• 23
«Родовая Земля»
№ 8 (169), август 2018 г.
осознанное родительство
ня. Люблю поговорить с ней и
просто рядом посидеть. Непо-
нятно, почему меня первая моя
мама в больнице оставила (над-
еюсь, не потому, что я ей не пон-
равился). Мама Юля говорит, что
она меня тоже любила, но ра-
стить не могла никак, вот и пере-
дала другим. Так часто бывает с
героями. Вот Ясон из Аргонавтов
илиМоисей. Да, многие герои своих
родных родителей не знали. Мама
говорит, я стану героем. Может
быть, не знаю.
Хотелось бы, конечно, знать,
какой я крови, какого народа. А ма-
ма говорит: я могу основать свой
род, и потом будут говорить, как
в библейских легендах: «он из ро-
да давидова». Звучит заманчиво.
Только для этого надо стать очень
сильным и мудрым. Постараюсь.
Думаю, у меня будет хорошая
жена и много детей. А ещё хочу
сделать заповедник и работать
в нём. Чтобы зверей никто не оби-
жал. И детям с ними будет весело
и интересно, и братья, и сёстры
своих детей ко мне привозить бу-
дут. Вот это будет компания!
В общем, семья—это хорошо.
А ещё мне нравится Беляев-
ская школа. Нравится тем, что
на переменках можно выбегать на
улицу. Нравится наша учительни-
ца. Самый лучший друг — Алёша
Раменский.
Этому сочинению 10 лет. Да-
вид вырос в нашей семье, окру-
жённый любовью. Не только на-
шей, но и пространства Милого.
Потом что-то заклинило у него в
голове. Приобщился к спиртно-
му, куреву, трупоедству, воровст-
ву, ушёл в армию…Сейчас бродит
где-то, ищет себя, напридумывал
обид, претензий.
Недалёкие люди, так любящие
штампы вроде «я говорил!», твер-
дят: генетика, цыган и прочее. Что
ж, у ветхозаветного Моисея тоже
была неправильная генетика (об
этом мой рассказ «Дочь фараона»
в сборнике «Внук Заратустры»), да
и у Иисуса странная была… «Доб
рые люди», слушая его байки, жа-
леют и помогают, спасая от сектан-
тки, взявшей его то ли ради денег,
то ли батрачить на ферму…
Ни на минуту я не пожалела
ни об одном ребёнке, выросшем
рядом со мной. И Давид подарил
много радости, много науки. И его
пот и кровь в Милом—пусть и пе-
пел тоже.
Знаю, что вложено в него не-
мало, и если бы не любовь и труд,
не был бы он красивым, сильным,
здоровым и добрым 19-летним
парнем.
Но Эволюция не терпит одно
образия, потому в семье выраста-
ет часто то, что чуждо и неприем-
лемо для родителей. Это прини-
маю. Стараюсь.
Пути разошлись. Опять же, по-
ка мы живы, нет конца истории.
А вот другие мои приёмные-
подопечные, пробывшие в Ми-
лом всего неполный год, — два
подростка с очень нелёгкой исто-
рией, нашедшие друг друга, став-
шие в 16 лет родителями малень-
кой Софии. Ребята пришли в нашу
семью с большим багажом травм,
зависимостей, страхов, злобы…
Побыли недолго. Я верила в силу
любви и земли. Пережила с ними
много тяжёлых минут, разочаро-
ваний, боли.
Прошло три года — приеха-
ли навестить. Извинились. Очень
повзрослели, стараются, живут
дружной молодой семьёй, дочка
(моя внучка) — прекрасный, здо-
ровый, развитый ребёнок. Милое
тоже простило и радостно приня-
ло их снова.
А для чего ещё живём-то?
n
З
наете, есть такие дети…
Вот приходишь ты за ним
в сад, а там висят рисунки
всей группы. И ты безоши-
бочно, не читая подписей,
находишь картину своего отпры-
ска, потому что его творение са-
мое неказистое. И перед утрен-
никами и школьными спектакля-
ми даже не чешешься, ведь твое-
му ребёнку никогда никто не даст
и самой маленькой роли, потому
что проще зайца научить декла-
мировать.
И физрука обходишь сторо-
ной, потому что уже надоело слы-
шать, что все могут три раза от-
жаться, а твоя — нет. И воспитате-
ли при встрече вздыхают, потому
что, хоть ты им и рассказываешь,
что дома клей льётся рекой и ап-
пликациями украшен даже уни-
таз, но они точно знают — врёшь,
ибо результата ноль.
Моя статья как раз для тех ро-
дителей, которым при этом ещё и
стыдно. Или досадно. В общем, не
по себе. Если вас такое положе-
ние вещей устраивает, не читайте
дальше, у вас и так всё в порядке.
А теперь к вам, которые смот
рят вечером на нарисованного че-
ловечка, больше похожего на эпи-
лептическую клинопись левой но-
гой по застывшей глине, а потом
вздыхают и говорят: «Господи, ну
неужели это так сложно?»
Давайте разбираться.
Возьмём детский сад. Лепка,
рисование красками и каранда-
шами, аппликации и вырезание
из бумаги, счёт и буквы, запоми-
нание и декламация стихотворе-
ний, спортивные занятия, пение,
танцы, плюс ещё домашние по-
делки, которые в идеале должны
делать не мама с папой, пока дитя
спит, а само дитя с небольшой по-
мощью старших. Плюс социализа-
ция, усвоение норм и правил, иг-
ры и ссоры, свои личные открытия
— уйма всего.
В школе то же самое усложня-
ется, плюс за всё оценки, плюс до-
машние задания, плюс новые дис-
циплины, и предполагается, что
твой ребёнок вполне может спра-
виться со школьной программой,
потому что она рассчитана «на
всех», и твой, здоровый и средне-
статистический, тоже — «все».
Но у него по алгебре высший
балл, а по истории еле-еле сред-
ний, хотя там считать ничего не
надо, просто запомнил пару дат и
пару имён—и всё, Господи, ну не-
ужели это так сложно?
Вот, говорит воспитатель, тут
кружочек, тут закрасить, а тут ри-
суем так и вот так, потом сюда си-
ним, сюда красным, а здесь то-
чечки. Ну что там может не полу-
чаться, я же уже всё объяснила.
Господи, ну неужели это так слож-
но?
И если вам, родители и опе-
куны, становится стыдно и досад-
но, когда воспитатели и учителя
показывают вам неутешительные
результаты учебной деятельнос-
ти вашего ребёнка по некоторым
дисциплинам, когда вам сильно
не по себе оттого, что у всех по-
лучается, а у вашего нет, сделай-
те вот что.
Возьмите нижеприведённый
список и честно проверьте, что из
этого вы можете сделать быстро и
идеально.
• Отжаться от пола (подтянуть-
ся) десять раз.
• Нарисовать узнаваемый пор-
трет своего ребёнка.
• Вырезать из бумаги красивую
и симметричную шестилучевую
снежинку.
• Доказать теорему Пифагора.
• Ну ладно, хотя бы вспомнить
законы Ньютона.
• Ну хоть… формулу аптечной
марганцовки.
• Спеть любую военную песню
от начала и до конца (кроме «Ка-
тюши»).
• Станцевать польку.
• Приготовить салат «капрезе»
без помощи гугла.
• Рассказать любое стихотво-
рение Блока или Фета.
Продолжать? Давайте про-
должим. Что из этого может сде-
лать ваш супруг, любимый и за-
мечательный? Ваш лучший друг,
проверенный временем пре-
красный человек? Ваша мама? А
ведь мы — взрослые, опытные,
с высшим образованием и отлич-
ной координацией, не то что пя-
тилетки.
И мы не гнобим друг друга за
то, что кто-то не умеет рисовать,
аккуратно вырезать или решать
математические матрицы.
Почему же нам стыдно, когда
наши дети, маленькие, несовер-
шенные существа, которые толь-
ко учатся владеть собой и миром,
не могут что-то, что могут якобы
«все»? Кто из этих «всех» действи-
тельно идеально справляется со
всеми заданиями?
Плохо, когда человек (в любом
возрасте!) не пытается научиться.
Но совершенно нормально, когда
у него что-то не получается.
Вполне возможно, что ваше-
му ребёнку никогда не пригодит-
ся умение красиво писать от ру-
ки. Зато его талант прыгать выше
всех однажды принесёт ему золо-
тую медаль на Олимпийских иг-
рах. Правда, если вы не отдадите
его в спортивную секцию, а вме-
сто этого заставите часами сидеть
над прописями, то и медали вам
не видать.
Если вам стыдно за то, что у
вашего ребёнка что-то получает-
ся хуже, чем у других, подумайте
вот о чём. Мы не стыдим взрослых
за то, что они не умеют чего-то де-
лать. Бегать спринт, точить ножи,
шить сапоги, анализировать рота-
цизм согласных в древнегерман-
ском.
Представьте: приходите вы в
ЗАГС заполнять заявление на бра-
косочетание, а ваша невеста вдруг
говорит: «Я передумала. У тебя
ужасный почерк. Все пишут кра-
сиво, а ты не умеешь. Фу таким
быть». И уходит прочь.
А тут: «Господи, ну неужели так
сложно запомнить три формулы
и два уравнения? Ты неудачник, и
что из тебя вырастет вообще!»
Не надо читать уймы книг по
психологии на темы: «Как помочь
детям добиться успеха» или «Как
принимать неудачи своего ре-
бёнка». Просто каждый раз, ког-
да вам стыдно за то, что все мо-
гут, а ваш—нет, подумайте о том,
сколько всего не умеете лично
вы, ваши друзья, ваши родствен-
ники и почему вы до сих пор не
испытываете к ним по этому по-
воду отвращения.
Жизнь складывается не из на-
ших неумений, а из того, что у нас
получается. Требовать больше-
го от того, кто в силу возраста на
большее не способен, — нонсенс.
Потому что не уметь — это нор-
мально. Для ребёнка — нормаль-
но в степени абсолюта.
Дарья Ивановская,
мама двоих детей
Неужели так сложно?