Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 11 (160), ноябрь 2017 г.
ТРАДИцИИ
Р
усская обувь славилась
своей необычностью и, как
ни странно, в отличие от
одежды, не претерпела су-
щественных изменений в
течение почти всей нашей
истории. Большинство той обуви,
в которой ходили наши предки в
VII–X веках, оставалось «действу-
ющей» и в русской деревне XIX
века.
Уже в VIII веке на Руси носи-
ли высокую обувь, напоминав-
шую по виду сапоги, но с мяг-
ким голенищем, которую называ-
ли бахилами или брóднями. Так-
же с VII века известны у нас кожа-
ные поршни. Даже в деревнях та-
кая обувь была не редкостью, но
вот сапоги, бывшие обувью пре-
жде всего знатного люда, рас-
пространились в деревне только
с XVII века, и то зажиточные кре-
стьяне надевали их по праздни-
кам и, скорее, носили либо «от из-
бытка», либо «для щегольства», а
в будни почти все ходили в лап-
тях. В городе жители с давних пор
предпочитали кожаную обувь —
поршни, коты или сапоги, здесь
ношение лаптей — удел небога-
тых горожан. Интересно, что мно-
гие историки позже стали оцени-
вать уровень жизни именно по
видам обуви. Так, например, на
Севере, где сложились благопри-
ятные условия для скотоводства,
даже нищие могли носить кожа-
ную обувь, а в некоторых южных
районах крестьяне, наоборот, всё
лето могли проходить босиком.
Обувь надевали на онучи или
вязаные носки — копытца. Такие
носки не имели пяток, и плели их
с помощью одной костяной спи-
цы. Носки с пяткой, которые ста-
ли позже вязать на нескольких
спицах, назывались немецкими.
Некоторые учёные считают, что
до появления берестяной и кожа-
ной обуви наши предки могли и
вовсе ходить в одних онучах, воз-
можно, надевая на них чулки —
ноговицы. На это указывает само
слово «онучи», которое в некото-
рых древних памятниках обозна-
чает саму обувь.
Кстати всем нам известные
валенки (= «вάленцы») появи-
лись в Сибири только в XVIII веке,
а в центральных регионах России
— в XIX веке.
Как и к любой одежде, к обуви
на Руси относились с почтени-
ем. Известно, что увидеть во сне
обувь — к счастью, а вот оказать-
ся там босяком — к нужде или
болезни. Интересен и свадебный
обряд, по которому молодая су-
пруга должна была разуть свое-
го мужа. Скорее всего, тем самым
она выражала ему покорность.
Поршни
известны на Ру-
си с давних пор: ещё в VII веке
похожую обувь носили восточ-
ные славяне, а позже — небога-
тый городской люд. Само слово
«поршни» переводится с древне-
русского «лоскут» или «рыхлый».
Прототипом поршней считаются
сандалии или кусок цельной ко-
жи, которой оборачивали ногу
древние люди. Некоторые исто-
рики полагают, что в древности
для изготовления поршней кожу
снимали с нижней части лапы жи-
вотного. По внешнему виду пор-
шни — это мягкие туфли, сшитые
из одного или двух кусков кожи.
По краям поршней продевались
в сделанные отверстия ремеш-
ки, которые затягивались у го-
лени и тем самым крепили пор-
шни на ноге. Известен также дру-
гой вид поршней, которые состо-
яли из трёх частей: одна служила
подошвой, другая образовывала
бортики и задник, а третья наши-
валась на носок. Как и любая дру-
гая подобная обувь, поршни но-
сили с холщовыми или суконны-
ми онучами и подвязывали их к
ноге кожаными оборами.
Праздничные поршни укра-
шались вышивкой или бахромой.
Чаще всего вышивка представля-
ла собой узор из растений, кото-
рый перемежался с безконечной
плетёнкой. Чтобы выделить ри-
сунок, его делали цветными шер-
стяными, льняными и шёлковы-
ми нитками.
Чоботы
представляли собой
мягкую обувь из козьей или ко-
ровьей кожи, которая была вы-
ше щиколоток и могла иметь от-
вороты (= «берцы»). Обычно чо-
боты делались цельнокроены-
ми или шились из двух кусков ко-
жи для верха (со швом сзади или
сбоку) и подошвы. Именно нали-
чие подошвы, иногда скроенной
из другой кожи (хребтовой части
шкуры, иногда лошадиной), отли-
чало башмаки от поршней. В об-
ласти щиколоток делались ды-
рочки, через которые пропуска-
ли ремешок, крепивший чоботы
на ноге. Учёные выделяют до 20
видов чоботов. Так, чоботы, сши-
тые из тонкой, нежной кожи, на-
зывались черевиками. Это сло-
во встречается в древних памят-
никах Руси. Кстати, сами чобо-
ты стали именоваться башмака-
ми только с XV века, позаимст-
вовав этот термин из турецкого
языка, или туфлями (греческое
слово, пришло через германский
диалект).
Брóдни
находят в захороне-
ниях великого Новгорода, отно-
сящихся к VIII веку. Тогда это вы-
сокая обувь, вроде сапог, но с
мягким голенищем, которое стя-
гивалось на ноге повыше ремеш-
ком и закреплялось кольцом по
типу поясного. За такими ремня-
ми могли держать ножи: тради-
ция ношения «засапожного» но-
жа известна с давних пор. Сам
термин «бахилы» будет позже
применяться к тяжёлым рабо-
чим сапогам XIX–XX века, кото-
рые одевали на охоту или рыб-
ную ловлю, а на севере так назо-
вут суконную обувь, похожую на
коты.
Лапти
— самая распро-
странённая на Руси
о б -
увь, плетенная из
коры дерева. Пер-
вые упоминания о
лаптях встречают в
документах, отно-
сящихся к X веку,
хотя сам кочедык
(= «свайка»; «швай-
ко») —инструмент,
которым пользова-
лись для плетения
лаптей, находят в
древних стоянках,
относящихся к ран-
нему железному ве-
ку (I тыс. до н.э.).
лапти делали из
узких полосок лыка
— подкорья липы,
ивы, вяза или
м о ж ж е -
тоянках,
РУССКАЯ ОБУВЬ
вельника. Известно два способа
плетения лаптей — прямое, ког-
да лычные полосы кладутся пер-
пендикулярно друг к другу, и ко-
сое — полосы соединяются под
углом. Последние были особен-
но распространены и называ-
лись верзнями. лапти также отли-
чались носами (тупые, круглые,
прямоугольные), высотой бортов
(= «обушников») и задника.
лапти, как и другую обувь, но-
сили с онучами — полосами (ши-
риной около 30 см) белого, чёр-
ного и коричневого сукна. Обыч-
но летом носили холщовые (льня-
ная или конопляная ткань) онучи,
зимой — суконные (шерстяная
ткань полотняного плетения) и
холщовые вместе.
Такими полосами ткани обо-
рачивали всю ступню и голень.
Онучи, если их носили с короткой
обувью или вообще без неё, под-
вязывали к ноге кожаными пово-
розами или оборами — верёвоч-
ными или лыковыми, вязаными
или плетёными. Первыми поль-
зовались в будни, вторыми (ча-
ще белого или красного цвета) —
по праздникам. Оборы обвязыва-
ли вокруг ноги крест-накрест или
витками.
На праздники, если не было
возможности надевать кожаную
обувь, плелись лапти писаные:
полосы лыка у таких лаптей бы-
ли узкими, и из них мастера вы-
плетали красивые узоры. Иног-
да вместе с лыком вплетали тесь-
му или красили отдельные лыко-
вые полоски (например, лыко вя-
за держали в горячей воде, отче-
го оно розовело). Такие лапти на-
девали с чёрными или красными
оборами, которые сразу выделя-
лись на белоснежных празднич-
ных онучах.
По данным историков, пле-
сти лапти было делом трудным и
долгим. В конце XVIII века акаде-
мик лепёхин подсчитал, что для
крестьянина в год надобно бы-
ло изготовить 50–60 пар лаптей!
лапти снашивались очень бы-
стро: в летнюю пору — за четы-
ре дня, зимой — за десять. «В до-
рогу идти — пять пар лаптей пле-
сти», — говорится в известной
поговорке. Ещё более впечатля-
ющим выглядят затраты мате-
риала: на 50 лаптей требовалось
всего 150 лутошек (липовых за-
готовок), каждая из которых бы-
ла годна, только если «содрана» с
дерева возрастом не ранее трёх
лет. Деревья липы не успевали за
потребностями деревенской Рос-
сии, вот почему к концу XVIII века
на лапти стали использовать вяз,
иву, лозу, а на Севере — бересту.
Известно и то, как изготавли-
вались лапти. лыко сдирали по
весне или в начале лета. Сначала
его отмачивали в тёплой воде, а
потом держали в запруде, чтобы
легче снять кору.
Однако не стоит считать, что
наши предки, особенно в старо-
давние времена, поклоняясь ду-
хам природы и бережно относясь
к любой живности, так легко рас-
правлялись с деревьями. Скорее
всего, они знали, как, снимая ко-
ру, не повредить самому дере-
в у .
Этнографы указыва-
ют на то, что такой же
приём был известен
американским ин-
дейцам.
Плели лапти на
колодке,
причём
легче всего было де-
лать нос, подошву и
обушник лаптей, а
вот запятник давал-
ся с большим тру-
дом.
лапти
делали
всей семьёй, ведь
из-за больших тру-
дозатрат и потребно-
стей в хозяйстве лап-
тями надо было зани-
маться круглый год.
А уж сколько на-
званий бы-
ло
у
этой обуви! Если их плели из иво-
вой коры, то звали коверзня-
ми. Такие лапти считались самы-
ми плохими, даже плести их бы-
ло зазорно. Из коры тала пле-
ли шелюжники, из дубовой —
дубовики. Там, где лыка не бы-
ло, приноровились плести лап-
ти из корней (коренники) и кон-
ского волоса (волосяники). На-
много позже (XIX век) из пень-
ковых верёвок стали плести
внешне похожие на лапти чуни
(= «ходоки»; «шептуны»).
Для работы также плели лап-
ти с невысоким голенищем, по
типу калош, которые прозвали
ступнями. Обычно в ступнях за-
нимались хозяйством во дворе,
особенно в осеннюю или весен-
нюю грязь, когда лапти с онуча-
ми надевать было некогда. Ступ-
ни держали прямо у порога.
Сапоги
(само слово «сапоги»
известно с X века) в Древней Ру-
си делались на мягкой подошве
(сложенные вместе два слоя од-
ной и той же кожи) с заострён-
ным или тупым, часто припод-
нятым кверху носком. Голени-
ще, как правило, было невысо-
ким и скошенным (спереди оно
было выше, чем сзади). На жёст-
кой подошве сапоги начали шить
с XIV века. Тогда уже научились
выделывать воловью кожу, кото-
рая шла на подошву и каблуки. А
вот в XVI–XVII вв. пошла мода на
сапоги с очень высокими каблу-
ками. Причём носили их не толь-
ко женщины, но и мужчины. Ста-
ринная былина рассказывает про
двух богатырей, которые сорев-
новались в щегольстве. Так, сапо-
ги у одного из них были такие, что
«из-под носка соловей пролети, а
вокруг пяточки яйцо кати».
Сапоги на каждый день дела-
ли из чёрной кожи, а для празд-
ников — из тонкой чёрной, а так-
же красной, жёлтой и зелёной ко-
жи. Для украшения их обшивали
шёлком, золотой нитью, жемчу-
гом. Особенно часто расшивали
края голенищ. Сапоги, как прави-
ло, тоже надевались на льняные
онучи или шерстяной чулок.
Сапоги были распространены
в обеспеченной среде. Так, в «По-
вести временных лет», когда вое-
вода Добрыня осматривает взя-
тых в плен болгар, он обраща-
ет внимание князя Владимира на
то, что они все одеты в сапоги. «С
этих дань мы не получим. Пойдём
лучше поищем себе лапотников»,
— говорит воевода князю.
http://ruspravda.info/Russkaya-
obuv-3168.html