«Родовая Земля»
№ 12 (161), декабрь 2017 г.
22 • осознанное родительство
О
дна из самых важных на се-
годняшний день тем — об-
разование детей. Общаясь
с учителями и работая мно-
го лет с детьми и родителя-
ми, я стала замечать тенденцию
к ухудшению качества знаний и
безразличию детей к образова-
нию в целом.
На это влияют многие фак-
торы: разные школьные рефор-
мы для учителей и учеников, в
том числе экзамены-тесты (по-
чти игра в угадайку, где на оцен-
ку «3» достаточно знаний пример-
но до пятого класса); часто без-
грамотные учебники или учебни-
ки с очень устаревшей (с научной
и исторической точек зрения) ин-
формацией, натаскивание на эк-
замены и т. д.
Сейчас дети повально увле-
чены Интернетом, который часто
поглощает их полностью: огром-
ный поток новой информации
(причём очень противоречивой),
компьютерные игры, социальные
сети. Дети почти весь день прово-
дят за компьютером или телефо-
ном. И если ребёнок вдруг забыл
взять в школу телефон, он чувст-
вует себя изгоем. Дети живут вир-
туальной жизнью вместо того,
чтобы играть в подвижные игры,
заниматься спортом, читать каче-
ственную литературу, заниматься
творчеством.
Если вы, дорогие родители, хо-
тите, чтобы ваши дети увлекались
познанием Мира в разных на-
правлениях, занимайтесь с ними
сами: играйте вместе в разные иг-
ры (настольные, словесные, дво-
ровые...), ходите по мере возмож-
ности в театры, музеи, походы, на
выставки; смотрите вместе хоро-
шее видео; слушайте вместе му-
зыку и обсуждайте всё с детьми.
Приучайте их с детства быть «по-
чемучками»; прощупывайте, к че-
му тянется ваш ребёнок, и вовре-
мя подсовывайте ему всё необхо-
димое для развития. Не жалей-
те своего времени на это. Не от-
купайтесь от детей дорогими по-
дарками, а принимайте активное
участие в их жизни. Всё окупится с
избытком. Вы увидите, насколько
более разносторонне будет раз-
вит ваш ребёнок по сравнению с
основной массой детей. Только от
вас зависит, каким будет ваше ча-
до. Сможете его научить любить
учиться — значит, ребёнок будет
самостоятельно стремиться к зна-
ниям и поглощать их с огромным
интересом.
Мой младший сын постоянно
болел в школе, и мне пришлось
его перевести на «семейное обра-
зование», так как всё равно зани-
малась с ним я сама. Стоял выбор:
заниматься с часто болеющим ре-
бёнком или со здоровым. Мы с
сыном выбрали здоровье.
Я решила взять всю ответст-
венность на себя за его образо-
вание, так как моё советское об-
разование было очень качествен-
ным (аттестат о школьном обра-
зовании с одной «4», красный ди-
плом инженера-строителя атом-
ных электростанций, музыкаль-
ное образование, разные ремес
ленные кружки, спортивные сек-
ции). Я никогда не была зубрил-
кой. Просто любила учиться и
хотела знать гораздо больше и
узнавать всё намного быстрее
своих сверстников. В этом ог-
ромная заслуга моих учителей в
школе и в институте. Считаю, мне
очень повезло с ними.
Раскрою великую тайну, кото-
рую переняла у своих учителей и
использую теперь в своей педа-
гогической практике со своими
детьми и внучками и в репетитор-
стве с чужими детками.
Ребёнка нужно заинтриго-
вать и увлечь за собой в загадоч-
ный и таинственный мир знаний.
Уроки должны быть «вкусными» и
обязательно с изюминкой. И ещё.
Чем больше чувства юмора у учи-
теля, тем с большим удовольстви-
ем его слушают дети. Только тог-
да дети захотят это всё «скушать».
Желательно влюблять ребёнка во
всё новое с самого начала, с са-
мых азов. Если это удаётся, то де-
ти перестают бояться нового, не-
известного, пока непонятного.
Если ребёнок полюбит пред-
мет (учебный), то ни один учи-
тель, каким бы строгим он ни
оказался, не напугает его. Ко-
нечно, заниматься с детьми нуж-
но с самого рождения, но начать
и нагнать упущенное никогда не
поздно.
Дети любят играть и веселить-
ся. Этим нужно воспользоваться.
И мы с сыном играли, шути-
ли и смеялись. Играли во всё под-
ряд: в слова на последнюю букву,
в съедобное-несъедобное, в эти-
мологию слов (с 5,5 года); слуша-
ли поэтов, композиторов и смот
рели картины художников, а по-
том по стилю на глаз или на слух
определяли автора; изучали пря-
мую речь… Пока мы учились, иг-
рая, вместе придумали кучу раз-
ных напольных и настольных игр
по разным предметам и правилам
и по общему развитию.
Так что играйте и придумы-
вайте свои игры. Их можно при-
думывать, усовершенствуя чужие
или изобретая на ходу что-то но-
венькое.
Если малыш просит поиграть
с ним в машинки, а вам скучно
Великая тайна образования,
или ИГРА – язык детства
просто катать их туда-сюда, по-
играйте с ним в развивающую иг-
ру, в которой вы едете в лес (де-
ревню, город). Вспомните, кто там
живёт, что растёт (какого вкуса,
цвета, формы). Можно разложить
картинки, вырезанные из мага-
зинных журналов, вместо пред-
метов, овощей, фруктов, живот-
ных и растений. Можно посчи-
тать всё это по ходу событий. Вот
вам и природоведение, и мате-
матика (счёт, сложение, вычита-
ние), и русский язык (увеличе-
ние словарного запаса, составле-
ние предложений, обучение гра-
мотно отвечать на вопросы, чёт-
кое произношение слов), и мно-
гое другое.
Ребёнок даже не заметит, что
за маленькое время в игре он по-
лучил огромный пласт энцикло-
педических знаний. И это всё без
насилия и с интересом. И родите-
лям не будет скучно.
Никогда не сюсюкайте с деть-
ми. Играйте с ними по-настояще-
му и на равных. Игра для детей
— такая же настоящая жизнь.
Если вы научитесь, даже занима-
ясь домашними делами, озада-
чивать ребёнка какой-нибудь иг-
рой (заняты руки, зато свободен
язык), уверяю вас, вам никогда
не будет скучно друг с другом, вы
будете быстро развиваться вме-
сте и обязательно станете дру-
зьями на всю жизнь, так как ре-
бёнок будет чувствовать посто-
янную любовь и внимание к себе.
Не отправляйте ребёнка к те-
левизору, компьютерным играм
и т. п. Так вы, как минимум, не по-
теряете ребёнка как друга. Муд
рые родители, наоборот, стара-
ются присоединять детей к своим
взрослым делам, даже если по-
том многое приходится переде-
лывать, но не в присутствии ре-
бёнка.
Не
забывайте
обязатель-
но хвалить ребёнка за его стара-
ние помочь. Для него это являет-
ся вашим одобрением. Чтобы че-
му-то научиться, надо пробовать,
но желательно с присмотром, что-
бы вовремя поправили и подска-
зали. Дети с удовольствием будут
лепить с вами пирожки, забивать
гвозди, мыть полы, сажать ого-
род, заниматься ремёслами. Ро-
дители должны быть мудрее и хи-
трее детей, значит, любые капри-
зки они должны уметь перехи-
трить в игровой форме.
Я не призываю всех бежать
из школы, просто бывают разные
жизненные ситуации. Я лишь про-
шу — не пускайте ребёнка на са-
мотёк, помогайте ему в образо-
вании, не оставляйте его на откуп
школе или детскому саду. Помни-
те: только вы ответственны за то,
какими будут ваши дети. Не са-
дик, не школа, не социум, а вы!
Это ваш ребёнок, а не государст-
венный.
Постараюсь
дать
макси-
мум подсказок, чтобы облегчить
жизнь родителям.
Итак, вы выбираете школу, где
есть очно-заочная форма обуче-
ния и заключаете со школой дого-
вор. Дальше по договорённости с
учителями вы ходите сдавать те-
мы по предметам, которые дома
выучили. О сдаче тем по предме-
там можно договориться по-раз-
ному: в режиме текучки (поне
многу) или всё оптом за четверть,
а можно и за год, — как вам и ре-
бёнку будет легче или как разре-
шат в школе.
Мы сдавали в основном оптом
за четверть. Только контрольные
писали внутри четверти, но мо-
гли по две–четыре сразу в один
день: например, две по математи-
ке и по одной — по другим пред-
метам.
Дома нужно заниматься, под-
страиваясь под ребёнка. Кто-то
будет учить 2–3 предмета в неде-
лю с полным погружением в них
(всю четверть сразу), а кому-то
лучше делать 7 разных уроков в
день, но понемногу. Разницы нет.
Делайте, как легче ребёнку. В про-
цессе учёбы дома вы можете от-
рабатывать непонятное в разных
играх, показывать ребёнку видео-
фильмы по конкретной теме.
Хорошее подспорье — ИН-
ТЕРНЕТУРОК. По литературе хоро-
шо смотреть старые отечествен-
ные художественные фильмы и
особенно спектакли. Дети видят
декорации, костюмы, танцы, эмо-
ции, чувства героев произведе-
ния, слушают песни. Это помога-
ет лучше понимать героев и хоро-
шо откладывается в памяти. Же-
лательно, конечно, сначала про-
читать произведение, а потом по-
смотреть экранизацию.
Можно послушать аудиокнигу,
если ребёнок устал или по какой-
то причине не может или не хо-
чет читать. Так тоже замечательно
развивается воображение.
В Интернете на ютубе есть
много видеофильмов по биоло-
гии о том, как работает клетка,
про моторные белки (например,
кинезин), строение и функции ор-
ганов, документальные фильмы о
природе и животном мире и мно-
гое другое. По географии и путе-
шествиям и того больше.