Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 4 (165), апрель 2018 г.
осоЗнАнноЕ родитЕЛьстВо
Р
асскажу историю о зна-
комстве нашей дочки с
цифровым миром. исто-
рию о ранних родитель-
ских ошибках и их по-
следствиях. и о том, как мы реши-
ли убрать телевизор, планшет и
компьютер куда подальше.
сразу скажу, что никому не на-
вязываю свою точку зрения. Все
любящие родители желают свое-
му ребёнку только лучшего и вы-
бирают для него то, что считают
нужным и правильным. Мы с му-
жем сделали свой выбор почти
год назад и ни разу об этом не по-
жалели.
судьба подарила нам замеча-
тельную дочку. стася с самого ро-
ждения была солнечным, жиз-
нерадостным и спокойным ре-
бёнком. ни тебе истерик, ни ноч-
ных подъёмов, ни проблем с пи-
танием. только улыбки и смех. А
ещё естественное любопытство:
книжки, развивающие игрушки,
да и просто какие-то интересные
предметы—всё принималось «на
ура».
кстати, слово «развивающий»
было нашим пунктиком. Мы про-
глатывали всё, что подавалось под
«развивающим» соусом. поэтому
очень рано, где-то с полугода, доч-
ка посмотрела свой первый муль-
тик из серии «Tiny Love». стася сра-
зу его полюбила, так что смотрели
этот мультик регулярно. даже сей-
час вспоминаем его с теплотой,
поём оттуда песенки и вставляем
полюбившиеся фразочки.
ну что ж, если это так нравится
ребёнку, почему бы не добавить
ещё мультиков? к году стася уже
вдоль и поперёк пересмотрела и
Timmy Time, и патрика и его дру-
зей, и многие советские мультики
вроде «бременских музыкантов».
Вскоре мы познакомились с Лун-
тиком, Фиксиками и нашей обо-
жаемой свинкой пеппой. наконец
даже канал «карусель» с его пчёл-
кой Майей и Аркадием паровозо-
вым стал для нас родным и люби-
мым. и дочке, конечно, хотелось
больше и больше.
В то же время стася осваива-
ла гаджеты. сначала, когда ей бы-
ло месяцев девять, мы закачали
в смартфоны всякие интересные
приложения: музыкальные, с го-
лосами животных, да и просто за-
бавные вроде «Sago Mini». исклю-
чительно чтобы развлекать ре-
бёнка в дороге — тогда мы поле-
тели в первое семейное путеше-
ствие.
к году дочка уже хорошо зна-
ла все эти игры. но вот беда: те-
перь она при первой же возмож-
ности отнимала наши смартфоны.
и тут мы с мужем решили, что до-
ченька созрела для собственно-
го гаджета, и закачали все те же
игры на планшет. теперь это был
стасин планшет. Все удивлялись и
радовались: как же быстро освои-
лась наша девочка, как она ловко
справляется с этим прибором. ка-
залось бы, всем стало хорошо: и
дочка «развивается», и у родите-
лей есть свободное время.
проблемы появились в год
и два месяца. сначала снизился
темп развития речи. оказалось,
что очень много новых слов ста-
ся узнавала из книжек, которые
на тот момент почти переста-
ла читать. потом начались слож-
ности со сном. наша дочка, кото-
рая всегда легко укладывалась,
вдруг стала капризничать. но всё
это можно списать на возрастную
перестройку, адаптацию и т.п. А
всерьёз мы заволновались, когда
стася, обычно всегда позитивная,
стала без повода раздражаться,
закатывала истерики и даже пы-
талась драться. к тому же посте-
пенно пропадал интерес к дру-
гим любимым занятиям: рисова-
нию, лепке, книгам, музыке…Ей
теперь хотелось только мультики
и планшет.
Я давно подозревала, почему
так происходит. но всё время пы-
талась найти оправдания и другие
причины.
решила посоветоваться с педа-
гогом в нашей Монтессори-груп-
пе. ольга — настоящий профес-
сионал своего дела, да и просто
очень хороший человек. на во-
прос о том, как вообще тВ и гад-
жеты вписываются в их концеп-
цию воспитания, я получила од-
нозначный ответ: до трёх лет пол-
ный отказ. А после — только в це-
лях образования и познания но-
вого. родителей, конечно, никто
не заставляет, но рекомендации
именно такие.
тогда я вернулась домой в
раздумьях. действительно, когда
стаська ещё не родилась, я каж-
дый день мечтала о том, как мы
вместе гуляем, разговариваем, за-
нимаемся творчеством, готовим.
телевизора и планшета в этих пла-
нах не было. после откровенно-
го разговора с самой собой я по-
няла, что за намерениями дать ре-
бёнку всестороннее развитие уже
давно скрывались банальная лень
и принцип удобства. В тот же день
я озвучила эти мысли мужу, и он
согласился: пора что-то делать с
этой проблемой.
Мы решились. и вот телевизор
отключён от сети, планшет спря-
тан поглубже в шкаф, наши смарт-
фоны тоже вне досягаемости. с
дочкой провели подготовитель-
ную беседу. кстати, с бабушками и
дедушками тоже, чтобы все знали
об этих правилах. В общем, приня-
ли меры и начали новую жизнь.
думали, что будет очень слож-
но, ведь все эти цифровые ра-
дости так плотно вошли в нашу
жизнь. Мы были готовы к истери-
кам, крикам и глухой обороне. и,
честно говоря, не рассчитывали
на лёгкий результат.
именно поэтому придумали
для дочки целую программу адап-
тации (очень громко сказано).
Главная задача — не дать скучать
и заново открыть для неё всё мно-
гообразие интересных занятий,
помимо мультиков и планшета.
В первый день эксперимен-
та стася пару раз просила план-
шет, иногда подходила к телеви-
зору, просила включить мультик
на компьютере. но, услышав, что
айпад от нас ушёл, телевизор яко-
бы не работает, а мультики поте-
рялись, она только чуть-чуть ка-
призничала и сразу же начинала
искать альтернативы, с чем мы ей
и помогали. так что началось всё
Как мы спасали дочку
от гаджетов
спокойно, а через неделю дочка
уже и думать забыла про мульти-
ки и планшет.
Чтобы помочь дочке втянуть-
ся в новую, «безцифровую» жизнь,
мы придумали вот что.
скачали песни из любимых
мультфильмов. стася была очень
рада такой замене, она до сих пор
любит и слушает эти песенки.
купили пару-тройку книг про
разных персонажей из мульти-
ков. попадались даже музыкаль-
ные, с кнопками-песенками. доч-
ка очень радовалась, узнавала и
называла всех героев. Чуть позже
к таким книгам прибавились ма-
ленькие журнальчики с наклейка-
ми. и тоже очень понравились.
В эру планшета и телевизора
стася совсе забыла про книги. но
стоило нам отказаться от электро-
ники, и чтение снова стало самым
любимым занятием. Мы можем
весь день провести с книжками, и
дочке не будет скучно.
нашей девочке очень по-
нравилась затея с кукольным те-
атром. купили несколько знако-
мых стасе персонажей: резино-
вую пчёлку Майю, пеппу, Лунти-
ка и т.п. Все фигурки маленькие и
стоят копейки, в детских магази-
нах их сейчас полно.
Мы ставили детский стульчик
— это сцена. Затем выбирали 2–3
игрушки (сначала мультгероев,
а потом любые другие игрушки),
на ходу придумывали простень-
кий сюжет: от маленьких поучи-
тельных зарисовок до повторения
фраз вежливости. и разыгрывали
мини-спектакль, не дольше двух
минут. получается тот же мультик,
только ещё лучше, ведь тут мож-
но потрогать всех героев и само-
му придумать сюжет. стася с боль-
шим энтузиазмом приняла эту
идею. А сейчас она уже сама вы-
бирает героев и сценарий, разыг-
рывает перед нами собственное
представление: куколки здорова-
ются, узнают про дела друг друга,
кушают, купаются, ложатся спать и
ходят на горшочек. очень умори-
тельные маленькие сценки.
Вскоре после отмены гадже-
тов у дочки проявился огромный
интерес к музыкальным сказкам.
после введения «строгого режи-
ма» стася с упоением слуша-
ла «бременских музыкан-
тов», «кошкин дом», сказ-
ки сутеева и Чуковского.
А музыкальную опе-
ру «Мойдодыр» мы с
дочкой вообще выу-
чили наизусть и
сейчас можем процитировать лю-
бой отрывок.
стася снова полюбила рисо-
вать и лепить. Лепка — это ещё
одна увлекательная альтернатива
мультикам и планшету.
позже купили диапроектор —
полноценную замену мультикам.
нашли в магазине удобный дет-
ский проектор «светлячок», там
же продавались и кассеты со сказ-
ками и потешками. темнота, яр-
кие красивые картинки прямо на
стене в детской, а фоном идёт ка-
чественная озвучка. стася была в
восторге. смотреть диафильмы—
это и сейчас одно из любимых за-
нятий.
отличная альтернатива муль-
тикам и гаджетам—прогулка. Мы
выходили в парк, садились на ска-
меечку и наблюдали за всем, что
происходит вокруг. Могли приду-
мать историю про любую мелочь
и, что мне очень нравится, научи-
лись эти мелочи замечать. Любая
шишка или листок становятся по-
водом для увлекательной сказки.
конечно, можно столько все-
го придумать, было бы желание.
перечисленные идеи очень про-
сты и требуют минимум усилий и
затрат.
сложнее всего в нашем экспе-
рименте было изменить собст-
венный образ жизни (наш, роди-
тельский) и справиться с дурными
привычками. хотя нет. сложно бы-
ло принять это решение, мыслен-
но отказать себе в телевизоре и
постоянном сидении в телефоне.
А на деле всё оказалось гора-
здо проще. нам было так интерес-
но проводить время с дочкой, как
будто мы сами стали детьми, лю-
бознательными фантазёрами. и,
если честно, на телевизор больше
не тянуло. со смартфонами пер-
вое время было сложнее: ограни-
чили себя до того, чтобы просто
отвечать на звонки и сообщения,
исключили безцельный «серфинг»
в присутствии ребёнка. и наши
усилия окупились с лихвой.
результат 9 месяцев цифрово-
го «воздержания» в почти два ста-
синых года таков.
• Дочка отлично разговаривает,
с полутора лет небольшими пред-
ложениями, а сейчас уже в
ходу и сложные фразы.
она мо-
ж е т
спеть пару куплетов песенки, рас-
сказать стишок или простую сказ-
ку.
• Стася проявляет огромный
интерес ко всему новому. Её не
нужно заставлять заниматься.
• У девочки отлично развива-
ется фантазия. она сама выберет
героев, сама придумает сюжет, са-
ма расскажет историю.
• Стася стала самостоятельной.
Ей больше не нужны мама с папой
на каждом шагу. и у нас с мужем
появилось достаточно свободно-
го времени на дела и отдых. те сво-
бодные минуты, которое так ищут
родители, отдавая детей на рас-
терзание гаджетов, появились са-
ми собой. А все потому, что ребё-
нок умеет себя занять, применяя
уже развитую фантазию и природ-
ную страсть ко всему новому.
• Случайно столкнувшись с те-
левизором или планшетом (на-
пример, в гостях), дочка реагиру-
ет на них очень спокойно. интере-
суется, конечно. но не плачет и не
куксится, если тВ вдруг выключи-
ли, а планшет забрали.
• Дочка осталась такой же
весёлой и позитивной. капризы
и истерики — редкие гости в на-
шей семье.
Мы пока не знаем, какими бу-
дут отношения с цифровым ми-
ром в будущем. рано или поздно
ребёнку захочется включить те-
левизор и освоить компьютер-
ные игры. но, когда придёт вре-
мя, дочка сделает выбор осознан-
но, помня о том, как много вокруг
других замечательных занятий.
напоследок наш совет роди-
телям, которые хотят уберечь де-
тей от раннего цифрового влия-
ния: попробуйте! не сомневай-
тесь, просто выключите телеви-
зор и спрячьте подальше планшет.
Ведь тот яркий, красочный и Жи-
Вой мир, который вы откроете ре-
бёнку, точно стоит всех усилий.
александра блОХ.
https://vk.com/nova_shkola_
bydyshego