«Родовая Земля»
№ 10 (171), октябрь 2018 г.
28 •
К
ак правильно когдато за
метил вождь мировой ре
волюции: из всех искусств
для нас важнейшим явля
ется кино. не откажешь
товарищу в проницательности, не
прошло и ста лет, а синематограф
прочно врос в нашу жизнь, диктуя
свои правила, устанавливая свои
законы, заставляя ежедневно све
рять свои действия с его величе
ством Кино. Уже тогда некоторые
умы увидели опасность в таком
тесном сожительстве человека и
большого экрана.
но это было только начало.
Потом пришло телевидение. И
началось. Этот телемонстр сумел
влезть в каждый дом, в каждую
семью, запустив свои щупаль
цаантенны в самые сокровен
ные уголки человеческого жили
ща. Чтобы прокормить этого мон
стра, в разных частях света зара
ботали фабрики по производству
«пищи» самого разного жанра и
направления. Чудовище пожира
ло все: информационные коктей
ли и мыльные сериалы, развлека
тельные шоу и слезливые мело
драмы, горячие репортажи и ка
лорийную «клубничку». Вся эта
разнородная масса проходила че
рез кишкипровода и изрыгалась
в наших домах, густо приправлен
ная всяческой рекламой.
Правда, в советском союзе те
лемонстр был куда менее про
жорливым и довольствовался бо
лее скромным рационом, чем его
западные собратья. И виной тому
была капризная дама с красивым
именем Цензура. она строго сле
дила за качеством предлагаемых
советскому человеку телевизион
ных блюд, особенно с главной фа
брики мира Голливуд. наше отече
ственное чудовище кормили до
зированно, строго следя за тем,
чтобы никакой их чуждый ингре
диент не попал в рацион и не вы
звал тем самым расстройство в го
ловах и умах советского человека.
Может быть, поэтому, даже спу
стя много лет, фильмы, создан
ные на отечественных киностуди
ях, остаются столь любимыми и
востребованными. Многие из них
давно выучены чуть ли не наизусть
и разобраны на цитаты, но человек
с пультом всё равно предпочтёт
их пересмотреть в очередной раз,
чем переключит ящик на другой
канал. Всё это говорит о качестве
«питания» советского телемонстра.
но как даже в хорошо приго
товленном блюде иногда может
попасться косточка или какойто
ингредиент «не впишется» в заду
манное поваром гастрономиче
ское чудо, так и в любимых кино
лентах иногда встречаются эпизо
ды, которые, при всей своей юмо
ристичности и оригинальности,
таят в себе опасность получить от
равление своего сознания. Речь
идёт об эпизодах, где герои кар
тины умеренно или не очень упо
требляют алкоголь. В большин
стве своём все эти сцены хорошо
нам всем известны.
зритель смеётся до слёз над
простоватым собирателем фоль
клора Шуриком, который пал жер
твой кавказского гостеприимства
из кинофильма «Кавказская плен
ница», умиляется наивному се
мёну семёновичу Горбункову, по
зволяющему себя напоить хит
рым контрабандистам в «Брил
лиантовой руке», симпатизирует
царю Ивану Васильевичу за лю
бовь к анисовой водке. сочувст
вует подвыпившему герою Мягко
ва — скромному статисту анато
лию ефремовичу, безуспешно пы
тающемуся очаровать недоступ
ную «мымру» из комедии «слу
жебный роман»; восхищается бру
тальным Гошей, «он же Гога», уме
ющим употреблять «это» только
по праздникам и под хорошую за
куску, из фильма «Москва слезам
не верит». наконец фильм, став
ший неотъемлемой частью ново
годних праздников наравне с са
латом оливье и выступлением
Президента, «Ирония судьбы, или
с лёгким паром». сюжет этой кар
тины полностью основан на не
обыкновенном приключении док
тора Лукашина, случившимся с
ним благодаря изрядно выпито
му спиртному на традиционной
встрече старых друзей.
Верхом крутизны после вы
хода этих картин на экраны ста
ло вставить в разговор (так, ра
ди смеха) одну из ставших кры
латой фраз: «губит людей не пи
во...», «а я пью? Чего тут пить?»,
«Разлить? Поллитра? Вдребез
ги? Да я тебе...», «за чужой счёт
пьют даже трезвенники и язвен
ники» и т. д.
Мы пересматриваем любимые
киноленты снова и снова, смеясь
над приключениями подвыпив
ших героев, не задумываясь, что
для когото эти безобидные филь
мы стали камнем преткновения,
неким ложным указателем в си
стеме человеческих ценностей.
В какойто момент происходит
сбой, сдвиг жизненных ориенти
ров. Умеренное употребление ста
новится нормой, а употребление
сверх нормы — смешно и весело.
значит, можно и нужно так жить. И
это совсем не страшно, потому что
почти все эти фильмы заканчива
ются хорошо.
Происходит самое опасное —
усыпление бдительности перед
грозящей опасностью пьянства.
«зелёный змей» в этих кинолен
тах представлен в виде доброго и
безобидного ужа, которого мож
но легко взять на руки, погладить,
поиграть с ним, даже поцеловать
его симпатичную мордочку, а по
том, без ущерба для себя, бросить,
если надоест. если такое ощуще
ние остаётся после просмотра
очередного кинофильма, то цель
телемонстра достигнута. Мы ещё
наивно пытаемся заставить полю
бить эти фильмы своих детей, это
молодое поколение, живущее уже
в цепких объятиях нового мон
стра по имени Интернет, куда бо
лее опасного и коварного.
Павел ГЛИНсКИй
Статистические данные:
р. в. рАсПоПов,
специалист кафедры
Автоматизации и вычислительной
техники Тюменского
государственного нефтегазового
университета, соавтор
исследования «Программирование
на самоотравление интоксикантами
в популярных кинофильмах СССР»
whatisgood.ru
оКна оВеРТона
С
пустя несколько лет после
моего рождения отец по
встречал чужестранца, ко
торый только что приехал в
наш город. с самого начала
мой отец был очарован этим обая
тельным приезжим и потому вско
ре пригласил его жить в нашей се
мье. Чужестранец согласился и с
тех пор всегда был рядом.
По мере того, как я рос, я ни
когда не задавался вопросом, ка
кое место он занимает в моей се
мье. В моём детском уме у него
было особое место. Мои родители
были дополнительными учителя
ми: мама учила меня отличать до
бро от зла, а папа учил слушаться.
но чужестранец… он был на
шим сказочником. Мы часами си
дели, как заворожённые, увлечён
ные приключениями, тайнами и
комедиями. если я хотел узнать
чтото о политике, истории или на
уке, он всегда знал всё о прошлом,
понимал настоящее и даже, каза
лось, мог предсказывать будущее!
он показал моей семье первый
решающий бейсбольный матч. он
смешил меня, заставлял плакать.
Чужестранец никогда не замол
кал, но папа, очевидно, не возра
жал против этого.
Иногда мама одевалась и при
хорашивалась тихонько, в то вре
мя как мы шикали друг на дру
га, чтобы лучше услышать, что он
говорил. И тогда ей приходилось
уходить на кухню, где было тихо и
спокойно. (Мне интересно теперь,
молилась ли она когданибудь о
том, чтобы чужестранец ушёл.)
Папа строил наш быт в соот
ветствии с определёнными мо
ральными принципами, но чуже
странец никогда не чувствовал
себя обязанным чтить эти прин
ципы. сквернословие, например,
было строго запрещено в нашем
доме, это распространялось на
нас, наших друзей или любых го
стей. но наш надолго задержав
шийся гость однако позволял себе
ругань, которая жгла мне уши и за
ставляла моего отца морщиться, а
маму краснеть.
Мой папа не разрешал свобод
но употреблять алкоголь, но чуже
странец подстрекал нас делать это
постоянно. он сделал так, что си
гареты казались крутыми, сигары
— мужественными, а трубки —
изысканными. он свободно (даже
более чем!) говорил о сексе. его
комментарии были иногда вуль
гарными, иногда непристойными,
но в основном смущающими нас.
я знаю, что моё первое пред
ставление об отношениях сфор
мировалось под его влиянием. Раз
за разом он опровергал ценности
моих родителей, хотя его редко
кто за это винил. И его
никогда
не
просили уйти.
Более 50 лет прошло с тех пор,
как чужестранец поселился у нас.
он влился в нашу семью и уже пе
рестал быть столь очарователь
ным, каким казался нам сразу. И
тем не менее, если вы сегодня за
глянете в гостиную моих родите
лей, то всё ещё найдёте его там в
своём углу, ожидающего, что кто
нибудь придёт послушать его ре
чи и посмотреть картинки, кото
рые он рисует.
его имя? Мы просто зовём его
Телевизор.
По материалам Psiholog3000.ru
Приёмный член семьи
«Зелёный змей» на голубом экране,
или В чём опасность любимых кинолент
название фильма
Количество
сцен
с алкоголем
и табаком
Доля сцен с алкоголем
и табаком в общей
продолжительности
фильма, %
«Бриллиантовая рука»
47
27
«Иван Васильевич меняет
профессию»
37
44
«собачье сердце»
33
24
«Кавказская пленница»
32
24
«Москва слезам не верит»
32
18
«В бой идут одни «старики»
30
13
«Приключения Шерлока
Холмса и Доктора Ватсона»
30
28
«операция «Ы»
26
13
«служебный роман»
18
32
«Джентельмены удачи»
14
11
«Девчата»
14
8
«офицеры»
14
41