Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
осознанное РоДИТеЛЬсТВо
М
ногие школьники за­
даются
вопросом:
«Для чего мне эти не­
понятные логарифмы,
если я хочу стать вете­
ринаром?», при этом не получая
вразумительных ответов в том чи­
сле и от учителей этих «непонят­
ных логарифмов».
По сути, учебные дисципли­
ны в школьной программе могут
быть полезны для взрослой жиз­
ни не теми знаниями, которые за­
ложены в программу их изучения,
а творческими и иными навыка­
ми, которые школьники могут ос­
воить в процессе их изучения.
например, если цель команд­
ной игры (к примеру, баскетбол)
—«накидать» побольше мячей ко­
манде противника, то такая игра
— понапрасну потерянное время,
к тому же она потенциально опас­
ная, поскольку цель («накидать
им») оправдывает средства — «иг­
рать на грани и за гранью фола»,
угрожая здоровью членов коман­
ды противника и рискуя своим
собственным здоровьем без ка­
кой­либо пользы себе и обществу.
если цель командной игры —
научиться чувствовать ситуацию
в целом, её динамику, поведение
и роли партнёров по игре в своей
команде и в команде противни­
ка, то игра служит не только телес­
ному развитию, но и даёт возмож­
ность освоить и жизненно необхо­
димый психический навык, полез­
ный во всяком деле, тем более в
коллективном, как на работе, так
и в семейном быту.
То есть физкультура в школе
может быть средством развития
агрессивности и безсмысленного
вандализма, но она же при ори­
ентации учащихся на другие це­
ли может воспитывать коллекти­
визм, необходимый как в созида­
нии, так и в защите созидания от
агрессии и вандализма.
Поэтому вследствие разли­
чий в мотивации в одном и том
же спортивном зале две коман­
ды школьников могут играть друг
против друга в два разных баскет­
бола, а участники команды, выиг­
равшей матч, впоследствии могут
оказаться проигравшими жизнь…
Казалось бы, сказанное выше
о настроении и выработке психи­
ческих навыков как о необходи­
мых предпосылках к успеху в деле
должно быть само собой разуме­
ющимся, однако в России школь­
ник может окончить школу и по­
ступить в вуз, потом окончить вуз
и начать жить по­взрослому, так
и не научившись владеть своим
духом (а духу подчинено и тело),
своим настроением, не осознавая,
что и для чего он делает, для чего
живёт и как…
Главный и принципиальный
изъян российской педагогики, на
наш взгляд, — неразвитость пси­
хологической теории и психоло­
гических практик, ориентирован­
ных на определённые возраст­
ные периоды (игровых — для
ясельно­детсадовских возрастных
групп и младших классов и дело­
вых — для школьно­юношеских
возрастных групп), в которых лю­
ди своевременно учились бы
• быть властными над своим
настроением (эмоциями и осозна­
ваемым потоком мыслей);
• руководить согласованно-
стью работы чувств, лексическо­
го и образного мышления, ассоци­
ативного мышления;
• отличать истинную память от
безсознательной подмены истин­
ной памяти воображаемым прош­
лым;
• осознанно произвольно об-
ращаться к истинной памяти и во­
ображению.
Всем этим человек в некото­
рой минимальной степени дол­
жен овладеть до того, как начнёт
осваивать знания и навыки в шко­
ле. Это необходимые предпосыл­
ки к успешной учёбе в школе и ву­
зе без переутомления, а также и к
творчеству.
Поскольку названные психо­
логические навыки не являются
врождёнными автоматизмами, то
им дóлжно учить детей целена­
правленно как до школы, так и в
самой школе, чтобы человек вы­
шел из неё готовым к жизни. При
этом они не должны обретать ха­
рактер закрепощающих автома­
тизмов, но должны становить­
ся основой для дальнейшего лич­
ностного развития.
нынешняя же школа, не подго­
товив школьника к взрослой жиз­
ни, способна утомить его вплоть
до необратимого разрушения здо­
ровья вовсе не потому, что школь­
ник изначально слаб здоровьем
или безталанный, а вследствие
системной жизненной несостоя­
тельности школы. на это никакая
школа не имеет права.
Группа в вК «мъра за меру»
https://vk.com/public67878711
Главный изъян российской педагогики
С
егодня перед учебно­вос­
питательным
процессом
родителей и дошкольных
учреждений ставится цель
— всестороннее развитие
ребёнка как духовно богатой, эсте­
тически воспитанной личности.
Эстетическое воспитание —
это целенаправленный процесс
развития творческой личности,
способной воспринимать, чувст­
вовать, оценивать прекрасное и
создавать художественные ценно­
сти (Б. Т. Лихачёв).
Развитие детей раннего возра­
ста следует рассматривать как под­
готовительный этап к эстетическо­
му освоению окружающего мира.
начинается он с развития разли­
чительной чувствительности все­
го сенсорного аппарата и эмоцио­
нального отклика ребёнка на вос­
приятие наиболее ярких свойств и
качеств предметов и явлений.
Познавательная деятельность
ребёнка осуществляется через
восприятие (познание внешних
свойств предметов: цвет, фор­
ма, величина и др.) и мышление
(познание внутренних скрытых
свойств, связей между предмета­
ми и явлениями: причинно­след­
ственные, временные, количе­
ственные и другие). отражение
внешних и внутренних свойств в
мозге создаёт чёткий объёмный
образ предмета, который потом
описывается с помощью слова.
Между восприятием и мышлени­
ем существует тесная связь.
сенсорное воспитание предус­
матривает обучение детей обсле­
дованию предметов с помощью
органов чувств и формированию
представлений о сенсорных этало­
нах. сенсорное воспитание вклю­
чает в себя широкий объём при­
знаков и свойств предметов (вели­
чина, форма, вкус, запах, цвет, фак­
тура, тяжесть, звучание предметов
и окружающего мира, ориентиро­
вание в пространстве и во време­
ни, развитие речевого и музыкаль­
ного слуха и др.). При этом ставит­
ся задача повышения чувствитель­
ности соответствующих анализа­
торов (тактильной, обонятельной,
слуховой, зрительной и др.), кото­
рые ребёнок должен постичь на
протяжении дошкольного детст­
ва. одновременно ребёнок учит­
ся правильно называть свойства
предметов (холодный, тёплый, го­
рячий, горький, сладкий, солёный,
кислый, мягкий, твёрдый, пуши­
стый, шершавый, лёгкий, тяжёлый,
справа­слева, сверху­снизу, дале­
ко­близко).
Мышление относится к воз­
растной категории и подразделя­
ется на группы по формам мыш­
ления:
• наглядно-действенное (или
визуально­тактильно­игровое);
• наглядно-образное возни-
кает со способностью мыслить
не только на основе восприятия
предметов, но и на основе обра­
зов и формируется из чувственно­
го познания и на основе практиче­
ской деятельности, при которой
ребёнок учится с помощью обра­
зов сопоставлять объекты, анали­
зировать, сравнивать, находить их
и группировать;
— словесно­логическое (во
второй половине дошкольного
возраста), помогающее не только
находить и называть предметы, но
и понимать их назначение и уста­
навливать связи, существующие
между предметами и явлениями.
Используя эти знания о разви­
тии детей, следует учить их ана­
лизировать и сравнивать, сопо­
ставлять и обобщать, классифи­
цировать и находить связи меж­
ду предметами и явлениями; по­
буждать к высказыванию собст­
венных предположений, а также
самостоятельно проводить собст­
венную исследовательскую рабо­
ту. Ребёнок — прирождённый ис­
следователь, изобретатель и кон­
структор. Эти заложенные приро­
дой задатки особенно быстро ре­
ализуются и совершенствуются
именно в творчестве.
Ребёнок, как правило, не со­
средотачивается на одном или
двух видах искусства, он любит все
виды искусства: и сказку, и рисо­
вание, и музыку, и лепку, и театр, и
танцы. У детей отчётливо проявля­
ется стремление к творчеству, са­
мостоятельному решению постав­
ленной задачи во всём. Чем стар­
ше ребёнок, тем он становится бо­
лее эмоционален и восприимчив
к художественным и музыкаль­
ным произведениям, к некоторым
элементам их художественной
формы (ритму, рифме, цвету, ме­
лодичности), более разнообраз­
но реагирует на содержание про­
изведения в целом, учится подра­
жать взрослым в простейших ви­
дах художественной и игровой де­
ятельности, формируя новые ин­
тересы и навыки.
Эмоционально­чувственные
переживания составляют осно­
ву контактов ребёнка с внешним
миром и помогают решать вопрос
целостного развития личности ре­
бёнка. Эстетическое отношение
к окружающему миру (при опре­
деляющем влиянии воспитания)
формируется у ребёнка в связи с
его общим психическим развити­
ем, на которое обязательно ока­
зывает влияние восприятие пре­
красного в жизни и искусстве.
Художественно­эстетические
чувства, как и моральные, не явля­
ются врождёнными и требуют спе­
циального обучения и воспитания,
закладывая основы, на которых в
дальнейшем будет формировать­
ся духовное богатство человека.
научить ребёнка чувствовать, по­
нимать красоту жизни и творить
по законам красоты, делая его бла­
городнее, добрее, радостнее, чув­
ствительнее и образованнее, —
большая и трудная задача, кото­
рая требует отличной подготовки,
а также длительной, терпеливой и
творческой работы взрослых.
Качественное художественно­
эстетическое развитие ребёнка
является важным показателем го­
товности его к школе, так как раз­
вивает у ребёнка пространствен­
ное, логическое, математическое,
ассоциативное мышление и па­
мять, которые являются основой
интеллектуального развития.
Алёна АмЕЛИНА,
руководитель Универсальной
Родительской Академии (УРА);
член «Ассоциации творческих
учителей России»;
учитель и эксперт по семейному
и дополнительному образованию;
автор образовательно-игровой
интерактивной методики
преподавания «Смотри, Играй,
Читай, Считай, Слушай и Запоми-
най»;
автор, музыкант, звуковой и
художественный оформитель серии
пособий, игр и книг под общим на-
званием «Пособие для будущих ве-
ликих академиков»
Особенности
психических познавательных процессов у дошкольников