Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (168), июль 2018 г.
20 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛьСТВО
У
меня есть сын, который че-
тыре месяца назад пошёл в
детский сад. Но ни разу та-
кого не было, чтобы Ники-
та утром бодро проснулся,
сам прошагал в туалет, совершил
утренние процедуры, энергично
оделся и жизнерадостно напра-
вился в сад.
Надо отметить, что взрослые
люди, проживающие на одной
территории с Никитой, имеют
своё расписание, загруженность,
планы и, как это часто бывает, на-
ходятся в состоянии цейтнота. То
есть при утренних сборах мы с сы-
ном совсем не единомышленни-
ки. Наоборот, он никуда не торо-
пится и всем видом это показыва-
ет, а я всегда спешу и нервничаю
по этому поводу.
До того как я стал тренером и
бизнес-спикером, работал топ-ме-
неджером, то есть тем, у которо-
го была власть, и имелось право
её использовать. Например, в ди-
рективном порядке отдать пря-
мое распоряжение сотруднику, не
вдаваясь в подробности и не объ-
ясняя мотивы. как выяснилось по-
зже, директивный метод управле-
ния при взаимодействии с моим
сыном не работает вообще (ровно
так же, как и при управлении со-
трудниками)! То есть сказать Ни-
ките: «Давай умывайся!» не прока-
тит. Или: «Никита, пей йогурт!» то-
же не особо мотивирует ребёнка
на выполнение этой сверхважной
и срочной задачи.
Потому как важная она для
меня, а ему моя утренняя спеш-
ка по барабану. Точно так же и со-
трудники выполняют свои зада-
чи, если с ними разговаривать ав-
торитарно и без проявления эм-
патии.
Всё-таки всегда есть исключе-
ния, и, конечно же, в любом кол-
лективе есть запуганные люди,
которые из-за страха быть уво-
ленными быстро побегут и вы-
полнят задачу руководителя-са-
модура. Но я бы не желал нико-
му из менеджеров, чтобы их зада-
чи выполнялись людьми с таким
настроем. картина, нарисованная
вдохновленным художником, бу-
дет разительно отличаться от той,
которую создаст художник напу-
ганный. Даже если они будут ри-
совать одно и то же.
про отцов, менеджеров,
детский сад
и превосходство
над слабыми
А я не хочу, чтобы у меня был
запуганный ребёнок и при этом
желаю, чтобы задача выполня-
лась.
Настойчивость типа: «одевай-
ся, одевайся…» не работает. Запу-
гивание типа: «сейчас там съедят
всю твою кашу», попытка перекла-
дывания ответственности типа:
«ты уже должен всё делать сам»,
чёткая и стройная аргументация
и мои рассуждения вслух про дис-
циплину не работают. А если по-
высить голос, так вообще можно
сразу доставать мобильный те-
лефон и переносить мою первую
встречу на час позже.
Стоит отметить, что в саду у
него всё хорошо: есть приятели,
классные воспитатели и интере-
сные занятия. Иногда бывает про-
блема наоборот: вечером его не
утащишь из сада домой.
В общем, ситуация моя понят-
на: нужно сделать так, чтобы мой
ребёнок вдохновлённо шагал в
детский сад, и сделать это должен
я. И действия при этом ничем не
отличаются от тех, которые дол-
жен совершать руководитель, ког-
да ему необходимо повести к це-
лям и задачам, стоящим перед
компанией, своих людей.
Нужно вовлечь людей в про-
цесс и создать им для этого отлич-
ные условия!
Что самое удивительное, ког-
да ты начинаешь смотреть на про-
блему под таким углом, решения
сами начинают приходить в го-
лову. Пусть не сразу, пусть не бы-
стро, но приходят. А потом, как по-
лагается, случаются чудеса: и со-
трудники бегут к светлому буду-
щему, и ребёнок радостно шагает
в садик.
За последние две недели мы с
Никитой:
1. Играли в «тепло-холодно»,
когда искали его шарф, который
оставили в саду.
2. Шли, сжимая в кулаках, отда-
вать свою сердечную любовь вос-
питательнице.
3. Отмечали Всемирный день
Добрых Дел и делали этим утром
добрые дела.
4. Превращались в робота и
нажимали на нём кнопки «одева-
ния», «приёма пищи», «хождения»
и так далее.
5. Соревновались с минутной
стрелкой на часах, чтобы обогнать
её и прибежать в садик быстрей,
чем она покажет нужное время.
6. Отводили в садик папу (ме-
ня) и знакомили его с персоналом.
7. Играли в «игру наоборот», то
есть делали всё, что скажет папа,
но наоборот.
8. Искали волшебницу, кото-
рая превратила моего сына в ка-
призного мальчика.
9. Прятали в раздевалке пи-
ратские пиастры и находили их на
следующее утро.
10. Ну, и один раз я его «ку-
пил». Пообещал новую игрушку и
торжественно вручил её вечером.
Но способ «купить» работал
хуже всего и очень краткосрочно.
Так как уже на следующий день
это было чуть ли не требование со
стороны сына. как и в жизни. по-
пытка вдохновить сотрудников
материальной мотивацией всег-
да заканчивается тем, что человек
ищет места, где ему ещё больше
могут заплатить. А что? Сами так
научили!
Точно знаю, что вдохновлён-
ные люди могут работать гора-
здо эффективней, чем люди с по-
вышенной ставкой оклада. В разы
эффективней.
Многие скажут, что я зря при-
учаю своего ребёнка к таким иг-
рам, ведь так он привыкнет и ни-
чего не будет делать без создания
творческой атмосферы. Но пока
наблюдаю за тем, как он начал де-
лать всё с большим удовольстви-
ем и на удивление быстрее учится
самостоятельности.
Также и сотрудники, работа-
ющие в классной и здоровой ат-
мосфере, начинают создавать не
только результаты, но и идеи для
развития, дружные коллективы и
уникальные культуры.
Обращаясь к руководителям
разных мастей и рангов, хочу ещё
раз подчеркнуть: самый простой
способ сделать так, чтобы сотруд-
ник что-то сделал для вас — при-
казать одновременно является и
самым неэффективным. Люди за-
крываются, обижаются, затаивают
злобу и ждут момента возмездия
над вами.
Посмотрите фильм «12 лет
рабства», там очень хорошо пока-
зан образ руководителя, который
всё пытается решить наиболее
простым, директивным, автори-
тетным способом. Моя супруга по-
сле просмотра этого фильма ска-
зала, что никогда в жизни не будет
силой наказывать ребёнка, пото-
му что применять силу к тем, кто
слабее тебя (читай: ниже по дол-
жности) — легко. А вот вдохнов-
лять и создавать условия, где лю-
ди будут чувствовать себя героя-
ми, сложно.
Но ведь для этого и нужны ру-
ководители и отцы. Разве не так?
По материалам
https://econet.ru
1. Превратите «Не делай
так» в «Сделай так».
«Не убегай!», «Не кусайся!» —
говорим мы, а ребёнок продолжа-
ет делать, что делал. Предложите
ребёнку вариант действия, кото-
рый вам по душе.
Пример.
• «Не таскай печенье из короб-
ки!» — «Возьми яблоко» или «По-
моги мне, пожалуйста, накрыть на
стол, и мы вместе попьём чай с пе-
ченьем».
• «Не разговаривай с набитым
ртом!» — «Скажи, когда прожу-
ешь. Тогда я смогу понять, что ты
мне хочешь сказать».
В некоторых случаях можно
бросить ребёнку вызов:
«Докажи, что я не прав» —
«Спорим, я оденусь быстрее, чем
ты».
2. Превратите «Прекрати» в
«Продолжай».
Воспользуйтесь этой техникой,
если вам не приходит в голову
альтернатива действиям ребёнка.
Пример.
• «прекрати кусаться!»—«У те-
бя чешутся зубки? Хочется кусать-
ся? Вот тебе морковка. кусай её».
• «перестань рисовать на сте-
нах!» — «Вот тебе лист бумаги, ри-
суй здесь».
3. Предлагайте действен-
ный выбор.
Есть такие моменты, когда
вы уверены, что ребёнок скажет
«нет»? Предложив выбор, вы даё-
те ему ощущение сопричастности
и понимание, что его желания и
потребности уважаются и учиты-
ваются.
Пример
• «Надо одеться». — «ты сегод-
ня сам(-а) выберешь, что надеть,
или мне выбрать?».
• «Время обедать. садись за
стол». — «Ты сядешь рядом со
мной или с папой?».
• «пора ложиться спать». —
«какую тебе сказку почитать пе-
ред сном: про красную Шапочку
или трёх Поросят?».
4. Получите согласие.
Повседневную рутину в ви-
де мытья посуды, похода в мага-
зин и т. п. выполнять гораздо лег-
че, если сфокусироваться на пози-
тивных результатах от этих дейст-
вий. Мытьё посуды сделает вашу
кухню чистой и опрятной, после
похода в магазин в доме появится
еда. Также и с детьми: если ребе-
нок будет понимать, что даст ему
данное действие, он выполнит его
с большим интересом.
Пример.
• «Убери игрушки». — «Убери
с пола игрушки, и мы сможем по-
танцевать вместе».
• «сделай уроки!» — «Если бы-
стро справишься с уроками, смо-
жешь с друзьями пойти покатать-
ся на роликах (пойти поесть моро-
женое; сходим в кино и т. п.)».
5. Опуститесь на их уровень.
В ситуациях, когда ребёнок вас
игнорирует, опуститесь перед ним
так, чтобы ваши лица находились
на одном уровне, присядьте или
возьмите на руки. Тем самым вы
продемонстрируете ребёнку свою
готовность войти в его мир.
Пример.
Ребёнок сидит за столом, но не
ест, а играет с едой. Вы готовите
ужин, периодически напоминая
ему, что сидеть нужно ровно, есть
следует ложкой/вилкой и т. п. Ре-
бёнок вас игнорирует. Сев рядом
с ним, вы заметите, что он погло-
щён своей игрой и, возможно, вас
просто не слышит. Сядьте рядом,
установите зрительный контакт и
объясните, что еду надо есть лож-
кой.
6. Подвиньтесь.
Если вы находитесь лицом к
лицу с кем-то, это может тракто-
ваться либо как тесная связь, либо
— конфронтация. Если же вы на-
ходитесь бок о бок, то такая ситуа-
ция интерпретируется как равно-
правные отношения. Если вы по-
чувствовали ситуацию противо-
стояния с ребёнком, подвиньтесь
и займите боковую позицию, ра-
зорвав зрительный контакт.
7. Присоединитесь к его дея-
тельности.
Ребёнок поглощён своей де-
ятельностью, а вам надо ему что-
то сказать. Опуститесь на его уро-
вень и подвиньтесь, проявите ин-
терес к тому, чем он увлечён. Про-
чувствуйте ситуацию, проком-
ментируйте, включитесь в его де-
ятельность. Такие регулярные
«включения» — прекрасный спо-
соб развивать ваши отношения.
Пример.
Вы зовёте ребёнка ужинать. Он
вас игнорирует, повторяя: «сейчас».
Посмотрите, чем заняты сын или
дочь, помогите закончить ими на-
чатое, будь то укладывание кукол
или парковка машинного парка.
Испробовав методы на прак-
тике, вы научитесь применять их
в комплексе. В применении будь-
те последовательны и не забывай-
те подкреплять слова делом. Пом-
ните о соответствии, чтобы ваши
посылы детям были однозначны.
Примеры.
«Суп едят вот так…» и несё-
те ложку с супом себе в рот. «Гово-
ри со мной нормальным тоном»
произносите действительно «нор-
мальным» тоном, а не повышен-
ным.
Обязательно хвалите своих
детей. Но делайте это эффектив-
но. Не просто «Молодец!». Подме-
чайте, как действия ребёнка при-
водят к хорошим результатам и
какие его качества при этом бы-
ли задействованы. Ребёнок убрал
свои игрушки? скажите: «какая
чистая комната (результат). Ты все
свои игрушки сложил (действие).
Молодчинка! (качество)». Только в
такой последовательности малыш
поймёт, за что вы его похвалили.
сью БивеР,
автор системы «Счастливы дети —
счастливы вы»
семь мягких техник,
убеждающих ребёнка слушаться без слёз и капризов