Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 12 (173), декабрь 2018 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
«Сиди и учись! Будешь всё
время бегать — так и оста­
нешься дурачком!»
А
грессию по отношению к
двигательной активности
мы с вами можем сейчас
наблюдать повсеместно.
Посудите сами: детская
кроватка вместо маминых рук (а
мама с малышом на руках ведь не
сидит: то встанет, то присядет, то
наклонится за игрушкой), манеж,
ходунки дома и «поводок» на ули-
це, когда ребёнок ещё не вполне
научился держать корпус.
Дальше — обездвиживающий
телевизор с развивающим кана-
лом. После телевизора начинает-
ся та самая вроде бы безумная бе-
готня. развивающие студии, где
развиваемся мы, тоже чаще все-
го сидя. Потом — детский сад, где
свободного движения много ли?
Мальчики, которые бегают, — это
хулиганы и негодяи (кто же пом-
нит, что это вообще особенность
мужской психики — восприни-
мать мир в движении). Потом 11
лет сидения за партой днём и за
компьютером и уроками вече-
ром (даже 1 час спортивной сек-
ции — не в счёт). Ещё пять лет ву-
за. ну а потом— уже по привычке
— компьютер, телевизор и диван,
максимум — комфортное кресло
авто. Потому что уже не представ-
ляем, что может быть по-другому.
и то же передаём детям, которые
почему-то становятся всё более
неуправляемыми.
а теперь давайте только на
минуточку вспомним, что все ве-
дущие физиологи и дефектологи
современности в один голос го-
ворят: «истинный интеллект у ре-
бёнка развивается в движении!»
В свете этой аксиомы вся описан-
ная выше цепочка выглядит не
иначе, как заговор против чело-
вечества, кем-то коварно проду-
манная целенаправленная дея-
тельность по превращению нас в
хорошо управляемый материал.
безумное предположение? но по-
чему тогда мы добровольно лиша-
ем себя и своих детей движения,
которое является не просто при-
хотью, а одной из важнейших по-
требностей? Для детского же раз-
вития оно просто необходимо.
В прошлом веке жил в нашей
стране прекрасный учёный нико-
лай александрович бернштейн,
потомственный физиолог: его
отец был известным психиатром,
а дед возглавлял кафедру физио-
логии новороссийского универ-
ситета до того, как туда пришёл
иван Михайлович Сеченов.
николай александрович со-
здал теорию построения движе-
ний: он исследовал, какие процес-
сы происходят в мозге, когда мы,
например, берём со стола ябло-
ко. Дело в том, что мозг человека
можно представить в виде пира-
миды, где самые широкие кольца,
составляющие фундамент, роднят
нас... с простейшими организмами
вроде медуз. Этот уровень — уро-
вень а по бернштейну — отвеча-
ет за многое. Прежде всего благо-
даря именно ему мы ощущаем се-
бя как нечто целостное и живое. С
этим уровнем связан вестибуляр-
ный аппарат, благодаря ему мы
ощущаем положение своего тела
относительно силы тяжести...
В настоящее время идеи берн-
штейна активно развивает —в те-
ории и на практике — известный
коррекционный педагог и учё-
ный-физиолог Елена Владимиров-
на Максимова, которая работает с
очень сложными детишками: ау-
тистами, детьми с ДЦП в сложной
форме... она на практике убеди-
лась: теорию построения движе-
ний бернштейна можно рассмат-
ривать как «теорию построения
уровней психического реагирова-
ния». Если у человека не простро-
ен уровень а, то у него пробле-
мы с доверием к миру, он может
быть неуравновешенным, неуве-
ренным (нет чувства опоры; опор-
ный рефлекс запускается именно
на этом уровне).
на втором уровне — уровне В
— человек начинает овладевать
своими конечностями, управлять
мышцами. на этом уровне форми-
руются двигательные штампы, ав-
томатизмы, и если этот набор до-
статочно богат, человек становит-
ся весьма ловким, и не только в
физическом смысле. В детстве эти
штампы прекрасно формируют-
ся как раз в совместном безцель-
ном вроде бы движении — бегал-
ках, прыгалках, щенячьей возне
(вспомните, как собаки возятся со
своими детьми)...
Только на уровне С мы начи-
наем овладевать пространством:
можем, наконец, дотянуться ру-
кой до яблока и взять его. Вспом-
ните, как усердно и самозабвен-
но над этим навыком трудятся де-
тишки первого года жизни. а ка-
нувшие в Лету игры во дворе? Вы-
бивалы, кондалы, в которых кро-
ме построения движений реша-
лось ещё невероятное количество
развивающих задач?
Кстати, в свете теории постро-
ения движений бернштейна со-
вершенно по-другому восприни-
мается роль хороводов. настоя-
щий сложный хоровод зарожда-
ется... на уровне а, поскольку хо-
ровод—это прежде всего целост-
ность, единство. Проводились
специальные исследования: если
хоровод водить со знанием дела,
то в конце у всех его участников
синхронизируются пульс, кровя-
ное давление, ритм дыхания... но
хоровод — это ещё и сложнейшая
пространственная геометрия. Во-
дите с детьми хороводы (только
надо помнить, что есть структуры
гораздо сложнее, чем «за ручки и
по кругу») — и в старших классах
они будут приносить вам пятёрки
по геометрии.
По сути дела, только на уров-
не D человек наконец перераста-
ет животных, исключая, пожалуй,
высших млекопитающих. Уровень
D— это уровень действий. Что та-
кое действие? Это когда мы вместо
того, чтобы тянуть ручки к яблоку,
которое лежит на высокой полке,
уходим в противоположную от не-
го сторону за табуреткой, прино-
сим её и достаем яблоко!
а собственно человеческая де-
ятельность, к которой не способно
ни одно высокоразвитое живот-
ное, начинается только на уровне
Е: речь, письменность, музыка, те-
атр, танец («танцы» животных но-
сят рефлекторный характер).
Так в чём же проблема, спро-
сите вы? В том, что при рождении
эти уровни у человека не достро-
ены, и нам нужно помочь их до-
строить, причём последователь-
но, начиная с самых низших. Что
вместо этого делаем мы? Мы в два
года (!) ведём ребёнка в развива-
ющий клуб учиться читать, пере-
таскивая его сразу на интеллекту-
альный уровень Е! но природа не
терпит нарушения своих законов,
и подобная спешка оборачивает-
ся неврозами и психологически-
ми проблемами.
Как этого избежать? Вспоми-
найте, как тютюшкать ребёнка,
устраивайте с ним весёлую воз-
ню! и не смотрите на подобные иг-
ры как на что-то безсмысленное и
безполезное: в это время в мозге
ребёнка (и в вашем, между про-
чим) происходят невероятно важ-
ные и сложные процессы, закла-
дываются его психическое здоро-
вье и его будущее интеллектуаль-
ное преимущество перед обез-
движенными сверстниками.
дарья МарЧенКо
https://vk.com/homeeduru
О забытом способе развития интеллекта
«Пусть учится с детства мыть
полы, варить борщ — ведь бу-
дущая женщина растёт. Если
плохо будет убирать, кто её
замуж-то возьмёт?»
Н
е такими ли напутствия-
ми наставляли нас мамы
и бабушки в детстве? Ко-
нечно, они действовали
из лучших побуждений.
Привить девочке любовь к труду
с раннего детства, чтобы потом, в
замужестве, легче жилось. и что,
многим из них удалось привить
именно любовь к труду, а не от-
вращение?
У меня, как у мамы двух до-
чек, рождается множество вопро-
сов. Что передавать дочерям? Че-
му и как их учить? Умению вести
хозяйство, вкусно готовить, уха-
живать за собой, гармонично со-
четать одежду, порядку и чистоте
в комнате? Это всё важно. но мно-
гие бытовые и практичные вещи,
которым принято учить девочку,
часто строятся на внутренних по-
сылах, которые мы негласно даём.
Что это могут быть за посылы?
Учись лучше, чтобы поступить в
вуз и получить престижную рабо-
ту; убирай чище, чтобы перед го-
стями не было стыдно; одевайся в
бело-серую цветовую гамму, что-
бы нравиться учителям, и т. д.
Этим мы учим девочку приспо-
сабливаться под людей, жизнь и
обстоятельства. и вырастают «хо-
рошие» ученицы, студентки, от-
личницы, сотрудницы, которые
приспосабливаются к неудобному
графику работы, пьющему и бью-
щему мужу, натирающим ноги туф-
лям, мнениям соседей и коллег.
Стараются быть милыми и угодны-
ми, дабы «заслужить» любовь.
женщина не может жить без
любви. но если она не знакома са-
ма с собой, какая она на самом де-
ле, не распознаёт чувства, не осо-
знаёт свои потребности, не может
их удовлетворить и ищет одобре-
ние и любовь извне, то это часто
заканчивается жизненной и лич-
ной трагедией.
нас, правда, не учили, что на-
ши чувства нужны, важны и пра-
вильны.
Если девочка плачет, то, ско-
рее всего, ей больно или обидно,
а не «раскапризничалась».
Если она лежит, возможно,
устала, плохо себя чувствует, хочет
побыть одна, а не «лентяйка». Вы-
растая, эта «девочка» живёт вну-
три нас и просится на ручки, зача-
стую испытывает голод и дефицит
любви и ласки. и теперь уже наша
взрослая ответственность — «до-
любить» эту девочку и не проеци-
ровать на дочерей все установки,
что подарило нам предыдущее
поколение женщин.
У наших мам и бабушек не бы-
ло психологов и интернета. они
подчас выживали. находясь в
трудных жизненных обстоятельст-
вах, зачастую не понимая, что они
чувствуют и чувствуют ли вообще,
они растили нас. они верили в то,
во что верили тогда все — в свет-
лое будущее советского народа, в
большинстве своём отдавая нам
всё, что они считали лучшим, не
умея позаботиться о себе.
было ли что-то похожее у вас в
детстве?
находитесь ли вы в растерян-
ности, что передать «в приданое»
дочери?
ищете ли вы ответ на вопрос,
как правильно воспитывать де-
вочку?
Я верю в то, что, если прило-
жить усилия в этом направлении,
осознать и принять то, что было в
прошлом и нельзя исправить, нау-
читься быть счастливой в настоя-
щем, — это лучший мастер-класс,
который может мама показать
растущей рядом с ней дочери.
елена МиХаЙлина
www.aktivno.net
Что передать «в приданое» дочери:
чему я учу своих дочерей