Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (168), июль 2018 г.
22 •
n
Алёна Амелина
Пруководитель Универсальной
Родительской Академии (УРА),
член Ассоциации творческих учителей
России, поэтесса,
автор образовательно-игровой
методики преподавания «Смотри,
Играй, Читай, Считай, Слушай
и Запоминай», педагог семейного
и дополнительного образования,
тренер по позитивному мышлению
https://vk.com/amelinaalena,
amelinaalena@mail.ru
осознанное родительство
Из личного опыта
Сейчас многих родителей по
той или иной причине волнует во-
прос перехода на семейную (оч-
но-заочную) или домашнюю фор-
му обучения. Так как мы с сыном
прошли тернистый путь семейно-
го образования до сдачи экзаме-
нов в тот момент, когда это дви-
жение только зарождалось, и по-
лучили огромный опыт в самоо-
бразовании и общении с разны-
ми школами, то хотелось бы поде-
литься этим опытом.
Нет смысла выяснять причи-
ны принятия решения перехода
каждого ребёнка на такой вид об-
разования, так как они у всех раз-
ные: замкнутость ребёнка, состоя-
ние его здоровья, постоянные пе-
реезды или что-то другое—это не
имеет значения. В любом случае
возникает много вопросов: «как
выстроить учебный план? Как ор-
ганизовать учебный процесс бо-
лее эффективно? Сколько пред-
метов в день нужно брать в обо-
рот? В какое время суток лучше за-
ниматься и как выстроить режим
дня? Как и чем помочь ребёнку в
учёбе, чтобы облегчить ему и се-
бе жизнь? Какие интересные дета-
ли можно использовать, чтобы ув-
лечь и заинтересовать ребёнка из-
учением любого предмета? Какие
использовать настольные игры по
разным предметам из тех, которые
уже существуют, и тех, что можно
сделать дома из подручных мате-
риалов своими руками? Сколько
времени в день уделять урокам?
Какие трудности могут встретить-
ся во время самообразования? Где
в интернете можно найти матери-
алы, которые помогут обучаться?
Как строить отношения со школой
и учителями?»
Ответственность
и самоорганизация
Если вы решили, что ребён-
ку лучше будет обучаться дома
на семейной, то есть очно-заоч-
ной форме, вы должны соизме-
рить свои силы с тем грузом забот,
который на вас свалится. Если вы
даже имеете возможность не хо-
дить ежедневно на работу, это не
значит, что всё будет легко, ведь
учить и учиться самостоятельно
не каждый умеет, так как этот про-
цесс требует очень большой са-
моорганизации, самоотдачи и ог-
ромной ответственности. Но это-
му можно научиться, если есть же-
лание. Однако нужно понять, хва-
тит ли у вас терпения и сил, что-
бы учить ребёнка всем предме-
там совершенно самостоятельно?
Когда нет ежедневного школьно-
го контроля, это сделать не так-
то просто. Плюс ко всему прочему
криками, насилием, без заинтере-
сованности дать ребёнку качест-
венное образование будет абсо-
лютно невозможно. Готовы ли вы к
такому испытанию на прочность?
Вот в чём вопрос.
Конечно же, вам никто не мо-
жет запретить посещать какие-ли-
бо занятия в школе, так как у вас
вольный режим из-за очно-заоч-
ной формы обучения. То есть вы
можете по выбору посещать те
уроки, что вам нравятся или не-
Семейное и домашнее
образование
К чему быть готовыми?
обходимы. Но чаще всего на до-
му обучаются те детки, которые по
тем или иным причинам не могут
или не хотят ходить в школу. Этот
вопрос очень индивидуальный,
но решить его придётся. Обяза-
тельно нужно будет договориться
со школой о выбранной форме об-
учения и закрепиться там для по-
следующей сдачи зачётов и экза-
менов. Помните, что не все шко-
лы пока готовы к такому сотрудни-
честву, поэтому выбирайте школу,
где вас без проблем оформят. Вам
составят график сдачи предметов,
а дальше дело за вами.
Простота и сложность
В чём-то будет проще, чем в
школе, а в чём-то сложнее. Про-
ще в том, что во время индивиду-
альных занятий тратится время на
объяснение, понимание и закре-
пление темы гораздо меньше, чем
на целый класс, значит, высвобо-
ждается больше времени на что-
то другое. Проще в том, что вам,
как учителю, не нужно будет ис-
кать подход к каждому отдельно-
му ребёнку, как это должно про-
исходить в классе. Подход нужно
найти только к собственному ре-
бёнку, но найти его нужно обяза-
тельно. Легче всего на дому начи-
нать заниматься с младших клас-
сов, так как родители чаще все-
го достаточно легко справляются
с заданиями начальной школы. А
по ходу взросления ребёнка ро-
дители плавно входят в курс дела
по каждому школьному предмету,
повторяя и вспоминая то, что ког-
да-то проходили сами или, осваи-
вая новые методы обучения, кри-
терии оценки знаний, перестраи-
ваясь постепенно под современ-
ный вариант образования. Когда
идёшь по программе вместе с ре-
бёнком, то обучение и объясне-
ние нового материала даётся лег-
че и быстрее.
Сложнее начинать сразу со
средних или старших классов, так
как часто, почти не помня свою
школьную программу, родите-
лям бывает очень сложно сразу
вспомнить, понять и объяснить
ребёнку материал, тем более, что
многое сейчас в программе даёт-
ся по-новому. Тогда придётся са-
мим родителям сначала повто-
рить базу, а уж потом браться за
обучение своих детей.
И, безусловно, интернет вам
сегодня в помощь. Но чтобы ин-
тернет оказался действительно
полезен, нужно чётко понимать,
что вы хотите отыскать, и сообра-
зить, где это нужно искать (на ка-
ких ресурсах). Сейчас есть огром-
ное количество обучающих ресур-
сов, но в них нужно уметь хорошо
ориентироваться.
Вы должны оценить не только
свои силы, но и силы и способно-
сти своего ребёнка. И способно-
сти не умственные, а скорее са-
моорганизационные
(трудолю-
бие, быстрота при выполнении
заданий, старание, аккуратность,
внимательность, желание учить-
ся) и самоограничительные (стра-
хи, блоки, упрямство, неуверен-
ность в себе). Если самооргани-
зационных способностей особен-
но не наблюдается, то нужно сроч-
но браться за дело и начинать их
развивать. А если побеждают са-
моограничительные, то их нужно
быстро устранять, но ненавязчи-
во, в мягкой игровой форме, что-
бы придать ребёнку уверенность
в себе и собственных силах. Здесь
родителям непременно придётся
быть отличными и терпеливыми
психологами.
Не готовы учить сами —
найдите достойного
учителя
Если вы не готовы по каким-то
причинам сами обучать своего ре-
бёнка, но есть желание учить его
индивидуально, вам придётся по-
заботиться о поиске для него дос-
тойных учителей, которые будут
не только квалифицированными
специалистами по предметам, но
и смогут найти, на какой «козе»
можно подъехать к вашему ребён-
ку, чтобы ему было комфортно и
он с нетерпением ждал следующе-
го занятия. Если же контакт учите-
ля с ребёнком не налаживается,
смело меняйте этого учителя, тол-
ку всё равно не будет. Если у учи-
теля горят глаза, и он может заин-
триговать, заинтересовать, увлечь
ребёнка и тот полюбит учителя,
значит, он будет любить учиться.
Считайте, что вам крупно повез-
ло. Держитесь за такого человека
обе­ими руками.
Моему сыну было интересно и
весело со мной учиться несмотря
на мою справедливую строгость,
поэтому он тянулся к знаниям,
просил добавки, совал свой нос
в разные науки (даже не по воз-
расту в общепринятом смысле). Я
ему просто по ходу его научных
изысканий постоянно подкиды-
вала новые темы для размышле-
ния и объясняла то, что было не-
понятно.
С теми, кто находится на до-
машнем обучении по состоянию
здоровья, вопрос выбора учите-
ля решает школа. Кого назначи-
ли, тот и учит. Тут вам придётся
выкручиваться самим, чтобы вос-
полнить то, что, может быть, не
додаст учитель.
Важное преимущество любо-
го самостоятельного образования
— нет ненужных дополнитель-
ных заданий, занятий и меропри-
ятий, которые, возможно, неинте-
ресны или абсолютно безполезны
ребёнку.
Кстати, можно создать группу
родителей-семейников, которые
разделят между собой предмет-
ные обязанности, а детей можно
объединить по классам. Каждый
родитель проводит свои уроки
параллельно с другими. Это очень
облегчает учительский труд и эко-
номит время. Каждый учит детей
тому, в чём лучше разбирается.
Тогда не нужно будет преподавать
все школьные предметы одному
человеку, так как это достаточно
сложно и занимает много време-
ни. Тут уже будет удобное разде-
ление труда, да и образование у
детей будет качественнее. Ведь не
каждый готов стать учителем-уни-
версалом.
Важно мнение
и готовность ребёнка
Нужно обязательно очень хо-
рошо взвесить все «за» и «про-
тив» перед тем, как ответственно
принять это серьёзное решение
и сделать важный шаг не только
в своей жизни, но и в жизни ва-
шего ребёнка, так как его мнение
при этом тоже обязательно долж-
но учитываться.
Не забывайте, что оторван-
ность от социума порой делает де-
тей замкнутыми, стеснительными,
закомплексованными и асоциаль-
ными, особенно, если они не холе-
рики. Холерики нигде не пропадут