Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (163), февраль 2018 г.
22 • ОсОЗНаННОе рОДитеЛЬстВО
Н
едавно, в который уже
раз, был у меня разговор
о том, как же мой бедный
сыночек четырёх с поло­
виной лет не ходит в са­
дик и что же он делает дома, бед­
ный мальчик, как же ему не скуч­
но, мультики, наверное, целыми
днями смотрит и пр., и пр.
После весь день прошёл в
размышлениях об этом. я внима­
тельно следила за своим «бед­
ным» мальчиком, даже поговори­
ла с ним. и убедилась в очередной
раз: нет, ему не скучно.
Более того, ему по­настояще­
му хорошо. Это видно и по его по­
ведению дома и на улице, и понят­
но из его разговоров — в 4,5 года
ребёнок уже вполне адекватен и
общаться с ним можно очень от­
кровенно и довольно серьёзно.
Он не знает, что ему дома
должно быть скучно. Он не знает,
что где­то ему должно быть инте­
реснее.
ребёнок живёт в семье. Он де­
лит со своей семьёй все дела, за­
боты, хлопоты, радости, печали и
т. д. Он живёт той жизнью, которой
живёт его семья. Впитывает всё
это в себя, учится у родителей то­
му, как они живут.
Дома он со мной занимается
домашними делами, теми, кото­
рые, я считаю, можно разделить с
мальчиком. с огромным удоволь­
ствием помогает мне готовить, да­
же некоторые блюда делает под
моим руководством почти сам.
ездит со мной везде — по де­
лам, по работе, по магазинам, от­
дыхать.
ребёнок видит:
• как родился и растёт его брат,
как мама ухаживает за младенцем;
• как происходит жизнь вне до-
ма, как общаются взрослые, дру­
гие дети, как решаются дела. Хо­
дит на тренировки по акробатике,
где ему хватает общения с детьми
и дисциплины от тренера на не­
сколько дней вперёд;
• как общаются его мама с па-
пой между собой;
• конфликты, которые, конеч-
но, бывают и выходы из них;
• совместные радости и шутки.
Всё это видит. Для него это не
станет когда­нибудь откровением.
Он умеет играть сам, но недол­
го. Часто просит меня с ним иг­
рать в те игры, которые я не очень
люблю, и я честно ему призна­
юсь в этом. иногда иду на уступ­
ки и играю в то, во что он хочет.
или предлагаю заняться чем­то,
что обоим понравится. Когда нуж­
но поработать, могу предложить
посмотреть мультики или, когда
младший спит, и я тоже с ним от­
дыхаю.
Он не ходит в развивающие
центры развивать мелкую мото­
рику, усидчивость, учить буквы
и цифры и учиться общаться со
сверстниками. Но при этом он зна­
ет всё, что положено знать ребён­
ку в этом возрасте. Недавно сы­
нок стал интересоваться буквами
и вот уже знает почти все буквы и
с удовольствием пишет мне пись­
ма. и это безо всяких развивашек!
Как же мы помешаны на этих
развивашках! Нам кажется, что
без этого мы не вырастим ребён­
ка не то что нормальным, а вооб­
ще не вырастим. Как он вырастет
и разовьётся без специальных за­
нятий по развитию мелкой мото­
рики, без обучения иностранному
языку, счёту и письму!? Ведь нын-
че такие требования в школе, нуж­
но с трёх лет начинать учить! а са­
дик: не случится у ребёнка социа­
лизации без него, он не научится
общаться!
И что же происходит? Живёт
ребёнок в садике. Да, с трёх лет
учится писать, считать, танцевать,
лепить, рисовать (это же так важно
для того, чтобы вырос счастливый,
успешный человек, правда?), уме-
ет говорить 25 фраз по-английски,
родители этим очень горды!
а вот жить в семье он не уме­
ет. Потому что в семье он находит­
ся только вечером, когда все при­
ходят с работы уставшие, поедят и
сидят по своим комнатам, отдыха­
ют от напряжённого рабочего дня.
Ну или в лучшем случае сидят все
вместе, обсуждают, как день про­
шёл. а это не совсем истинная кар­
тина семейной жизни. Всю жизнь
ребёнок совсем не видит и не зна­
ет. а в выходные ребёнка, который
всю неделю был в садике, как на
работе, ведут развлекать.
Потому что родители понима­
ют, что должны ребёнку дать что­то
большее, чем сидение дома, ведь
ему там скучно, он не знает, чем
там заняться. и решают, что малы­
шу нужны как раз парки развле­
чений, кинотеатры, аквапарки, что
там ещё... и опять ребёнок прово­
дит время в несколько искусствен­
ной обстановке. так и живёт, слегка
оторванный от реальности.
Потом, когда ребёнок стано­
вится старше, мы удивляемся: по­
чему он не помогает по дому? По-
чему только и сидит за компьюте­
ром? Почему предпочитает тусов-
ки с друзьями общению с семьёй?
а где семья, что это такое — он
не знает! Он не знает, что вообще
можно там делать? Ему скучно! И
он идёт туда, где всегда и был, —к
друзьям­сверстникам. а если до­
ма, то к компьютеру. Потому что
он умеет развлекаться, этому его
учили, это ему показывали и дава­
ли как поощрение.
а спустя время ребёнок будет
пытаться создавать свою семью...
и вот тогда он будет всё узнавать
гораздо глубже и всему учить­
ся. Общаться, создавать уют, гото­
вить, растить детей... Через попыт­
ки, ошибки, слёзы, ссоры, сканда­
лы.. Ведь гораздо «эффективнее»
— учиться на своих ошибках.
Мария ГРИГОРян.
https://vk.com/vselo.
Почему мы не учим детей жить в семье?
Е
сли бы наши бабушки и
прабабушки могли уви­
деть, какую высокую план­
ку поставили себе совре­
менные матери, то они бы
подумали, что мы чокнутые.
с каких пор быть хорошей ма­
мой означает, что ты тратишь дни
напролёт на создание нестандарт­
ных поделок для своих детей, при­
лагаешь все силы, чтобы их комна­
ты выглядели как с обложки жур­
налов, и одеваешь их, будто ма­
леньких кинозвёзд, в самую мод­
ную одежду?
я не верю, что современные
мамы любят своих детей больше,
чем наши прабабушки. Просто мы
считаем необходимым доказы­
вать это очень затратными спосо­
бами. Например, детскими тема­
тическими днями рождения с ани­
маторами, шоу мыльных пузырей
и оригинальными подарками для
всех приглашённых.
В течение нескольких лет я за­
чем­то принимала участие в ро­
дительском состязании под услов­
ным названием «я вас всех пере­
плюну!». На просторах интернета
находила лучшие идеи для занятий
с детьми, воплощала их в жизнь, а
затем выкладывала в соцсетях фо­
тодоказательства своей проделан­
ной на «отлично» работы.
и так было, пока меня вдруг
не осенило: нам не нужно пре­
вращать детство своих детей в
волшебную сказку! Детство само
по себе уже волшебно, даже если
оно не идеально.
Моё детство нельзя назвать
идеальным — денег у нас в семье
точно было немного. Но мои дни
рождения всё же проходили весе­
ло просто потому, что ко мне при­
ходили друзья. Не было никаких
разговоров об ответных подар­
ках как знаках признательности
за визит, пирожных ручной рабо­
ты на заказ или чём­то подобном.
Мы надували шарики, играли, и у
нас был торт (естественно, из бли­
жайшего магазина) со свечками.
Всё просто. Но когда я оглядыва­
юсь на те времена, они мне кажут­
ся такими сказочными.
Что действительно превраща­
ло для меня в детстве это время в
сказку, так это наши посиделки с
братьями, когда мы, накрывшись
одним одеялом, гадали, удастся
ли нам подкараулить Деда Моро­
за в этом году. Не меньше радости
нам приносили попытки не уснуть
раньше времени, предвкушение
подарков и долгожданное следу­
ющее утро. Это было волшебно!
Не было у меня ощущения, что я
чего­то недополучила.
Нет ни единого воспоминания,
как родители помогают мне де­
лать поделки. Поделки — это что­
то, чем я занималась сама в дет­
ском саду и начальной школе.
а вот дома мы играли. Всё вре­
мя играли. После школы скидыва­
ли в прихожей рюкзаки, и мама от­
правляла нас обратно на улицу. До
самого ужина мы носились на све­
жем воздухе с соседскими детьми.
сейчас другое время, и немногие
из нас чувствуют себя комфорт­
но, отпуская детей на прогулку од­
них. Но даже сидя дома, мы нахо­
дили, чем заняться. Мы играли с
игрушками и в видеоигры, стро­
или замки из одеял, смотрели те­
левизор, скатывались на подуш­
ках по лестницам. Наши родители
не отвечали за наши развлечения.
если бы кто­то из нас решился да­
же просто пробормотать эти два
слова «мне скучно», то его бы тут
же отдали на хоровое пение.
Оглядываюсь на те времена и
улыбаюсь. я всё ещё могу ощутить
то детское, беззаботное веселье!
Мои родители отвечали за на­
шу безопасность и питание, ещё
семейной традицией было сов­
местное поедание пиццы по пят­
ницам, но в остальное время нас
никто специально не занимал и не
развлекал. Мама с папой редко иг­
рали с нами. ещё реже они дари­
ли подарки без повода. Мы всег­
да могли обратиться к родителям
за поддержкой и помощью, но они
не были нашим главным источни­
ком развлечений.
сегодня родителям навязыва­
ется мнение, что на детей положи­
тельно влияет постоянное наше
присутствие—рука в руке, лицом
к лицу: «Что тебе хочется, моё дра­
гоценное солнышко? Как мне сде-
лать твоё детство прекрасным?»
интернет забит идеями для поде­
лок, перечнем зимних и летних за­
нятий для детей всех возрастов и
сценариями квестов.
только дело в том, что не роди­
тели делают детство волшебным.
Насилие и пренебрежение, конеч­
но, могут навредить волшебству.
Но для обычного ребёнка магия
— это нечто, присущее его возра­
сту. Волшебно видеть мир невин­
ными глазами. Волшебно видеть
зиму и играть в снегу, когда тебе
пять лет. Волшебно спрятаться в
куче своих игрушек на полу гости­
ной. Волшебно, когда собираешь
камешки и хранишь их по карма­
нам. Волшебно отправляться на
прогулку с какой­нибудь веткой.
Да, время, проведенное с ро­
дителями, —безценно, но есть ог­
ромная разница между тем, что­
бы просто быть вместе или пос­
тоянно пытаться организовать не­
кую «активность». если первое ор­
ганично и естественно, то второе
требует от родителей постоянно­
го напряжения. и главное, не факт,
что детям это нужно! В моём детст­
ве «самым волшебным местом на
Земле» был не тематический парк,
а мой дом, моя спальня, мой двор,
мои друзья, моя семья, мои книги,
моё воображение.
Не растим ли мы поколение
людей, не способных отыскать
прекрасное в обыденном?
Хотим ли мы научить своих де­
тей тому, что волшебство в жизни
— это нечто, что нужно покупать
за деньги и что требует красивой
обёртки, или это то, что ты откры­
ваешь для себя самостоятельно?
Планирование
насыщенных
мероприятий, ежедневных поде­
лок и дорогостоящих каникул —
не вредно для детей. Но если в их
основе лежит убеждённость ро­
дителей, что без них детство бу­
дет менее счастливым, то пришло
время пересмотреть своё отноше­
ние. Детство может быть волшеб­
ным и без Диснейленда, интерак­
тивных игрушек и шоу мыльных
пузырей.
то волшебство, о котором мы
говорим и которое так отчаян­
но хотим дать ощутить своим де­
тям, —это не наше изобретение и,
следовательно, не наше дело вы­
давать его порциями, когда нам
захочется. Оно открывается в мо­
менты тишины, когда сидишь у ру­
чья или на скамейке в парке, оно в
беззаботном смехе тех, чья жизнь
только начинается.
Мы постоянно слышим, что в
наши дни детям не хватает физи­
ческой активности. Но, быть мо­
жет, ещё больше им недостаёт во­
ображения, если мы, родители,
так отчаянно ищем рецепт для то­
го, что уже и так существует.
Bunmi Laditan.
https://vk.com/club48180437
Всё лучшее—детям
И что же для них — лучшее?
Я больше не занимаюсь превраще-
нием детства своих детей в волшеб-
ную сказку.