• 23
«Родовая Земля»
№ 12 (161), декабрь 2017 г.
осознанное родительство
Создайте свою интересную ви-
деотеку. По истории можно сде-
лать подборку качественных ху-
дожественных и документальных
фильмов по каждой теме. Да, вам
придётся потрудиться. Но оно то-
го стоит. И я уверяю: вы для се-
бя тоже откроете много нового и
интересного, чего в нашем дет-
стве не было. Интернет, конечно,
вредная и опасная штука, если
дать ребёнку им пользоваться
безконтрольно, но его можно ис-
пользовать в своих «корыстных»
целях — для ОБРАЗОВАНИЯ. Глав-
ное — знать меру, чтобы не по-
грузиться с головой в эту Всемир-
ную паутину.
Самостоятельное
образова-
ние — это серьёзный и кропот-
ливый труд. Это индивидуальный
подход. Это постоянный поиск ва-
риантов объяснений, компромис-
сов, уловок и хитростей. Зато это
развитие разных талантов. Такой
вид обучения — всегда творче-
ский процесс и для детей, и для
взрослых.
Я взяла на себя труд все пред-
меты преподавать сыну сама. При
этом я тоже открывала для себя
много нового, находила новые ва-
рианты объяснений, приобретала
новое видение разных тем.
В общем, пока мы учились, на-
столько увлеклись, что создали
свою игровую методику препода-
вания, получили на неё сертифи-
кат. За это время я написала, на-
рисовала и озвучила три детские
образовательные книги в стихах,
в том числе природоведение и
познавательную забавную табли-
цу умножения с компакт-диском
(озвучивали на студии звукоза-
писи), нарисовала плакатик-вик-
торинку-игралочку по русскому
языку по предлогам для прора-
ботки многих правил на эту тему.
Меня приглашали на ТВ поделить-
ся опытом на Первом образова-
тельном канале в «Мамину шко-
лу» и на радио «Маяк». В общем,
«разошлись» мы не на шутку. Сын
с огромным удовольствием уча-
ствовал во всех разработках.
Любая игровая методика пре-
подавания работает быстро и ка-
чественно, а главное — без на-
пряжения и без насилия над лич-
ностью. Кстати, взрослые члены
семьи по возможности могут раз-
делить между собой обязанности
по обучению разным предметам.
Сейчас мой сын благополучно
сдал школьные экзамены (на «4»
и «5»), и теперь он — готовый пе-
дагог и разработчик игр по нашей
методике преподавания. Он легко
и доходчиво, буквально «на паль-
цах» даже малышам может объяс
нить сложные вещи. Теперь мы
вместе разрабатываем игры и за-
нимаемся репетиторством.
Занимаясь репетиторством с
другими детьми по разным пред-
метам, я заметила жуткие, на мой
взгляд, вещи. Дети в 7 классе по-
рой читают почти по слогам; в 9
классе не знают таблицу умно-
жения (они не только не умеют
умножать и делить, но и плохо
складывают и вычитают, не уме-
ют перекидывать через разряд);
совершенно не понимают дроби
и графики; очень безграмотно пи-
шут.
А ведь к грамотности можно
приучить ребёнка с детства в иг-
ровой форме. Это делается неза-
метно для самого ребёнка, напри-
мер, проговаривая слова по сло-
гам, как пи-шет-ся, а не как слы-
шит-ся. Это и смешно, и полезно.
Многие дети совершенно не по-
нимают географию, хотя атлас, в
котором всё написано и нарисо-
вано, перед глазами. Они элемен-
тарно не умеют читать карты. За-
то умеют сказать смартфончи-
ку: «О’кей, гугл. Где я нахожусь?»
А в соцсетях переписываются —
ошибка на ошибке и ошибкой по-
гоняет.
Работая через разные игра-
лочки с детками разных возра-
стов и способностей, я убедилась,
что если влюбить ребёнка в пред-
мет и убрать страхи (что очень
важно!), то с «нуля» можно дойти
к концу года при желании и стара-
нии даже до «5», а уж до «4» точ-
но, делая текущее домашнее за-
дание и попутно нагоняя упущен-
ное. Занимаясь с детьми даже из
спецшкол (с отклонениями в раз-
витии), можно достичь хороших
результатов, а уж с «обычными»
детьми — отличных.
Самое приятное для меня как
учителя, психолога и репетито-
ра по разным предметам — это
то, что дети, которые ненавидели
какие-либо предметы и боялись
учителей по этим предметам, на-
чинают быстро менять своё от-
ношение. Сначала они проявля-
ют интерес, так как я стараюсь всё
преподносить нестандартно и ве-
село, потом постепенно у них ухо-
дят все страхи и появляется уве-
ренность в себе, так как появ-
ляются, наконец, знания. И са-
мое главное — дети ждут, когда я
приеду и «поиграю» с ними в рус-
ский язык, математику, информа-
тику, географию и многое другое.
А это значит, что им понравилось
учиться, и теперь они добьются
того, чего хотят, несмотря и во-
преки.
Помните: родители — универ-
салы, самые важные люди в жиз-
ни каждого ребёнка. Они психо-
логи, педагоги, целители, а глав-
ное, ДРУЗЬЯ своим детям.
Занимайтесь как можно боль-
ше со своими детьми, как бы вы
ни устали. А устали—лягте на ди-
ван, и пусть ребёнок с вами поиг-
рает, например, в целителя или
«почемучку». Пусть он «пошама-
нит» над вами или задаст жизнен-
но важные для него вопросы, буд-
то он — учитель, а вы — ученик.
Я вас уверяю: его любовь вас ис-
целит, а любознательность даст
со временем свои плоды. У детей
же столько нерастраченной энер-
гии. И эта игра понарошку, может
быть, поможет ему выбрать про-
фессию. Кто знает, на какую ин-
тересную тропу выведут ребёнка
ваши игры с ним? Каким интере-
сным человеком он станет благо-
даря вашей родительской заботе
и вашему вниманию?
Только ВЫ можете помочь
стать ребёнку настоящим ЧЕЛО-
ВЕКОМ! Важно помнить одно: де-
ти берут пример в первую оче-
редь с ВАС. Будьте же для них дос-
тойным примером. Подарите им
свою Любовь. Станьте для них ин-
тересными, включите свою фан-
тазию и своё неисчерпаемое чув-
ство юмора. Юмор всегда помога-
ет решить любые проблемы. Дети
слушают и слушаются только тог-
да, когда им что-то по-настояще-
му интересно. Найдите с детками
общий язык. А игра — это и есть
язык детства. Разговаривайте с
детьми на их языке, и у вас обяза-
тельно всё получится.
Алёна Амелина,
член Ассоциации творческих
учителей России,
соучредитель и член Европейской
академии художеств,
автор образовательно-игровой
методики преподавания
«Смотри, Играй, Читай, Считай,
Слушай и Запоминай»,
поэтесса,
автор серии книг и игр под общим
названием «Пособие для будущих
великих академиков».
amelinaalena@mail.ru.
vk.com/amelinaalena.
stihi.ru/avtor/amellina.
Четыре мнемотехники,
которые помогут справиться с уроками
Преподаватель математики,
участник проекта «Учитель для
России» Александр Ядрин рас-
сказал о простых мнемотехни-
ках, которые помогут быстрее
справиться с домашним зада-
нием.
М
немотехника — это со-
вокупность приёмов, ко-
торые человек использу-
ет, чтобы что-то легко за-
помнить или изучить.
Любая мнемотехника базиру-
ется на пяти простых правилах
(нужно соблюдать хотя бы одно,
но лучше несколько):
1. То, что надо запомнить,
должно быть связано с нами. Мы
говорим: «Я что-то делаю…».
2. Образ, который у вас поя-
вится, должен быть нелогичным.
3. Ассоциация должна быть
смешной.
4. Чемболее абсурднымили аб-
страктным будет образ, тем лучше.
5. Когда запоминаете, поста-
райтесь связать предмет с первой
ассоциацией, которая приходит в
голову.
Метод Цицерона,
или Система римской
комнаты
Назван в честь древнеримско-
го оратора, который мог легко, без
подглядывания в бумажку расска-
зывать пятичасовые лекции. Ме-
тод работает для запоминания
большого объёма информации,
при этом не требует от школьни-
ков особой подготовки.
Его суть в том, чтобы мыслен-
но привязать единицу запомина-
емой информации к объектам в
комнате.
Лучше делать это в знако-
мой обстановке, чтобы потом бы-
ло просто восстановить картину в
голове и, соответственно, вспом-
нить нужные факты. Именно так
делал Цицерон, когда готовился
к своим выступлениям. Он связы-
вал ключевые моменты из лекций
с предметами в своём доме, а за-
тем представлял их в чёткой по-
следовательности и таким обра-
зом держал в голове многочасо-
вой «скелет» лекции.
Чтобы у вас получилось рабо-
тать по этому методу, надо сесть в
комнате, осмотреться и выбрать,
в каком направлении вы будете
двигаться (по часовой или против
часовой стрелки). Затем мыслен-
но отметить предметы (дверь,
кровать, шкаф, батарею, стол и
другие), подумать, как их можно
связать с информацией, которую
вам нужно запомнить.
Например, вам нужно выучить
все моря, которые омывают Рос-
сию. Найдите карту России, выпи-
шите названия и по одному начи-
найте привязывать их к предме-
там в комнате. Рассуждайте так:
чёрная дверь — пусть это будет
Чёрное море; деревянная рама
картины напоминает лапти, зна-
чит, станет морем Лаптевых; лёг-
кий тюль у открытого окна — Бе-
лое море. У каждого будут свои ас-
социации и образы. Эксперимен-
тируйте, используйте мнемотех-
ники, и результат не заставит се-
бя ждать.
Чтобы хорошо запомнить что-
то с помощью этого метода, доста-
точно восстановить картину в сво-
ей голове 2–3 раза, и потом в от-
ветственный момент вы без труда
перечислите нужные факты.
Метод Аткинсона
Ричард Аткинсон — профес-
сор психологии Стэндфордско-
го университета, известен своими
работами в области исследования
человеческой памяти.
В университете Аткинсон пре-
подавал русский язык. Как-то он
задумал провести эксперимент
на запоминание русских слов: дал
одной группе студентов зазубрить
русские слова, а вторую попросил
запомнить слова с помощью со-
звучий. Прекрасный результат по-
казала именно вторая группа.
Метод Аткинсона хорош для
изучения иностранных языков.
Например, вам нужно запомнить
слово «oak» (читается «оак» — с
английского «дуб»). Находите в
русском фонетическую ассоциа-
цию. Это может быть слово «око»
или «окно». Далее привязываете
ассоциацию с предметом, который
обозначает это слово: окно сдела-
но из дуба. Когда вам нужно будет
вспомнить, как будет по-англий-
ски «дуб», вы легко это сделаете,
восстановив цепочку ассоциаций.
Метод пиктограммы
и анимации
Метод пиктограммы разрабо-
тал психолог, основатель отече-
ственной нейропсихологии Алек-
сандр Лурия.
Метод пиктограммы отлично
подходит для того, чтобы учить сти-
хи. Особенно хорошо работает с
визуалами. К слову, почти у 80% де-
тей визуальный канал—ключевой
способ восприятия информации.
Согласно этому методу, в сти-
хотворения Пушкина, Мандель-
штама, Есенина вместо слов или
словосочетаний нужно поставить
любое изображение, рисунок.
Достаточно попросить детей
переписать стихотворение и в ка-
ждой строчке закодировать одно
из слов пиктограммой (т. е. нари-
совать это слово). Также дети хо-
рошо учат стихотворения, прора-
батывая их с помощью действий.
Жестикулируя, как бы проживая
каждую строчку (важно одновре-
менно проговаривать его вслух),
ребёнок делает авторские образы
понятными для себя.
Метод карточек
Систему флэш-карточек для
запоминания разработал немец-
кий популяризатор науки Себас-
тьян Лейтнер. Обычно её исполь-
зуют для изучения иностранного
языка, но можно применять и для
других предметов.
Как это работает: все карточ-
ки лежат в одной стопке. Ученик
начинает их перебирать, читает
тезисы. Если он вспоминает пра-
вило, то откладывает карточку в
одну стопку, те тезисы, которые
вызывают затруднение, — в дру-
гую. Потом ученик детально про-
рабатывает вторую стопку карто-
чек и снова начинает с ними ра-
ботать. Важно тасовать карточ-
ки и делать несколько подходов
за день. Согласно исследованиям
немецкого психолога Г. Эббинга-
уза, для длительного запомина-
ния нужно вспомнить материал
сразу после изучения, потом вто-
рой раз — через 20 минут, тре-
тий — через 8 часов, четвёртый
— через 24 часа и последний —
перед уроком.
https://vk.com/besedina_blog