
Анастасия Фейга.
https://vk.com/detiandme
ется, кладу на плечо (другие при-
косновения, открыл глазки, видит
мир за моим плечом), перекручи-
ваю и кладу к себе спинкой, под-
нимаю ножки (снова иные прико-
сновения мамы, писает, тёплень-
ко, смотрит на занавеску, осве-
щённую солнцем), потом кладу
на руку на животик, споласкиваю
поп­ку (опять другое положение
тела, прикосновение в других ме-
стах, другой вид, холодно, мокро,
смотрит на братьев).
Тут у старших просьба налить
чайку (Ре уже висит на моей руке
под мышками, вокруг шум, видит
бегающих мимо братьев и сестру),
упала ложка (нагибаемся, Ре ока-
зывается вниз головой), надо раз-
лить чай, меняю положение Ре,
чтобы был подальше от кипящих
брызг (опять смена позы и давле-
ния маминых рук, видит папу, по-
лучает колючий бородатый поце-
луй).
Потом у меня устала рука (пе-
рекладываю на другую или меняю
положение дитя), потом младе-
нец хочет грудь (опять другая по-
за с разной степенью поддержки
и в разных местах, в зависимости
от того, чем занята моя вторая ру-
ка, чувство сытости и комфорта),
потом опять в слинг (мамино ли-
цо, поцелуй, улыбается), засыпать
(не заснул) и доедать.
Потом младенец отправляет-
ся ко мне за спину, нагибаюсь, вы-
нимаю мусорные мешки (полёт,
ткань на теле, давление, тепло,
наклоны, шуршание мешков),
старшие тоже хотят на помойку
пойти: крик, визг, делёжка меш-
ков (целое светопреставление
для младенца), разнимаю, «фор-
мирую» ещё два мешка мусора.
Постоянно нагибаюсь, а мла-
денец — за спиной. Чай оставлен
остывать, выход на лестницу (рез-
кая смена температуры, ветер в
лицо, темно, подпрыгиваем по
ступенькам, слышит хохот). Идём
по улице вниз с горы (тихо, тем-
но, слышно маму и брата), прихо-
дит сон.
Я от этого балдею! Какую бо-
гатую палитру ощущений — за-
пахов, прикосновений, зритель-
ных стимулов, звуков и прочего
— ощущает младенец, когда он
на руках! Просто я рядом, и мла-
денец получает всё. Насколько
меньше опыта и ощущений при­
обрела бы моя дочь за эти 10
минут, если бы просто лежала в
коляс­ке или кроватке.
Даже от «своих» я слышу по-
рой: «А как же динамика, трек для
ползанья, массаж?»
А зачем всё это ручному ре-
бёнку?
Такому младенцу не нужен
массаж (он его получает постоян-
но!), он всё время в процессе ди-
намической гимнастики разной
степени интенсивности. Не му-
дрено, что благодаря ручной жиз-
ни младенец быстро развивается.
Когда-то я активно консульти-
ровала мам в группе «Молочные
Феи» в ВКонтакте. Участниц было
так много, что три консультанта
дежурили посменно. Мамочки де-
лились там порой своим материн-
ским опытом. Один комментарий
я помню до сих пор, хотя прошло
уже почти 10 лет с тех пор, потому
что он тогда поверг меня в глубо-
кий шок: «Когда мой малыш пла-
чет, я сначала всегда жду. Если он
не успокаивается, значит, это ко-
лики. Я вынимаю его из кроватки
и кладу на живот на большой на­
дувной мяч, которым я пользова-
лась во время беременности, что-
бы делать упражнения. Я катаю
мяч из стороны в сторону. Почти
всегда малыш успокаивается. Ма-
теринство — нелёгкая работа, но
иначе ребёнок привыкнет к ру-
кам!». Жизнь такого кроватно-ко-
лясочного младенца (даже если
натянуть у него над головой са-
мые гремящие, разноцветные и
дорогие игрушки) бедна и полна
одиночества. И это горько.
Мать и младенец
в век потребления