16 •
«Родовая Земля»
№ 12 (173), декабрь 2018 г.
в кругу семьи
Р
оль кукол-лихоманок —
привлечь к себе внимание
болезни, залетевшей в дом.
Залетит злой дух болезни в
дом в поисках своей жертвы,
увидит ярких, нарядных кукол-ли-
хоманок, подумает, что это чело-
век, и вселится в одну из них…
Согласно
древнеславянской
мифологии, различные заболева-
ния, связанные с ознобом или жа-
ром, называли лихорадками или
тощими, злобными сёстрами-тря-
совицами.
Представляются злыми и без-
образными девами, чахлыми, за-
моренными, чувствующими всег-
дашний голод, иногда даже сле-
пыми и безрукими. Повелева-
ет сёстрами-лихорадками стар-
шая сестра Кумоха, «наибольшая»
и самая злая — демоница весен-
ней простуды. Остальные двенад-
цать сестёр (у каждой своё имя) во
всём ей послушны.
Лихорадки в своих названиях
описывают те муки, которыми ка-
ждая из них терзает больного. Вот
эти названия:
1. Трясся (Трясавица) — от гла-
гола «трясти».
2. Огнея или Огненная: «Коего
человека поймаю (говорит она о
себе), тот разгорится, аки пламень
в печи». То есть она производит
внутренний жар.
3. Ледея или Озноба (Знобея,
Знобуха): словно лёд, знобит род
человеческий, и кого она мучит,
тот не может и в печи согреться.
4. Гнетея ложится у человека
на рёбра, гнетёт его утробу, лиша-
ет аппетита и производит рвоту.
5. Грудица или Грынуша ложит-
ся на груди, у сердца, и причиняет
хрипоту и харканье.
6. Глухея или Глохня налегает
на голову, ломит её и закладывает
уши, отчего больной глохнет.
7. Ломея или Костоломка: «Аки
сильная буря древо ломит, тако же
и она ломает кости и спину».
8. Пухнея пускает по всему те-
лу отёк (опухоль).
9. Желтея, Желтуха желтит че-
ловека, «аки цвет в поле».
10. Коркуша или Корчея —
ручные и ножные жилы сводит, то
есть корчит.
11. Глядея не даёт спать боль-
ному (не позволяет ему сомкнуть
очи, откуда объясняется и данное
ей имя); вместе с нею приступа-
ют к человеку бесы и сводят его с
ума.
12. Невея (мертвящая), огне-
ястра, она всех проклятее, и если
вселится в человека, он уже не из-
бегнет смерти.
13. Старшая сестра Кумоха,
«наибольшая» и самая злая — де-
моница весенней простуды.
Отработавших свой срок ку-
кол раз в год сжигали. Сгорая на
костре, Лихоманка выманивала из
дома беду.
Правила изготовления:
• хорошее настроение,
• спокойное состояние,
• желание творить так, как ду-
ша желает,
• и помните — это ваше тво-
рение, и вам решать, как сделать
правильно…
Подготовка материалов
1. 13 веточек, поленцев или
тканевых скруток разных или оди-
наковых размеров на выбор.
2. Кусочки тканей, платочки,
ленточки. Совет: для усиления
воздействия кукол можно исполь-
зовать кусочки поношенной соб-
ственной старой одежды.
3. Крепкие нитки или тонкий
шпагат.
4. Однотонная светлая и чи-
стая ткань.
Каждое полешко нужно обер
нуть в квадратик светлой ткани.
Если хочется оставить их такими,
как есть, пожалуйста.
Поверх ткани необходимо сде-
лать ОБЕРЕЖНЫЙ КРЕСТ, который
присущ любой славянской кукле.
Количество крестов зависит от ва-
шего желания.
Если замотать всё аккуратно,
сзади столбика получатся чёткие
зоны— середина, верх и низ.
Затем нужно подготовить ку-
сочки тканей разных цветов и раз-
меров. По поверью, чтобы Лихо-
манки приманивали и брали бо-
лезни на себя, их нужно делать
очень яркими и разными.
Основная работа
Одежда куколки состоит из
юбки-сарафана,
передника
и
платка. Можно сделать скрутку
из ткани для рук и смотать её со
столбиком крестом. Мои куклы
без ручек.
Перед процессом мотания по-
старайтесь расслабиться, не ду-
мать о проблемах и настроить-
ся на творчество. Можно вклю-
чить расслабляющую музыку, зву-
ки природы, читать заговоры или
молитвы (кому как душа скажет).
Хорошо мотать, сидя на коленях
(заземлиться), в идеале—на при-
роде. На каждый узелок посылай-
те мыслеформу или проговари-
вайте своё пожелание: «Желаю
получить вашу защиту; меньше
болеть; легче переносить просту-
ду и т. д...».
Я училась куклам у двух масте-
ров, и одна считает, что узелков
на раз нужно делать два, а другая
— три. Но, на мой взгляд, это не
принципиально. Главное — знать
предназначение кукол.
Итак, начинаем с юбки. Есть
два варианта накладки юбки: на-
кладной, когда ткань наматывает-
ся лицевой стороной наверх и за-
вязывается нитью, и вывернутый,
когда на «лицо» куклы ложится ли-
цевая сторона ткани, подвязыва-
ется нитью, а затем выворачивает-
ся — опускается вниз.
Таким же способом приматы-
ваем кукле передник. Количество
слоёв, внешний вид, форма, цвет
передника индивидуальны.
На голову повязываем тре
угольный платочек на «бабушкин»
манер—перекрещиваем спереди
и завязываем сзади на два узелка.
И так проделываем с каждым
деревянным столбиком.
Готовых куколок можно распо-
ложить завёрнутым хороводом,
на верёвке или палочке.
Творите и верьте в свои силы!
Будьте счастливы и любимы.
Мастер-класс подготовила
Ирина Мандрыка
masteritcaIria
www.livemaster.ru
Обережная
кукла-лихоманка
Мастер-класс