Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

22 •
«Родовая Земля»
№ 12 (173), декабрь 2018 г.
осознанное родительство
В
педагогических книгах и ста-
тьях много пишут о том, что
дети отличаются по темпе-
раменту, способу усвоения
материала и другим харак-
теристикам. Это всё хорошо, толь-
ко иногда забывается главное —
что они отличаются по половому
признаку. Мужчины и женщины
устроены по-разному, и дело не
только в тех самых органах.
Мышление (а равно и осталь-
ные психические функции) муж-
чин и женщин (также мальчиков
и девочек) работает совершенно
по-разному. Отсюда бывает непо-
нимание супругов («Я же ему ска-
зала, а он не понимает!»), и отсюда
бывают проблемы в учёбе.
По вашим воспоминаниям,
кто чаще в классе плохо учит-
ся, мальчик или девочка? Как
правило, почти в каждом классе
есть свой отпетый «двоечник»,
и это мальчишка. Современное
школьное обучение (имею в ви-
ду светские смешанные шко-
лы) целиком и полностью «жен-
ско-ориентированное». Начнём
с того, что учитель-мужчина уже
давно перешёл в разряд рарите-
тов. Разве что учитель физкуль-
туры и труда у мальчиков, но там
мыслительные процессы не осо-
бо задействованы. Учительница
начальных классов, учительни-
ца математики, учительница фи-
зики...
Все основные дисциплины, где
больше должна работать голова,
не просто находятся в «женских
руках», но и программу состав-
ляет кто? Вы когда-нибудь виде-
ли серпентарий — методический
кабинет? Там исключительно жен-
ский состав. (Я методист, потому в
курсе). Программа средней шко-
лы целиком и полностью ориенти-
рована на «девочковое» мышле-
ние, поэтому так часто плохо учат-
ся именно мальчики.
Программа
построена
на
принципе «копипаст», то есть про-
читай параграф и расскажи его,
прочитай правило и сделай по
нему упражнения, посмотри на
образец и сделай по нему. Это ти-
пично женское мышление, кото-
рое тиражирует. Мужское мышле-
ние генерирует идеи и создаёт но-
вые правила и новые образцы.
Именно поэтому девочкам так
легко справляться с упражнения-
ми на заданное правило, а маль-
чики не видят смысла в этом, они
же усвоили идею, зачем её теперь
размусоливать?
Девочки обычно гораздо луч-
ше отвечают у доски, вербальные
центры у них лучше сформирова-
ны. Поэтому совершенно непра-
вильно, когда мама говорит: «Наш
мальчик в два года не разговари-
вает, а у соседей девочка в год уже
столько слов выдаёт!» — это нор-
мально! Девочки в среднем начи-
нают говорить раньше, и им лег-
че сформулировать свои мысли,
нежели мальчикам. Мальчикам
важно высказать суть, им неза-
чем «растекаться мыслию по дре-
ву», в отличие от них, девочки мо-
гут приукрашивать свои рассказы
разными несущественными дета-
лями, чем, конечно, радуют учите-
лей и выглядят «более успешны-
ми» на фоне обрывочно отвечаю-
щих мальчиков.
Когда учительница русского
языка проверяет сочинения, на
что она первым делом обратит
внимание? На объём! И если вме-
сто заданного минимума «при-
мерно полторы страницы» уви-
дит пять строчек, она даже чи-
тать не будет, а перечеркнёт всё
жирной красной пастой и поста-
вит «двойку».
мышления
средней школы полностью
создана для «девочкового»
Программа
Мальчикам год за годом на
протяжении всего обучения вну-
шают, что идея не важна, мысль не
имеет ценности, важны только её
оформление и «копипаст».
Конечно, и девочку нуж-
но учить созидающему мышле-
нию, но именно мальчики страда-
ют больше от этой направленно-
сти обучения, когда нужно только
­усвоить информацию, а не добы-
вать её и не творить нечто новое.
Может показаться, что у меня
есть противоречие: я столько пи-
сала о том, что на определённом
этапе у детей наглядно-образное
мышление, потом словесно-логи-
ческое. Это всё верно. Но на од-
ном и том же этапе у мальчиков и
девочек оно работает немного по-
разному в одних и тех же рамках.
И те, и другие оперируют образа-
ми на стадии образного мышле-
ния, но при этом отличаются спо-
собы оперирования. Например,
в игре девочки могут два часа
устраивать домик для кукол, при-
думывать мебель и менять наря-
ды, так и не начав сюжетных дей-
ствий. Мальчики же сразу перехо-
дят именно к действиям—напри-
мер, стали играть в машинки, тут
же устраивают гонки и т.п.
У кого есть возможность по-
смотреть, как рисуют девочки и
мальчики с комментариями, вы
заметите примерно следующее.
Девочка будет подробно расска-
зывать про всякие красивости:
«А это у принцессы такой дворец.
Тут будто у неё садик. Там такие
цветочки (долгие перечисления
с подбором цветовой гаммы). А
тут живёт её собачка, собачку зо-
вут...» На листе будёт чёткое раз-
деление небо–земля с «ровными
рядами» всех участников и пред-
метов. Мальчик больше выража-
ется звукоподражательными сло-
вами и междометиями, ему важ-
но «закрутить сюжет», а не прори-
совать каждый предмет: «А он та-
кой — бац! А они вжжж, а маши-
на туда как поехала, этот бум-бум,
а он такой побежал...» На листе бу-
дет неопределяемая мазня, по ко-
торой туда-сюда много раз «прое-
хала машина».
И вот мальчик в первом клас-
се приносит такой рисунок учи-
тельнице рисования (с «девоч-
ковым» мышлением), а она го-
ворит: «Петров! Почему у тебя
машина на воздухе висит? По-
чему у тебя человек вверх нога-
ми? Ты где-нибудь видел чело-
века на дороге вверх ногами? А
почему ты залез за контур? Что,
маленький, не научился раскра-
шивать?» (Класс хохочет). Таким
образом, мальчик не только по-
лучил попрание своей высокой
идеи и динамичного сюжета, но
и был выставлен «перед строем».
Подумайте, много у него останет-
ся желания созидать?
Мышление мужчин требу-
ет новаторства, принципиально
иных решений, мужчинам нужно
«переворачивать мир».
Как раз в начальной шко-
ле, когда у ребёнка формирует-
ся словесно-логическое мышле-
ние, мужская логика-то и не нуж-
на. Можно так пошутить, что у де-
вочек в этом возрасте мышление
«словесное» (именно они пере-
сказывают желательные правиль-
ные ответы), а у мальчиков— «ло-
гическое», они ищут причинно-
следственные связи между объ-
ектами, не всегда умея это сфор-
мулировать. Именно здесь даются
готовые шаблоны и информация в
готовом виде.
Это постоянное «делание по
образцу» уничтожает стремле-
ние к самообразованию и любо­
знательность в начальный пери-
од обучения.
Плюс к тому, что обучение ли-
шено стимула проявлять инициа-
тиву, заниматься поиском инфор-
мации и искать собственное ре-
шение означенной проблемы, об-
учение построено именно на вер-
бальном потоке, в обработке кото-
рого мальчики этого возраста не
очень сильны (мальчики чаще де-
вочек отвлекаются при слушании,
хуже формулируют свои высказы-
вания и т.п.).
В этом возрасте мальчикам
нужно как можно больше «ста-
вить экспериментов», они легче
находят решение «путём проб и
ошибок». Конечно, любая подоб-
ная деятельность исключена в на-
чальной школе — чем экспери-
ментировать? Счётными палоч-
ками? Мальчики дольше, чем де-
вочки, находятся в периоде гла-
венства кинестетического кана-
ла восприятия, им необходимо
разобрать-собрать объект, чтобы
­узнать, как это устроено и почему
оно так действует.
Но даже интеллектуальные
трудности не так негативно ска-
зываются, как психологические.
Самая главная — соревнователь-
ность. Даже если это не подогре-
вается учительницей, по законам
развития группы в любом клас-
се, пусть самом дружном, есть со-
ревновательность и места «перво-
го» и «последнего» в классе. Соот-
ветственно девочки в этом возра-
сте всегда и везде «быстрее-вы-
ше-сильнее», и в условиях совре-
менной акселерации даже и на
физкультуре мальчикам не всегда
удаётся одерживать победу (прак­
тически во всех знакомых мне
первых классах самые высокие —
девочки, а не мальчики).
Вообще то, что в классе ровес­
ники мальчики и девочки, — уже
неправильно, потому что девоч-
ки гораздо опережают мальчиков
в психическом развитии и других
сферах.
Конечно, к восьмому классу
ситуация будет иная: в старших
классах мальчики стремительно
догоняют и обгоняют девочек в
учёбе. Но ведь и подсознание не
будет ждать восемь лет!
В детсаду и начальной шко-
ле уже сформируются совершен-
но «немужские» пораженческие
и зависимые позиции. Такая си-
туация, когда девочка публично
доказывает своё превосходство,
ломает мужское достоинство. А
это происходит сплошь и рядом:
мальчик не смог решить задачу
у доски, вызвали дописывать де-
вочку; девочки быстрее проре-
шают конт­рольную работу и сда-
дут тетрадки, а мальчики будут
долго возиться; аккуратные ра-
боты девочек чаще оказываются
на выставках, Доске почёта и т. п.;
мальчики часто получают заме-
чания за поведение и невнима-
тельность, и им ставят в пример
девочек; в конце концов, неуспе-
вающие ученики-мальчики спи-
сывают уроки у отличниц-дево-
чек.
Мужчине жизненно необходи-
мо демонстрировать свои дости-
жения и получать женское вос-
хищение. И в том возрасте, ког-
да у мальчиков формируются по-
веденческие модели, они посто-
янно получают вербальные и не-
вербальные негативные характе-
ристики! Что особенно важно —
в самом невыгодном сравнении
с более успешными и социально
принятыми девочками.
Мужчина должен демонстри-
ровать достижения и получать
женское восхищение, а получает-
ся всё наоборот: мальчикам вну-
шают, что они — никчемные ни-
чтожества на фоне главных и во
всём превосходящих девочек.
Кроме того, что это провоцирует
агрессию (уж, действительно, хо-
чется этих девчонок поколотить
в углу на перемене), это ещё и
строит неправильные представ-
ления о себе и неадекватную са-
мооценку.
У мальчика нет визуально-
го подкрепления собственных
достижений. Мальчик лишается
представления, чем созидатель-
ным он может достичь успеха (это
всё строится в подсознании, и ре-
бёнок не может это высказать).
Что это означает? Что мальчик
чуть позже будет искать, чем же
проявить свою мужественность.
Как вы понимаете, самый лёгкий
и короткий путь всегда находится
не очень хороший: если ты не ку-
ришь — ты не мужик и т. п.
Марина Озерова.
https://econet.ru