Стр. 27 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 27
«Родовая Земля»
№ 9 (170), сентябрь 2018 г.
ИсТоКИ
П
аук—мизгирь, павук, те­
нетник.
Диковинное живот­
ное, не зверь, не насеко­
мое, ткущее невероятно
прекрасные паутины, спасающие
мир от полчищ паразитов, и (о,
несправедливость!) вызывающее
в людях омерзение и страх. Ядо­
витый вампир, холодный и безпо­
щадный убийца, пожиратель без­
обидных мух. Паучихи убивают
самцов после спаривания, что­
бы, в свою очередь, умереть, от­
ложив яйца.
сложный,
противоречивый,
обросший мхом домыслов образ.
Многие представления о пауках
неверны, другие нашёптаны стра­
хом ко всему, что шевелится, и ба­
нальным незнанием. Во­первых,
паук — не насекомое, у него во­
семь, а не шесть ног. Как писал
н. а. заболоцкий: «спит животное­
паук». Во­вторых, почти все пауки
ядовиты, но смертельно опасных
среди них не так много. В средней
полосе стоит опасаться, пожалуй,
только крестовика. но первым па­
ук не нападает, а дурной нрав чёр­
ных вдов связан исключительно с
плохим зрением. Кровь он тоже не
пьёт, а впрыскивает желудочный
сок под хитиновый покров жерт­
вы и оставляет довариваться на
пару дней. Получаются такие вот
своеобразные консервы с надёж­
ной природной упаковкой.
Потом где видели пауков, ста­
ями атакующих человеческие жи­
лища, гадящих на обои, поганя­
щих пищу, кусающих до крови и
откладывающих яйца в продук­
ты?! Трудно даже представить та­
кое. а вот мухи, слепни и комары
(основная пища пауков) вытворя­
ют всё это с непростительной ча­
стотой.
Казалось бы, что стоит отвести
паукам пару тёмных углов в доме,
не давить их при всяком удобном
и неудобном случае. не рвать па­
утинки в лесу, не верить амери­
канским, дешёвым по смыслу и
бюджету боевикам с гигантскими
спайдерами. нет, страх сильнее
любых разумных доводов. страх
цивилизованного человека перед
законами природы, перед лучши­
ми её созданиями.
К слову, предки наши относи­
лись к паукам с куда большим по­
чтением. В отточенной красоте и
симметрии паутины видели они
солнечные лучи, разбегающиеся
от единого центра. Как будто уже
тогда предвидели, что Вселенную
нашу астрономы представят в ви­
де ячеистой структуры, сходной
со строением паутины. И что гео­
метрический центр паутины точ­
но совпадает с её центром тяже­
сти. Всего этого они знать не мог­
ли, но уже тогда чувствовали, вос­
хищаясь на рассвете радужными
переливами солнечных лучей в
тонких ниточках паутины.
Многие народы считают пау­
ка одним из творцов этого мира,
соткавшего из своего тела каркас
Вселенной. Причём, как правило,
это не паук, а паучиха. например,
Мать солнца или Бабка­Паучиха.
Видимо, поэтому и называют вто­
рую половину сентября, время па­
учьего гона, когда по воздуху но­
сятся паутинки, бабьим летом, в
память о Прабабке Мира, Рожа­
нице. Восьмое сентября, за неде­
лю до начала «лета старых жен­
щин», посвящено Роду, преемнику
верований о двух Рожаницах. Воз­
можно, что паук —одно из его во­
площений. Многогранный символ
плодородия, солнечного света,
единства бега времени и незыб­
лемости пространства — свасти­
ка — напоминает паука, а узор на
теле крестовика — символ плодо­
родия. Как и имя паука, свастика
давно покрылась грязью, отмыть
которую почти невозможно. за
отторжением символа приходит
забвение, и лишь фольклор бу­
дет хранить его очень долго. Паук
в нём — признак счастья, гармо­
нии, солнечная мать всего живого.
В народных верованиях сла­
вян символизм паука довольно
многогранен. он представляется
символом созидательности, тру­
долюбия и ремесленных навыков
(существует много мифов о пау­
ках, научивших людей искусству
ткачества), также символом пред­
знаменования судьбы (об этом
свидетельствуют народные при­
меты о пауках), связи с миром ду­
хов и мудростью предков (связь с
миром предков), символом кол­
довских способностей; но при
этом является символом агрес­
сивности вкупе с жестокостью.
Паук в народе считается суще­
ством одушевлённым, потому как
душа человека, находящегося во
сне, может покинуть тело в образе
паучка через его рот, а затем тем
же путём возвратиться назад.
Даже самые маленькие паучи­
хи способны произвести на свет
за один раз около 200 тысяч пауч­
ков, а её тело имеет округлое, пол­
ное брюшко. В связи с этим паучи­
ха является символом луны и сим­
волом плодородия. Потому у не­
которых народов сибири сущест­
вует обряд поедания паучих, пле­
тущих ловчие сети. Практикует­
ся он женщинами, желающими в
скором времени принести потом­
ство. Кстати, у этих же народов па­
ук, а точнее, самка паука, связана с
представлениями о прародитель­
нице и именуется бабушкой или
дедушкой.
а вот в традиции христиан
из­за того, что пауков связыва­
ли с колдунами и тёмным миром,
убийство паука считается «делом
богоугодным» и якобы проща­
ет часть грехов. но, с другой сто­
роны, существует гораздо более
древняя примета, согласно кото­
рой пауков убивать категорически
нельзя, ведь они связаны с миром
наших предков и приносят удачу
в дом. если вы не в состоянии вы­
терпеть в доме присутствие пау­
ка, тогда просто «пригласите» его
на веник и вынесите на улицу, но
не убивайте!
кирилл АтАПин
Значение паука
в славянской традиции
Н
аши предки были про­
зорливы и умны. Чут­
ко чувствуя природу ре­
бёнка, они давали ему
ту детскую игрушку, ко­
торая не только развлекала, но и
обучала малыша, подготавливая
его к дальнейшей жизни. Игру­
шек было немного, но каждая из
них приучала ребёнка к дальней­
шей жизни.
Игрушки мастерили из все­
го, что давала человеку приро­
да: глина, солома, еловые шиш­
ки и дерево. Как было малышу
не любить такую детскую игруш­
ку? Люльку младенца украшали
подвесками из лоскутков, кото­
рые колыхались и приучали ре­
бёнка сосредоточивать взгляд,
радовали и удивляли его. Погре­
мушки из бересты наполняли го­
рохом и другими семенами. они
приглушённо гремели, шуршали,
не раздражая слух малыша. Всё,
из чего она была изготовлена, бы­
ло таким знакомым и привычным.
Как будто сама природа давала
человеку от щедрот своих, что­
бы побудить к творчеству и дать
жизнь новому творению.
Как только малыш появлял­
ся на свет, его верным спутником
становилась игрушка или «потеш­
ка», как называли её наши предки.
самые маленькие получали по­
гремушки или «шаркуны». Это мо­
гла быть засушенная коробочка
мака с семенами, трещотка, яркий
лоскуток ткани с колокольчика­
ми или пришитыми кусочками ме­
ди. К звуку в игрушке относились с
большим вниманием. Ритмичные
движения игрушки находились в
полной гармонии с её звуковыми
повторами. самым ярким приме­
ром такой игрушки является дере­
вянная неваляшка, чьё звучание
напоминает детям ласковую ко­
лыбельную песню, а покачивание
— убаюкивание младенца.
Как только малыш делал пер­
вые шаги, ему мастерили каталку
на палке, которая помогала учить­
ся ходить, осваивать простран­
ство. научившись ходить, малыш
получал каталку на верёвочке. Как
правило, это был конь. он следо­
вал по пятам покорно воле ма­
ленького хозяина, а тот пережи­
вал первые ощущения своей силы
и превосходства. Так каталка раз­
вивала ребёнка физически и од­
новременно воспитывала духов­
но. Кони у наших предков счита­
лись главными животными, по­
этому в каждой семье дети играли
с деревянными лошадками на ко­
лёсиках, на качалке, в виде глиня­
ных свистулек.
ещё одно животное, которому
поклонялись наши предки, — это
медведь. Медведь считался пода­
телем доброй силы, добрым вест­
ником пробуждения природы,
был одним из главных сказочных
героев. Игрушечный медведь —
символ мужской силы и доброты.
Кроме развлечения игрушки
служили для привлечения к малы­
шу доброго духа, ангела­защитни­
ка, оберегающего ребёнка от не­
чистой силы и сглаза. Погремуш­
ка или мяч, символизирующие,
по мнению предков, небо и небес­
ный мир, как бы соединяли ребён­
ка с миром добра. самое интере­
сное, что в игрушках нашего на­
рода не встретишь изображения
злого или страшного персонажа,
ведь в старину считалось, что та­
кая игрушка может принести зло
малышу.
Девочки играли в тряпичных
кукол, кукол из соломы. Такую кук­
лу бережно хранили в доме, пере­
давая от дочки к дочке. Лицо у та­
кой куклы обычно не прорисовы­
валось, и это позволяло ребён­
ку самому придумать характер и
внешность тряпичной подружки.
наши предки считали, что такие
игры приучают девочку быть в бу­
дущем хорошей матерью и хозяй­
кой в доме.
Когда ребёнок проживает своё
детство, играя, он растёт, развива­
ется и взрослеет успешно. Эмоци­
онально благополучная, «друже­
ственная» игровая среда — хоро­
шее подспорье в воспитании ма­
лыша. само рождение народной
игрушки подобно таинству, пото­
му что никто не знает, как именно
она появилась впервые.
среди старинных игрушек нет
никчёмных безделиц. «Каждая,
даже вовсе примитивная потеш­
ка, имела определённое назначе­
ние, существовала не просто сама
по себе, а была одним из звеньев
цепи, где игрушки чередовались,
сменяли друг друга в нужную по­
ру детства. Их создатели глубо­
ко понимали интересы и желания
ребёнка, учитывали особенности
его физического и духовного раз­
вития». не столько знали, сколь­
ко именно понимали! Может быть,
всё дело в интуиции, проявлению
которой ничего не мешало, — ни
яркие рекламы и витрины, ни го­
родская суета и череда забот. Мо­
жет быть, люди, которые жили в
постоянном соприкосновении с
живой природой, лучше понима­
ли и мир детской души?
Ясно одно: игрушки, которые
рождались в живом разговоре ма­
тери с дочкой, бабушки с внучкой,
на глазах братьев и сестёр, дарили
детям радость общения, добрые
эмоции, открывали простор для
развития фантазии и воображе­
ния, хранили и передавали следу­
ющим поколениям семейные цен­
ности, народные традиции. В ста­
рину считали так: мальчик — бу­
дущий охотник, добытчик, воин,
поэтому его незаменимой игруш­
кой должен быть лук со стрелами.
Девочка же станет хозяйкой в до­
ме, матерью — ей играть в куклы.
старинная русская игрушка — на­
стоящая копилка народной муд­
рости.
Оксана ДОвгОПОлАя
https://golos.io/cerber/@cerber32
Мудрые игрушки наших предков