Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 4 (165), апрель 2018 г.
20 • осоЗнАнноЕ родитЕЛьстВо
Д
есять лет назад, когда я
была молодой мамой од-
ного мальчика Саши, мне
казалось, что я знаю о
детском воспитании всё.
А именно, что мой ребёнок явля-
ется примером полнейшего роди-
тельского педагогического прова-
ла и моя материнская карьера, ед-
ва начавшись, пришла к безслав-
ному концу. сашенька рос неу-
правляемым, буйным и до сред-
ней школы вообще не показывал
никаких художественных склон-
ностей или талантов. Я делала всё,
что могла, чтобы развить его ин-
теллект с пелёнок: назубок зна-
ла методики Монтессори, Зайце-
ва, домана, никитиных, покупа-
ла журналы со статьями о детской
психологии, шила для малыша иг-
рушки в виде тряпичных букв, на-
битых гречкой, ставила классиче-
скую музыку и показывала альбо-
мы с картинами эпохи ренессанса.
но, ещё не научившись стоять
на ногах, мой первенец превра-
тился в тирана, своим ором и без-
компромиссностью терроризиро-
вал всю семью. он орал в гостях,
во всех людных местах и не слу-
шался везде, где мы бывали. до-
ма он вывел из строя всю бытовую
технику, до какой мог добраться, и
даже развинтил офисное кресло!
За полтора года как-то наловчив-
шись обращаться с ним, я прони-
клась скепсисом по отношению ко
многим методикам развития дет-
ского интеллекта и твёрдо реши-
ла, что придуманы они а) для де-
вочек и б) для достойных родите-
лей, а не для таких тряпок, как я.
Когда я была мамой толь-
ко одного мальчика Саши, мне
казалось, что знаю о детском
здоровье всё.
саша, которому
уже сейчас одиннадцать, не бо-
леет. никогда. Едва у малыша за-
жил пупок, стала выкладывать
его, голого, в одной распашонке,
на одеяльце, расстеленное прямо
на полу. Малыш рос и развивал-
ся без шапочек и носочков, полу-
чал в неограниченных количест-
вах грудное молоко, спал вместе с
родителями до двух лет и был воз-
им на море, в палаточный лагерь с
песком и «антисанитарией» с ше-
сти месяцев. Его пелёнки никогда
не гладились, а посуда не стерили-
зовалась. потому, когда знакомые
мамы жаловались, что их дети бо-
леют, у меня было моё собствен-
ное твёрдое мнение на этот счёт:
а сами виноваты. кутать не нужно
было. и грудью кормить хотя бы
года полтора.
потом у меня родилась девоч-
ка катя. Если бы катя оказалась
первым и единственным моим ре-
бёнком, то я бы однозначно при-
мкнула к тем мамам, которые, стоя
в сторонке со своим опрятным по-
слушным малышом и наблюдая
за чужой безобразной истерикой,
сказали бы: «Вот моя девочка ни-
когда бы себе такого не позволи-
ла!», и поставила бы себе честный
жирный плюс. катя с самых пер-
вых дней спала в своей отдель-
ной кроватке, в другой комна-
те (что-то немыслимое в контек-
сте младенца саши) и могла часа-
ми лежать там, рассматривая под-
вешенные вдоль бортика игруш-
ки, пока мы с её старшим братом
благополучно занимались на ков-
ре рядом. За первые катины два
месяца мы исколесили всю киев-
скую и частично Черниговскую
области. без проблем останавли-
вались в придорожных кафе, я да-
же возила катю с собой в институт
и библиотеку!
но в три месяца случилось не-
что ужасное: у дочки поднялась
температура, и она начала каш-
лять! Я была уверена, что такого
не бывает, что это не из моей ре-
альности — давать ребёнку ка-
кие-то лекарства, водить к вра-
чу… Мне казалось, что просто
нужно меньше паники, больше
грудного молока, поносить на
ручках — и всё пройдёт. имен-
но это я без тени сомнения сове-
товала другим мамам, у которых
болели дети. Я была уверена, что
это не дети болеют, а их мамам не-
чем заняться. Врач, прописавшая
нам антибиотики (ан-ти-би-о-ти-
ки? да никогда в жизни!), сказала
твёрдо, так, что даже я послуша-
лась: «Вам нужно ложиться в боль-
ницу. немедленно. В любой мо-
мент у девочки может развиться
пневмония». две недели мы про-
вели в больнице, получая уколы
и всевозможное лечение. Я стала
осторожнее. дочка болеет в сред-
нем раз в три месяца—любой ви-
рус, летящий по воздуху, словно
прельщается кроткой безпомощ-
ностью нежной, хрупкой белоку-
рой девочки, и катюша заболе-
вает. благодаря катюше я научи-
лась «читать» анализы крови и мо-
чи, делать жаропонижающие уко-
лы и разводить порошковый анти-
биотик для инъекций. нас хорошо
знают, как минимум, в трёх боль-
ницах города. почему? Что я дела-
ла не так? ответа на этот вопрос я
так и не получила.
у меня два совершенно раз-
ных ребёнка, рождённых от оди-
наковых родителей, употребляю-
щих одинаковую пищу, живущих в
одной комнате, — и потрясающе,
невообразимо разных! немысли-
мые, невозможные для саши ве-
щи его сестра делает с лёгкостью,
словно никто её этому и не учил. В
то же время сашина собранность,
методичность,
ответственность
чужды «летающей в облаках» ка-
тюше. наша старшая девочка по-
чти не ходила в садик и могла ча-
сами сидеть, складывая пазлы (са-
ша до определённого возраста
эти пазлы ел), и рисовала потряса-
ющие картинки. слушала книжки,
которые я могла читать ей с утра
до вечера. А позже как будто сама,
без чьей-либо помощи, научилась
читать и писать.
первые сашины полгода в
школе были суровым испытани-
ем! из детского сада моего пер-
венца выпустили с рекоменда-
цией «индивидуального обуче-
ния», и, откровенно говоря, в семь
лет он был совершенно не готов к
школе. по инерции я продолжа-
ла несколько лет считать себя ма-
терью-неудачницей и всячески
оправдывалась перед учитель-
ницей, но в пятом классе выясни-
лось, что у саши очень всё хорошо
складывается с математикой. бо-
лее того, он начал читать толстые
романы из «библиотеки приклю-
чений» и детскую классику, а так-
же рисовать хитрые инженерные
чертежи и топографические кар-
ты. Мне очень хотелось отдать сы-
на в какой-то кружок, но он нигде
не приживался, пока мы не дошли
до каратэ. За четыре года саша
достиг немалых успехов, зарабо-
тав «синий» пояс и кубики на жи-
воте. сын подрос, посолиднел и
стал настоящей опорой в семье—
ответственный, собранный, спо-
собный помыть посуду, пригото-
вить для всех вкусный завтрак, по-
менять колесо машины и сделать
массу других полезных вещей. и
главное — он очень добрый и от-
зывчивый.
когда саша учился в первом
классе, у меня родились Евфро-
синия с никитой. разные, как день
и ночь, они не то что не походи-
ли на старших брата и сестру, а во-
обще на близких родственников!
белокурая, голубоглазая, с носи-
ком-кнопочкой Ефросиша оказа-
лась по характеру полным анти-
подом своей старшей сестры (не-
жной, легкоранимой, тихой) и на
порядок спокойнее саши в анало-
гичном возрасте. Если саша «брал
своё» ором, то Ефросиния приду-
мывает более изощрённые и ар-
тистичные способы. она бойкая,
уверенная в себе и очень вредная.
она одна из всех четырёх моих де-
тей на замечание строгим голо-
сом пристально посмотрит в глаза
и спросит: «Что такое, мама?» Гля-
дя на Ефросинию, мне часто хочет-
ся воскликнуть: «Моя дочка никог-
да бы себе такого не позволила!» В
то же время, когда Ефросиния на-
чинает рисовать, у всех дух захва-
тывает от того, насколько уверен-
ными получаются штрихи и ли-
нии из-под её крошечных пухлых
пальчиков!
Её единоутробный брат ники-
та, рождённый семью минутами
позже, — кареглазый (единствен-
ный из всей четвёрки), скуластый,
тихий, упрямый и обидчивый. Гля-
дя на эту парочку, понимаешь,
что видишь словно две половин-
ки единого целого, дополняющие
друг друга. никита предпочита-
ет быть «ведомым» сестрой и сто-
ит за неё горой. В аквапарке на
праздновании своего дня рожде-
ния удалось протащить четырёх-
летнюю Ефросинию на взрослую
«трубу», которой она не то что не
испугалась, а отнеслась со сдер-
жанным серьёзным одобрени-
ем, сказав, что «не страшно и хо-
рошо». никита же, снаряжённый в
надувной круг со шлейками, едва-
едва освоил крошечную детскую
горку высотой полтора метра и
наотрез отказывался исследовать
более серьёзные развлечения.
когда шайке малолетних раз-
бойников исполнилось два года,
решила отдать их в садик. Мно-
гие годы я была ярым противни-
ком всяческих дошкольных учре-
ждений. старший сын ходил в дет-
ский сад примерно полтора года
и очень страдал, а дочка — при-
мерно год и страдала ещё боль-
ше. козявочкам едва стукнуло
два, они только научились ходить
на горшок и ещё совсем не умели
сами одеваться, — и я веду их в
детский сад.
но оказалось, в природе су-
ществуют и такие дети, которым
сад очень показан. плохо управ-
ляемые, активные, скучающие до-
ма, готовые к командной работе
Ефросиша и никита рвались к иг-
рающим на площадке детям, во-
зились с ними, терроризировали
родителей и брата с сестрой, и у
меня просто не оставалось выбо-
ра. к этому моменту я поняла, что
как мама совершенно ничего не
понимаю в детях и материнстве.
Когда-то я считала: чтобы
ребёнок не болел, нужно его
просто закаливать и не давать
антибиотики «по первому чи-
ху».
Это сработало ровно с поло-
виной моих детей!
Когда-то я думала (пусть и
недолго), что истерики на ули-
це, ор и ужасное поведение за-
висят от родительского воспи-
тания.
В действительности смо-
гла воспитать лишь одного ре-
бёнка, который никогда не кри-
чал на улице и дома!
Когда-то я утверждала, что
жёсткий режим дня и кормле-
ния — пережитки прошлого
, но
опыт с двойняшками показал, что
если у нас не будет режима, то у
этих детей не станет и мамы. ров-
но в девять вечера в доме насту-
пает отбой, а в семь утра подъём.
хотя несколько лет назад у нас все
ложились, когда хотели, и просы-
пались тоже, когда получится. та-
кой уклад казался мне прогрес-
сивным и «экологичным».
Когда-то я была уверена в
том, что талант есть у каждого
ребёнка и проявляется он в ран-
нем возрасте, всё зависит от ро-
дительской настойчивости.
на
деле оказалось, что всё очень ин-
дивидуально и родительская на-
стойчивость должна проявляться
прежде всего в развитии у ребён-
ка ощущения, что его безогово-
рочно любят, каким бы он ни был.
Сейчас я понимаю,
что,
несмотря на солидный опыт, со-
вершенно не могу ничего кому-
либо советовать. Все детки раз-
ные, и получается,
только мама
знает наверняка, что на самом
деле нужно её ребёнку и как
«правильно» его лечить и вос-
питывать.
пожалуй, это и есть
единственный совет, который мо-
гу дать без сомнения в собствен-
ной правоте.
Ольга ЯценКО.
Такие разные детки...
Мудрость
какое умение самое редкое? —
Отдавать.
какое умение самое лучшее? —
Прощать.
какое умение самое трудное? —
Молчать.
какое умение самое важное? —
Умение спрашивать.
какое умение самое нужное? —
Умение слушать.
какая привычка самая неприятная? —
Склочность.
какая привычка самая вредная? —
Болтливость.
какой человек самый сильный? —
Способный постичь Истину.
какой человек самый слабый? —
Считающий себя самым сильным.
какой человек самый разумный? —
Который следит за своим сердцем.
какая привязанность самая опасная? —
К своему телу.
какой человек самый бедный? —
Который больше всего любит деньги.
какой человек ближе к богу? —
Милосердный.
Чем противостоять беде? —
Радостью.
Чем противостоять страданию? —
Терпением.
каков признак здоровой души? —
Вера.
каков признак больной души? —
Безнадёжность.
каков признак неправильных действий? —
Раздражение.
каков признак добрых поступков? —
Мир души.
какой человек заживо умер? —
Равнодушный.
какой человек никогда не умрёт? —
Любящий ближних.
Симеон аФОнСКиЙ.