• 27
«Родовая Земля»
№ 9 (170), сентябрь 2018 г.
ИсТоКИ
П
аук—мизгирь, павук, те
нетник.
Диковинное живот
ное, не зверь, не насеко
мое, ткущее невероятно
прекрасные паутины, спасающие
мир от полчищ паразитов, и (о,
несправедливость!) вызывающее
в людях омерзение и страх. Ядо
витый вампир, холодный и безпо
щадный убийца, пожиратель без
обидных мух. Паучихи убивают
самцов после спаривания, что
бы, в свою очередь, умереть, от
ложив яйца.
сложный,
противоречивый,
обросший мхом домыслов образ.
Многие представления о пауках
неверны, другие нашёптаны стра
хом ко всему, что шевелится, и ба
нальным незнанием. Вопервых,
паук — не насекомое, у него во
семь, а не шесть ног. Как писал
н. а. заболоцкий: «спит животное
паук». Вовторых, почти все пауки
ядовиты, но смертельно опасных
среди них не так много. В средней
полосе стоит опасаться, пожалуй,
только крестовика. но первым па
ук не нападает, а дурной нрав чёр
ных вдов связан исключительно с
плохим зрением. Кровь он тоже не
пьёт, а впрыскивает желудочный
сок под хитиновый покров жерт
вы и оставляет довариваться на
пару дней. Получаются такие вот
своеобразные консервы с надёж
ной природной упаковкой.
Потом где видели пауков, ста
ями атакующих человеческие жи
лища, гадящих на обои, поганя
щих пищу, кусающих до крови и
откладывающих яйца в продук
ты?! Трудно даже представить та
кое. а вот мухи, слепни и комары
(основная пища пауков) вытворя
ют всё это с непростительной ча
стотой.
Казалось бы, что стоит отвести
паукам пару тёмных углов в доме,
не давить их при всяком удобном
и неудобном случае. не рвать па
утинки в лесу, не верить амери
канским, дешёвым по смыслу и
бюджету боевикам с гигантскими
спайдерами. нет, страх сильнее
любых разумных доводов. страх
цивилизованного человека перед
законами природы, перед лучши
ми её созданиями.
К слову, предки наши относи
лись к паукам с куда большим по
чтением. В отточенной красоте и
симметрии паутины видели они
солнечные лучи, разбегающиеся
от единого центра. Как будто уже
тогда предвидели, что Вселенную
нашу астрономы представят в ви
де ячеистой структуры, сходной
со строением паутины. И что гео
метрический центр паутины точ
но совпадает с её центром тяже
сти. Всего этого они знать не мог
ли, но уже тогда чувствовали, вос
хищаясь на рассвете радужными
переливами солнечных лучей в
тонких ниточках паутины.
Многие народы считают пау
ка одним из творцов этого мира,
соткавшего из своего тела каркас
Вселенной. Причём, как правило,
это не паук, а паучиха. например,
Мать солнца или БабкаПаучиха.
Видимо, поэтому и называют вто
рую половину сентября, время па
учьего гона, когда по воздуху но
сятся паутинки, бабьим летом, в
память о Прабабке Мира, Рожа
нице. Восьмое сентября, за неде
лю до начала «лета старых жен
щин», посвящено Роду, преемнику
верований о двух Рожаницах. Воз
можно, что паук —одно из его во
площений. Многогранный символ
плодородия, солнечного света,
единства бега времени и незыб
лемости пространства — свасти
ка — напоминает паука, а узор на
теле крестовика — символ плодо
родия. Как и имя паука, свастика
давно покрылась грязью, отмыть
которую почти невозможно. за
отторжением символа приходит
забвение, и лишь фольклор бу
дет хранить его очень долго. Паук
в нём — признак счастья, гармо
нии, солнечная мать всего живого.
В народных верованиях сла
вян символизм паука довольно
многогранен. он представляется
символом созидательности, тру
долюбия и ремесленных навыков
(существует много мифов о пау
ках, научивших людей искусству
ткачества), также символом пред
знаменования судьбы (об этом
свидетельствуют народные при
меты о пауках), связи с миром ду
хов и мудростью предков (связь с
миром предков), символом кол
довских способностей; но при
этом является символом агрес
сивности вкупе с жестокостью.
Паук в народе считается суще
ством одушевлённым, потому как
душа человека, находящегося во
сне, может покинуть тело в образе
паучка через его рот, а затем тем
же путём возвратиться назад.
Даже самые маленькие паучи
хи способны произвести на свет
за один раз около 200 тысяч пауч
ков, а её тело имеет округлое, пол
ное брюшко. В связи с этим паучи
ха является символом луны и сим
волом плодородия. Потому у не
которых народов сибири сущест
вует обряд поедания паучих, пле
тущих ловчие сети. Практикует
ся он женщинами, желающими в
скором времени принести потом
ство. Кстати, у этих же народов па
ук, а точнее, самка паука, связана с
представлениями о прародитель
нице и именуется бабушкой или
дедушкой.
а вот в традиции христиан
изза того, что пауков связыва
ли с колдунами и тёмным миром,
убийство паука считается «делом
богоугодным» и якобы проща
ет часть грехов. но, с другой сто
роны, существует гораздо более
древняя примета, согласно кото
рой пауков убивать категорически
нельзя, ведь они связаны с миром
наших предков и приносят удачу
в дом. если вы не в состоянии вы
терпеть в доме присутствие пау
ка, тогда просто «пригласите» его
на веник и вынесите на улицу, но
не убивайте!
кирилл АтАПин
Значение паука
в славянской традиции
Н
аши предки были про
зорливы и умны. Чут
ко чувствуя природу ре
бёнка, они давали ему
ту детскую игрушку, ко
торая не только развлекала, но и
обучала малыша, подготавливая
его к дальнейшей жизни. Игру
шек было немного, но каждая из
них приучала ребёнка к дальней
шей жизни.
Игрушки мастерили из все
го, что давала человеку приро
да: глина, солома, еловые шиш
ки и дерево. Как было малышу
не любить такую детскую игруш
ку? Люльку младенца украшали
подвесками из лоскутков, кото
рые колыхались и приучали ре
бёнка сосредоточивать взгляд,
радовали и удивляли его. Погре
мушки из бересты наполняли го
рохом и другими семенами. они
приглушённо гремели, шуршали,
не раздражая слух малыша. Всё,
из чего она была изготовлена, бы
ло таким знакомым и привычным.
Как будто сама природа давала
человеку от щедрот своих, что
бы побудить к творчеству и дать
жизнь новому творению.
Как только малыш появлял
ся на свет, его верным спутником
становилась игрушка или «потеш
ка», как называли её наши предки.
самые маленькие получали по
гремушки или «шаркуны». Это мо
гла быть засушенная коробочка
мака с семенами, трещотка, яркий
лоскуток ткани с колокольчика
ми или пришитыми кусочками ме
ди. К звуку в игрушке относились с
большим вниманием. Ритмичные
движения игрушки находились в
полной гармонии с её звуковыми
повторами. самым ярким приме
ром такой игрушки является дере
вянная неваляшка, чьё звучание
напоминает детям ласковую ко
лыбельную песню, а покачивание
— убаюкивание младенца.
Как только малыш делал пер
вые шаги, ему мастерили каталку
на палке, которая помогала учить
ся ходить, осваивать простран
ство. научившись ходить, малыш
получал каталку на верёвочке. Как
правило, это был конь. он следо
вал по пятам покорно воле ма
ленького хозяина, а тот пережи
вал первые ощущения своей силы
и превосходства. Так каталка раз
вивала ребёнка физически и од
новременно воспитывала духов
но. Кони у наших предков счита
лись главными животными, по
этому в каждой семье дети играли
с деревянными лошадками на ко
лёсиках, на качалке, в виде глиня
ных свистулек.
ещё одно животное, которому
поклонялись наши предки, — это
медведь. Медведь считался пода
телем доброй силы, добрым вест
ником пробуждения природы,
был одним из главных сказочных
героев. Игрушечный медведь —
символ мужской силы и доброты.
Кроме развлечения игрушки
служили для привлечения к малы
шу доброго духа, ангелазащитни
ка, оберегающего ребёнка от не
чистой силы и сглаза. Погремуш
ка или мяч, символизирующие,
по мнению предков, небо и небес
ный мир, как бы соединяли ребён
ка с миром добра. самое интере
сное, что в игрушках нашего на
рода не встретишь изображения
злого или страшного персонажа,
ведь в старину считалось, что та
кая игрушка может принести зло
малышу.
Девочки играли в тряпичных
кукол, кукол из соломы. Такую кук
лу бережно хранили в доме, пере
давая от дочки к дочке. Лицо у та
кой куклы обычно не прорисовы
валось, и это позволяло ребён
ку самому придумать характер и
внешность тряпичной подружки.
наши предки считали, что такие
игры приучают девочку быть в бу
дущем хорошей матерью и хозяй
кой в доме.
Когда ребёнок проживает своё
детство, играя, он растёт, развива
ется и взрослеет успешно. Эмоци
онально благополучная, «друже
ственная» игровая среда — хоро
шее подспорье в воспитании ма
лыша. само рождение народной
игрушки подобно таинству, пото
му что никто не знает, как именно
она появилась впервые.
среди старинных игрушек нет
никчёмных безделиц. «Каждая,
даже вовсе примитивная потеш
ка, имела определённое назначе
ние, существовала не просто сама
по себе, а была одним из звеньев
цепи, где игрушки чередовались,
сменяли друг друга в нужную по
ру детства. Их создатели глубо
ко понимали интересы и желания
ребёнка, учитывали особенности
его физического и духовного раз
вития». не столько знали, сколь
ко именно понимали! Может быть,
всё дело в интуиции, проявлению
которой ничего не мешало, — ни
яркие рекламы и витрины, ни го
родская суета и череда забот. Мо
жет быть, люди, которые жили в
постоянном соприкосновении с
живой природой, лучше понима
ли и мир детской души?
Ясно одно: игрушки, которые
рождались в живом разговоре ма
тери с дочкой, бабушки с внучкой,
на глазах братьев и сестёр, дарили
детям радость общения, добрые
эмоции, открывали простор для
развития фантазии и воображе
ния, хранили и передавали следу
ющим поколениям семейные цен
ности, народные традиции. В ста
рину считали так: мальчик — бу
дущий охотник, добытчик, воин,
поэтому его незаменимой игруш
кой должен быть лук со стрелами.
Девочка же станет хозяйкой в до
ме, матерью — ей играть в куклы.
старинная русская игрушка — на
стоящая копилка народной муд
рости.
Оксана ДОвгОПОлАя
https://golos.io/cerber/@cerber32
Мудрые игрушки наших предков