Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 7 (168), июль 2018 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛьСТВО
Дорогие друзья!
Общими усилиями наконец-
то издана уникальная образова-
тельно-игровая книжка «ЗАБАВ-
НАЯ ТАБЛИцА УМНОжЕНИЯ» Алё-
ны Амелиной в стихах + CD (из се-
рии «Пособие для будущих вели-
ких академиков»). В ней таблица
умножения весело и интересно
зарифмована с помощью ярких
образов (понятных и близких де-
тям) едиными познавательными
стихами-рассказиками по каждо-
му столбику умножения. книга по-
могает родителям при домашнем
и семейном обучении, а также пе-
дагогам дошкольных и школьных
учреждений. Стихи не связаны
между собой, поэтому изучать их
можно в любом порядке.
• На диске кроме стихов есть
смешинки, хитринки, рецепты
приготовления грибов, детские
голоса, колокольчиком перемен-
ка, эмоции и интонации, способ
умножения на «9» на пальчиках в
виде игралочки, а также там, где
это необходимо, расставлены го-
лосовые акценты на математике.
• В книге найдена зависимость
между цветом, словом и цифрой,
при которой детки на уровне ин-
туиции и зрительного восприятия
усваивают правило: от перемены
мест сомножителей произведе-
ние не меняется. Законы умноже-
ния тоже в стихах, но зубрить их
категорически запрещается. Сти-
хи только для вкусняшки. Важно
понимание, как работает закон, а
не его бездумное выучивание. Всё
это ребёнок поймёт, разглядывая
картинки во время или после про-
слушивания диска.
• Если в семье есть детки раз-
ных возрастов, то эта книжка по-
служит им всем. Одни будут из-
учать природу, творчество и бла-
городство, другие — учиться счи-
тать, складывать и вычитать, а тре-
тьи — умножать и делить. каждо-
му своё.
Малыши от 4-х лет воспри-
нимают эту книжку просто как
обычные рассказики в стихах, не
обращая внимания на математи-
ку, а старшие слышат то, что им
положено по возрасту (в т. ч. раз-
ные варианты умножения). С ма-
лышами можно учиться считать,
складывать, вычитать по картин-
кам пальчиком в пределах воз-
можности ребёнка, постоянно
увеличивая диапазон.
книга продумана так, что ребё-
нок умножение может проверить
по картинкам простым счётом и
сложением, посчитав всех, и по-
нять, как устроено умножение (так
как всё распределено на группы),
а не просто поверить на слово, что
6х6=36 или 5х7=35.
• Обязательное условие —
удобно устроиться на диване или
в кресле, взять книгу в руки, вклю-
чить диск в любое проигрываю-
щее устройство и получить, нако-
нец, удовольствие от математи-
ки! (Где слушаем, там и смотрим в
книгу).
«Забавная таблица
умножения»
Г
оды непрерывного обуче-
ния молодого поколения
математике не прошли для
меня даром. Я совершила
открытие: не все люди со-
зданы для науки. Ну не все! И да-
же не половина. И самое главное
— я не вижу в этом ничего страш-
ного. Боюсь, что к этому большин-
ству отношусь и я.
Измученные наукой дети ча-
сто спрашивают меня: «Зачем нам
этот синус, ну где он нам понадо-
бится?» Да, я могла бы сказать:
«Дети, он прекрасен сам по себе,
посмотрите как это круто! Вот он
синус, а вот поворот, и он уже —
косинус».
Но я так никогда не говорю из-
мученным детям. Я им говорю дру-
гое. Вам когда-нибудь в жизни
придётся отжиматься от пола, при-
седать, качать пресс? Нет? А силь-
ный позвоночник, лёгкая походка,
хорошая осанка вам пригодятся?
Для этого надо ходить в спортзал.
Вот и математика — это спортзал.
Вы тренируетесь принимать реше-
ния, ориентироваться в незнако-
мой обстановке, а главное, видя за
этими буковками образы, вы раз-
виваете воображение.
Но дети не видят за буковками
образы. И воображение у них не
развивается.
Вот примеры из жизни отлич-
ников.
Задача: найти 50% от 18. Ребё-
нок делит 18 на 100 (с ошибкой).
Полученный результат умножает
на 50 — тоже с ошибкой. Получа-
ет что-то фантастическое. А что не
так? Он просто применил прави-
ло: часть от числа.
Задача: есть 5 чисел в ряд, ка-
ждое на 3 больше следующего. На
первом месте 4, потом 7 и так да-
лее. Моя шестилетняя дочь ска-
жет мне, какое число на пятом ме-
сте. Но если всё это назвать ариф-
метической прогрессией с разно-
стью 3, то несчастный ребёнок ме-
чется среди формул и задаёт обо-
жаемый мной вопрос: «А куда тут
подставлять?».
Самое безнадёжное и без-
смысленное — функции и графи-
ки. Дети напоминают дрессиро-
ванных медведей. Они виртуоз-
но подставляют всё, куда надо. И
ничего, абсолютно ничего за этим
не видят. Любой, слегка изменён-
ный вопрос ставит их в безнадёж-
ный тупик.
Ужасно смешна геометрия.
Обычный
диалог
повторялся
несчётное число раз. Ребёнок:
«Углы равны, потому что этот тре-
угольник равнобедренный». Я:
«Но он — неравнобедренный,
это дано по условию». Ребёнок:
«Так давайте докажем, что он рав-
нобедренный, и он станет равно-
бедренным».
Самое ужасное в этом, что все
эти формулы, вся эта ненужная ин-
формация мешают им учиться ду-
мать. Думать—значит ориентиро-
ваться. как можно ориентировать-
ся в том, что не можешь понять?
Обычно мой урок с новым уче-
ником-старшеклассником начи-
нается так. Я предлагаю задачу,
лучше текстовую. В ней мелька-
ют автомобилисты, скорости, про-
центы и прочие страшные вещи. С
тяжёлым вздохом юное создание
рисует таблицу. Потом судорож-
но выписывает все формулы. Де-
лит расстояние на скорость. По-
том скорость на расстояние. По-
том, поделив всё, что можно, рас-
терянно смотрит на меня. И я го-
ворю: «Убери это всё и закрой те-
традку. Посмотри на задачу. Те-
перь угадывай». Ребёнок в испуге:
«как?». Я говорю: «Ну, спрашивают
же время. Ну и угадывай. Называй
любое». Ребёнок молчит, и я ви-
жу, что он первый раз представля-
ет этого несчастного автомобили-
ста, впервые за всю учёбу в школе
оценивает время, исходя из здра-
вого смысла — понимает, что не 3
секунды. Но и не 100 часов. И, на-
конец, называет. Мы проверяем и
— не поверите — часто он угады-
вает. И не может поверить своему
счастью. Потому что не так уж ори-
гинальны авторы задач. И с этого
момента мы можем учиться.
Я бы учила математике по-
другому. Я бы назвала этот пред-
мет «решение задач», ну или да-
же пусть арифметика. Я бы учи-
ла их думать, угадывать, находить
короткий путь и самые необходи-
мые действия: счёт, дроби, комби-
наторику, графики, диаграммы —
и всё без единой формулы.
И только в старших классах
для желающих — теоретическая
математика. В отдельных школах.
Она так же необходима, как му-
зыка, живопись, латынь. Это пре-
красно, но, не поверите, не зная,
что такое интеграл от логариф-
ма, можно очень даже полноцен-
но жить.
А вот жить с многолетней при-
вычкой делать что-то, потому что
нам так сказали, а что это — мы
не знаем и никогда не поймём, но,
тем не менее, мы всё сделали пра-
вильно и получили пятёрки — это
страшно и вредно.
как
этому
противостоять?
Учить думать с самого начала. Не
решать, если не понимаешь. Ре-
шать подбором, угадывать ответы
— это вообще очень полезно. Это,
кстати, и веселее — подобрать, а
потом решить. к восьмому клас-
су натаскаешься так, что будешь
всё угадывать заранее. Нужно
легко относиться к плохим оцен-
кам, форме, правилам, но серьёз-
но к тому, чтобы ребёнок мог объ-
яснить, почему он так решает. Ри-
совать задачки. Боюсь, что всё это
забота родителей, увы. В школе
этим никто не занимается.
вера ЮДовинА,
учитель средней школы
https://ludmilapsyholog.
livejournal.com
и всегда найдут, с кем пообщать-
ся и во что поиграть. Замкнутость
и нелюдимость — серьёзная про-
блема для ребёнка. Чтобы этого не
случилось, сами чаще общайтесь с
ребёнком, ходите с ним на разные
мероприятия, в театры, музеи, на
выставки, запишите его в разные
развивающие кружки и секции, но
выбирайте то, что нравится само-
му ребёнку, а не только вам, тогда
он будет заниматься с удовольст-
вием, а не из-под палки.
Общение в семье
И ещё очень важный вопрос
— общение в семье. Если вы бу-
дете заниматься с ребёнком толь-
ко уроками да ещё и с наездами,
то станете для него просто злым
монстром, а не другом и помощ-
ником. С детьми обязательно нуж-
но не только делать уроки и хо-
дить гулять, но и играть в разные
игры (словесные, настольные,
подвижные и спокойные, весёлые
и интеллектуальные).
Будучи маленьким, мой сын
говорил: «Мама, давай с тобой
поиграем!» На что я отвечала:
«Мы же с тобой только что при-
шли с четырёхчасовой прогулки,
там играли в разные игры». А он в
ответ: «Прогулка — это прогулка,
это не считается. Настольные иг-
ры — это другое». Ну что тут ска-
зать? В чём-то он был прав. Я вы-
бирала разные развивающие иг-
ры (готовые или самодельные)
по школьной программе или за
её пределами и садилась с ним
играть, совмещая приятное с по-
лезным, отрабатывая незамет-
но нужные в данный момент те-
мы. Если этого не делать, ребёнок
будет уходить с головой в гадже-
ты при каждом удобном случае,
ведь дома на это высвобождается
больше времени и возможности,
чем в школе. А значит вырвать
его из виртуального мира потом
будет либо гораздо сложнее, ли-
бо вовсе невозможно. Возникнет
стойкая зависимость, и нервная
система достаточно быстро рас-
шатается, так как при любом за-
прете или ограничении на «иг-
ралки» будет дикое сопротивле-
ние и невроз, а значит, у родите-
ля будут все шансы стать для ре-
бёнка врагом номер один.
Не стоит допускать такой ва-
риант разворота событий. Поиг-
рать можно, но недолго, нечасто
и желательно в какие-нибудь по-
знавательные, развивающие, по-
лезные игры, а не в стрелялки и
убивалки, чтобы не стать злоб-
ным и кровожадным монстром в
будущем. Ведь именно в детстве
закладывается будущее. Ребёнок
— это информация, которую в не-
го заложили.
и это только начало. как гово-
рится, чем дальше в лес, тем боль-
ше дров. Дальше появляются но-
вые вопросы и задачи, которые
нужно героически преодолеть и
решить. Есть люди, которые счита-
ют, что быть, например, грузчиком
гораздо легче, чем воспитывать и
учить детей. Но есть и те, кто лег-
ко и играючи учит и воспитывает,
как бы тяжело это не казалось со
стороны. Выбор всё равно остаёт-
ся за вами.
А наша Универсальная Роди-
тельская Академия (УРА) будет
стараться (при вашей поддержке)
помогать вам учиться и учить, да-
вая подсказки и создавая новые
разработки и настольные игры по
разным предметам для более ин-
тересного и лёгкого обучения как
дошколят, так и школьников, по
мере надобности отвечая на ваши
вопросы.
желаю всем удачи, огромного
терпения и радости!
n
Диск и книгу нужно использо-
вать одновременно, тогда задей-
ствуются все виды памяти (смо-
трим, проговариваем с автором,
слышим, воспринимаем эмоции и
интонации). Чтобы задействовать
ещё и тактильную память, нужно
(уже без озвучки) пальчиком пере-
считать вслух ряды, кучки, штуч-
ки в них и сколько всего на каждой
картинке кого-то или чего-то. Всё
просто и с удовольствием!
В книге 48 стр. формата А4,
цветные иллюстрации. Диск уни-
версальный, лицензионный, запи-
сан на студии звукозаписи. Стои-
мость комплекта 500 руб. (без пе-
ресылки). Озвучка диска, стихи,
акварельные рисунки и фото Алё-
ны Амелиной.
n
размышления учителя средней школы