Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (172), ноябрь 2018 г.
20 • осознанное РоДИТеЛьсТВо
О
бразовательные
програм-
мы направлены на усвоение
предметных знаний, зача-
стую без акцента на их нрав-
ственном приложении.
но ведь образование как раз и
способно заложить духовно-нрав-
ственные, общекультурные, соци-
альные основы любой деятель-
ности, помочь гармоничному раз-
витию человека, осознающего и
чувствующего свою ответствен-
ность за жизнь вокруг и за буду-
щее.
начиная с самого раннего воз-
раста, особое значение имеют не
столько навыки, умения, творче-
ские техники и знания сами по се-
бе, сколько стремления, стоящие
за ними, их осмысленное и гармо-
ничное приложение в жизни, спо-
собность самому определять зна-
чимость и последствия от приме-
нения всего, что знаешь и умеешь.
очень точно и коротко эту
мысль выразил когда-то Лев Тол-
стой, который писал:
«

».
если педагог лишь передаёт
знания, обучает определённым
техникам, то сам он почти ничего
не узнаёт в таком случае, не полу-
чает ничего нового, не вовлекает-
ся в образовательный и воспита-
тельный процесс наравне со сво-
ими учениками, работает, скорее,
«рядом с ними», а не «вместе с ни-
ми», что не позволяет создать ат-
мосферу полноценного, живого
общения, поддерживать живой
интерес и доверительные отно-
шения.
Когда же педагог сам находит-
ся в состоянии поиска ответов, от-
крыт для восприятия нового, вни-
мателен к своим ощущениям и чу-
ток к переживаниям и настроени-
ям учеников, тогда он способен
сам вынести многое из общения
и взаимодействия с детьми и ста-
новится негласным примером для
них в проявлении всех этих ка-
честв. Достаточно хорошо эта те-
ма раскрыта в статье з. Л. Мона-
севич «актуальны ли педагогиче-
ские идеи Л. н. Толстого для со-
временного человека?»
Какое должно быть понима-
ние у людей и отношение к детям,
чтобы воплотить это в реально-
сти? Возможно, такое, которое вы-
разил Шалва амонашвили в кни-
ге «Искусство семейного воспита-
ния»:
«‡ —
ˆ
,
,
-
,
-
 
.
­
‰ ?
­ 
?
­
­ Š ?

. 
,
,
,
Š ,
,
,

,
,
, ‹
,
».
Воспитание, именно «вос-пи-
тание» чувств — питание их по
восходящей, в стремлении к со-
вершенству могло бы быть осно-
вой для науки, ведущей к счастью,
способной преображать людей
по обе стороны учебного процес-
са. а кроме чувств в человеке то-
же есть и мысли. от направления,
скорости, силы мысли ведь очень
многое зависит. Хочется привести
пару отрывков из книг Юлии Гип-
пенрейтер.
«‡
-
 «
-
» Œ.Ž ‹.Ž
. ‹
-
(
3–4
-
),
 : «Œ
,
-
:
».
,
-
— „
Š
. 
,
„
а. К. звонкин знакомил малы-
шей с признаками понятий, да-
вал задачи на объединение пред-
метов в группы, сравнение коли-
честв и т. д. например, «В классе
есть мальчики и девочки, те и дру-
гие с тёмными и светлыми волоса-
ми; в какие группы их можно объ-
единить?» Или такой вопрос: «Ко-
го больше на свете — дедушек,
сыновей или пап?» Это вопрос, ко-
торый заставляет ребёнка думать
(полагаю, родителей тоже).
При этом звонкин никогда не
отвечал на вопросы сам. он пред-
лагал ребятам подумать.
«
-

. Œ
† 
-
,
-
-

«‘

».
,

,
—  . Œ

 -
-
:
,
. ‚

-

-
-
. 
-

.
:
—­
?
—… .
—Œ
?
.
—Œ
?
— .
‹
,
.


:
— Œ
-
?
— ‹
! —

.
— 
-
, —
†
.
— 
,
,
, —
† ’ .

„ 
-
. Œ
-
,

-
. “
-
Знания и нравственность
Какая наука нам нужна для счастья
Р
азговор о целях и зада-
чах образования ведётся,
кажется, вечно, и от этого
только становится скуч-
нее и скучнее.
сергей
Леонидович
Брат-
ченко, психолог, преподаватель
санкт-Петербургского универси-
тета, автор книги «Введение в гу-
манитарную экспертизу образова-
ния», просит ответить нас, родите-
лей, что даёт ребёнку школа, и мы
становимся в тупик, а он опровер-
гает любые наши утверждения.
— Только, пожалуйста, без об-
щих слов, на языке жизненных за-
дач: что реально хорошо умеет де-
лать выпускник средней школы?
— спрашивает нас сергей Леони-
дович.
— общая грамотность, при-
вычка к умственному труду, уме-
ние адаптироваться в социуме,
общее развитие, наконец, — вяло
защищает школу аудитория.
— Таким умениям можно на-
учить за полгода, — отметает на-
ши доводы сергей Леонидович. —
за 10 лет обучения в школе ребён-
ка отучают творить, думать и за-
ставляют заниматься лишь запо-
минанием и воспроизведением
образцов. Большинство ребят пи-
шут с ошибками и не любят читать.
сергей Братченко предлага-
ет принципиально другой взгляд
на качество труда педагога и ка-
чество образования: оно долж-
но помогать развитию главных
человеческих качеств, учить ре-
бёнка искусству жить настоящей
жизнью.
— Часто мы думаем, что учим
ребёнка математике, а на самом
деле даём ему уроки умения из-
ворачиваться, обманывать, при-
спосабливаться к давлению силы
и власти, лгать, предавать. самая
главная наша работа по жизни —
быть людьми, авторами и хозяева-
ми собственной жизни. Допустим,
школа даст представление об об-
щей культуре человечества. но
ведь этого очень мало! Это только
средство. а способность выбрать
образовательный маршрут, про-
фессию, соответствующую твоим
ресурсам, и не ошибиться, чтобы
потом не работать на саморазру-
шение?
Главные вопросы сергея Брат-
ченко, которые он считает необхо-
димым задать каждой школе: Что
происходит с верой ребёнка в се-
бя, с его способностью опереться
на самого себя? с его готовностью
решать свои проблемы с позиций
автора и хозяина своей жизни?
способствует ли школа тому, что-
бы каждый ребёнок больше ве-
рил в себя? Как ребёнок понимает
и ощущает самого себя? знает ли
он свои сильные и слабые сторо-
ны, свои ресурсы? Понимает ли он
жизнь как работу, как творчество,
как решение жизненных проблем
или ему внушили, что правильная
жизнь — прямая, а трудности —
это ненормально, это чья-то вина?
Школа не занимается развити-
ем ребёнка. Это для неё не глав-
ное. она гордится своими отлич-
никами и медалистами, а ещё про-
центом поступаемости в вузы.
Искусству быть людьми, жить
счастливо не учат в школе. Может
быть, потому, что сами взрослые
не умеют ни жить счастливо, ни
добиваться этого, ни тем более на-
учить этому.
Всё, что происходит сегодня в
России, — результат этого наше-
го общего неумения жить, верить
в себя, договариваться друг с дру-
гом, работать творчески, быть го-
товыми к тому, что жить — это
значит справляться с проблема-
ми, которые будут всегда. Всё, что
происходит сегодня с обществом,
— это на все сто процентов ре-
зультат нашего образования.
Марина коСМинА
https://vk.com/
osoznannoeobucheniedetey
Помогает ли школа детям поверить в себя?
:
— ,
,
-
-
? 
,
.

-
.
-
† ,
. ­

Š :
».
Вы видите, как обучение и вос-
питание взаимно проникают друг
в друга. Что удивительно, всё к той
же теме и к тем же людям имеет
отношение статья «Детская мате-
матика, или Как научить челове-
ка думать?», которую писала Р. М.
Фрумкина. Вот выдержка.
«Œ
,
-
?
-
,
„
Š
,
,
.
…,
-

-
,
-
. ‹
Š ,
-
4+18?
, -
(
-
)
-
„
?  ,
,
 ,
„

† ;  ,
„ -
, 

(

,
— „
).
-
,
-
„
-
,
!
‹
,
-
-
-
,
,

,
.
,
-
,
-
».
И всё-таки вопрос остаётся от-
крытым: какая же наука нам нуж-
на, чтобы человек чувствовал и
понимал, какие действия прибли-
жают к счастью, чтобы он ясно
представлял последствия и сам
влиял на жизнь благоприятно?
над этим хорошо бы всем пораз-
мышлять. а я пока одно могу ска-
зать: есть наука образности. И вот
она-то очень нам нужна.
Виталий роСтоВцеВ
г. Челябинск
https://shkolazhizni.ru