Стр. 10 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (172), ноябрь 2018 г.
10 • среда обитания
П
редставьте, что вы идёте
по лесу. Думаю, вы пред-
ставили много деревьев,
которые мы, лесники, на-
зываем древостоем, с
разросшимися стволами и мощ-
ными кронами. Конечно, деревья
являются основой леса, но лес на-
много сложнее, чем кажется на
первый взгляд. И я бы хотела изме-
нить представление многих людей
о лесах.
Под землёй существует дру-
гой мир, мир безконечных биоло-
гических троп, которые соединяют
деревья, позволяют им общаться
между собой, а лесу — вести себя
как единый организм. В какой-то
степени это напоминает разум. От-
куда я это знаю? Вот моя история.
Я выросла в лесах Британской
Колумбии. Мне нравилось лежать
на земле и долго смотреть на вер-
хушки деревьев, они были вели-
канами. Мой дед тоже был велика-
ном, он был лесорубом и выбороч-
но рубил кедры в материковых до-
ждевых лесах. Дед рассказал мне о
незаметных связях деревьев и как
они переплетаются с историей на-
шей семьи. Я пошла по стопам де-
да, нам обоим был интересен лес.
Озарение впервые пришло ко
мне в туалете возле нашего озе-
ра. Наш пёс Джикс поскользнулся
и упал в выгребную яму. Дед взял
лопату и помчался спасать бедного
пса. Тот плавал внизу, в жиже. Пока
дедушка копал лесную почву, ме-
ня заинтересовали не только кор-
ни деревьев, но и то, что под ни-
ми. Позже я узнала, что это мице-
лий, а под ним — красные и жёл-
тые почвенные горизонты. В конце
концов мы спасли бедного пса. Но
именно в том момент я поняла, что
палитра корней и почвы есть та са-
мая основа леса.
Мне хотелось узнать боль-
ше, я стала изучать лесное хозяй-
ство. Вскоре начала тесно рабо-
тать с влиятельными людьми, от-
вечающими за коммерческую руб-
ку. Объёмы вырубки леса были пу-
гающими. Я ощутила внутренний
конфликт из-за своего участия в
этом. Кроме того, масштабы выруб-
ки осин и берёз ради посадки бо-
лее ценных сосен и пихт были ко-
лоссальны. Казалось, ничто не смо-
жет остановить этот безпощадный
индустриальный механизм. Поэто-
му я вернулась к обучению и на-
чала изучать необычный мир. Тог-
да учёные только выяснили в ла-
бораторных условиях, что корни
одного саженца сосны могут пе-
редавать углерод в корни друго-
го. Но это было в лаборатории. И я
подумала, возможно ли это в лесу.
Было очень сложно добиться фи-
нансирования исследований. Но я
стояла на своём и наконец смогла
провести несколько эксперимен-
тов глубоко в лесу.
Это было 25 лет назад. Я вы-
растила 80 деревьев трёх видов:
японскую берёзу, дугласову пих-
ту и тую. Обнаружила, что берёза
и пихта связываются в подземной
сети, а туя — нет, она росла в соб-
ственном мире. Я стала собирать
оборудование. У меня не было де-
нег, и я использовала самое дешё-
вое оборудование. Я пошла в ма-
газин «Сделай сам», купила поли-
этиленовые пакеты, изоленту, за-
теняющую сетку, таймер, защит-
ный костюм и респиратор. Потом
одолжила оборудование в моём
университете: счётчик Гейгера,
сцинтилляционный счётчик, масс-
спектрометр, микроскопы. Кро-
ме того, были опасные вещества:
шприцы с радиоактивным угле-
родом-14 и несколько баллонов
под давлением с устойчивым изо-
топом, углеродом-13. Но у меня
было официальное разрешение.
Да, ещё был спрей от насекомых,
спрей от медведей и фильтры для
респиратора.
В первый день, когда мы нача-
ли работу, появился медведь-гриз-
ли с детёнышем, который спугнул
нас. Вот так проходят исследова-
ния в канадском лесу! Я вернулась
на следующий день, мамы-гризли
и её детёныша уже не было. Нако-
нец мы начали работу. Надела бе-
лый защитный костюм и респира-
тор. Потом надела пакеты на мои
деревья, взяла огромные шприцы
и впрыснула в пакеты углекислый
газ с изотопным индикатором.
Первой была берёза. Ввела в пакет
с берёзой углерод-14 — радиоак-
тивный изотоп. Затем была пихта, я
ввела устойчивый изотоп — угле-
род-13. Использовала два изотопа,
чтобы узнать, общаются ли между
собой эти виды деревьев.
Когда принялась за послед-
ний пакет, 80-й саженец, откуда ни
возьмись, снова показалась мама-
гризли. Она погналась за мной. Я
высоко подняла руки со шприца-
ми, отмахиваясь от комаров, за-
прыгнула в грузовик и подумала:
«Вот почему исследования прохо-
дят в лабораториях!» Ждала час,
вычислила, что этого будет до-
статочно, чтобы деревья с помо-
щью фотосинтеза поглотили весь
газ, превратили его в сахара, тран-
спортировали их в корни и пере-
дали углерод под землёй своим
соседям.
Когда час подошёл к концу,
я опустила стекло в грузовике и
проверила, нет ли мамы-гризли.
Как хорошо: вон она ест черни-
ку! Вы­шла из грузовика и продол-
жила работу. Сняла первый пакет
с берёзы и поднесла счётчик Гей-
гера к листьям. «Кххх» — услыша-
ла я. Замечательно: берёза погло-
тила радиоактивный газ. И вот мо-
мент истины. Я подошла к пихте,
сняла с неё пакет, поднесла прибор
к иголкам и услышала самый чуде-
сный звук: «кххх». Это берёза обща-
лась с пихтой. Берёза спрашивала:
«Эй, тебе помочь?» А пихта отве-
чала: «Да, можешь отправить мне
немного углерода, потому что кто-
то установил надо мной навес». Я
подошла к туе, поднесла прибор к
её листьям, и, как и подозревала,
— тишина. Туя была сама по себе,
она не была связана сетью с берё-
зой и пихтой.
Я была так взволнована, бега-
ла от одного саженца к другому и
проверяла все 80 деревьев. Всё
очевидно: углерод-13 и углерод-14
показали мне, что японская берёза
и дугласова пихта мило общались
друг с другом. Оказалось, что ле-
том берёза передаёт больше угле-
рода пихте, чем пихта берёзе, осо-
бенно когда пихта находилась в те-
ни. Но в последующих эксперимен-
тах выяснила обратное: пихта от-
правляла больше углерода берёзе,
а не наоборот, ведь пихта ещё рос­
ла, а берёза уже сбросила листву.
Оказалось, что два вида были вза-
имозависимы, как инь и ян.
В тот момент всё встало на
свои места. Я поняла, что нашла
что-то потрясающее, то, что изме-
нит наш взгляд на поведение де-
ревьев в лесу не только как сопер-
ников, но и сотрудников. И обна-
ружила весомое доказательство
существования огромной подзем-
ной сети общения, другого мира.
Я надеялась и верила, что моё от-
крытие изменит взгляд на ведение
лесного хозяйства. Вместо выруб-
ки и гербицидов мы будем приме-
нять более комплексные и эколо-
гичные методы, более дешёвые и
практичные.
Я опубликовала сотни экспери-
ментов, проведённых в лесу. Ста-
рейшим из моих эксперименталь-
ных плантаций уже больше 30 лет.
Как же общаются японская
берёза и дугласова пихта? Оказа-
лось, что они связываются не толь-
ко посредством углерода, но ещё и
азота, фосфора, воды и защитных
сигналов: аллелохимических ве-
ществ и гормонов, короче, инфор-
мацией. Знаете, до меня учёные
считали, что подземный взаимовы-
годный симбиоз, называемый ми-
кориза, тоже имеет к этому отно-
шение. Микориза буквально зна-
чит «грибные корни». Вы можете
видеть её репродуктивные органы,
гуляя по лесу, это грибы. Но гри-
бы всего лишь «верхушка айсбер-
га». Нити, выходящие из плодового
тела гриба, называются мицелием,
он заражает и начинает контро­
лировать корни всех деревьев и
Как деревья общаются
друг с другом