Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (170), сентябрь 2018 г.
26 •
n
Юлия Жемчужникова
Калужская обл., поселение Милое
Адрес для писем: 249910, Калужская
обл., г. Юхнов. Юлии Жемчужниковой,
до востребования.
youzhe@yandex.ru
библиотека
Сказки
и семейные истории
«…я искал до тех пор, пока не
осознал, что самой правдоподоб­
ной будет манера, в которой моя
бабушка рассказывала самые не­
вероятные, самые фантастиче­
ские вещи, рассказывала их со­
вершенно естественным тоном;
его-то я и считаю основой романа
«Сто лет одиночества» — с точки
зрения литературного мастерст­
ва» (Габриэль Гарсия Маркес).
Вот вам пример вхождения в
вечность. Не одна Арина Родио­
новна сослужила добрую службу
человечеству. Рассказы стариков
могут помочь сформировать не
только великолепный литератур­
ный стиль, но и «просто» взгляд на
жизнь. Однако они никогда этой
цели не преследуют. Они вооб­
ще в лучшем случае не преследу­
ют целей, лишены поучающего за­
нудства…
Сказки сказывают, а истории
рассказывают. Вслушайтесь: ска­
зывают, рассказывают.
Один рассказал другому, тот
следующему, и история искази­
лась до невероятного, но интерес­
ного и яркого. В историю вплета­
ются чувства разных рассказчиков
и магия мира.
Сказки — более женское, ма­
мино, бабушкино. Хотя на восто­
ке и невесты, и молодые жёны му­
жьям сказки сказывали. Их начало
звучит или подразумевает: «слы­
шала я, в одной стране жили-бы­
ли...». Хотя тут, как в приготовле­
нии пищи или одежды, професси­
оналов много мужчин.
Истории предполагают досто­
верность, их рассказывают, как
бы очищая правду от вымысла
(как бы!). Обычно это истории се­
мьи или рода. Истории о тех вре­
менах, когда кто-то был молод
или мал. Эти истории имеют очень
большой психологический заряд
и смысл.
Все мы знаем, как важны и по­
тому зачастую опасны родитель­
ские установки, закладываемые
на подсознание. Семейные исто­
рии имеют не меньшую силу, но
могут быть куда более полезными.
Очень важно, чтобы и они не были
занудно-поучительными, чтобы в
них не звучало Фамусовское «учи­
лись бы, на старших глядя!...»
Помните, кстати, эту историю
из «Горе от ума»? «Покойник дя­
дя» споткнулся и упал на царском
приёме, чем неожиданно рассме­
шил всех и высочайших особ в том
числе. Положение его было ужас­
ным, конфузным, но он ловко вы­
вернулся, упав ещё и ещё, знатно
всех повеселил и был за то отме­
чен лентами и чинами. Предста­
вим теперь, что эта же история бы­
ла рассказана не в пылу яростного
воспитательного «наезда», а в ве­
черней беседе за чашкой чая. Тог­
да дядя вполне может вызвать не
презрение и протест, а умиление,
вплоть до гордости. Это уже мо­
жет быть история не об унижении
и подхалимстве, а о находчивости
и самобытности. И молодой чело­
век, вспомнив её в трудную мину­
ту, сможет найти свой оригиналь­
ный выход в тупиковой ситуации.
В хорошей книге Людмилы
Улицкой «Медея» живописно рас­
сказано о важной роли хранителя
семейных историй. Уверена, что и
в эпоху электронных хранилищ и
соцсетей старуха, помнящая, кто
как родился и женился, может
быть полезной роду, даже если
живёт одна и лишь изредка наве­
щает или принимает в гости.
Дети любят истории о том, как
папа или бабушка были маленьки­
ми. Для них в этом психологиче­
ская поддержка, то, что трудности
их возраста, какими бы они ни бы­
ли, переживаемы. Важна не столь­
ко историческая достоверность,
сколько яркость. Есть и другое. Ре­
бёнок (хотя почему только ребё­
нок?) слышит истории о том, как
люди одной с ним крови жили в
некие далёкие времена (напри­
мер, когда не было компьютеров
или даже электричества), и под­
спудно возникает ощущение Ро­
да, его продолжительности в обе
стороны.
И всё же — сказки. Написав
несколько книг и кучу статей, взя­
лась за сказки и обнаружила, как
это невероятно трудно. Однако
освоить можно.
Интересно важное отличие
восточных сказок от наших. В сла­
вянских сказках сюжет не богат,
строится по нескольким опреде­
лённым схемам, повествование
построено на долгих троекрат­
ных повторах, схожих ситуациях.
И счастливый конец.
Китайские, например, сказки
отличаются неожиданным сюже­
том и развязкой. Индийские замы­
словато вплетают одну историю
в другую непредсказуемо и так,
что следить за сюжетами требует
определённых усилий.
Думаю, тут дело в том, что у
нас сказки традиционно расска­
зывали бабушки за вязанием или
прядением, и они служили цели
угомонить, успокоить детей после
дневной беготни и усыпить. Это
определяет их монотонность. Это
фактически колыбельные.
Восточные сказки — это исто­
рии, служащие для развлечения.
Думаете, Шехерезада смогла бы
продержаться больше трёх дней
на наших «жили-были старик со
старухой»? Уснул бы повелитель,
выспался и казнил бы. Бабушкины
сказки — для убаюкивания.
Типичный пример дедушки­
ных сказок — «Сказки Дядюш­
ки Римуса» Джоэля Харриса или
сказки Корнея Чуковского. Они
динамичны, лаконичны и с юмо­
ром. Дедушкины сказки зацепля­
ют любопытство ребёнка, чтобы
сел и не мельтешил перед глаза­
ми, дослушал, не шелохнувшись, и
убежал, как закончится, до следу­
ющего вечера. Истории про Брат­
ца Кролика и Братца Лиса — чу­
десные сказки. Хорошо выруча­
ют, если нет фантазии. И плюс чу­
десные инструкции обрамления о
том, как может вести себя старый
рассказчик. То есть он может ве­
сти себя, как хочет, очень свобод­
но, естественно (он там всё кор­
жики поедает у пацана), только не
суетливо. И чудесное: «Кто такая
Тётушка Медоуз и девочки? — Ну,
не важно, просто так говорится,
Тётушка Медоуз и девочки».
Итак, каждой сказке свои ме­
сто, время и аудитория. Однако
у каждого старика/старухи дол­
жен быть навык быстрого сказ­
косложения либо запас сюжетов
и готовность рассказывать. Мо­
гу лишь сказать, что сказка начи­
нается неожиданно с названия,
идеи, мысли, обронённой фразы,
ситуации, часто с имени героя. И
с определённого момента она на­
чинает расти и двигаться сама. Но
надо внимательно следить, чтобы
она удержалась от расплывания
или занудства.
Дети любят повторение. Они
способны удивить готовностью
слушать одну и ту же сказку десят­
ки раз. Это загадка детской психи­
ки. И её не обязательно разгады­
вать. Просто должны быть стари­
ки. Им это не трудно. Они же как
раз жалуются, что глаза барахлят,
память изменяет… Вот и пожа­
луйста! Выучить 12 подвигов Ге­
ракла или Царя Салтана и расска­
зывать, рассказывать…
Были, былины, былички
В этом надо хорошенько разо­
браться, почувствовать. Это ведь
главное может быть в старости.
Тот старик, который хоть изредка
слышит: «Расскажите, дедушка!»,
живёт не зря.
Были, былины, былички —
истории о том, что было, о прош­
лом, претендующие на соответст­
вие реальности.
Быль из них — с самой боль­
шой претензией на реальность.
Это рассказ о прошлом. Но о
прошлом важном, значимом или
красивом в своей трагичности
или радости. «Расскажу тебе, Дру­
жок, одну быль. Жил когда-то в на­
шей деревне…». У Бажова —при­
поминаете?
Былина — это про героиче­
ские подвиги или что-то другое,
значительное, это то, что претен­
дует на место в истории. Соответ­
ственно реальность там подаётся
в рамке метафор и гипербол.
А вот былички — часть мало­
го фольклора и бытовой магии.
Это такие истории с претензией на
правдивость, но без претензии на
великость, героичность. «Вот хо­
тите — верьте, хотите — нет, жи­
ла у нас вдова на краю села…» и
потом про домового, змея-любов­
ника, детях, утонувших в болоте
и приходящих по ночам, сбываю­
щиеся гадания и т.п. Они больше
женские (хотя и весёлый старичок
не прочь потешиться). Их, конеч­
но, и дети у костра или в спальнях
лагерей рассказывают, но основ­
ные авторы— старики.
Обычно, берясь рассказать
быль, повествователь обознача­
ет свою ответственность за то, что
«это чистая правда». Но это для от­
вода глаз. Основная забота дру­
гая. Повествование должно быть
гладким, плавным и при этом за­
хватывающим. Совсем не обяза­
тельна какая-то логика или после­
довательность, это же реальность!
Быль и быличка расширяют
реальность, приглашают к её про­
живанию в разных масштабах и
плоскостях. После неё страшно,
но хочется пойти на болото или
вызвать домового из-за печки.
Они как бы о том, что прожил один
человек, может, и другой, а может,
ещё интереснее… Они не подме­
няют приключения, а зовут к ним,
хотя бы допущению их. Грань тон­
кая, но важная.
Пятилетний внук Даниил го­
стит редко и подолгу. Первое вре­
мя, выслушивая меня, констати­
рует: «А… у вас так…». Через ме­
сяц, уже осмотревшись, заявляет:
«Знаешь, бабушка, я уже поверил,
что у вас тут всё живое (и печка,
и деревья), смотри, не говори те­
перь, что пошутила!»
А потом мы читаем с ним про
Мумми-Тролей и вместе удивля­
емся, как много у нас в Милом по­
хоже.
P. S. Жизнь в Родовом поме­
стье, жизнь в живой природе пол­
нится событиями, кажущимися
уже невероятными большинству
людей. Мне так даже деревенский
житель недавно заявил: «То, как вы
живёте, — нереально!». А вероят­
ная будущая невестка, приехав по­
знакомиться, призналась, что не
верила рассказам моего сына, по­
ка не убедилась своими глазами.
Я стараюсь не лениться, рас­
сказывать наши были и былины,
кое-что и записывать для внучат и
правнучат. А былички хороши и на
прополке, и на копке картошки, и
на сборе ягод, и конечно, за чаем
с вареньем. Про то, как 1 апреля
лошадь заперла меня в конюшне,
про то, как в гнезде у куриц ужиха
яйца высиживала, про то, как внук
в траве заблудился…Видятся мне
они не менее важными, чем родо­
вая книга или поучения.
Сейчас ещё есть немало про­
стых возможностей для записи
аудиофайлов. «Бабушкины бы­
лички». Ну, нет у ваших детей, на­
пример, возможности приехать и
внуков привезти. Так вы, чем гру­
стить да тянуть, освойте любой
гаджет и записывайте им по 3 ми­
нуты маленькие смешные расска­
зики да отсылайте. Включат они в
машине, пока едут по делам сво­
им городским, вместо радио —
бабушку или дедушку… И жди­
те чуда.
А у вас, уважаемые, какие жан­
ры разговорные любимые? Какие
истории, сказки, былички? Буду
рада, если поделитесь.
n
Расскажу я вам...
Главы из книги «Старание к старению»