• 21
«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
осознанное РоДИТеЛЬсТВо
М
ногие школьники за
даются
вопросом:
«Для чего мне эти не
понятные логарифмы,
если я хочу стать вете
ринаром?», при этом не получая
вразумительных ответов в том чи
сле и от учителей этих «непонят
ных логарифмов».
По сути, учебные дисципли
ны в школьной программе могут
быть полезны для взрослой жиз
ни не теми знаниями, которые за
ложены в программу их изучения,
а творческими и иными навыка
ми, которые школьники могут ос
воить в процессе их изучения.
например, если цель команд
ной игры (к примеру, баскетбол)
—«накидать» побольше мячей ко
манде противника, то такая игра
— понапрасну потерянное время,
к тому же она потенциально опас
ная, поскольку цель («накидать
им») оправдывает средства — «иг
рать на грани и за гранью фола»,
угрожая здоровью членов коман
ды противника и рискуя своим
собственным здоровьем без ка
койлибо пользы себе и обществу.
если цель командной игры —
научиться чувствовать ситуацию
в целом, её динамику, поведение
и роли партнёров по игре в своей
команде и в команде противни
ка, то игра служит не только телес
ному развитию, но и даёт возмож
ность освоить и жизненно необхо
димый психический навык, полез
ный во всяком деле, тем более в
коллективном, как на работе, так
и в семейном быту.
То есть физкультура в школе
может быть средством развития
агрессивности и безсмысленного
вандализма, но она же при ори
ентации учащихся на другие це
ли может воспитывать коллекти
визм, необходимый как в созида
нии, так и в защите созидания от
агрессии и вандализма.
Поэтому вследствие разли
чий в мотивации в одном и том
же спортивном зале две коман
ды школьников могут играть друг
против друга в два разных баскет
бола, а участники команды, выиг
равшей матч, впоследствии могут
оказаться проигравшими жизнь…
Казалось бы, сказанное выше
о настроении и выработке психи
ческих навыков как о необходи
мых предпосылках к успеху в деле
должно быть само собой разуме
ющимся, однако в России школь
ник может окончить школу и по
ступить в вуз, потом окончить вуз
и начать жить повзрослому, так
и не научившись владеть своим
духом (а духу подчинено и тело),
своим настроением, не осознавая,
что и для чего он делает, для чего
живёт и как…
Главный и принципиальный
изъян российской педагогики, на
наш взгляд, — неразвитость пси
хологической теории и психоло
гических практик, ориентирован
ных на определённые возраст
ные периоды (игровых — для
ясельнодетсадовских возрастных
групп и младших классов и дело
вых — для школьноюношеских
возрастных групп), в которых лю
ди своевременно учились бы
• быть властными над своим
настроением (эмоциями и осозна
ваемым потоком мыслей);
• руководить согласованно-
стью работы чувств, лексическо
го и образного мышления, ассоци
ативного мышления;
• отличать истинную память от
безсознательной подмены истин
ной памяти воображаемым прош
лым;
• осознанно произвольно об-
ращаться к истинной памяти и во
ображению.
Всем этим человек в некото
рой минимальной степени дол
жен овладеть до того, как начнёт
осваивать знания и навыки в шко
ле. Это необходимые предпосыл
ки к успешной учёбе в школе и ву
зе без переутомления, а также и к
творчеству.
Поскольку названные психо
логические навыки не являются
врождёнными автоматизмами, то
им дóлжно учить детей целена
правленно как до школы, так и в
самой школе, чтобы человек вы
шел из неё готовым к жизни. При
этом они не должны обретать ха
рактер закрепощающих автома
тизмов, но должны становить
ся основой для дальнейшего лич
ностного развития.
нынешняя же школа, не подго
товив школьника к взрослой жиз
ни, способна утомить его вплоть
до необратимого разрушения здо
ровья вовсе не потому, что школь
ник изначально слаб здоровьем
или безталанный, а вследствие
системной жизненной несостоя
тельности школы. на это никакая
школа не имеет права.
Группа в вК «мъра за меру»
https://vk.com/public67878711
Главный изъян российской педагогики
С
егодня перед учебновос
питательным
процессом
родителей и дошкольных
учреждений ставится цель
— всестороннее развитие
ребёнка как духовно богатой, эсте
тически воспитанной личности.
Эстетическое воспитание —
это целенаправленный процесс
развития творческой личности,
способной воспринимать, чувст
вовать, оценивать прекрасное и
создавать художественные ценно
сти (Б. Т. Лихачёв).
Развитие детей раннего возра
ста следует рассматривать как под
готовительный этап к эстетическо
му освоению окружающего мира.
начинается он с развития разли
чительной чувствительности все
го сенсорного аппарата и эмоцио
нального отклика ребёнка на вос
приятие наиболее ярких свойств и
качеств предметов и явлений.
Познавательная деятельность
ребёнка осуществляется через
восприятие (познание внешних
свойств предметов: цвет, фор
ма, величина и др.) и мышление
(познание внутренних скрытых
свойств, связей между предмета
ми и явлениями: причиннослед
ственные, временные, количе
ственные и другие). отражение
внешних и внутренних свойств в
мозге создаёт чёткий объёмный
образ предмета, который потом
описывается с помощью слова.
Между восприятием и мышлени
ем существует тесная связь.
сенсорное воспитание предус
матривает обучение детей обсле
дованию предметов с помощью
органов чувств и формированию
представлений о сенсорных этало
нах. сенсорное воспитание вклю
чает в себя широкий объём при
знаков и свойств предметов (вели
чина, форма, вкус, запах, цвет, фак
тура, тяжесть, звучание предметов
и окружающего мира, ориентиро
вание в пространстве и во време
ни, развитие речевого и музыкаль
ного слуха и др.). При этом ставит
ся задача повышения чувствитель
ности соответствующих анализа
торов (тактильной, обонятельной,
слуховой, зрительной и др.), кото
рые ребёнок должен постичь на
протяжении дошкольного детст
ва. одновременно ребёнок учит
ся правильно называть свойства
предметов (холодный, тёплый, го
рячий, горький, сладкий, солёный,
кислый, мягкий, твёрдый, пуши
стый, шершавый, лёгкий, тяжёлый,
справаслева, сверхуснизу, дале
коблизко).
Мышление относится к воз
растной категории и подразделя
ется на группы по формам мыш
ления:
• наглядно-действенное (или
визуальнотактильноигровое);
• наглядно-образное возни-
кает со способностью мыслить
не только на основе восприятия
предметов, но и на основе обра
зов и формируется из чувственно
го познания и на основе практиче
ской деятельности, при которой
ребёнок учится с помощью обра
зов сопоставлять объекты, анали
зировать, сравнивать, находить их
и группировать;
— словеснологическое (во
второй половине дошкольного
возраста), помогающее не только
находить и называть предметы, но
и понимать их назначение и уста
навливать связи, существующие
между предметами и явлениями.
Используя эти знания о разви
тии детей, следует учить их ана
лизировать и сравнивать, сопо
ставлять и обобщать, классифи
цировать и находить связи меж
ду предметами и явлениями; по
буждать к высказыванию собст
венных предположений, а также
самостоятельно проводить собст
венную исследовательскую рабо
ту. Ребёнок — прирождённый ис
следователь, изобретатель и кон
структор. Эти заложенные приро
дой задатки особенно быстро ре
ализуются и совершенствуются
именно в творчестве.
Ребёнок, как правило, не со
средотачивается на одном или
двух видах искусства, он любит все
виды искусства: и сказку, и рисо
вание, и музыку, и лепку, и театр, и
танцы. У детей отчётливо проявля
ется стремление к творчеству, са
мостоятельному решению постав
ленной задачи во всём. Чем стар
ше ребёнок, тем он становится бо
лее эмоционален и восприимчив
к художественным и музыкаль
ным произведениям, к некоторым
элементам их художественной
формы (ритму, рифме, цвету, ме
лодичности), более разнообраз
но реагирует на содержание про
изведения в целом, учится подра
жать взрослым в простейших ви
дах художественной и игровой де
ятельности, формируя новые ин
тересы и навыки.
Эмоциональночувственные
переживания составляют осно
ву контактов ребёнка с внешним
миром и помогают решать вопрос
целостного развития личности ре
бёнка. Эстетическое отношение
к окружающему миру (при опре
деляющем влиянии воспитания)
формируется у ребёнка в связи с
его общим психическим развити
ем, на которое обязательно ока
зывает влияние восприятие пре
красного в жизни и искусстве.
Художественноэстетические
чувства, как и моральные, не явля
ются врождёнными и требуют спе
циального обучения и воспитания,
закладывая основы, на которых в
дальнейшем будет формировать
ся духовное богатство человека.
научить ребёнка чувствовать, по
нимать красоту жизни и творить
по законам красоты, делая его бла
городнее, добрее, радостнее, чув
ствительнее и образованнее, —
большая и трудная задача, кото
рая требует отличной подготовки,
а также длительной, терпеливой и
творческой работы взрослых.
Качественное художественно
эстетическое развитие ребёнка
является важным показателем го
товности его к школе, так как раз
вивает у ребёнка пространствен
ное, логическое, математическое,
ассоциативное мышление и па
мять, которые являются основой
интеллектуального развития.
Алёна АмЕЛИНА,
руководитель Универсальной
Родительской Академии (УРА);
член «Ассоциации творческих
учителей России»;
учитель и эксперт по семейному
и дополнительному образованию;
автор образовательно-игровой
интерактивной методики
преподавания «Смотри, Играй,
Читай, Считай, Слушай и Запоми-
най»;
автор, музыкант, звуковой и
художественный оформитель серии
пособий, игр и книг под общим на-
званием «Пособие для будущих ве-
ликих академиков»
Особенности
психических познавательных процессов у дошкольников