«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
22 • осознанное РоДИТеЛЬсТВо
В
начале июля этого года
на красивейшем берегу
озера Тосканка, что на
ходится в городе Ворсма,
в 10 км от нашего посе-
ления Родовых поместий Дубро
во, проходил фестиваль «Русская
Тоскания», где мы организовыва
ли «Чайную поляну».
Фестиваль был очень много
людным, и на нашу полянку ча
сто заглядывали родители с деть
ми. Мы поили гостей травяным ча
ем из настоящих самоваров с пи
рогами и ватрушками собствен
ного приготовления. а у меня бы
ла прекрасная возможность пона
блюдать за взаимоотношениями
родителей и детей.
Вот подошла мама с двумя
детьми. сынишке на вид лет пять
семь. народу у прилавка мно
го, все чтото говорят, а маме на
до быстро делать заказ. она его и
делает: «Пироги, чай…» — «Ма
ма, я хочу оладьи!» — «Дайте ещё
оладьи с вареньем». сын плачет,
чтото кричит ей сквозь шум тол
пы. она его не слушает. Расплачи
вается. Мы быстро обслуживаем.
сын продолжает плакать и чтото
кричать. Когда заказ выполнен и
лежит на подносе, я спрашиваю
мальчика: «Что случилось?» — «я
хотел оладьи без варенья!», мама:
«не обращайте внимания, он всег
да такой скандальный». забирает
заказ и уходит к столикам…
Было и ещё несколько случа
ев в этот день, которые застави
ли меня крепко задуматься. Ког
да в семье рождается малыш, ро
дители безусловно хотят, чтобы
он вырос счастливым и успешным
человеком, чтобы он многого до
бился в жизни. Как только малыш
чуть подрастёт, его определяют в
кружки — по английскому, тан
цам, борьбе, по развитию лидер
ских качеств... Родители вклады
вают и вкладывают в надежде, что
ребёнок всё усвоит, а затем станет
успешным. но правда в том, что в
погоне за хорошим английским и
лидерскими качествами родители
забывают учить ребёнка самому
главному, тому, что действительно
поможет ему в жизни, — умению
договариваться.
а научиться договариваться
можно только в семье. И это очень
важно! Важно научиться слышать
себя и своего ребёнка, собствен
ным примером ежедневно учить
малыша договариваться. Как? Да
просто в общении с ним же самим!
Когда мы заставляем ребёнка
чтото делать против его воли, са
ми того не желая, воспитываем че
ловека с рабской психологией, ко
торый с раннего детства усвоил,
что прав тот, у кого больше автори
тета или кто громче кричит, и, что
бы стать успешным, надо ломать
волю других людей, а иначе будут
ломать его. Человека, не умеюще
го даже прочувствовать, а не то что
обозначить собственные границы,
и поэтому готового терпеть пре
небрежение и унижение со сторо
ны начальника, коллег по работе,
мужа/жены, детей… а может, на
оборот, человека требовательного,
унижающего и обижающего дру
гих, готового отстаивать свои инте
ресы «до последней капли крови»
ради того, чтобы его наконец услы
шали и начали уважать…
Уважение ребёнка, умение до
говариваться с ним… Мне эти на
выки дались очень нелегко. Ведь
для того, чтобы договориться с
человеком, а тем более с собст
венным ребёнком, нужны время
и внимание, которого всегда не
хватает. но если подумать на пер
спективу, то что может быть важ
нее? Какого человека я хотела бы
увидеть через 20–50 лет? Соб-
ственного выросшего ребёнка,
окружённого кучей материальных
вещей (внешне очень успешного),
но с израненной душой, или вы
росшего ребёнка, который всегда
может найти общий язык с окру
жающими, договориться о взаи
мопомощи, выстроить свои гра
ницы и хорошо чувствовать гра
ницы других и не позволяющего
себе и другим нарушать эти гра
ницы. Ребёнка, который всегда
доброжелателен и почтителен не
только со старшими, но и с млад
шими, который светло и радост
но смотрит на окружающий мир,
излучает гармонию и тепло, чело
века, с которым хочется общаться
вновь и вновь.
знаю, что путь к осознанно
му родительству не усеян лепест
ками роз, он очень труден и тер
нист. Да, нас воспитывали подру
гому, и, конечно, гораздо проще
просто перенять модель воспи
тания от собственных родителей,
чем создавать новую, которая тре
бует осознанного внимания и кучу
времени.
но если всётаки решиться на
этот путь, вложить своё драгоцен
ное время и внимание в то, чтобы
научиться договариваться с соб
ственными детьми, это будет са
мый лучший подарок для них на
всю жизнь!
Галина сАмоХИНА
ПРП Дуброво,
Нижегородская область
Подарок на всю жизнь
Антон Макаренко — один из величайших воспитателей не толь-
ко СССР, но и всего мира. ЮНЕСКО, в частности, назвала его и
Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы сов-
ременного представления о воспитании.
Для своего времени Макаренко был новатором и открывал та-
кие вещи, которые сегодня нам уже кажутся очевидными. На-
пример, он не раз с горечью говорил, что педагоги всего ми-
ра игнорируют любовь и считают её лишней в деле воспитания.
Макаренко был уверен, что вырастить счастливого человека без
любви невозможно.
1. Ваше собственное пове-
дение — самое главное в вос-
питании.
не думайте, что вы воспитыва
ете ребёнка только тогда, когда с
ним разговариваете, или поучае
те его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый мо
мент вашей жизни, даже тогда,
когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы раз
говариваете с другими людьми и
о других людях, как вы радуетесь
или печалитесь, как вы обращае
тесь с друзьями или врагами, как
вы смеётесь, читаете газету — всё
это имеет для ребёнка большое
значение. Малейшие изменения в
тоне ребёнок видит или чувствует,
все повороты вашей мысли дохо
дят до него невидимыми путями,
вы их не замечаете.
если дома вы грубы, или хваст
ливы, или пьянствуете, а ещё ху
же, если оскорбляете мать, вам
уже не нужно думать о воспита
нии: вы уже воспитываете ваших
детей, и воспитываете плохо, и ни
какие самые лучшие советы и ме
тоды вам не помогут.
2. Воспитание детей требует
самого серьёзного тона, самого
простого и искреннего.
В этих трёх качествах должна
заключаться предельная правда
вашей жизни. И серьёзность во
все не значит, что вы должны быть
всегда надуты, напыщенны. Будь
те просто искренни, пусть ваше
настроение соответствует момен
ту и сущности происходящего в
вашей семье.
3. каждый отец и мать долж-
ны хорошо представлять, что
они хотят воспитать в своём ре-
бёнке.
надо отдавать себе ясный от
чёт относительно своих собствен
ных родительских желаний. Поду
майте хорошо над этим вопросом,
и вы сразу увидите много сделан
ных вами ошибок и много пра
вильных путей впереди.
4. Вы должны хорошо знать,
что делает, где находится и кем
окружён ваш ребёнок.
но вы должны предоставить
ему необходимую свободу, что
бы он находился не только под
вашим личным влиянием, а под
многими разнообразными влия
ниями жизни. Вы должны вырабо
тать у ребёнка умение разбирать
ся с чуждыми и вредными людьми
и обстоятельствами, бороться с
ними, узнавать их своевременно.
В парниковом воспитании, в изо
лированном высиживании нельзя
этого выработать.
5. Воспитательная работа
есть прежде всего работа орга-
низатора.
В этом деле нет мелочей. В
воспитательной работе нет пустя
ков. Хорошая организация в том и
заключается, что она не выпуска
ет из виду мельчайших подробно
стей и случаев. Мелочи действуют
регулярно, ежедневно, ежечасно,
из них и складывается жизнь.
Для воспитания нужно не
большое время, а разумное ис
пользование малого времени.
6. не навязывайте свою по-
мощь, но всегда будьте готовы
помочь.
Родительская
помощь
не
должна быть навязчива, надоед
лива, утомительна. В некоторых
случаях совершенно необходи
мо предоставить ребёнку самому
выбраться из затруднения, нуж
но, чтобы он привыкал преодоле
вать препятствия и разрешать бо
лее сложные вопросы.
но нужно всегда видеть, как
ребёнок совершает какуюлибо
операцию, нельзя допускать, что
бы он запутался и пришёл в отча
яние. Иногда даже нужно, чтобы
ребёнок видел ваши насторожен
ность, внимание и доверие к его
силам.
7. не платите и не наказы-
вайте за результаты труда.
я решительно не рекомендую
применять в области труда ка
киелибо поощрения или наказа
ния. Трудовая задача и её реше
ние должны сами по себе достав
лять ребёнку такое удовлетворе
ние, чтобы он испытывал радость.
Признание его работы хорошей
должно быть лучшей наградой за
его труд. Такой же наградой будет
для него ваше одобрение его изо
бретательности, его находчиво
сти, его способов работы.
но даже таким словесным
одобрением никогда не нуж
но злоупотреблять, в особенно
сти не следует хвалить ребёнка
за произведённую работу в при
сутствии ваших знакомых и дру
зей. Тем более не нужно его нака
зывать за плохую работу или за
работу несделанную. самое важ
ное в этом случае — добиться то
го, чтобы она была всётаки вы
полнена.
8. научить ребёнка любить
невозможно без воспитания
человеческого достоинства.
научить любить, научить узна
вать любовь, научить быть счаст
ливым — это значит научить ува
жать самого себя, научить челове
ческому достоинству.
9. никогда не приносите се-
бя в жертву ребёнку.
обычно говорят: «Мы, мать и
отец, всё отдаём ребёнку, жертву
ем ему всем, в том числе и соб
ственным счастьем». Это самый
ужасный подарок, какой могут
сделать родители ребёнку.
Это такой ужасный подарок,
что можно рекомендовать: если
вы хотите отравить вашего ребён
ка, дайте ему выпить в большой
дозе вашего собственного сча
стья, и он отравится.
10. научить человека быть
счастливым нельзя, но вос-
питать его так, чтобы он был
счастливым, можно.
И напоследок ещё замечатель
ная цитата от мастера:
«Любовь — это самое великое
чувство, которое творит чудеса,
которое творит новых людей и со
здаёт величайшие человеческие
ценности».
www.omind.ru
10 золотых правил воспитания
Антона Макаренко