«Родовая Земля»
№ 2 (163), февраль 2018 г.
22 • ОсОЗНаННОе рОДитеЛЬстВО
Н
едавно, в который уже
раз, был у меня разговор
о том, как же мой бедный
сыночек четырёх с поло
виной лет не ходит в са
дик и что же он делает дома, бед
ный мальчик, как же ему не скуч
но, мультики, наверное, целыми
днями смотрит и пр., и пр.
После весь день прошёл в
размышлениях об этом. я внима
тельно следила за своим «бед
ным» мальчиком, даже поговори
ла с ним. и убедилась в очередной
раз: нет, ему не скучно.
Более того, ему понастояще
му хорошо. Это видно и по его по
ведению дома и на улице, и понят
но из его разговоров — в 4,5 года
ребёнок уже вполне адекватен и
общаться с ним можно очень от
кровенно и довольно серьёзно.
Он не знает, что ему дома
должно быть скучно. Он не знает,
что гдето ему должно быть инте
реснее.
ребёнок живёт в семье. Он де
лит со своей семьёй все дела, за
боты, хлопоты, радости, печали и
т. д. Он живёт той жизнью, которой
живёт его семья. Впитывает всё
это в себя, учится у родителей то
му, как они живут.
Дома он со мной занимается
домашними делами, теми, кото
рые, я считаю, можно разделить с
мальчиком. с огромным удоволь
ствием помогает мне готовить, да
же некоторые блюда делает под
моим руководством почти сам.
ездит со мной везде — по де
лам, по работе, по магазинам, от
дыхать.
ребёнок видит:
• как родился и растёт его брат,
как мама ухаживает за младенцем;
• как происходит жизнь вне до-
ма, как общаются взрослые, дру
гие дети, как решаются дела. Хо
дит на тренировки по акробатике,
где ему хватает общения с детьми
и дисциплины от тренера на не
сколько дней вперёд;
• как общаются его мама с па-
пой между собой;
• конфликты, которые, конеч-
но, бывают и выходы из них;
• совместные радости и шутки.
Всё это видит. Для него это не
станет когданибудь откровением.
Он умеет играть сам, но недол
го. Часто просит меня с ним иг
рать в те игры, которые я не очень
люблю, и я честно ему призна
юсь в этом. иногда иду на уступ
ки и играю в то, во что он хочет.
или предлагаю заняться чемто,
что обоим понравится. Когда нуж
но поработать, могу предложить
посмотреть мультики или, когда
младший спит, и я тоже с ним от
дыхаю.
Он не ходит в развивающие
центры развивать мелкую мото
рику, усидчивость, учить буквы
и цифры и учиться общаться со
сверстниками. Но при этом он зна
ет всё, что положено знать ребён
ку в этом возрасте. Недавно сы
нок стал интересоваться буквами
и вот уже знает почти все буквы и
с удовольствием пишет мне пись
ма. и это безо всяких развивашек!
Как же мы помешаны на этих
развивашках! Нам кажется, что
без этого мы не вырастим ребён
ка не то что нормальным, а вооб
ще не вырастим. Как он вырастет
и разовьётся без специальных за
нятий по развитию мелкой мото
рики, без обучения иностранному
языку, счёту и письму!? Ведь нын-
че такие требования в школе, нуж
но с трёх лет начинать учить! а са
дик: не случится у ребёнка социа
лизации без него, он не научится
общаться!
И что же происходит? Живёт
ребёнок в садике. Да, с трёх лет
учится писать, считать, танцевать,
лепить, рисовать (это же так важно
для того, чтобы вырос счастливый,
успешный человек, правда?), уме-
ет говорить 25 фраз по-английски,
родители этим очень горды!
а вот жить в семье он не уме
ет. Потому что в семье он находит
ся только вечером, когда все при
ходят с работы уставшие, поедят и
сидят по своим комнатам, отдыха
ют от напряжённого рабочего дня.
Ну или в лучшем случае сидят все
вместе, обсуждают, как день про
шёл. а это не совсем истинная кар
тина семейной жизни. Всю жизнь
ребёнок совсем не видит и не зна
ет. а в выходные ребёнка, который
всю неделю был в садике, как на
работе, ведут развлекать.
Потому что родители понима
ют, что должны ребёнку дать чтото
большее, чем сидение дома, ведь
ему там скучно, он не знает, чем
там заняться. и решают, что малы
шу нужны как раз парки развле
чений, кинотеатры, аквапарки, что
там ещё... и опять ребёнок прово
дит время в несколько искусствен
ной обстановке. так и живёт, слегка
оторванный от реальности.
Потом, когда ребёнок стано
вится старше, мы удивляемся: по
чему он не помогает по дому? По-
чему только и сидит за компьюте
ром? Почему предпочитает тусов-
ки с друзьями общению с семьёй?
а где семья, что это такое — он
не знает! Он не знает, что вообще
можно там делать? Ему скучно! И
он идёт туда, где всегда и был, —к
друзьямсверстникам. а если до
ма, то к компьютеру. Потому что
он умеет развлекаться, этому его
учили, это ему показывали и дава
ли как поощрение.
а спустя время ребёнок будет
пытаться создавать свою семью...
и вот тогда он будет всё узнавать
гораздо глубже и всему учить
ся. Общаться, создавать уют, гото
вить, растить детей... Через попыт
ки, ошибки, слёзы, ссоры, сканда
лы.. Ведь гораздо «эффективнее»
— учиться на своих ошибках.
Мария ГРИГОРян.
https://vk.com/vselo.
Почему мы не учим детей жить в семье?
Е
сли бы наши бабушки и
прабабушки могли уви
деть, какую высокую план
ку поставили себе совре
менные матери, то они бы
подумали, что мы чокнутые.
с каких пор быть хорошей ма
мой означает, что ты тратишь дни
напролёт на создание нестандарт
ных поделок для своих детей, при
лагаешь все силы, чтобы их комна
ты выглядели как с обложки жур
налов, и одеваешь их, будто ма
леньких кинозвёзд, в самую мод
ную одежду?
я не верю, что современные
мамы любят своих детей больше,
чем наши прабабушки. Просто мы
считаем необходимым доказы
вать это очень затратными спосо
бами. Например, детскими тема
тическими днями рождения с ани
маторами, шоу мыльных пузырей
и оригинальными подарками для
всех приглашённых.
В течение нескольких лет я за
чемто принимала участие в ро
дительском состязании под услов
ным названием «я вас всех пере
плюну!». На просторах интернета
находила лучшие идеи для занятий
с детьми, воплощала их в жизнь, а
затем выкладывала в соцсетях фо
тодоказательства своей проделан
ной на «отлично» работы.
и так было, пока меня вдруг
не осенило: нам не нужно пре
вращать детство своих детей в
волшебную сказку! Детство само
по себе уже волшебно, даже если
оно не идеально.
Моё детство нельзя назвать
идеальным — денег у нас в семье
точно было немного. Но мои дни
рождения всё же проходили весе
ло просто потому, что ко мне при
ходили друзья. Не было никаких
разговоров об ответных подар
ках как знаках признательности
за визит, пирожных ручной рабо
ты на заказ или чёмто подобном.
Мы надували шарики, играли, и у
нас был торт (естественно, из бли
жайшего магазина) со свечками.
Всё просто. Но когда я оглядыва
юсь на те времена, они мне кажут
ся такими сказочными.
Что действительно превраща
ло для меня в детстве это время в
сказку, так это наши посиделки с
братьями, когда мы, накрывшись
одним одеялом, гадали, удастся
ли нам подкараулить Деда Моро
за в этом году. Не меньше радости
нам приносили попытки не уснуть
раньше времени, предвкушение
подарков и долгожданное следу
ющее утро. Это было волшебно!
Не было у меня ощущения, что я
чегото недополучила.
Нет ни единого воспоминания,
как родители помогают мне де
лать поделки. Поделки — это что
то, чем я занималась сама в дет
ском саду и начальной школе.
а вот дома мы играли. Всё вре
мя играли. После школы скидыва
ли в прихожей рюкзаки, и мама от
правляла нас обратно на улицу. До
самого ужина мы носились на све
жем воздухе с соседскими детьми.
сейчас другое время, и немногие
из нас чувствуют себя комфорт
но, отпуская детей на прогулку од
них. Но даже сидя дома, мы нахо
дили, чем заняться. Мы играли с
игрушками и в видеоигры, стро
или замки из одеял, смотрели те
левизор, скатывались на подуш
ках по лестницам. Наши родители
не отвечали за наши развлечения.
если бы ктото из нас решился да
же просто пробормотать эти два
слова «мне скучно», то его бы тут
же отдали на хоровое пение.
Оглядываюсь на те времена и
улыбаюсь. я всё ещё могу ощутить
то детское, беззаботное веселье!
Мои родители отвечали за на
шу безопасность и питание, ещё
семейной традицией было сов
местное поедание пиццы по пят
ницам, но в остальное время нас
никто специально не занимал и не
развлекал. Мама с папой редко иг
рали с нами. ещё реже они дари
ли подарки без повода. Мы всег
да могли обратиться к родителям
за поддержкой и помощью, но они
не были нашим главным источни
ком развлечений.
сегодня родителям навязыва
ется мнение, что на детей положи
тельно влияет постоянное наше
присутствие—рука в руке, лицом
к лицу: «Что тебе хочется, моё дра
гоценное солнышко? Как мне сде-
лать твоё детство прекрасным?»
интернет забит идеями для поде
лок, перечнем зимних и летних за
нятий для детей всех возрастов и
сценариями квестов.
только дело в том, что не роди
тели делают детство волшебным.
Насилие и пренебрежение, конеч
но, могут навредить волшебству.
Но для обычного ребёнка магия
— это нечто, присущее его возра
сту. Волшебно видеть мир невин
ными глазами. Волшебно видеть
зиму и играть в снегу, когда тебе
пять лет. Волшебно спрятаться в
куче своих игрушек на полу гости
ной. Волшебно, когда собираешь
камешки и хранишь их по карма
нам. Волшебно отправляться на
прогулку с какойнибудь веткой.
Да, время, проведенное с ро
дителями, —безценно, но есть ог
ромная разница между тем, что
бы просто быть вместе или пос
тоянно пытаться организовать не
кую «активность». если первое ор
ганично и естественно, то второе
требует от родителей постоянно
го напряжения. и главное, не факт,
что детям это нужно! В моём детст
ве «самым волшебным местом на
Земле» был не тематический парк,
а мой дом, моя спальня, мой двор,
мои друзья, моя семья, мои книги,
моё воображение.
Не растим ли мы поколение
людей, не способных отыскать
прекрасное в обыденном?
Хотим ли мы научить своих де
тей тому, что волшебство в жизни
— это нечто, что нужно покупать
за деньги и что требует красивой
обёртки, или это то, что ты откры
ваешь для себя самостоятельно?
Планирование
насыщенных
мероприятий, ежедневных поде
лок и дорогостоящих каникул —
не вредно для детей. Но если в их
основе лежит убеждённость ро
дителей, что без них детство бу
дет менее счастливым, то пришло
время пересмотреть своё отноше
ние. Детство может быть волшеб
ным и без Диснейленда, интерак
тивных игрушек и шоу мыльных
пузырей.
то волшебство, о котором мы
говорим и которое так отчаян
но хотим дать ощутить своим де
тям, —это не наше изобретение и,
следовательно, не наше дело вы
давать его порциями, когда нам
захочется. Оно открывается в мо
менты тишины, когда сидишь у ру
чья или на скамейке в парке, оно в
беззаботном смехе тех, чья жизнь
только начинается.
Мы постоянно слышим, что в
наши дни детям не хватает физи
ческой активности. Но, быть мо
жет, ещё больше им недостаёт во
ображения, если мы, родители,
так отчаянно ищем рецепт для то
го, что уже и так существует.
Bunmi Laditan.
https://vk.com/club48180437
Всё лучшее—детям
И что же для них — лучшее?
Я больше не занимаюсь превраще-
нием детства своих детей в волшеб-
ную сказку.