Стр. 10 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 8 (169), август 2018 г.
10 • пермакультура
— Что же такое пермакуль-
тура? В чём её главное отличие
от органического земледелия?
Насколько это знание актуаль-
но в наше время?
— Пермакультура — это
устойчивое сельское хозяйство,
устойчивая культура с более ши-
рокой точки зрения. То есть всё,
что человек вкладывает в свою
землю, своё поле, чтобы что-то
вырастить, — труд, вода, урожай
— должно устойчиво приносить
пользу человеку и Природе.
И мы не можем сказать, что
пермакультура отлична от органи-
ческого земледелия, а органиче-
ское земледелие—от пермакуль-
туры. Это более общий термин.
Любая форма нехимического зем-
леделия становится частью пер-
макультуры. Один из моих учи-
телей, большой учёный в обла-
сти пермакультуры, говорил мне,
что органическое земледелие —
это научное земледелие, а перма-
культура — это супернаука, наи-
лучшая наука. И она актуальна для
современного мира. В пермакуль-
туре есть что-то особенное.
Сейчас во всём мире вода, зем-
ля и воздух — не чистые, и всё че-
ловечество борется за эти ресур-
сы. Каждый день я говорю людям:
не важно, что мы делаем в жизни:
зарабатываем деньги, занимаем-
ся бизнесом или чем-то ещё. Пища
стоит на самом главном месте для
каждого живого существа. У нас
есть один источник питания, полу-
чения пищи—это сельское хозяй-
ство. Наша планета должна быть
плодородной ещё на протяжении
миллионов лет. Но мы видим со­
временное состояние сельско-
го хозяйства, то, как мир убивает
землю. Если земля ядовита, тогда и
пища будет не безопасна. Если пи-
ща будет опасна для здоровья, ка-
ким же будет здоровье наших де-
тей по всему миру?! Человек дол-
жен есть свежую пищу. Поэтому
нужно её выращивать не химиче-
ским образом, а идти путём устой-
чивой пермакультуры, устойчиво-
го сельского хозяйства.
Если мы хотим, чтобы наша
планета выжила, нам нужно раз-
виваться таким путём, чтобы три
элемента — вода, земля и воздух
— оставались чистыми, нетрону-
тыми. Эти вопросы решает пер-
макультура как устойчивое земле-
делие, и это становится всё более
важным в нашем мире.
— Что мотивирует Вас зани-
маться этой деятельностью?
— До того как я пришёл в ор-
ганизацию «Искусство Жизни», ра-
ботал в компьютерной корпора-
ции и видел жизнь по ту сторо-
ну. А до этого жил в деревне и ви-
дел, какова жизнь там, как богаты
мы были. И когда я не зарабатывал
деньги, был более счастлив. Когда
пришёл в сферу компьютерных
технологий, я вам скажу — это не
жизнь. Люди просто живут для то-
го, чтобы зарабатывать деньги.
И сначала я не возражал. Но что-
то говорило мне, что я не должен
оставаться здесь надолго, не мо-
гу портить своё здоровье, работая
всю ночь на человека, которого
даже не знаю. Всё это меня не при-
влекало, лишь отталкивало.
И по милости моего Масте-
ра Шри Шри Рави Шанкара я при-
шёл сюда. Мой Мастер сказал мне
остаться здесь и заниматься сель-
ским хозяйством. Я начал углуб­
ляться в эту сферу, заниматься
этим направлением. Стали прихо-
дить люди, чтобы посмотреть на-
шу ферму. Увидев невежество лю-
дей по поводу пищи, растений,
злаков, здоровья, это потрясло ме-
ня. Я понял, что происходит кон-
фликт поколений в том плане, что
все хотят есть, но никто не хочет
выращивать пищу. Это шокирует
и очень удивляет. Как же мы не хо-
тим выращивать пищу, когда всег-
да хотим её покупать?! И это вдох-
новило меня на то, чтобы люди,
приходящие ко мне, получали зна-
ние. Чтобы я мог им сказать: «Вот
смотрите… Вы хотите пищу, хо-
тите есть. Так давайте её выращи-
вать. Вы должны подумать, как вы-
ращивать пищу для своих детей,
чтобы ваши дети были здоровы-
ми».
— Я посмотрела фильм о
ферме и увидела, что на этом
месте были одни камни. Как
всё начиналось? Вы стояли у
истоков.
— Да. Эта земля всё ещё каме-
нистая. И это было огромной труд-
ностью для команды, которая на-
чала здесь земледелие и решила
выращивать что-то. Это был вы-
зов. Но всё изменилось четыре го-
да назад, когда мы стали занимать-
ся на ферме пермакультурой. Че-
рез два-три месяца мы уже уви-
дели здесь первую зелень поса-
женных нами растений. Наша ве-
ра в природу, в мироздание стано-
вилась всё более сильной каждый
день, когда мы как команда начали
двигаться со скоростью природы.
Обычно, когда человек идёт
на свою землю, на огород, то всег-
да спешит. Он хочет всё и сразу.
Но у природы есть своя скорость.
Фрукт с дерева можно будет толь-
ко тогда съесть, когда он созреет.
И не важно, сколько поливать де-
рево. Поэтому, просто следуя за
скоростью природы, человек смо-
жет увидеть результат очень ско-
ро.
Так, спустя три-четыре месяца
мы уже получили первый урожай.
Поэтому это можно рассматри-
вать как пример, как модель. Сна-
чала здесь были камни, и даже не-
возможно было вспахивать землю
и использовать технику. Если по-
лучилось вырастить что-то на та-
кой земле, значит, всё возможно.
Теперь ферма и земледелие уве-
личиваются в масштабах.
—Как Вы сами обучаетесь?
—Я учусь на практике. Резуль-
тат моих действий обучает меня.
И я более полагаюсь на это, ве-
рю в это. Чем больше мне хочется
изучать что-то, читать книги, тем
меньше времени остаётся. Поэто-
му сейчас у меня даже нет време-
ни на обучение. То время, которое
я провожу с людьми на ферме, —
это время моего обучения. Вот так
и учусь. И конечно, работает Ми-
лость Мастера.
— Вы проводите здесь се-
минары. Могли бы Вы сказать,
для кого Ваши семинары и что
Вы рассказываете на них?
— Я провожу однодневные
мастер-классы для городских жи-
телей и для тех, кто никогда не
сталкивался с земледелием и не
знает, откуда берутся молоко и
овощи. Организованы семина-
ры для детей, начиная с 3–4 клас-
сов. И дети сделали здесь все кра-
сивые рисунки. Также приходят
сюда фермеры, или я иду к ним и
обу­чаю их. Но я по-другому с ни-
ми общаюсь. Передача знаний де-
тям и фермерам отличается. Это
разные подходы. Мне бы хотелось
обратиться к каждому, кто ест и
дышит, будь то фермер или кто-то
другой, не важно.
— Есть ли практика на этих
семинарах?
— Конечно, есть. Те мастер-
классы, которые я провожу целый
день, включают практический ас-
пект. Мы изучаем все основные
действия, которые делают фер-
меры. Теория должна быть изу­
чена через практику, через соб-
ственный опыт, через свои руки.
Это то же самое, как вы обучае-
тесь водить машину. Вы не можете
только изучать теорию, вам нужно
практиковать. Так же и я оставляю
людей что-то делать и затем смо-
треть на результаты.
Ещё мы проводим продвину-
тые 5–10–15-дневные курсы, на
которых гораздо больше практи-
ки (50–70%) и меньше разгово-
ров.
— Я увидела, что здесь всё
растёт фактически на камнях.
Что даёт силу расти растениям
на такой почве?
— Даже не знаю, что даёт си-
лу расти дереву на крутом скло-
не холма. На самом крутом скло-
не можно увидеть самое высокое
дерево. Что даёт силу таким де-
ревьям? Пермакультура старает-
ся дублировать эту науку приро-
ды. Поэтому первое правило пер-
«Весь мир – одна семья»
В Индии, на территории ашрама недалеко от Бангалора, есть Центр пермакуль­
туры, которым руководит Бинай Кумар и который стоял у его истоков. Мне по­
счастливилось взять интервью у этого удивительного человека.