«Родовая Земля»
№ 4 (165), апрель 2018 г.
22 • осоЗнАнноЕ родитЕЛьстВо
ный Мир ополчился против не-
го. А ведь это не так. просто ребё-
нок об этом не знает. Мало того, он
ещё и никому не доверяет в этом
Мире, так как его часто обманыва-
ли и отвергали, выставляя перед
всеми дураком или монстром. Вот
он и оправдывает эти звания, что-
бы, если уж не уважают, то хотя бы
боялись.
ребёнок всем своим видом хо-
чет показать, что он «крутой», а
чтобы казаться «крутым», нужно
грубить старшим, обижать млад-
ших и хулиганить.
но ведь таким деткам, как,
впрочем, и всем остальным, ну-
жен не только воспитательный
кнут за неправильные поступки,
но и поощрительный пряник за
правильные.
Взрослые на то и взрослые,
чтобы суметь найти подход к та-
ким детям, но для этого нужно се-
бя поставить на его место и почув-
ствовать: «каково это, когда ты из-
гой во всех кругах общества, и са-
мо это общество вынуждает вести
себя, как отъявленный хулиган,
поддерживая общепринятое мне-
ние о нём, причём часто по непод-
тверждённым сведениям, по прин-
ципу: «так все о нём говорят». Ведь
никто и никогда не заглядывал в
душу такого ребёнка, не спраши-
вал его: «почему ты ощетинился и
строишь из себя плохиша?»
Ему и самому наверняка это
противно, но общество выделило
ему эту роль, которую он, хочешь
или не хочешь, а должен играть,
следуя стандартным стереотипам.
А ведь в душе такого ребён-
ка тоже есть струны, которые мо-
гут петь, но пока его душа плачет
и страдает вдали от посторонних
глаз, а у всех на виду он «выёжива-
ется», отстреливаясь колючками,
выставляя на всякий случай шипы
напоказ. Вдруг кому-нибудь при-
дёт в голову мысль «напасть», а у
него уже крепкая броня нагото-
ве. но он не просто обороняется,
он ждёт нападения, часто сам его
провоцируя, причём ждёт посто-
янно, не зная отдыха ни днём, ни
ночью. днём его к этому вынужда-
ет социум, а ночью душу терзают
сомнения и неуверенность. и эта
неуверенность в себе, в завтраш-
нем дне и неверие в волшебные
счастливые перемены в жизни за-
ставляют ребёнка ещё глубже за-
биваться внутрь своей ракушки,
но обязательно выставляя оборо-
ну с колючками.
с такими детьми нужно много
работать психологически, причём
долго, серьёзно и очень незамет-
но для них самих, не оставляя ни-
чего на потом. им нужна срочная
помощь — сразу, здесь и сейчас.
им некогда ждать у моря пого-
ды. они уже вжились в свою роль
и не ждут, что Мир для них изме-
нится по мановению волшебной
палочки. Здесь нужен очень осно-
вательный и тонкий подход. нуж-
но ухитриться достучаться до вну-
треннего Мира ребёнка, но для
этого нужно, чтобы он начал вам
доверять. но не думайте, что за-
служить доверие очень просто.
отнюдь нет. он — «тёртый калач»
в плане «ежистости». попробуйте
«влезть в его шкуру» и почувство-
вать его состояние. да, заслужить
доверие такого ребёнка непросто
даже потому, что он уже «наобжи-
гался» и никому не верит. А нужно,
чтобы поверил и смог постепен-
но оттаять, раскрыться, понять и
почувствовать, что Мир не такой
агрессивный, каким ему казался,
особенно, если самому стать чу-
точку добрее к этому Миру. Ведь
какой ты сам, такой и Мир вокруг
тебя, и это, кстати, касается не
только детей, но и взрослых, кото-
рым в детстве вовремя не встре-
тился на пути человек, который
показал бы ему Мир с другой сто-
роны и нашёл бы подход к его из-
раненной душе, просящей помо-
щи. поэтому помощь таким людям
нужно оказать как можно раньше,
пока их душа ещё не успела сов-
сем «зачерстветь» и запереть все
двери на засовы и амбарные зам-
ки.
Вы спросите: «о какой помо-
щи Вы говорите?» да всё достаточ-
но просто. нужно только попро-
бовать хоть раз поговорить с че-
ловеком по душам и понять, что
его тревожит, чем он увлекается,
какие у него интересы, какие це-
ли в жизни...
однако бывает, что челове-
ка трудно вынуть из его глубокой
ракушки и разговорить о его про-
блемах.
на этот случай есть 100% про-
веренный способ помочь ему.
просто он должен в чём-то по-
мочь вам. и эта помощь должна
быть реальной, а не придуман-
ной. не допускается никакого об-
мана. Человеку нужно почувст-
вовать, что ему доверяют, и не
просто абы что, а спасение друго-
го в каком-то важном, судьбоно-
сном вопросе. Значит, нужно най-
ти в своих запасниках давнюю, ни-
как не решаемую проблему и рас-
сказать о ней подопечному, дав
ему понять, что только он и никто
другой сможет помочь, что если
не он, то никто не поможет. он мо-
жет помочь не обязательно вам.
Вы вправе направить его к тому,
кто очень нуждается в его помо-
щи и поддержке. Это может быть
человек, брошенный зверёк... так
он сможет поверить в себя и свои
силы. и только когда он поможет
кому-то, тогда почувствует свою
нужность и искреннюю благодар-
ность того, кому помог, посмотрев
на Мир другими глазами. он нако-
нец скинет чёрные очки и начнёт
видеть оттенки разного цвета.
так для него блеснёт первый
лучик надежды на спасение. Если
вы сможете заслужить доверие та-
кого человека, проявите искрен-
ний интерес к его судьбе и заботу
о нём, то сердце его обязательно
оттает и засветится доброй улыб-
кой. так, делая маленькие шаги
навстречу друг другу, можно будет
растопить заледеневшее сердце
ранее не уверенного в себе чело-
века. Вы увидите, как он преобра-
жается на ваших глазах, как распу-
скается цветок его души и за спи-
ной расправляются крылья, а за-
одно постепенно тают все обиды
на Мир, людей и самого себя.
Если помочь человеку пове-
рить в себя и показать ему, что в
него верят и другие, то он обяза-
тельно станет опять самим собой,
настоящим и никогда не подведёт
тех, кто в него верит. тот, кто по-
мог ему поверить в собственные
силы, становится ему очень дорог.
А тех, кто нам дорог, подводить не
хочется никогда, потому что они в
нас верят. Вера в человека карди-
нально и навсегда может изменить
его судьбу. и это относится в рав-
ной степени как ко взрослым, так
и к детям, мальчикам и девочкам.
Любовь и понимание творят
настоящие чудеса, которых мы
все постоянно ждём. Вера в чу-
до не даёт угаснуть надежде, а на-
дежда помогает выстоять в самые
трудные времена. но ведь чуде-
са мы можем творить и сами, по-
могая тем, кто попал в беду, кто
очень нуждается именно сейчас в
этом чуде.
дарите людям радость и улыб-
ки, и всё это вернётся вам мно-
гократно увеличенным. помогая
другим, мы сами становимся луч-
ше. А значит, нам это нужно так же,
как и тем, кто нуждается в нашей
помощи.
алёна аМелина,
член Ассоциации творческих
учителей России, поэтесса,
рук. Универсальной Родительской
Академии, психолог,
тренер по позитивному мышлению,
автор образовательно-игровой
методики преподавания
«Смотри, Играй, Читай, Считай,
Слушай и Запоминай»,
педагог семейного образования.
https://vk.com/amelinaalena.
amelinaalena@mail.ru.
Баранкин, стань человеком!
Маленький психологический тренинг
В
ы знаете, отчего люди порой
становятся злыми и вредны-
ми?
да просто их когда-то
недолюбили и не поняли
те, кого любили они. из-за это-
го у многих из них с детства раз-
вился и продолжает развивать-
ся комплекс неполноценности. с
малых лет им кажется, что если их
не любят, значит, они не достойны
этого, значит, они плохие. снача-
ла недолюбленный ребёнок ста-
новится обидчивым, потом «ухо-
дит в себя» и возвращается к лю-
дям лишь затем, чтобы выставить
свои колючки на любые слова и
действия в свой адрес, даже если
они совсем необидные. но он так
привык ото всех обороняться, си-
дя в своей «скорлупе», что ощети-
нивается просто по привычке, да-
же не задумываясь. просто его те-
ло уже привыкло к этому и дела-
ет это рефлекторно, помня свой
горький опыт.
потом ребёнок настолько вжи-
вается в роль плохиша, что стара-
ется поддерживать этот имидж
как можно достовернее. и, несмо-
тря на то, что внешнее поведение
его может быть похоже на поведе-
ние озлобленного дикаря или да-
же страшного монстра, в душе его
кипят боль и отчаяние от непони-
мания окружающими его изра-
ненной души.
к сожалению, его все и при-
нимают таким, каким он пытает-
ся казаться. и часто взрослые за-
бывают о том, что он всего-навсе-
го ребёнок со своими проблема-
ми, переживаниями и психологи-
ческими травмами. ребёнок, ко-
торый нуждается в помощи, как
никто другой. душа его «зачахла»
без тепла, заботы, ласки, внима-
ния и просто человеческого по-
нимания. детская психика намно-
го слабее взрослой, и она требу-
ет постоянной моральной под-
держки, особенно в критические
возрастные переходные перио-
ды. В эти периоды даже ранее по-
слушным деткам, которых в семье
все любят, бывает тяжело найти с
окружающими их людьми общий
язык. А что же говорить о тех де-
тях и, тем более, подростках, кото-
рым пришлось несладко без под-
держки, любви и понимания близ-
ких и родных для него людей?
такому ребёнку в социуме «вы-
жить» сложнее, чем другим детям.
у него своя специфика поведения,
которую он выработал, живя веч-
но в обороне от всех и вся, дер-
жа наготове тысячи шипов и иго-
лок, готовых в любой момент вы-
стрелить в каждого, кто посмеет
нарушить границы его внутрен-
него или внешнего пространства.
Вот и растёт такой маленький «ди-
кобразик», считая, что весь огром-