• 29
«Родовая Земля»
№ 7 (168), июль 2018 г.
летопись
В
нашей стране немало
удивительных мест, при-
влекающих
внимание
историков и исследова-
телей мистических тайн
прошлого и настоящего. Но не обо
всех известно широкой общест-
венности. Возможно, это правиль-
но. Ведь многочисленные тури-
сты, не умеющие правильно себя
вести и уважительно относиться к
историческому достоянию нашей
земли, могут нанести непоправи-
мый вред этим ценнейшим памят-
никам старины.
Мне бы хотелось рассказать об
одном уникальном месте, энерге-
тика которого притягивает мно-
гих людей, устремляющихся ту-
да не только ради интересной эк-
скурсии, но и чтобы это место по-
могло им найти ответы на волную-
щие вопросы и указать Путь.
Лесо-Кяфарское городище или
просто Лесо-Кяфарь — загадоч-
ный малоизученный уголок в Ка-
рачаево-Черкесской
республи-
ке, близ станицы Сторожевой. Это
место давно обросло невероят-
ными легендами, делающими его
ещё более притягательным. Но
что в нём особенного? Почему сю-
да устремляются толпы туристов и
паломников?
Историки не проявляют осо-
бого интереса к Лесо-Кяфари,
серьёзных исследований здесь
не проводилось ещё с советских
времён. И это странно. Ведь здесь
есть что изучать и исследовать:
дольмены, загадочные рисунки на
камнях, руины древних построек
и многое другое.
Краткие исторические
сведения
Если спросить любого истори-
ка, который слышал об этом горо-
дище, то он, вероятно, ответит, что
это была столица древнего алан-
ского царства X века. И это дейст-
вительно так. Но это лишь «позд-
няя» история загадочного места,
уходящая корнями в более древ-
ние времена.
Первые упоминания о нём по-
явились в XIX веке. В одном из во-
енных сборников некий автор
описывал место в верховьях ре-
ки Кяфарь, где находятся камен-
ные статуи, здания с массивными
стенами, на которых изображены
животные и птицы. Но изучать го-
родище начали только в середи-
не прошлого века. Обнаруженные
здесь дольмены были отнесены
к эпохе позднего Бронзового ве-
ка (II–I тысячелетие до н. э.). Какой
народ и зачем строил эти дольме-
ны, пока остаётся загадкой.
Считается, что после того, как
основатели покинули это место,
оно некоторое время оставалось
пустующим, после чего сюда мо-
гли прийти сарматские племена.
Это не доказано наверняка, одна-
ко такое предположение не слу-
чайно. В Нижнем Архызе, который
находится недалеко от Лесо-Кяфа-
ри и куда тянется в горах древняя
тропа, сарматы побывали. Поэто-
му не исключено, что и эти места
стали их домом на какое-то время.
А позже здесь поселились аланы.
Точная датировка также неизвест-
на, но самые ранние аланские на-
ходки, сделанные здесь, относят к
VII в. н. э., а самые поздние — к XIII
в. Историки полагают, что это ме-
Загадочная Лесо-Кяфарь,
или Как сохранить древний памятник культуры
сто стало резиденцией аланских
правителей, а также приписыва-
ют ему статус политического цен-
тра древней Алании. Но царство
аланов было разрушено монголь-
скими кочевниками. И с тех пор
об этом месте многие забыли. А
вспомнили только в XIX веке. Судя
по различным письменным источ-
никам, к тому времени здесь посе-
лились адыги.
Энергетика места
Причин для высокого интере-
са всевозможных мистиков и эзо-
териков к Лесо-Кяфари предоста-
точно. Во-первых, его малоизу-
ченность даёт повод для всевоз-
можных фантазий и предположе-
ний, порой самых невообразимых.
А, во-вторых, энергетика этого ме-
ста, здесь она действительно нео-
бычная. Не раз мне приходилось
слышать от многих людей, что есть
здесь какая-то странная, необъ-
яснимая сила. С этим соглашают-
ся даже ярые скептики. Странно-
сти замечаешь ещё на пути к по-
сёлку. Вдоль дороги растёт множе-
ство деревьев и все они доволь-
но необычной формы. Они будто
искорёжены под влиянием какой-
то внешней силы.
В тёплые месяцы здесь можно
встретить группы людей, произво-
дящих странные на первый взгляд
действия. Приверженцы различ-
ных духовных практик давно об-
любовали для себя это городище.
Они уверены, что это настоящее
место силы, поэтому различные
ритуалы и медитации здесь дело
довольно обыденное.
Также стоит отметить, что и
представители различных рели-
гий и верований считают эту зем-
лю своей исторически. Христиа-
не, мусульмане, язычники — все
находят здесь что-то, связанное с
традициями и историей их наро-
дов. Едва ли можно осудить их за
это. Лесо-Кяфарь имеет настоль-
ко давнюю историю, что все-
возможные наслоения культур
просто сбивают с толку. Мне при-
ходилось слышать разные версии
от людей, занимающихся магией
и эзотерикой. Одни рассказыва-
ли, что в древности это место бы-
ло неким культовым центром, где
жили жрецы с семьями и их по-
мощники. А уничтожено оно бы-
ло мощнейшим взрывом тысячи
лет назад. Не стану делать ника-
ких выводов из этих суждений,
однако странно то, что слышать
это доводилось мне от разных
людей, даже не знакомых друг с
другом.
Одним из подтверждений дан-
ной теории служит, по их мнению,
одна особенность этого места. На
стене городища, с внешней сто-
роны, камни имеют характерный
чёрный цвет. Это не краска и не ко-
поть. Есть предположение, что они
просто были оплавлены. Обыч-
ным огнём такого эффекта не до-
стичь, это воздействие гораздо бо-
лее высоких температур. Некото-
рые уверены в последствии боль-
шого взрыва в древности. Возмож-
но, в будущем исследователи най-
дут ответ на загадку.
Также бытует мнение, что это
место охраняется древними ма-
гами или белыми хранителями,
иногда являющимися тем людям,
которые этого достойны и гото-
вы к общению с ними. Кроме все-
го прочего, здесь много дольме-
нов, которые, как правило, стро-
ились не в произвольных местах,
а только в тех, которые, по мне-
нию их создателей, имели опре-
делённое и очень важное значе-
ние. Здесь расположен, например,
«Дольмен любви». Название, ко-
нечно, дали уже наши современ-
ники — туристы, которых здесь
всегда предостаточно. Здесь мно-
гие знают предание, что в этом ка-
менном склепе нашла последнее
прибежище девушка, потерявшая
своего возлюбленного. Этот доль-
мен как и все остальные покрыт
многочисленными символами и
знаками, в которых угадываются
изображения животных, людей,
а также свастика. Есть на городи-
ще и свой «Камень желаний». Су-
ществует поверье, что нужно по-
лежать на нём какое-то время, за-
гадав желание или попросив отве-
та на интересующий вопрос, и тог-
да желание (если оно от чистого
сердца) исполнится, а ответ при-
дёт сам собой.
Территория городища
Городище находится в труд-
нодоступном месте, куда не до-
браться на машине. От посёлка
вдоль реки Кяфарь можно прой-
ти только пешком и только тогда,
когда она не разлилась от дождей.
Вся территория комплекса ухо-
дит вверх и начинается зарослями
больших деревьев, среди которых
преобладает бук. Длина городи-
ща около 2 км, ширина — от 50 до
200 м. Тропа отчётливо видна, од-
нако местами она довольна кру-
тая. Вскоре появляются первые
каменные глыбы, на которых на-
несены различные изображения.
Некоторые из них хорошо разли-
чимы. На одном из первых камней
изображены квадраты, вписанные
один в другой. Такие камни назы-
вают «вавилонами». Считается,
что они предназначались для га-
дания жрецами культа. На других
камнях, а также дольменах среди
всего прочего изображены кре-
сты. Возможно, именно поэтому
река и само городище были назва-
ны Кяфарь, что у мусульман озна-
чает «неверный», то есть предста-
витель иной (не мусульманской)
веры. Справа протянулись остатки
крепостной стены. Отмечу, что все
оборонительные стены комплекса
возведены очень профессиональ-
но, именно поэтому они являлись
надёжной защитой с севера и со-
хранились спустя столько лет. Ха-
рактерная кладка позволяет отне-
сти стену и ряд других построек к
эпохе Раннего средневековья.
Тропа уходит всё дальше
вверх и приводит к небольшой
площадке, похожей на святили-
ще. Здесь сохранились две сте-
ны. В одной из них — небольшое
углубление, а на вершине вто-
рой — площадка из массивных
каменных плит, покрытых рисун-
ками, а также два больших пло-
ских камня, один из которых про-
зван «Черепахой» из-за сходства
его формы с этим земноводным.
Возможно, это были жертвенные
камни. И сегодня многие туристы
и паломники оставляют на них
свечи или что-то съестное. К пло-
щадке ведёт вырубленная в скале
лестница. Отсюда хорошо видна
вся долина внизу. А недалеко от
скалы можно увидеть характер-
ные углубления в земле — остат-
ки древних захоронений.
Дольмены находятся ещё вы-
ше по склону. Двигаясь вверх по
тропе, можно заметить, что ста-
новятся чётко различимы линии
улиц и кварталов. В этом районе,
между святилищем и дольмена-
ми, расположены некие построй-
ки, вернее, то, что от них осталось.
Конечно, местные жители нане-
сли серьёзный ущерб городищу,
унося отсюда камни для хозяйст-
венных нужд, но ещё и сегодня от-
чётливо видны периметры здеш-
них построек, которых довольно
много. Материалом для их строи-
тельства послужил рваный песча-
ник, а раствор здесь не использо-
вался вовсе. Их размеры различ-
ны, встречаются постройки, состо-
ящие из одной, двух, трёх и более
комнат. Нет точных сведений, чем
именно являлись эти строения.
Возможно, это были жилые дома
или что-то другое. Вероятно, их
предназначение могло быть раз-
личным в зависимости от эпохи.
Продвигаясь дальше, можно
увидеть тот самый «Камень жела-
ний», а также некое подобие доль-
мена, только меньшего размера,
на котором находится камень с
круглым отверстием в центре. Ве-
роятно, у него было тоже культо-
вое предназначение. Тропа ведёт
к обрыву, которым заканчивается
территория, прозванная Шпилем.
Чтобы добраться до дольме-
нов, нужно спуститься в седло-
вину, за которой следует крутой
подъём к Иордану — так про-
звали это место (легенда гласит,
что это имя отшельника, когда-то
жившего в этих местах). Дольме-
ны расположены недалеко друг
от друга. Аланы стали использо-
вать их как погребальные каме-
ры для представителей знати. Для
незнатных жителей предназнача-
лись полуподземные склепы, ко-
торые также можно здесь увидеть.
На этом участке расположе-
но около полутора десятков доль-
менов, но, к сожалению, они нахо-
дятся в весьма плачевном состоя-
нии. Некоторые разобраны, дру-
гие наполовину в земле. Вероят-
но, кто-то из местных жителей пы-
тался их «спасти», для чего скре-
пил некоторые плиты цементом.
Единственный хорошо сохранив-
шийся дольмен был вывезен в
ставропольский музей ещё в 50-х
годах прошлого века, где он и вы-
ставляется сегодня под названи-
ем «Мавзолей аланского вождя XI
века». На оставшихся дольменах
всё-таки ещё чётко различимы ри-
сунки — руны, животные, кресты.
Это гигантское поле для изучения.
Разгадка изображений, без сомне-
ния, прольёт свет на всю историю
этого места.
Как упоминалось выше, горо-
дище было предметом изучения
ещё в советское время. Его пер-
выми серьёзными исследовате-
лями стали П.Г. Акритас, который
возглавил экспедицию студентов
педагогического института Пяти-
горска, В.А. Кузнецов, составив-
ший подробное описание ком-
плекса, а также В.И. Марковин, да-
тировавший здешние дольмены
эпохой бронзы. К сожалению, по-
сле 90-х годов прошлого века ни-
каких серьёзных исследований
на городище не проводилось. Да
и большинство предыдущих све-
дений, полученных при изучении
Лесо-Кяфари, не было опублико-
вано. Это уникальное место про-
должает разрушаться под воздей-
ствием природного и человече-
ского факторов. Остаётся наде
яться, что учёные вновь «вспом-
нят» о нём и предпримут всё не-
обходимое, чтобы изучить его как
можно лучше и сохранить этот
древнейший памятник культуры.
Елена Бутова,
член Русского географического
общества (РГО), г. Армавир