• 11
«Родовая Земля»
№ 11 (172), ноябрь 2018 г.
сРеДа оБИТанИЯ
растений. В местах соприкоснове-
ния клеток корня и гриба идёт об-
мен углеродом и питательными ве-
ществами. Мицелий получает эти
вещества, прорастая сквозь почву,
окутывая каждую её частичку. Эта
сеть настолько плотная, что может
достигать в длину сотни километ-
ров на участке размером со ступ-
ню. Мицелий соединяет разные ра-
стения леса, не только одного вида,
например, берёзу и пихту. Эта сеть
похожа на интернет.
Как и все сети, микоризные сети
имеют свои узлы и связи. Мы созда-
ли их карту, анализируя небольшие
участки ДнК каждого дерева и гри-
ба на отдельном участке пихтового
леса. на рисунке круги — это пих-
ты, или узлы, а линии— связываю-
щие магистрали мицелия, или свя-
зи. самые большие и тёмные узлы
—самые загруженные, мы называ-
ем их центральными или более ла-
сково — материнскими деревья-
ми, потому что, как оказалось, они
кормят молодые деревья, которые
растут в подлеске. а самые малень-
кие точки — это всходы, появив-
шиеся внутри сети старых материн-
ских деревьев. В одном лесу мате-
ринское дерево может быть сое-
динено с сотней других деревьев.
с помощью изотопного индикато-
ра мы узнали, что они отправля-
ют свой избыточный углерод через
сеть микоризы молодым деревьям
подлеска. Мы связали это с уров-
нем выживаемости рассады, увели-
чившимся в четыре раза.
Мы всегда поддерживаем на-
ших детей. И мне стало интересно,
может ли пихта узнавать «своих»,
как мама-гризли своего малыша.
Мы провели эксперимент, посадив
рядом с материнскими деревьями
дочерние и незнакомые сеянцы.
Выяснилось, что они могут узна-
вать свою родню. Материнские де-
ревья создают для дочерних более
обширную микоризную сеть, тран-
спортируют им больше углерода,
даже снижают рост своей корне-
вой системы, чтобы предоставить
свободное место своим детям. Ког-
да материнское дерево поврежде-
но или умирает, оно делится свои-
ми знаниями со следующими поко-
лениями.
Мы использовали изотопный
индикатор для регистрации дви-
жения углерода от раненого де-
рева вниз по стволу в микориз-
ную сеть к своим сеянцам. Две со-
ставляющие — углерод и защит-
ные сигналы — повышают устой-
чивость сеянцев к будущим стрес-
сам. Деревья разговаривают! Бла-
годаря двустороннему диалогу
растёт способность к восстанов-
лению во всём сообществе. Это на-
поминает социальные круги, наши
семьи или, по крайней мере, неко-
торые из них.
Лес — не просто набор дере-
вьев, это сложная система с узла-
ми и сетями, которая объединяет
деревья и позволяет им общаться,
предоставляет возможность для
ответной реакции и адаптации.
Это делает лес устойчивым. При-
чина —в количестве деревьев-уз-
лов и множестве переплетающих-
ся сетей.
но леса бывают уязвимы не
только перед природными опа-
сностями, такими как короеды,
обычно уничтожающими боль-
шие старые деревья, но и перед
вырубкой
высококачественных
пород, а также полной вырубкой.
Можно вырубить один или два де-
рева-узла, но это уже критическая
точка. Эти деревья не сильно от-
личаются от заклёпок в самолёте,
можно убрать несколько, но само-
лёт всё ещё будет лететь. но если
вытащить на одну больше или ту,
что удерживает крыло, то всё раз-
валится.
Я надеялась, что мои исследо-
вания и открытия изменят то, как
мы ведём лесное хозяйство. Ведь
за последние 30 лет вырублены ог-
ромные территории леса. Этот ог-
ромный ущерб влияет на круго-
ворот воды, среду обитания ди-
ких животных и выброс парнико-
вых газов обратно в атмосферу, что
ведёт к ещё большему отмиранию
деревьев. К тому же люди сажают
лишь несколько видов деревьев,
избавляясь от осин и берёз. Так ле-
са лишаются сложной системы, ста-
новясь уязвимыми перед инфек-
циями и насекомыми.
Как мы можем укрепить леса?
самое удивительное в лесах как в
сложных системах — их невероят-
ная способность к самовосстанов-
лению. Во время последних опы-
тов частичной вырубки с сохране-
нием деревьев-узлов, а также вос-
становления разнообразия видов,
генов и генотипов мы обнаружили,
что микоризные сети восстанавли-
ваются очень быстро.
Хочу предложить четыре про-
стых решения.
Для начала нам всем нужно
отправиться в лес, погрузиться в
жизнь наших лесов. сейчас во мно-
гих из них применяются одни и те
же методы, но качественное управ-
ление лесом требует знаний мест-
ных особенностей.
Во-вторых, важно сохранять
реликтовые леса, ведь они явля-
ются хранителями генов, материн-
ских деревьев и микоризных се-
тей. Это значит, нужно сократить
вырубку деревьев.
В-третьих, при вырубке дере-
вьев необходимо сохранять насле-
дие: материнские деревья и сети,
гены, чтобы они могли передать
свою мудрость следующим поко-
лениям деревьев, а те могли вы-
держать будущие стрессы, поджи-
дающие их.
Четвёртое и последнее реше-
ние: нам нужно восстанавливать
леса через биологическое разно-
образие, генотипы и структуры по-
средством посадки и содейство-
вать естественной регенерации.
нужно дать Матери-Природе сред-
ства, чтобы она использовала свои
знания для самовосстановления.
Мы должны беречь леса и пом-
нить, что лес — не просто куча
деревьев, соревнующихся друг с
другом, они превосходные сотруд-
ники!
Из выступления лесного эколога
Сьюзан СиММАрД
www.ted.com
Н
аверное, каждый из нас
хоть раз в жизни отпу-
скал в небо воздушные
шары. В некоторых слу-
чаях это и вовсе уже счи-
тается традицией, например, 1-го
сентября или на последний зво-
нок. Вероятно, никто особо не за-
думывался над тем, что проис-
ходит с воздушными шарами по-
сле того, как они исчезают из по-
ля зрения. однако выпускать их
в воздух крайне вредно и опасно
для окружающей среды, особенно
для животных.
«Balloons Blow» — организа-
ция, целью которой является до-
нести до людей, какими плачев-
ными последствиями для живот-
ных, окружающей среды и даже
людей могут обернуться выпу-
щенные в воздух воздушные ша-
ры, а также продвигать эко-созна-
тельный образ жизни.
Для этих целей организация
опубликовала серию фотографий,
которая объясняет, почему никог-
да не нужно этого делать.
Воздушные шары могут пре-
одолеть расстояние в тысячи ки-
лометров, загрязняя самые отда-
лённые и нетронутые уголки на-
шей планеты. Это провоцирует
опасность для любого животно-
го, которое с ними соприкоснёт-
ся. Многие животные не способ-
ны отличить пищу от мусора, по-
этому могут случайно проглотить
предметы, которые нанесут им
вред. «Когда животное проглаты-
вает воздушный шар, он может
блокировать его кишечный тракт,
заставляя умирать от голода», —
объясняют в организации.
Как только шары сдуваются и
выгорают на солнце, они стано-
вятся похожими на медуз — ос-
новной рацион морских черепах.
Когда черепахи проглатыва-
ют сдутые воздушные шарики, это
наносит серьёзный вред их здоро-
вью и может закончиться смертью.
В некоторых случаях выпу-
скать воздушные шары в воздух
— ничуть не лучше, чем выбрасы-
вать мусор в моря и леса. Это со-
здаёт серьёзную опасность для
дикой природы, с которой мы де-
лим нашу планету.
Даже если производители воз-
душных шаров утверждают, что
шары поддаются биологическо-
му разложению, на самом же де-
ле на это уходят годы, на протя-
жении которых шары продолжа-
ют выделять химикаты в окружа-
ющую среду.
Латексные шары опасны в пер-
вую очередь для животных, а вот
изделия из фольги могут приве-
сти к отключению электроэнер-
гии и спровоцированных искрой
пожарам.
Должно быть, вам интересно,
каким образом можно решить эту
проблему. Прежде всего нужно
быть уверенным, что вы не упу-
стите свои воздушные шарики.
Кроме того, вы можете призвать
организаторов мероприятий не
использовать шары, ведь для
оформления праздников и тор-
жеств существует множество без-
опасных альтернатив — мыльные
пузыри, флаги и баннеры.
если вы хотите помочь окру-
жающей среде ещё больше, поса-
дите растения и деревья на подхо-
дящих для этого участках.
Мы искренне надеемся, что
эта статья заставит многих из вас
задуматься и в будущем осторож-
нее обращаться с воздушными
шарами.
Давайте научим этому и наших
детей, ведь им жить в том мире,
который мы для них оставим!
Группа в Вк «Возрождение
нравственности»
Почему нельзя отпускать
шарики в небо
Т
ам, где научатся радеть за
маленький цветок, будет в
безопасности вся природа.
Участники детского эколо-
гического клуба «Лесови-
чок» помогают восстанавливать
краснокнижные растения и учат-
ся брать ответственность за свои
дела.
Экологический клуб действу-
ет при Иргизлинском участковом
лесничестве национального пар-
ка «Башкирия» с 1998 года. его
участники — мальчишки и дев-
чонки деревни Иргизлы — изуча-
ют флору и фауну парка, знако-
мятся с жизнью пчёл и учатся по-
лучать медовые продукты, также
проводят исследования и ставят
первые научные опыты.
особенное внимание руково-
дители клуба уделяют непосред-
ственному контакту детей с живой
природой. Вырастить дерево из
семечка, собрать жёлуди и страти-
фицировать их, сделать сквореч-
ники и накормить птиц во время
холодной зимы.
Так, весь этот год ребята зани-
мались восстановлением редких
и исчезающих растений. Весной
посеяли семена лука поникающе-
го, занесённого в Красную книгу
Башкортостана. несколько меся-
цев ухаживали за посевами, вели
наблюдения за вегетативным раз-
множением лука. осенью сдела-
ли несколько грядок реликтовых
цветов на приусадебном участ-
ке лесничества, посадили хри-
зантему завадского и головчатку
уральскую.
В будущем планируют восста-
навливать популяцию редких ра-
стений в их естественной сре-
де обитания, «заселять» цветы на
лесные полянки и луга.
— В этом и заключается суть
экологического воспитания, —
объяснила Гузель Хакимова, спе-
циалист по экологическому про-
свещению и туризму нП «Башки-
рия», — через дела и добрые по-
ступки развить у детей ответствен-
ность перед природой. Ребёнок
посадил хризантему, следователь-
но, теперь чувствует своё обяза-
тельство перед ней. а там, где учат-
ся радеть за маленький цветок, бу-
дет в безопасности вся природа.
республика Башкортостан,
Бурзянский район, д. иргизлы
https://vk.com/@parkbashkiria-
zachem-ekovospityvat-detei
Зачем «эковоспитывать» детей