Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
22 • осознанное РоДИТеЛЬсТВо
В
начале июля этого года
на красивейшем берегу
озера Тосканка, что на­
ходится в городе Ворсма,
в 10 км от нашего посе-
ления Родовых поместий Дубро­
во, проходил фестиваль «Русская
Тоскания», где мы организовыва­
ли «Чайную поляну».
Фестиваль был очень много­
людным, и на нашу полянку ча­
сто заглядывали родители с деть­
ми. Мы поили гостей травяным ча­
ем из настоящих самоваров с пи­
рогами и ватрушками собствен­
ного приготовления. а у меня бы­
ла прекрасная возможность пона­
блюдать за взаимоотношениями
родителей и детей.
Вот подошла мама с двумя
детьми. сынишке на вид лет пять­
семь. народу у прилавка мно­
го, все что­то говорят, а маме на­
до быстро делать заказ. она его и
делает: «Пироги, чай…» — «Ма­
ма, я хочу оладьи!» — «Дайте ещё
оладьи с вареньем». сын плачет,
что­то кричит ей сквозь шум тол­
пы. она его не слушает. Расплачи­
вается. Мы быстро обслуживаем.
сын продолжает плакать и что­то
кричать. Когда заказ выполнен и
лежит на подносе, я спрашиваю
мальчика: «Что случилось?» — «я
хотел оладьи без варенья!», мама:
«не обращайте внимания, он всег­
да такой скандальный». забирает
заказ и уходит к столикам…
Было и ещё несколько случа­
ев в этот день, которые застави­
ли меня крепко задуматься. Ког­
да в семье рождается малыш, ро­
дители безусловно хотят, чтобы
он вырос счастливым и успешным
человеком, чтобы он многого до­
бился в жизни. Как только малыш
чуть подрастёт, его определяют в
кружки — по английскому, тан­
цам, борьбе, по развитию лидер­
ских качеств... Родители вклады­
вают и вкладывают в надежде, что
ребёнок всё усвоит, а затем станет
успешным. но правда в том, что в
погоне за хорошим английским и
лидерскими качествами родители
забывают учить ребёнка самому
главному, тому, что действительно
поможет ему в жизни, — умению
договариваться.
а научиться договариваться
можно только в семье. И это очень
важно! Важно научиться слышать
себя и своего ребёнка, собствен­
ным примером ежедневно учить
малыша договариваться. Как? Да
просто в общении с ним же самим!
Когда мы заставляем ребёнка
что­то делать против его воли, са­
ми того не желая, воспитываем че­
ловека с рабской психологией, ко­
торый с раннего детства усвоил,
что прав тот, у кого больше автори­
тета или кто громче кричит, и, что­
бы стать успешным, надо ломать
волю других людей, а иначе будут
ломать его. Человека, не умеюще­
го даже прочувствовать, а не то что
обозначить собственные границы,
и поэтому готового терпеть пре­
небрежение и унижение со сторо­
ны начальника, коллег по работе,
мужа/жены, детей… а может, на­
оборот, человека требовательного,
унижающего и обижающего дру­
гих, готового отстаивать свои инте­
ресы «до последней капли крови»
ради того, чтобы его наконец услы­
шали и начали уважать…
Уважение ребёнка, умение до­
говариваться с ним… Мне эти на­
выки дались очень нелегко. Ведь
для того, чтобы договориться с
человеком, а тем более с собст­
венным ребёнком, нужны время
и внимание, которого всегда не
хватает. но если подумать на пер­
спективу, то что может быть важ­
нее? Какого человека я хотела бы
увидеть через 20–50 лет? Соб-
ственного выросшего ребёнка,
окружённого кучей материальных
вещей (внешне очень успешного),
но с израненной душой, или вы­
росшего ребёнка, который всегда
может найти общий язык с окру­
жающими, договориться о взаи­
мопомощи, выстроить свои гра­
ницы и хорошо чувствовать гра­
ницы других и не позволяющего
себе и другим нарушать эти гра­
ницы. Ребёнка, который всегда
доброжелателен и почтителен не
только со старшими, но и с млад­
шими, который светло и радост­
но смотрит на окружающий мир,
излучает гармонию и тепло, чело­
века, с которым хочется общаться
вновь и вновь.
знаю, что путь к осознанно­
му родительству не усеян лепест­
ками роз, он очень труден и тер­
нист. Да, нас воспитывали по­дру­
гому, и, конечно, гораздо проще
просто перенять модель воспи­
тания от собственных родителей,
чем создавать новую, которая тре­
бует осознанного внимания и кучу
времени.
но если всё­таки решиться на
этот путь, вложить своё драгоцен­
ное время и внимание в то, чтобы
научиться договариваться с соб­
ственными детьми, это будет са­
мый лучший подарок для них на
всю жизнь!
Галина сАмоХИНА
ПРП Дуброво,
Нижегородская область
Подарок на всю жизнь
Антон Макаренко — один из величайших воспитателей не толь-
ко СССР, но и всего мира. ЮНЕСКО, в частности, назвала его и
Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы сов-
ременного представления о воспитании.
Для своего времени Макаренко был новатором и открывал та-
кие вещи, которые сегодня нам уже кажутся очевидными. На-
пример, он не раз с горечью говорил, что педагоги всего ми-
ра игнорируют любовь и считают её лишней в деле воспитания.
Макаренко был уверен, что вырастить счастливого человека без
любви невозможно.
1. Ваше собственное пове-
дение — самое главное в вос-
питании.
не думайте, что вы воспитыва­
ете ребёнка только тогда, когда с
ним разговариваете, или поучае­
те его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый мо­
мент вашей жизни, даже тогда,
когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы раз­
говариваете с другими людьми и
о других людях, как вы радуетесь
или печалитесь, как вы обращае­
тесь с друзьями или врагами, как
вы смеётесь, читаете газету — всё
это имеет для ребёнка большое
значение. Малейшие изменения в
тоне ребёнок видит или чувствует,
все повороты вашей мысли дохо­
дят до него невидимыми путями,
вы их не замечаете.
если дома вы грубы, или хваст­
ливы, или пьянствуете, а ещё ху­
же, если оскорбляете мать, вам
уже не нужно думать о воспита­
нии: вы уже воспитываете ваших
детей, и воспитываете плохо, и ни­
какие самые лучшие советы и ме­
тоды вам не помогут.
2. Воспитание детей требует
самого серьёзного тона, самого
простого и искреннего.
В этих трёх качествах должна
заключаться предельная правда
вашей жизни. И серьёзность во­
все не значит, что вы должны быть
всегда надуты, напыщенны. Будь­
те просто искренни, пусть ваше
настроение соответствует момен­
ту и сущности происходящего в
вашей семье.
3. каждый отец и мать долж-
ны хорошо представлять, что
они хотят воспитать в своём ре-
бёнке.
надо отдавать себе ясный от­
чёт относительно своих собствен­
ных родительских желаний. Поду­
майте хорошо над этим вопросом,
и вы сразу увидите много сделан­
ных вами ошибок и много пра­
вильных путей впереди.
4. Вы должны хорошо знать,
что делает, где находится и кем
окружён ваш ребёнок.
но вы должны предоставить
ему необходимую свободу, что­
бы он находился не только под
вашим личным влиянием, а под
многими разнообразными влия­
ниями жизни. Вы должны вырабо­
тать у ребёнка умение разбирать­
ся с чуждыми и вредными людьми
и обстоятельствами, бороться с
ними, узнавать их своевременно.
В парниковом воспитании, в изо­
лированном высиживании нельзя
этого выработать.
5. Воспитательная работа
есть прежде всего работа орга-
низатора.
В этом деле нет мелочей. В
воспитательной работе нет пустя­
ков. Хорошая организация в том и
заключается, что она не выпуска­
ет из виду мельчайших подробно­
стей и случаев. Мелочи действуют
регулярно, ежедневно, ежечасно,
из них и складывается жизнь.
Для воспитания нужно не
большое время, а разумное ис­
пользование малого времени.
6. не навязывайте свою по-
мощь, но всегда будьте готовы
помочь.
Родительская
помощь
не
должна быть навязчива, надоед­
лива, утомительна. В некоторых
случаях совершенно необходи­
мо предоставить ребёнку самому
выбраться из затруднения, нуж­
но, чтобы он привыкал преодоле­
вать препятствия и разрешать бо­
лее сложные вопросы.
но нужно всегда видеть, как
ребёнок совершает какую­либо
операцию, нельзя допускать, что­
бы он запутался и пришёл в отча­
яние. Иногда даже нужно, чтобы
ребёнок видел ваши насторожен­
ность, внимание и доверие к его
силам.
7. не платите и не наказы-
вайте за результаты труда.
я решительно не рекомендую
применять в области труда ка­
кие­либо поощрения или наказа­
ния. Трудовая задача и её реше­
ние должны сами по себе достав­
лять ребёнку такое удовлетворе­
ние, чтобы он испытывал радость.
Признание его работы хорошей
должно быть лучшей наградой за
его труд. Такой же наградой будет
для него ваше одобрение его изо­
бретательности, его находчиво­
сти, его способов работы.
но даже таким словесным
одобрением никогда не нуж­
но злоупотреблять, в особенно­
сти не следует хвалить ребёнка
за произведённую работу в при­
сутствии ваших знакомых и дру­
зей. Тем более не нужно его нака­
зывать за плохую работу или за
работу несделанную. самое важ­
ное в этом случае — добиться то­
го, чтобы она была всё­таки вы­
полнена.
8. научить ребёнка любить
невозможно без воспитания
человеческого достоинства.
научить любить, научить узна­
вать любовь, научить быть счаст­
ливым — это значит научить ува­
жать самого себя, научить челове­
ческому достоинству.
9. никогда не приносите се-
бя в жертву ребёнку.
обычно говорят: «Мы, мать и
отец, всё отдаём ребёнку, жертву­
ем ему всем, в том числе и соб­
ственным счастьем». Это самый
ужасный подарок, какой могут
сделать родители ребёнку.
Это такой ужасный подарок,
что можно рекомендовать: если
вы хотите отравить вашего ребён­
ка, дайте ему выпить в большой
дозе вашего собственного сча­
стья, и он отравится.
10. научить человека быть
счастливым нельзя, но вос-
питать его так, чтобы он был
счастливым, можно.
И напоследок ещё замечатель­
ная цитата от мастера:
«Любовь — это самое великое
чувство, которое творит чудеса,
которое творит новых людей и со­
здаёт величайшие человеческие
ценности».
www.omind.ru
10 золотых правил воспитания
Антона Макаренко