Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (168), июль 2018 г.
28 • Информационная безопасность
Ц
ентральные средства массо-
вой информации как один
из самых сильных инстру-
ментов
безструктурного
управления общественны-
ми процессами на уровне госу-
дарства могут быть ориентирова-
ны на два направления:
• стремиться предоставить ау-
дитории максимально объектив-
ную и востребованную информа-
цию как необходимую для жизне-
деятельности, так и обеспечиваю-
щую развитие кругозора и повы-
шение нравственного уровня об-
щества;
• или создавать такой инфор-
мационный фон, который будет
способствовать деградации по-
требителей информации, а также
формировать благоприятную сре-
ду для всевозможных обманов и
манипуляций в различных сферах
общественной жизни.
Во втором случае управленче-
ская сущность средств массовой
информации максимально скры-
вается и подменяется ложными
задачами самофинансирования,
погони за рейтингами, обязатель-
ного плюрализма и так далее.
Предлагаем ознакомиться с
основными методами формирова-
ния хаотичного (калейдоскопиче-
ского) мировоззрения у массовой
аудитории и устоявшимися инфор-
мационными мифами, доминиро-
вание которых в информационном
поле обеспечивает использование
центральных СМИ преимущест-
венно по второму сценарию.
Миф о нейтралитете
Для достижения наибольшего
успеха манипуляция должна оста-
ваться незаметной. Для этого тре-
буется фальшивая действитель-
ность, где её присутствие не бу-
дет ощущаться. Важно, чтобы лю-
ди верили в нейтральность основ-
ных социальных институтов:
• Честность и безпристраст-
ность правительства и его состав-
ных частей. Коррупция и обман
оправдываются
человеческими
слабостями. Сами институты —
вне подозрений.
• Люди должны верить, что
СМИ лишь освещают события и
мнения, а не формируют их.
• Наука (которая тесно связа-
на с экономикой) тоже якобы ней-
тральна и объективна.
• Система образования от на-
чальной школы до университет-
ского уровня, согласно утвержде-
ниям манипуляторов, свободна от
направленного идеологического
влияния.
Все эти мифы призваны убе-
дить население в том, что ника-
кие частные взгляды не могут ока-
зывать доминирующее влияние
на процессы принятия решений в
стране.
Миф о плюрализме
массовой информации
Иллюзия
информационного
выбора основана на том, что лю-
ди готовы принимать обилие СМИ
за разнообразие содержания. Ин-
формационные монополии пред-
лагают лишь одну версию дейст-
вительности — свою собственную.
Но когда схожие мнения приходят
из разных источников, создаётся
представление о неуправляемой,
свободной и естественной инфор-
мации. Выбор действительно не-
возможен без разнообразия, но
если на деле предметов выбора не
существует, то выбор либо безсмы-
сленный, либо носит манипулятив-
ный характер (когда создаётся ил-
люзия того, что он имеет смысл).
Мы растрачиваем свою свободу
выбора на множество безсмыслен-
ных решений (какую передачу по-
Несколько мифов,
лежащих в основе манипуляций в СМИ
смотреть, какой стиральный поро-
шок купить, а они все очень похо-
жи), но действительно важные ве-
щи всё время остаются скрытыми
от нашего внимания.
Миф об отсутствии
социальных конфликтов
Манипуляторы, рисуя карти-
ну жизни внутри страны, отрица-
ют наличие социальных конфлик-
тов. Всё внимание отвлекается на
другие проблемы — стремление
среднего класса пробиться вверх,
образ внешнего врага и т. д. Наи-
большим успехом и поддержкой
со стороны СМИ пользуются те
фильмы, телепрограммы, книги и
массовые зрелища (Диснейленд),
которые предлагают значитель-
ную порцию насилия, но не затра-
гивают социальных конфликтов.
Подлинные, признающие реаль-
ность произведения теряются в
этом потоке штамповок.
Миф об индивидуализме
и личном выборе
Выбор и свобода преподно-
сятся как нечто желанное и сугу-
бо личное, индивидуальные пра-
ва ставятся выше групповых, по-
ощряется стремление к матери-
альному богатству у отдельной се-
мьи. Ориентация на исключитель-
но эгоцентричное мировоззре-
ние, когда проблемы экологии и
окружающей среды, социальные
разногласия игнорируются, зато
всё внимание направлено на уве-
личение темпов производства и
потребления. Частная собствен-
ность во всех сферах жизни счи-
тается нормой: уже никого не уди-
вить тем, что сфера здравоохране-
ния, система образования, куль-
турные учреждения — коммерче-
ские и ориентированы в первую
очередь на получение прибыли, а
не на благо всего общества.
Миф о неизменной
природе человека
Продвигаются теории, указы-
вающие на изначально агрессив-
ную сторону поведения челове-
ка и неизменность самой челове-
ческой природы. Утверждается,
что существующие конфликты за-
ложены в человеке, а не навяза-
ны социальными условиями. По-
пулярен «научный» подход, кото-
рый подробно измеряет пороч-
ные стороны общества, но игно-
рирует важные социальные пара-
метры. Внимание переключается
на физическую сторону жизни: бы-
товые условия, моду, технические
новинки, возможность смены по-
ла и т. д. Если же вдруг появляют-
ся сообщения о благоприятных из-
менениях, возможных путях выхо-
да из кризиса, то они критикуются
или высмеиваются, людям быстро
помогают «правильно» интерпре-
тировать такую информацию.
Мифы создаются для того, что-
бы держать людей в повиновении.
Когда их удаётся незаметно вне-
дрить в сознание масс, мифы об-
ретают огромную силу, поскольку
большинство людей не подозрева-
ют о происходящей манипуляции.
Способы подачи
информации,
формирующие
калейдоскопическое
мировоззрение
Дробление как форма
коммуникации
Чтобы эффективно и незамет-
но внедрять мифы, использует-
ся специальный метод для рас-
пространения информации, кото-
рый можно назвать дроблением.
Новости на радио и телевидении
дробятся на многочисленные, не
связанные друг с другом сообще-
ния, в газетах и журналах статьи
намеренно разбиваются реклам-
ными страницами. Реклама с оди-
наковым безразличием вмеши-
вается во все информационные и
развлекательные программы, не-
зависимо от того, о чём идёт речь,
опуская любые социальные явле-
ния до уровня ничего не значащих
происшествий. И без того низкая
способность людей к критическо-
му анализу информации совсем
отключается. Общая особенность
большинства центральных СМИ
— в разнородности подаваемого
материала и отрицании взаимо­
связи между событиями.
Даже детские передачи стро-
ятся по аналогичной коммерче-
ской модели и прерываются бло-
ками рекламы. Объясняется это
тем, что дети не могут долго сос-
редотачивать своё внимание на
чём-либо и нуждаются в отдыхе.
Но на практике постепенное уве-
личение промежутка времени,
когда дети концентрируют вни-
мание на чём-то одном, является
фактором развития их умствен-
ных способностей.
Дискуссионные
программы
снижают значение самого пред-
мета полемики и с помощью фраг-
ментации переносят внимание на
разрозненные точки зрения и не-
значительные подробности, упу-
ская главное. Даже если кто-то
выскажет здравую мысль, она за-
теряется в последующем потоке
рекламы, сплетен, интимных сцен,
плоского юмора. Откровенность
подачи информации и поток раз-
нообразной критики создают ил-
люзию свободы мнения и доступа
к информации.
Немедленность
передачи информации
Немедленность не только свя-
зана с методом дробления, но и
является обязательным элемен-
том для его осуществления. Ско-
рость при передаче информации
не всегда является достоинством.
Основанная на конкуренции си-
стема сделала информацию таким
же товаром потребления, как и всё
остальное. Выгода в том, чтобы за-
получить и поскорее продать та-
кой скоропортящийся товар, как
новости. В случае возникновения
кризисов нагнетается необосно-
ванная атмосфера истерии. Инфор-
мационные молнии и репортажи с
места событий создают ощущение
чрезвычайной важности, которая
так же быстро рассеивается.
Постоянно чередующиеся со-
общения о катастрофах, военных
действиях, забастовках и стихий-
ных бедствиях мешают разграни-
чивать информацию по степени
важности и не оставляют времени
для анализа и взвешенных сужде-
ний. Всё внимание оказывается
сосредоточено на происходящих
событиях, а необходимая связь с
прошлым разрушается. При этом
речь идёт не о технических воз-
можностях быстрой передачи ин-
формации, которая может играть
положительную роль, а именно о
приёме манипуляции, использу-
ющем эти возможности для рас-
пыления и лишения смысла. Мы
просто не успеваем осмысливать
происходящие события, ведь для
этого нужно время.
Важная цель
манипуляционного сценария
использования СМИ —
пассивность общества
При успешном применении
манипуляция неизбежно приво-
дит к пассивности индивида, к со-
стоянию инертности, которое пре-
дотвращает действие. И содержа-
ние (мифы), и способы подачи ин-
формации оказывают отупляю-
щее действие.
• Снижается физическая ак-
тивность: человек довольствуется
просмотром телевизора, и уже не
хочет быть участником событий.
Его устраивает роль наблюдателя.
Не будет противодействия в слу-
чае необходимости. На смену со-
зидателям пришли потребители.
• Ещё более опасное последст-
вие — снижение интеллектуаль-
ной активности, усиление пассив-
ности. Чувства, которые могут за-
ставить предпринимать активные
действия, усыпляются. Зритель
знает куда больше о жизни вы-
мышленных персонажей с экра-
на, чем о судьбе реальных истори-
ческих героев и своих родителей.
Знания утрачиваются.
Подобное воздействие на-
поминает убаюкивание, не раз-
дражает, не вынуждает реаги-
ровать, освобождает от необхо-
димости проявлять хоть какую-
то активность. Все средства хо-
роши: радио, телевидение, кино,
массовые зрелища, всевозмож-
ные шоу. Да, изредка встречают-
ся передачи или фильмы, пробу-
ждающие осознанность и обра-
щающие внимание на проблемы
огромной важности. Но их не так
много, ведь цель манипуляторов
не в том, чтобы пробуждать, а в
том, чтобы усыплять обезпокоен-
ность экономической и социаль-
ной действительностью. Обо всех
событиях рассказывают так, будто
бы люди не имеют к ним отноше-
ния, не могут ничего изменить, а
просто должны быть в курсе все-
возможных событий. Размывает-
ся грань между новостями с ре-
альными событиями и вымыш-
ленными сюжетами кинофиль-
мов: для пассивного зрителя уже
нет разницы.
Необходимы усилия по преодо-
лению или хотя бы созданию про-
тивовеса этой системы, вызываю-
щей пассивность и деградацию:
1. Первостепенная задача —
осмысление управленческой фун-
кции информационных средств
во всех её проявлениях. Развитие
аналитических и критических спо-
собностей у широкой аудитории,
способности выявлять оглашае-
мые и неоглашаемые цели СМИ,
оценивать влияние комплексно.
2. Творческий подход как спо-
соб пробуждения осознанности.
Переход от потребления к созида-
нию, создание и распространение
информационного контента, мо-
тивирующего к мировоззренче-
скому и нравственному развитию.
Наталия Васильева
Статья подготовлена на основе
материалов книги Г. Шиллера
«Манипуляторы сознанием»
(М., 1980)
Книга немного переосмыслена,
ведь 30 лет назад не было того,
с чем мы сталкиваемся сегодня.
Но предпосылки были уже тогда.