«Родовая Земля»
№ 3 (164), март 2018 г.
4 • с большой буквы
n
Светлана Федотова
ПРП Ковчег, Калужская область
Эта статья была написана в
июне 2012 года для издавав-
шегося в то время в Ковчеге
журнала «Ростки Ковчега», за
два с половиной года до ухода
Фёдора Лазутина. Не могу на-
писать слово «смерть», пото-
му что продолжаю чувствовать
его мысли, витающие в про-
странстве Ковчега, его под-
сказки и предупреждения. Ма-
териал не был опубликован по
просьбе самого Фёдора. Я тог-
да расстроилась, срочно напи-
сала в номер про другого ков-
чежанина. Теперь, спустя три
года как Фёдора Лазутина не
стало, эта статья публикуется
в том виде, как была написана
шесть лет назад.
С
емья Лазутиных — Фёдор,
Елена и двое сыновей, Ми-
хаил и Афанасий. Какими
мы их видим в повседнев-
ной жизни нашего поселе-
ния? Ухоженное, цветущее поме-
стье, тёплый гостеприимный дом,
открытость и увлечённость новы-
ми идеями, делами, готовность по-
мочь, понять, рассудить сложности
нашей жизни и ещё что-то такое
неуловимое, что, как аромат цвету-
щих растений, притягивает к себе
всех, способных его почувствовать.
Мы говорим—Фёдор Лазутин,
а подразумеваем — Ковчег, посе-
ление с мировой известностью,
грамотное, неистощительное лесо-
пользование, естественное пчело-
водство и ещё много чего полезно-
го, важного, позитивного, что стало
неотъемлемой частью нашей по-
вседневной жизни, привычной, а
потому не всегда заметной, по дос-
тоинству оцениваемой. И как здо-
рово, что они—наши соседи!
Как же появляются и формиру-
ются такие разносторонние, цель-
ные, устремлённые люди?
Фёдор Лазутин родился 3 ию-
ля 1966 года в г. Краснодаре, в до-
ме, заросшем виноградником, по-
строенном дедом, куда его матуш-
ка специально приехала с Севе-
ра, чтобы родить здесь сына, кото-
рого назвали в честь прадеда. Фё-
дор, прадед по бабушке, был кре-
стьянином из-под Новороссийска,
имел трёх детей и был до револю-
ции главным инженером элевато-
ра. Он брал в руку зерно и мог рас-
сказать о нём всё. Воевал в первой
мировой, вернулся с войныживым,
а дома жизнь спасла ему жена. Был
голод, в дом ворвались белогвар-
дейцы, перевернули всё в поисках
хозяина, а хозяйка невозмутимо си-
дела в это время на сундуке, зани-
маясь каким-то делом. Этот креп-
кий сундук, спасший прадеда, до
сих пор стоит в доме Лазутиных.
Бабушка Фёдора была убе-
ждённой большевичкой, предсе-
дателем сельсовета. Её направи-
ли на учёбу в Автодорожный ин-
ститут в Питер, где она встрети-
ла своего будущего мужа Леони-
да, уроженца Воронежа, его отец
был большевиком, революционе-
ром, был сослан на каторгу, а по-
гиб в Гражданской войне. Сын Ле-
онид продолжал дело отца, стал
пламенным коммунистом, участ-
вовал в создании колхозов, но не
с помощью оружия и насилия, а
убеждал, уговаривал людей объ-
единяться. На одном из собраний
деревенские жители сказали: «Бу-
дешь председателем колхоза —
пойдём к тебе в колхоз».
Затем были крупные дорож-
ные стройки на Дальнем Востоке,
а в 1936 году — тюрьма по доно-
су. Дед ничего не подписывал, за-
стенки, пытки, неизвестность…
Беременная жена осталась без
жилья и средств к существованию,
первые двое детей умерли от го-
лода. С помощью друзей её пере-
правили в Новороссийск, где ро-
дился отец Фёдора Леонид Леони-
дович (мать не надеялась на воз-
вращение мужа).
При Берии деда выпустили, он
воевал в русско-японской войне,
по штату всегда носил оружие. По-
сле ВОВ восстанавливал дороги в
Литве, Краснодарском крае, строил
шоссе Москва—Сочи. Они осели в
Краснодаре, где дед был начальни-
ком дорожного управления.
Мать Фёдора родилась в Суху-
ми в семье кадрового военного.
Дед был танкистом, офицером, во-
евал в ВОВ, контуженным попал в
плен, в концлагеря, несколько раз
пытался бежать. В 1943-м выпрыг-
нул из поезда в Чехии, где до 1945
года командовал партизанским
отрядом. После войны — тюрь-
ма, два года лагерей, выпустили,
опять посадили, затем амнистия.
Ему пришло сообщение, что поезд,
в котором эвакуировались жена и
дети, попал в войну под бомбёжку,
и все погибли. Но родные каким-то
чудом уцелели, и спустя много лет
семья собралась вместе.
Родители Фёдора встретились
в Москве, после окончания фи-
зико-технического института уе-
хали на 35 лет на Север, в город
Апатиты, занимаются до настоя-
щего времени наукой. До 17 лет
Фёдор жил и учился в городе по-
лярной ночи и северных сияний,
выезжая на всё лето в деревню в
Псковской области. С детства мно-
го читал, побеждал в олимпиадах
и по стопам отца поступил в Мо-
сковский физтех. Учился и парал-
лельно работал в течение 10 лет,
меняя вузы, НИИ и специальности
соответственно изменению миро-
воззрения с «термоядерной физи-
ки» к «молекулярной биологии».
Диплом был о причинах аутоим-
мунных заболеваний. Учёные-ро-
мантики 60-х годов стремились
создать такие лекарства, которые
избавили бы людей от болезней,
но, изобретя свыше 100 тысяч хи-
мических соединений, заполонив-
ших человека и его среду обита-
ния, столкнулись с неразреши-
мым явлением. Иммунная систе-
ма человека оказалась не способ-
на различать, распознавать чуже-
родные химические элементы в
органах, тканях организма, в ре-
зультате чего возникли аутоим-
мунные заболевания, то есть за-
пустился механизм саморазруше-
ния, самоуничтожения «человека
технократического».
Процесс переосмысления су-
ти и пути современной цивилиза-
ции происходил у Фёдора посто-
янно: и в научных библиотеках, и
в горах (покорил все вершины Со-
ветского Союза), и в стройотря-
дах. Не получив ни одной серьёз-
ной травмы во время занятий аль-
пинизмом, в 1992 году сломал но-
гу в Москве и год провалялся по
больницам, читая и размышляя в
тиши больничных палат. Толстой,
Лао Цзы и самая значимая на тот
момент жизни книга — «Уолден,
или Жизнь в лесу» Т. Д. Торо. Ито-
гом явилась новая революцион-
ная мысль — надо менять образ
жизни. Заканчивая институт, Фё-
дор знал, что будет жить в сель-
ской местности.
Через два года, оставив НИИ
и перспективы научной карьеры,
перебрался в сельскую местность
под Троицком, основал артель из
7–8 человек. Занимались заказа-
ми на столярку, делали иконоста-
сы для храмов. В артели были дру-
жеские взаимоотношения, приня-
тые правила, очень важным, счи-
тал Фёдор, было возделывание
огорода, сада.
Первая семья Фёдора не под-
держала его идеи о жизни на зем-
ле, для рождения нового образа
жизни не хватало чего-то — но-
вого сознания. В 2001 году начал-
ся следующий этап жизни — зна-
комство с книгами В. Мегре, поиск
единомышленников.
Первыми были Ивченко, Капус-
тин, Новичковы. 12 июня у Выгов-
ского в Тарусе Фёдор встретил Лену.
Корни Елены — из деревень
Ульяновской и Нижегородской
областей. Бабушка прожила 90
лет, была старшей из восьмерых
детей, распределяла обязаннос-
ти по дому, хозяйству. Родилась
Лена 30 января 1978 года в г. Ди-
митровграде, ходила в художест-
венную школу, занималась спор-
том, мечтала об океанологии, гео
логии, любила жить летом на да-
че, но по совету родителей посту-
пила на экономический факуль-
тет в Ульяновский филиал МГУ. В
1997 году прочитала только что
вышедшую первую книгу «Анаста-
сия». На четвёртом курсе полгода
работала в Америке с детьми и в
семейном бизнесе (на нескольких
гектарах земли со своими козами,
рестораном). Всё время собирала
опыт для своей будущей жизни на
земле. После института год прора-
ботала экономистом на успешном
предприятии в Нижнем Новгоро-
де и неожиданно для всех уехала
в Москву. Версия для родных вер-
сия — поступление на двухгодич-
ный курс MBI в Академии народ-
ного хозяйства. Параллельно ра-
ботала маркетологом в телеком-
Памяти Фёдора Лазутина, одного из основателей экопоселения Ковчег
муникационной компании и иска-
ла единомышленников.
Летом 2001 года Фёдор, Ле-
на и их новые друзья нашли зем-
лю под поселение, сделали анализ
почвы, зарегистрировали 19 ав-
густа Некоммерческое Партнёр-
ство, выбрали Фёдора директо-
ром (а неформальным лидером
он был всегда). Зимой еженедель-
но встречались в Коньково, разра-
батывали документацию, и в мае
2002 года Лазутины с трёхнедель-
ным сыном и единомышленника-
ми выехали в чистое поле строить
Ковчег. Осенью этого же года пере-
ехали из палаток в Общий дом, где
зимовали М. Немков, С. Ивченко,
М. Новичков, затем прибыла семья
Ризвановых. Обсуждали идеи об-
щинности, коллективности, Обще-
го дома, собраний, правил.
«Современная идея, — гово-
рил Фёдор, — это идея собствен-
ности: «Я могу себе это позволить».
Она прижимает нас к земле, по-
тому что в основе лежит страх эту
собственность потерять. А любое
движение, развитие подразумева-
ет энергию свободы. Энергия сво-
боды, развития, творчества возни-
кает из нового сознания, в первую
очередь это новые приоритеты: за-
бота об окружающей среде, осоз-
нанный минимализм, приоритет
духовного над материальным.
Первично — ощущение един-
ства, семьи, коллектива. А база для
общинности — это общие цели,
распределение обязанностей, об-
щее пространство, забота о кото-
ром выше индивидуальных целей.
На земле должны родиться лю-
ди с новым сознанием, новой, еди-
ной, целостной культурой. Куль-
тура — это совокупность разума,
знаний, чувств, традиций. Это то,
что удерживает общество, задаёт
ему правильный вектор. Есть два
вектора. В рамках грамотно вы-
строенного сообщества каждая
личность развивается. Противо-
положный вектор ведёт к деграда-
ции каждого и общества в целом.
Ковчег сейчас на распутье, ему
нужна альтернатива, нужен меха-
низм появления нового, механизм
решения конфликтов».
Елена Лазутина о будущем:
«Будущее — это дети с новым
сознанием, способностями, уме-
ниями общаться с землёй, расте-
ниями, животными, с новыми цен-
ностями, внутренней жизнью.
Прошло десять лет… Хочется бы-
строго расцвета земли, а в Ковче-
ге сейчас этап накопления энер-
гии на что-то созидательное».
Фёдор:
«Мне хочется большего. Зада-
ча — построить новую культуру.
В Ковчеге собралось очень много
хороших людей. И значит, у Ковче-
га есть шанс».
n
Мы говорим—Фёдор Лазутин,
подразумеваем—Ковчег